Разборка шуруповерта своими руками

Содержание

Бывают неприятные ситуации, когда в самый разгар работ ломается электрический инструмент, например, шуруповерт. Времени идти в мастерскую или в супермаркет, чтобы купить новый нет, значит, остается отремонтировать его самому. Как разобрать шуруповерт для ремонта рассмотрим ниже.

  • Как он устроен
  • Как разобрать шуруповерт в целом
  • Разбираем аккумулятор шуруповерта
  • Как разобрать патрон шуруповерта
  • Как крепится патрон
  • Определяем как производитель закрепил патрон
  • Демонтируем патрон
  • Подробно о том, как разобрать редуктор шуруповерта
    • Конструкция планетарного редуктора
    • Принцип работы 2 ступенчатого редуктора
    • Разборка
    • Как он устроен

      В большом ходу шуруповерты аккумуляторные, поэтому их мы и рассмотрим. Шуруповерт своим внешним видом напоминает пистолет. В корпусе, изготовленном из пластмассы, есть отверстия, через которые двигатель охлаждается. Если посмотреть на шуруповерт в разрезе, то увидим:

      • регулятор оборотов;
      • реверс;
      • присоединенный к радиатору транзистор регулятора оборотов;
      • электродвигатель;
      • редуктор.

      Как разобрать шуруповерт в целом

      Рассмотрим этот процесс на примере шуруповерта Макита:

      • отсоединяем корпус, в котором находится аккумулятор;
      • откручиваем винты, соединяющие 2 половины корпуса крестовой отверткой;
      • извлекаем то, что находится в корпусе шуруповерта;
      • демонтируем кнопку реверса;
      • снимаем переключатель скоростей;
      • разъединяем двигатель и редуктор.

      Разбираем аккумулятор шуруповерта

      Почти 2/3 стоимости шуруповерта приходится на аккумулятор. Поэтому многие ремонту предпочитают покупку нового инструмента. Но бывает так, что человек привык работать именно этим шуруповертом и менять его не хочет. Тогда предстоит разборка аккумуляторного блока. Сделать ее несложно:

      • если корпус разборный, то просто откручиваем крепеж;
      • в случае безразборного корпуса, удаляем склеивающий слой, раздвигаем сопрягаемые поверхности при помощи самореза;
      • отделяем аккумуляторные банки. Разборка аккумулятора шуруповерта выполнена.

      Вот в этом видео показан еще один способ разборки:

      Как разобрать патрон шуруповерта

      К числу самых подвижных и нагруженных узлов шуруповерта относится патрон. Естественно, что и изнашивается он чаще других деталей.

      Как крепится патрон

      Перед тем, как разобрать шуруповерт Макита, например, определим способ крепления патрона. Закрепляется этот сборочный узел на инструменте следующими методами:

    • Старый, испытанный на протяжении 2 веков способ — конус Морзе. Конусность нижнего отверстия патрона и вала одинаковы.
    • Метод, называемый резьбовым. Патрон навинчен на резьбовую часть конца вала.
    • Метод закрепления патрона с применением фиксирующего винта.
    • Определяем как производитель закрепил патрон

      Не зная, как патрон закреплен, мы не сможем его разобрать. Поэтому:

    • Осматриваем его.
    • Читаем, что написано на боковой части:
      • если надпись в виде 1-6 В10, то в конструкции патрона присутствует конус Морзе. При этом он способен зажимать хвостовики диаметром от 1 до 6 мм, а конусная поверхность имеет типоразмер В 10;
      • когда методом закрепления патрона является резьба, то в случае метрической, его маркируют 1,0-11 М12х1,25, а на дюймовую резьбу указывает маркировка 2-13 мм ?-20 UNF. Как правило, наши производители используют резьбу метрическую, а зарубежные — дюймовую.
      • Демонтируем патрон

        Если закрепление патрона конусное, то снимается он просто — посредством осторожных ударов молотком по корпусу. Когда закрепление резьбовое, то совершаются следующие действия:

      • По часовому ходу выкручиваем винт с левой резьбой.
      • Зажимаем шестигранник в губках тисков, накидываем на него ключ и ударяем по нему молотком. Таким образом, патрон сдвинется с места. Правда, можно действовать и по-другому:
        • положить шуруповерт на стол;
        • запустить его;
        • посмотреть, сдвинулся ли патрон с места при ударе шестигранника о поверхность стола.
        • Бывает, что эти действия ни к чему не приводят, тогда придется разбирать шуруповерт, а затем:

          • вынуть редуктор, а вместе с ним и шпиндель;
          • поместить узел в тиски;
          • взять трубный ключ и открутить патрон.

