Принципиальные схемы пуско зарядных устройств

Зарядно-пусковое устройство представленное в этой статье позволяет запустить автомобиль в зимнее время. Как известно пуск в зимнее время двигателя внутреннего сгорания автомобиля с подсевшим аккумулятором требует много сил и времени.

Плотность электролита, вследствие продолжительного хранения, существенно понижается, а протекающий внутри аккумулятора процесс сульфатации увеличивает внутреннее сопротивление его, тем самым, уменьшая стартовый ток аккумулятора. Плюс ко всему, в зимнее время повышается вязкость моторного масла, что требует от автомобильного аккумулятора большей стартовой мощности.

Как известно, облегчить пуск автомобиля зимой можно несколькими способами:

  • разогреть масло в картере авто;
  • завести машину от другой машины с надежным аккумулятором;
  • завести «с толкача»;
  • применить зарядно-пусковое устройство (ЗПУ).

Вариант с применением пускового устройства более удобен при хранении автомобиля в гараже либо на платной стоянке, где есть возможность подключить пусковое устройство к электросети. Помимо этого данное зарядно-пусковое устройство поможет не только завести авто с севшим аккумулятором, но и быстро восстановить и зарядить его.

В основном в промышленных образцах зарядно-пускового устройства, аккумулятор подзаряжается от источника питания средней мощности имеющий номинальный ток в пределах до 5А, которого, как правило, не хватает для непосредственного отбора тока стартером автомобиля. Несмотря на то что внутренняя емкость автомобильных аккумуляторных ПЗУ весьма велика (у некоторых моделях до 240 А/ч), но все же после нескольких заводов они, так или иначе «садятся», а быстро восстановить их заряд не получится.

Данное зарядно-пусковое устройство, отличается от промышленного прототипа незначительной массой и возможностью в автоматическом режиме поддерживать рабочее состояние аккумулятора ПЗУ, вне зависимости от срока хранения или эксплуатации. Даже если в ПЗУ нет внутреннего аккумулятора, он все равно может кратковременно выдать пусковой ток до 100А. Также существует неплохая схема зарядного устройства для аккумулятора с регулировкой тока заряда.

Для восстановления пластин аккумулятора и снижения температуры электролита во время зарядки, в зарядно-пусковом устройстве предусмотрен режим регенерации. В данном режиме происходит чередования импульсов зарядного тока и пауз.

Принципиальная схема

Схема пускового зарядного устройства содержит симисторный регулятор напряжения (VS1), силовой трансформатор (T1), выпрямитель на мощных диодах (VD3, VD4) и стартерный аккумулятор (GB1). Ток подзарядки выбирается регулятором тока на симисторе VS1, его ток регулируется переменным резистором R2 и зависит от емкости аккумулятора.

Входная и выходная цепи зарядки имеют конденсаторы фильтра, который уменьшает степень радиопомех при работе симисторного регулятора. Симистор VS1 обеспечивает регулировку тока зарядки при разбросе напряжения сети в пределах от 180 до 220 В.

Обвязка симистора состоит из R1-R2-C3 (RC цепь), динистора VD2 и диодного моста VD1. Константа времени RC — цепи влияет на момент открытия динистора (отсчитывая от начало сетевого полупериода), который включен в диагональ выпрямительного моста через ограничительный резистор R4. Выпрямительный мост осуществляет синхронизацию включение симистора в обоих полупериодах сетевого напряжения. В режиме «Регенерация» применяется только один полупериод сетевого напряжения, что способствует отчистке пластин аккумулятора от имеющейся кристаллизации. Конденсаторы С1 и С2 уменьшают степень помех от симистора в сети до приемлемых уровней.