          Если в редуктор попал мусор, то только так и следует поступить. Вот схема, которая поможет понять, как разобрать шуруповерт Бош:

          Здесь вы видите, что в шуруповерте Бош, патрон и редуктор — это единый узел.

          Подробно о том, как разобрать редуктор шуруповерта

          Прежде чем ответить на вопрос, как разбирать шуруповерт Хитачи, Зубр, Бош или любой другой, не помешает знать их конструкцию.

          Конструкция планетарного редуктора

          Редуктор включает в свою конструкцию следующие детали и узлы:

          • шестерни — кольцевая и солнечная;
          • сателлиты;
          • водило.

          Они могут быть пластмассовыми или металлическими.

          Принцип работы 2 ступенчатого редуктора

          Редуктор работает таким образом:

        • Внутри кольцевой шестерни вращаются сателлиты, которые приводит в движение солнечная шестерня двигателя. При этом скорость водила меньше, чем скорость двигателя.
        • Через солнечную шестерню передается крутящий момент от первого водила ко второму . Обороты водила 2, которое связано в валом патрона, еще больше уменьшаются.
        • Редуктор 3 ступенчатый работает так же, но там добавлен еще 1 планетарный механизм.

          Разборка

          • снимаем патрон;
          • раскручиваем корпус;
          • отсоединяем редуктор от двигателя;
          • снимаем пластину;
          • вынимаем по порядку все детали;
          • выкручиваем болты, соединяющие 2 половины редуктора;
          • корректируем диаметр пружины в меньшую сторону при помощи плоскогубцев. Таким образом улучшится включение 1 передачи;
          • разбираем муфту, снимая стопорное кольцо, шайбы и подшипник насыпной;
          • вынимаем вал.

          К вопросу, как разобрать шуруповерт, видео, снятое мастером своего дела, будет очень кстати. Оно ответит и на общие вопросы и, в частности, как разобрать аккумулятор Интерскол:

          А вот в этом видео рассмотрена разборка аккумулятора Хитачи, но, используя увиденное, мы будем знать и как разобрать шуруповерт Зубр, ведь они устроены приблизительно одинаково.

          Имейте в виду: Ремонтные комплекты для редукторов производители не выпускают. Поэтому все, что вы сможете сделать после разборки — это почистить его и поменять смазку. Если износились детали, то ремонт заключается в полной замене этого узла. Наличие избыточного количества смазки в редукторе не способствует хорошей работе шуруповерта.

          И в заключении: чтобы шуруповерт служил исправно и его не приходилось разбирать часто, придерживайтесь нехитрых правил:

          • перед работой проверяйте, как заряжен аккумулятор;
          • правильно подбирайте насадки. Ориентир — размер самореза или шурупа;
          • после смены насадки правильно фиксируйте патрон;
          • регулируйте скорость вращения биты перед работой.

          Космические технологии подарили производству, а затем и домашнему мастеру отличный инструмент — шуруповерт. Совсем недавно он использовался только в космосе. Сегодня во многих гаражах и домашних мастерских шуруповерт является незаменимым инструментом. Он помогает заворачивать множество шурупов и саморезов при сборке мебели, при ремонте техники и жилья. Но нет ничего вечного. Приходит время, когда шуруповерт начинает ломаться.

          Шуруповерт необходим в домашнем хозяйстве, чтобы быстро собрать или починить мебель.

          Читайте также:  Приспособа для заточки ножей рубанка

          Устройство шуруповерта

          Какие неисправности можно устранить в домашних условиях? Как распознать эти неполадки? Для ответа на этот вопрос нужно хотя бы вкратце познакомиться с внутренним устройством этого инструмента. Основная выступающая часть — это кнопка включения. Она предназначена для включения прибора и для регулировки скорости и направления вращения рабочего органа — патрона.

          На рис. 1 цифрой «1» обозначен непосредственно выключатель, цифрой «2» — устройство реверса. Регулирование оборотов происходит с помощью электронного устройства на базе транзистора («3»). От силы нажатия на кнопку включения зависит скорость вращения патрона. Реверс включается путем смены на клеммах полярности электрического тока. В шуруповерте обычно применяются однофазные двигатели коллекторного типа, работающие от постоянного тока (на изображении двигатель обозначен цифрой «4»). Двигатель состоит из корпуса, магнитов, якоря и щеток.

          Рисунок 1. Устройство шуруповерта.

          Вращение с двигателя передается на редуктор (цифра «5»). Он преобразует большие обороты двигателя в более низкие на валу, на котором крепится патрон с рабочими битами. Редуктор может применяться классический, как на всем известной дрели, и планетарный. Классический редуктор практически не применяется в последние годы, поэтому останавливаться на нем нет смысла. В состав планетарного механизма редуктора входит:

          • кольцевая шестерня;
          • солнечная шестерня, закрепленная прямо на валу двигателя;
          • сателлиты;
          • 2-3 водила.

          Далее идет регулятор усилия, имеющий чаще всего 16 позиций. Каждая из них обеспечивает определенное усилие на шуруп или на саморез, чтобы не повредить материал, который ими крепится.

          И последним элементом в этой череде узлов и деталей является патрон.

          При возникновении любой неисправности инструмента необходимо разобрать шуруповерт. Сделать это можно в сервисной мастерской, но большинство неполадок можно устранить дома.

          Причины разборки инструмента

          Подробная схема шуруповерта.

          Неисправности, требующие разборки, могут быть в электрической и в механической части шуруповерта. Признаками неисправностей электрической части является следующее:

          • инструмент не включается;
          • не переключается реверс;
          • не регулируются обороты.

          Если инструмент не включается, нужно проверить аккумулятор. Если показания мультиметра очень малы, следует попробовать зарядить блок аккумуляторов. Зарядка не помогает — это признак выхода из строя батареи. В этом случае вскрывается блок с аккумуляторными элементами. На каждом из них проверяется напряжение, которое должно быть в пределах 0,9-1,0 В. Проверяются все места паек. При необходимости производится замена элементов. Если блок аккумуляторов работает, нужно аккуратно разобрать сам шуруповерт. Для этого отверткой убираются винты, находящиеся по периметру. Их бывает обычно около 9 штук. Половинки корпуса разнимаются очень аккуратно.

          Устройство редуктора планетарного механизма.

          После разборки корпуса проверяется кнопка пуска и провода, подходящие к ней. Опять понадобится мультиметр. Прибор покажет место неисправности. При снятии пусковой кнопки не нужно спешить. В противном случае некоторые мелкие части, находящиеся внутри корпуса кнопки, могут вылететь и разлететься по всей комнате. Подобное может случиться и при разборке корпуса механизма реверса.

          При работе двигателя на максимальных для него оборотах неисправна система их регулировки. Причина может скрываться в самой кнопке. Может быть виноват транзистор, который находится где-то неподалеку от кнопки. При исправности кнопки и всех цепей до электродвигателя могут быть неисправны щетки, обмотки двигателя, якоря.

          Механические неисправности

          Механические неисправности шуруповерта тоже имеют свои признаки:

          • инструмент во время работы издает звуки, которых раньше не было слышно;
          • сильная вибрация патрона и всего инструмента;
          • шуруповерт во время работы заклинивает.

          Для разных шурупов нужно выбирать подходящую насадку для шуруповерта.

          При посторонних звуках необходимо разобрать корпус и внимательно осмотреть подшипники и втулки внутри него. При выходе их из строя нужно купить новые и заменить. При более сложных неполадках может оказаться искривленным вал редуктора, могут износиться шестеренки и сломаться штифты сателлитов. Во всех случаях неисправные части заменяются, смазываются, проверяются и корпус шуруповерта собирается с помощью крепежных винтов.

          Шуруповерт подвергается разборке не только для ремонта, но и для проведения профилактики. Разборка корпуса не представляет никаких трудностей и не требует специального инструмента. Во время работы внутрь корпуса набивается пыль, которая представляет определенную угрозу для целостности и работоспособности инструмента. Поэтому при профилактической разборке нужно внутренности прочистить от пыли и осмотреть детали на предмет их износа. Чаще всего изнашиваются и требуют замены графитовые щетки.

          Общие правила разборки и сборки шуруповерта

          1. Разборка корпуса.
          2. Разборка держателя магнитного.
          3. Разборка электродвигателя.
          4. Разборка кнопки пуска и статора.
          5. Разборка патрона.

          Для разборки корпуса шуруповерта нужно лишь отвернуть с помощью крестовой отвертки винты.