Детали

В зарядно-пусковом устройстве применен силовой трансформатор от телевизора «Рубин». Возможно также использование трансформатора типа ТСА-270. Перед тем как перемотать вторичные обмотки (первичные остаются без изменений), каркасы отделяются от железа, все бывшие вторичные обмотки (до фольги экранов) удаляют, а на освободившееся место наматывают медным проводом сечением 1,8…2,0 мм2 в один слой (до заполнения) вторичные обмотки. В результате перемотки напряжение одной обмотки должно получиться примерно 15… 17 В.

Для визуального контроля зарядного и пускового тока в схему зарядно-пускового устройства введен амперметр с шунтирующим резистором. Сетевой выключатель SA1 должен быть рассчитан на максимальный ток 10 А. Сетевой переключатель SA2 (типа ТЗ или П1Т) позволяет выбрать максимальное напряжение на трансформаторе в соответствии с напряжением сети. Внутреннего аккумулятора марки 6СТ45 или 6СТ50 должно хватить на 3-5 одновременных пусков. Резисторы в ЗПУ можно применить типа МЛТ или СП, конденсаторы С1,С2 — КБГ-МП, C3 – МБГО, С4 — К50-12, К50-6. Диоды Д160 (без радиаторов) можно поменять на другие с допустимым током более 50 А, симистор — типа ТС. Подсоединение ЗПУ к аккумулятору автомобиля необходимо производить мощными зажимами «Крокодил» (на рабочий ток до 200 А). В устройстве важно применить заземление.

Читайте также:  Как построить конусность на чертеже

Настройка

При настройке к устройству подсоединяется (соблюдай полярность!) внутренний аккумулятор GB1, и испытывается регулировка зарядного тока резистором R2. Затем проверяется зарядный ток в режиме заряда, пуска и регенерации. Если ток не более 10…12А, то ЗПУ находится в рабочем состоянии. При подсоединении зарядно-пускового устройства к аккумулятору автомобиля, ток заряда вначале должен возрасти примерно 2-3 раза, а через 10 — 30 мин понизиться до первоначального значения. После этого переключатель SA3 щелкается в режим «Пуск», и происходит завод двигателя автомобиля. В случае неудачной попытки завести двигатель, производится дополнительная подзарядка в течение 10 — 30 мин, и попытка повторяется.

Рассмотренное в этой статье устройство может выполнять две функции: зарядку автомобильных и иных аккумуляторных батарей и запуск стартеров двигателей внутреннего сгорания в холодное время года при разряженной аккумуляторной батарее (АКБ). Устройство собрано на доступной элементной базе и может быть повторено даже начинающим радиолюбителем.

Принципиальная схема пуско-зарядного уст­ройства (ПЗУ) показана на рис.1. Устройство со­стоит из:

  • силового понижающего трансформатора Т1;
  • двуполупериодного выпрямителя со средней точкой на диодах VD1 и VD2 для запуска дви­гателей;
  • однополупериодного управляемого выпрями­теля на тиристоре VS1 для зарядки АКБ;
  • схемы широтно-импульсного управления включением тиристора на однопереходном транзисторе ѴТ3;
  • схемы автоматического выключения режима заряда АКБ на транзисторах ѴТ1, ѴТ2, ѴТ4. Устройство имеет несколько режимов работы.

Режимов заряда АКБ два: «Ручной» и «Автомат». Переключение этих режимов осуществляется тумблером SA1. Для включения ручного режима тумблер замыкает участок коллектор-эмиттер транзистора ѴТ4. Для продления срока службы АКБ устройство имеет режим «Десульфатация», который включается тумблером SA2.

Особенности схемы и работы ПЗУ

Выпрямитель схемы запуска классический двухполупериодный со средней точкой.

В качестве каждого из выпрямительных дио­дов VD1 и VD2 автор использовал по три соеди­ненных параллельно мощных диода Д246. Диоды каждого из составных диодов VD1 и VD2 установ­лены на радиаторах по три на одном, площадью не менее 140 см 2 . Если устройство собрано в ме­таллическом корпусе, то радиаторы должны быть изолированы от этого корпуса.