          Для разборки корпуса шуруповерта достаточно отвернуть с помощью обыкновенной крестовой отвертки РН-1 самонарезающие винты. Разобрать магнитный держатель довольно просто. Нужно снять подшипник, пружину и полумуфту. Для разборки двигателя ротор вынимается из статора. Делать это нужно осторожно, чтобы не повредить их обмотки. Нужно учитывать такую вещь: на роторе крепится подшипник с коллектором, вентилятор и редуктор. Статор полностью вынимают из корпуса вместе с держателями щеток и пусковой кнопкой.

          Чтобы снять и разобрать патрон, нужно определить способ его крепления. Это может быть резьба или конус Морзе. При резьбовом методе патрон наворачивается на резьбу, нанесенную на конец вала. Для его снятия нужно отвернуть винт, имеющий левую резьбу, которым патрон дополнительно крепится к торцу вала. Стоит этот винт внутри патрона. В патроне нужно зажать шестигранный ключ на 10 мм и включить дрель так, чтобы оставшийся свободный конец ключа с силой ударил о твердую поверхность. Дальше патрон обычно отворачивается довольно легко. Конус Морзе — это испытанный веками способ крепления с помощью конуса, нанесенного на конец вала и на внутреннюю часть патрона. При их совмещении происходит прочное крепление. Для снятия такого патрона достаточно не очень сильных ударов молотком по корпусу патрона.

          После проведения профилактических работ, ремонта и замены некоторых деталей производится сборка в обратной последовательности.

          Как разобрать аккумуляторную батарею?

          1. Отвернуть винты на дне коробки.
          2. Раскрыть коробку.
          3. Проверить и отбраковать элементы.
          4. Произвести замену и обратную сборку.

          Крепежных винтов на нижней части корпуса может быть от 4 до 6. Чаще всего они отворачиваются крестовой отверткой. Винты могут иметь разную длину. Это нужно учитывать, чтобы не перепутать их при сборке.

          Корпус встречается на некоторых моделях неразборный. В таком случае его нужно внимательно осмотреть и найти линию, по которой прошла заводская склейка. Нужно взять прочный нож и вставить его в этот паз с легким пошатыванием из стороны в сторону. Корпус должен переломиться на верхнюю и нижнюю части. Не беда, если это произойдет мимо паза. Все можно заклеить тюбиком хорошего суперклея. В верхней части корпуса откроется для взгляда несколько элементов батареи. На каждом из них замеряется напряжение, которое не должно сильно отличаться от номинального. Если разница превышает 10%, данный аккумулятор требует замены.

          После выбраковки останется купить новые элементы и спаять их согласно схеме обычными паяльными принадлежностями. После этого новый аккумулятор нужно зарядить без окончательного закрытия крышки, дать выстояться в течение суток, снова замерить напряжение на каждом элементе. Если какой-то из них не держит напряжение, его следует еще раз заменить. После удачного окончания работы нужно склеить половинки корпуса суперклеем. При склеивании нельзя допускать попадания клея на отдельные элементы аккумуляторной батареи.

          Шуруповерт имеется в мастерской или в гараже многих домашних мастеров. Это очень удобный и полезный инструмент. Но иногда его приходится разбирать для профилактической чистки, для ремонта кнопки шуруповерта, для замены различных его частей.

          Все эти работы вполне можно выполнить в домашних условиях без особого дорогостоящего инструмента.

          Шуруповёрт можно отремонтировать самостоятельно, изучив его устройство и принципы работы отдельных узлов.

          Читайте также:  Dvi rca переходник своими руками

          Устройство и неисправности шуруповёрта

          Все шуруповёрты устроены примерно одинаково. Они состоят из следующих функциональных узлов:

          • кнопка пуска;
          • широтно-импульсный регулятор;
          • электродвигатель;
          • транзистор;
          • планетарный редуктор.

          Все компоненты прибора находятся в прочном и эстетичном корпусе, который имеет прорезиненую рукоятку, кнопки управления и регулировки, а также гнездо для установки аккумулятора (если шуруповёрт рассчитан только на работу от сети 220 В, аккумулятора у него нет).

          При нажатии на кнопку пуска не до конца шуруповёрт может пищать. Это нормальное явление работы двигателей постоянного тока при запуске и на низких оборотах.

          Зачем и как регулировать трещотку

          Трещотка шуруповёрта — это муфта, предназначенная для ограничения усилия при вращении патрона. Её наличие в электроинструменте можно определить по вращающемуся кольцу с цифрами. Некоторые пользователи не понимают значения муфты и не трогают её. Используя трещотку, можно регулировать глубину ввинчивания самореза. В слишком мягкий материал шляпка крепежа легко утапливается и может пройти насквозь. При использовании мелкого крепежа очень высокий крутящий момент может его разрушить. Трещотка предотвращает срезание шлица у саморезов и износ бит шуруповёрта. Чтобы определить нужное значение на регулировочном кольце, сделайте несколько заходов, начиная с минимального.

          Если шуруповёрт имеет режим сверления, то последним значком на муфте будет пиктограмма с изображением сверла. В этом положении используется максимальный крутящий момент.

          Частые неисправности шуруповёрта

          Поскольку все современные шуруповёрты имеют стандартную схему устройства, неисправности у них тоже, как правило, типовые. К основным дефектам этого инструмента относятся:

          • неисправность аккумулятора;
          • износ щёток;
          • поломка кнопки;
          • биение патрона;
          • отсутствие реакции на попытки включения или выключения;
          • работа с перебоями.

          Все эти поломки вы сможете устранить самостоятельно, если у вас есть опыт работы с измерительными и паяльными приборами. В некоторых случаях придётся менять узлы полностью, так как не все детали продаются отдельно. Если ремонт редуктора или двигателя является для вас слишком сложной операцией, эти элементы можно полностью заменить или отнести их в мастерскую.

          Ремонт шуруповёрта своими руками

          Для устранения большинства неисправностей шуруповёрта требуется его разборка, т. е. снятие корпуса и отсоединение основных узлов друг от друга.

          Как разобрать шуруповёрт

          Шуруповёрт разбирают в следующей последовательности:

          1. Снимите аккумулятор.
          2. Открутите винты, соединяющие две половины корпуса.

          Корпус шуруповёрта состоит из двух частей, соединённых довольно большим количеством саморезов — для того чтобы его разобрать, нужно найти все места крепления

        • Снимите его верхнюю часть.
        • Выньте содержимое.
        • Отсоедините кнопку.
        • Кнопка шуруповёрта составляет единое целое с механизмом включения, который соединён с двигателем, поэтому при отделении кнопки от гнезда на корпусе нужно соблюдать осторожность, чтобы не порвать провода

        • Снимите переключатель скоростей.
        • Отсоедините двигатель, редуктор, регулировочную муфту и патрон.
        • Для того чтобы отсоединить редуктор шуруповёрта от его двигателя, необходимо открутить четыре винта, находящиеся в месте контакта двух пластмассовых кожухов

          Видео: как разобрать шуруповёрт

          Ремонт патрона

          Патроны в разных моделях шуруповёртов могут немного отличаться друг от друга. Они могут крепиться к валу тремя способами:

          1. Конусом Морзе.
          2. Резьбовым соединением.
          3. Резьбовым соединением с фиксирующим винтом.

          Чтобы определить способ крепления патрона, нужно прочитать надпись на его гильзе:

          • маркировка «1–6 В10» означает конус Морзе. Используются насадки с диаметром хвостовика от 1 до 6 миллиметров. Кодировка «В10» обозначает размер конуса. Возьмите молоток и выбейте патрон ударами по корпусу;
          • надписи типа «1,0–11 М12х1,2» или «2–13 мм ½-20 UNF» означают метрическую и дюймовую резьбу.

          Если патрон оказался резьбовым, нужно выполнить следующие действия:

          1. Разожмите кулачки патрона.
          2. Если внутри есть винт, выкрутите его по часовой стрелке (винт имеет левую резьбу).
          3. Возьмите шестигранный Г-образный ключ размером 10 мм.
          4. Короткий край вставьте в патрон и плотно зажмите в кулачках.
          5. На малых оборотах запустите и сразу выключите шуруповёрт, чтобы длинный край шестигранника ударился об стол. Вместо включения прибора можно просто ударить по ключу молотком. Резьба сдвинется и патрон выкрутится.

          Для того чтобы снять патрон, нужно зажать в него шестигранный ключ и запустить двигатель на малых оборотах до того момента, пока ключ не ударится об стол

          Видео: как снять патрон с резьбой при помощи шестигранного ключа

          Если эти способы не помогают, разберите шуруповёрт и выньте редуктор в сборе. Возьмите Г-образный трубчатый ключ (чаще всего на 19») и открутите патрон, зажав с обратной стороны болты крепления редуктора накидной головкой ключа. Она даст необходимый упор, с помощью которого патрон можно открутить рукой.