Суммарное напряжение с обмоток, обозна­ченных на рис. 1 как 2А и 2Б, выпрямляется однополупериодным выпрямителем на тиристоре VS1 типа Т122-25-1. Причем он открывается только в положительные полупериоды напряжения на вто­ричной обмотке трансформатора («+» — внизу, «-» — вверху) импульсом со схемы широтно-им­пульсного управления, который поступает на управляющий электрод тиристора, а закрывается при уменьшении напряжения между анодом и ка­тодом этого тиристора до нуля.

Включение ПЗУ в режим заряда подключенно­го к нему аккумулятора осуществляется тумбле­ром SA1 или транзисторным ключом ѴТ4.

Схема широтно-импульсного управления включением тиристора собрана на однопереход­ном транзисторе ѴТ3 типа КТ117Б и представля­ет собой генератор-формирователь запускаю­щих импульсов, формирующий их из положи­тельных полупериодов напряжения на вторичной обмотке трансформатора. Длительность этих импульсов, а главное, момент появления их по­ложительных фронтов можно изменять перемен­ным резистором R2 времязадающей цепи. Во времязадающую цепь этого генератора кроме R2 входят R1 и С1. Положительный фронт этих им­пульсов управляет моментом отпирания тирис­тора в каждом положительном полупериоде на­пряжения сети. Напомню, что тиристор запира­ется в конце каждого положительного полупериода, когда напряжение на нем становится близ­ким к 0 В.

Схема автоматического выключения процесса зарядки АКБ по окончании ее заряда в режиме «Автомат», состоит из порогового устройства на стабилитроне VD6 и транзисторах ѴТ1, ѴТ2 и транзисторного ключа ѴТ4. При заряде АКБ в ре­жиме «Автомат», пока напряжение на АКБ менее порогового значения 14,5 В, VD6 закрыт, ѴТ2 за­перт, ѴТ1 и ѴТ4 открыты. Схема срабатывает, ког­да в этом режиме напряжение на АКБ достигнет 14,5 В. При этом открывается стабилитрон VD6, и через этот стабилитрон и R7 начинает протекать ток базы ѴТ2, открывает его, что приводит к запи­ранию ѴТ1 и ключа ѴТ4. Заряд закончен. Порог срабатывания схемы устанавливается потенцио­метром R9.

Читайте также:  Как снимать показания электросчетчика день ночь

Для обеспечения режима работы «Десульфатации» электродов кислотных АКБ в ПЗУ исполь­зуется однополупериодный управляемый выпря­митель, т.е. заряд АКБ происходит в каждый пе­риод по времени не более полупериода, а в остав­шееся время АКБ можно разряжать, подключив внешнюю нагрузку. В качестве такой нагрузки можно использовать мощный резистор R11 или автомобильную лампочку накаливания мощнос­тью 21 Вт на 24 В которая включается SA2.

Особенности конструкции и детали

Устройство собрано автором в металличес­ком корпусе от старого прибора. На передней панели, кроме ампермет­ра, размещены: индикаторная лампа, регулятор тока заряда R2, переключатели режимов SA1 и SA2, предохранители и клеммы.

Внутри ПЗУ на корпусе расположен тиристор VS1 и на отдельных радиаторах VD1 и VD2, каж­дый составленный из трех Д246. Большая часть остальных деталей размещена на односторонней печатной плате размерами 70×50 мм. Чертеж этой платы показан на рис.2, а расположение деталей — на рис.3.

Силовой трансформатор

В качестве основы для изготовления силового трансформатора этого ПЗУ можно использовать силовой трансформатор от любого старого оте­чественного унифицированного лампово-полу­проводникового телевизора УЛПЦТ(И) типов ТС или ТСА мощностью 270…310 Вт. Этот трансфор­матор собран на броневом П-образном сердеч­нике из высококачественной ленточной транс­форматорной стали и имеет две катушки, на ко­торых намотаны полуобмотки первичной и всех вторичных обмоток.