          Видео: как снять патрон трубчатым ключом

          Чтобы разобрать патрон, нужно снять заглушку в его основании. Пластиковая заглушка аккуратно поддевается ножом. Металлическая — выбивается ударами молотка по основанию патрона:

          1. Возьмите большой болт, вставьте его в патрон и слегка подожмите для центровки. Головка болта должна на два-три сантиметра выступать над патроном.
          2. Ударьте молотком по головке болта. Патрон выскочит из корпуса.

          Видео: извлечение пластиковой заглушки из патрона шуруповёрта

          Распространённые неисправности патрона:

          • криво зажимает биты;
          • люфт между битами и кулачками;
          • кулачки неровно выдвигаются.

          Для выяснения причин и их устранения выполните следующие действия:

          1. Разберите патрон.
          2. Снимите конусную гайку, которая состоит из двух частей.
          3. Выкрутите зажимные кулачки.
          4. Проверьте состояние резьбы на гайке и на кулачках, неисправные детали замените.

          В процессе работы на кулачках или конусной гайке, которая управляет их работой, может выработаться или раскрошиться резьба, тогда эти детали нужно заменить

        • Соберите патрон в порядке, обратном разборке.
        • Необходимо отметить, что такие детали, как кулачки или конусная гайка, отдельно купить вряд ли удастся, их можно снять только с другого аналогичного патрона. Поэтому в большинстве случаев неисправный патрон лучше отнести в мастерскую, а ещё проще — купить и поставить новый. Для покупки нового патрона обязательно возьмите с собой в магазин шуруповёрт и демонтированный старый патрон.

          Видео: разбор и ремонт патрона с металлической заглушкой

          Ремонт аккумулятора

          В шуруповёртах применяются три вида аккумуляторов:

          1. Никель-кадмиевые (Ni-Cd). Их можно заряжать очень много раз, но они обладают эффектом памяти. Если вы не дожидаетесь полной разрядки и начинаете заряжать батарею, то постепенно её ёмкость будет уменьшаться. Раскачайте аккумулятор перед первым использованием. Три раза разрядите и зарядите его, чтобы ёмкость стала максимальной.
          2. Никель-металл-гидридные (Ni-MH). Особенностью таких аккумуляторов является менее выраженный эффект памяти, но высокий ток саморазряда. Если вы предполагаете хранить шуруповёрт без использования больше месяца, обязательно полностью зарядите его аккумулятор.
          3. Литийионные (Li-Ion). Эти батареи быстро заряжаются, но не переносят морозы. Их можно заряжать когда удобно.

          Хранить все виды аккумуляторов необходимо отдельно от шуруповёрта и зарядного устройства. При долгом неиспользовании их нужно подзаряжать раз в месяц.

          Если батарея не держит заряд, разберите её. Она состоит из нескольких элементов питания. Проверьте тестером напряжение в каждом. Значение рабочего напряжения указано на корпусе (оно одинаково для всех элементов). Нерабочие батарейки замените.

          Аккумулятор шуруповёрта состоит из нескольких элементов, прозвонив которые можно найти и заменить те, что вышли из строя

          Видео: устранение быстрого разряда аккумулятора

          Если аккумулятор не снимается, скорее всего, заклинила фиксирующая кнопка. Необходимо снять верхнюю часть корпуса, отсоединить аккумулятор, разобрать его и отрегулировать кнопку.

          Ремонт зарядного устройства

          Частые поломки зарядного устройства:

          • горит предохранитель;
          • переламывается сетевой кабель;
          • обрывается первичная обмотка трансформатора;
          • пробиваются диоды.

          Если разобрать зарядное устройство шуруповёрта, то мы увидим понижающий трансформатор и плату. Через сетевой провод напряжение поступает на первичную обмотку трансформатора. Термопредохранитель включён последовательно с сетевой обмоткой, поэтому он перегревается первым и предохраняет обмотку от обрыва. Со вторичной обмотки напряжение переходит на диодный мост. Если зарядка пропускает ток, то вокруг диодов образуется желтизна. Обмотки трансформатора перегреваются, диоды пробиваются.

          Читайте также:  Какие погружные блендеры самые лучшие и надежные

          Зарядное устройство шуруповёрта состоит из понижающего трансформатора и платы с электроникой

          1. Замерьте мультиметром сопротивление на первичной обмотке. Если его нет, значит, цепь оборвана и напряжение не поступает на первичную катушку. Предохранитель находится под изоляцией трансформатора рядом с проводами, подключающимися к сети. Проверьте его тестером.
          2. Если предохранитель целый, проверьте сетевой провод, возможно, он перебит.
          3. Если провод в порядке, проверьте обмотки. В случае пробоя замените трансформатор.

          Видео: диагностика и ремонт зарядного устройства

          Проблемы с кнопкой

          Неисправность кнопки пуска может приводить к следующим нарушениям работы шуруповёрта:

          • появляется самоход;
          • прибор не включается;
          • прибор работает нестабильно.

          От кнопки два провода идут к контактам батареи и два — к двигателю. Если есть транзистор, то он подключается тремя проводами. Убедитесь, что проблема в кнопке:

          1. Подключите аккумулятор. Нажмите на кнопку и тестером замерьте напряжение на её выходе, оно должно отсутствовать.
          2. Снимите аккумулятор и извлеките верхний провод двигателя из корпуса кнопки.
          3. Подключите двигатель напрямую к аккумулятору. Для этого возьмите два провода необходимой длины и подсоедините их к контактам аккумулятора. Другие концы проводов подсоедините к корпусу двигателя и к проводу, который был вставлен в кнопку. Если двигатель заработал, значит, кнопка неисправна.

          Видео: диагностика и замена кнопки шуруповёрта

          Последовательность ремонта кнопки:

          1. Провода, идущие от кнопки, отпаивать не надо. Аккуратно, чтобы не повредить основание, снимите нажимную часть кнопки, которая не попадает во внутреннюю область корпуса. Это нужно делать не рывком, а медленно вращать и тянуть на себя.
          2. Снимите защитную крышку. Возьмите нож и плоскую отвёртку. Подденьте и освободите все защёлки. Вытащите элемент под номером 1 и снимите крышку отсека включения под номером 2. Если контакты слегка обгорели, их надо почистить. Но если они сгорели совсем, то кнопку лучше всего заменить. Она продаётся в комплекте с проводами. Если контакты целы, то идём дальше.
          3. Придерживая пружину, аккуратно извлеките механизм включения. Посмотрите внутрь. Возможно, из-за низкого качества металла контактные площадки стёрлись и образовалась пыль, которая осела внутри пластмассовой коробки. Соответственно, диэлектрические поверхности стали проводить электрический ток. Это одна из причин самопроизвольной работы прибора. Вторая причина — вышедший из строя транзистор. Удалите металлическую пыль ватой, смоченной спиртом. Контакты можно поскоблить ножом, но только не наждачной бумагой, чтобы не испортить их поверхность. Теперь соберите всё в обратном порядке. Сгоревший транзистор замените. Включите инструмент.

          Причиной неисправности кнопки могут стать подгоревшие контакты, металлическая пыль или сгоревший транзистор

          Осмотр и ремонт регулятора усилия

          За патроном располагается регулировочное кольцо с пружиной, контролирующей усилие и отщёлкивающей патрон от редуктора. Эта пружина давит на шарики, которые упираются в выступы кольцевой шестерни редуктора. Разберите трещотку, проверьте целостность всех её элементов. Удалите грязь ветошью, смоченной спиртом, смажьте шарики.

          Видео: ремонт трещотки

          Разборка и ремонт редуктора

          Основные элементы редуктора:

          Они изготовлены из металла и пластмассы. Кольцевая шестерня — это цилиндр с внутренними зубьями по всей окружности. По зубьям двигаются сателлиты.

          Первое водило имеет две шестерни с обоих концов. Первая солнечная — приводная шестерня двигателя. Она заходит между сателлитами первого водила. Вторая солнечная на противоположной стороне заходит между сателлитами второго водила. У двухступенчатого редуктора второе водило связано с валом, на который одевается патрон. У трёхступенчатого редуктора есть ещё один механизм. Все эти детали расположены внутри кольцевой шестерни.

          Двигатель передаёт вращение сателлитам первой ступени через солнечную шестерню. Первое водило вращает вторую ступень сателлитов. Если есть третья ступень, то её вращает второе водило. Сателлиты всех ступеней вращаются внутри кольцевой шестерни. Последнее водило вращает вал патрона. С каждой передачей крутящего момента скорость падает.

          Последовательность разборки редуктора:

          1. Снятие патрона.
          2. Раскручивание корпуса.
          3. Отсоединение редуктора от двигателя.
          4. Снятие пластины.
          5. Изъятие всех деталей из корпуса.

          При разборке редуктора все детали снимаются последовательно: сначала сателлиты первой ступени, а потом второй

        • Выкручивание всех болтов, которые соединяют обе половины редуктора.
        • Коррекция диаметра пружины с использованием плоскогубцев с целью улучшения включения передачи.
        • Разборка муфты за счёт снятия стопорного кольца, шайб, насыпного подшипника.
        • Изъятие вала.
        • Все детали разбираемого редуктора раскладывайте по порядку, чтобы потом было легче собирать.

          1. Если при работе шуруповёрта слышен скрежет или он дёргается, значит, редуктор имеет дефекты. Во время работы приходится производить боковое нажатие и сильно нагружать инструмент. Из-за этого искривляется вал редуктора и возникает заметное биение. В этом случае узел меняется в сборе.
          2. Если износилась опорная втулка и подшипник вала, то их можно заменить на аналогичные.
          3. Поломка штифта сателлита сопровождается запуском и моментальной остановкой двигателя. Замените водило или редуктор.
          4. Изнашивание зубцов шестерёнок также требует замены редуктора.

          Часто ремонт редуктора сводится только к очистке и смазке. Не переборщите со смазкой, иначе прибор будет плохо работать.

          Видео: разборка, сборка, очистка и смазка редуктора

          Замена щёток

          Графитовые щётки расположены с торца двигателя со стороны соединения с кнопкой. Они могут находиться внутри корпуса двигателя под задней крышкой либо снаружи. При износе хотя бы одной из щёток на 40% меняйте обе. Проверьте контакты. На износ щёток указывают следующие признаки:

          • двигатель работает рывками;
          • слышны несвойственные нормальной работе звуки;
          • искрение;
          • запах гари.

          При снятии и установке щёток нужно придерживать держатели, иначе под действием пружины они могут разлететься довольно далеко

          Видео: замена щёток двигателя

          Ремонт двигателя

          В шуруповёрте используется двигатель постоянного тока в цилиндрическом корпусе с магнитами. Внутри находится якорь с обмотками и щётки. Для проверки двигателя отсоедините редуктор и провода, ведущие к кнопке, и замерьте сопротивление обмотки якоря мультиметром. Отсутствие показаний прибора говорит об обрыве, а очень низкое значение — о коротком замыкании. Сопротивление коллектора измеряется на валу и каждой пластине. Оно должно быть нулевым. Неисправности в якоре ведут к отключению при работе, потере мощности, искрению и задымлению.

          Видео: тестирование обмотки якоря и пластин коллектора мультиметром

          Часто при выходе из строя двигателя шестерня остаётся целой. Так как в большинстве двигателей она запрессована на валу, её снятие проходит с некоторыми трудностями. Купите специальный съёмник или воспользуйтесь подручными средствами. Не пытайтесь это сделать плоскогубцами или гвоздодёром — вы погнёте вал и испортите зубья шестерни.

          1. Возьмите кусок профиля или швеллера. Сделайте продольную канавку болгаркой.
          2. Вставьте вал в канавку перпендикулярно профилю и как бы подденьте шестерню.
          3. Положите профиль на две твёрдые поверхности так, чтобы двигатель свисал между ними.
          4. Возьмите гвоздь и молотком аккуратно постучите по краю вала. Шестерня легко сползёт.
          5. Оденьте шестерню на новый двигатель с помощью молотка и твёрдой поверхности.

          Видео: снимаем шестерню с вала двигателя

          Шуруповёрт трещит, но не крутит

          При появлении треска в работе шуруповёрта сначала попробуйте поменять положение регулятора скоростей. Возможно, он недовключился. Если эта процедура не помогла, разберите инструмент.

          1. Если двигатель крутится, отсоедините патрон. Проверьте вращение вала редуктора и состояние шестерни двигателя.
          2. Если вал не вращается и шестерня целая, разберите редуктор. Проверьте состояние зубьев сателлитов и шестерёнок.
          3. Если двигатель не работает, проверьте щётки, обмотки и якорь.

          Теперь вы знаете как разбирать, собирать и ремонтировать шуруповёрт своими руками.

          Ссылка на основную публикацию