Перемотка силового трансформатора — это самая трудоемкая часть работы при изготовле­нии ПЗУ.

Все вторичные обмотки трансформатора бу­дет необходимо смотать и намотать новые, оста­вив нетронутой первичную обмотку.

На большинстве трансформаторов ТС/ТСА указаны не только номера выводов полуобмоток, но и напряжение на них, количество их витков и диаметр проводов.

По этим данным несложно рассчитать количе­ство витков на вольт:

N = w/U, где w — количество витков одной из об­моток трансформатора, a U — напряжение на ней.

Для начала трансформатор надо правильно разобрать. Перед разборкой следует пометить одну из сторон каждой половинки магнитопровода краской. Для разборки необходимо снять кре­пежную арматуру и попытаться вытянуть П-об­разные половинки магнитопровода из каркасов катушек. В старых трансформаторах это иногда удается. Если это не удалось, то, значит, поло­винки магнитопровода хорошо склеены внутри каркасов катушек, и клей не рассохся. Клей мож­но разбить, постукивая деревянным молотком (киянкой) по выступающим частям магнитопро­вода, в крайнем случае, закрепив трансформа­тор за магнитопровод в тисках через картонные или деревянные (фанерные) прокладки.

Полуобмотки первичной обмотки остаются без изменений, а двухсекционные полуобмотки вторичной обмотки надо снять и намотать новые, которые обозначены как 2А, 2Б, 2В и 2Г.

Зная количество витков на вольт (N) несложно рассчитать количества витков вторичных обмо­ток, используя формулу:

Для обмоток 2А и 2Б wАБ = 10N, а для 2В и 2Г wВГ = 7N.

Обмотки мотаются медным изолированным проводом или шиной сечением 6…8 мм 2 . Обмот­ки можно мотать и в два провода, главное, чтобы суммарное сечение проводов соответствовало указанному выше. Между вторичными обмотка­ми и первичной, а также между слоями вторич­ных обмоток должны быть проложены изолирую­щие прокладки. Можно использовать их от этого же трансформатора. Поэтому советую разби­рать ТС аккуратно. Соответствующие полуоб­мотки на разных катушках должны мотаться оди­наково, строго соблюдая количество их витков. Половинки сердечника следует вставить в соот­ветствии с проставленными на них метками и плотно стянуть.

Читайте также:  Антенна для телевизора на дачу своими руками

После сборки трансформатора, переменное напряжение на «холостом ходу» (без нагрузки) на каждой из полуобмоток 2А и 2Б равно 10 В, а на 2В и 2Г-7 В.

В качестве амперметра РА в ПЗУ можно ис­пользовать любой переменного тока с пределом измерения 10, 15 или 20 А, но можно изготовить его самостоятельно из микроамперметра на 50…100 мкА, подобрав и включив параллельно ему шунт R12.

Примечание: Если в наличии стре­лочного амперметра или микроамперметра для его изготовления нет, целесообразно приобрес­ти цифровой амперметр, многие из которых в на­стоящее время дешевле стрелочных приборов, удобней и точнее.

Регулировка ПЗУ

Перед регулировкой ПЗУ следует тщательно проверить монтаж и исправность устройства. Установить «движок» R2 в крайнее верхнее (по схеме) положение, что соответствует минималь­ному току заряда, a R7 — приблизительно в среднее положение. Установить SA1 в положение «Ручной» (замкнутое состояние). Включить ПЗУ в сеть и подключить к нему заряженный на 100% кислотный 12-вольтовый аккумулятор и вольт­метр постоянного тока (можно — мультиметр). Следя за величиной напряжения на АКБ, потен­циометром R2 установить на АКБ 14,5 В.

Далее надо включить режим «Автомат» (разо­мкнутое состояние). Если напряжение на АКБ не изменилось, то плавно вращая «движок» R9, следует добиться срабатывания порогового уст­ройства. При этом напряжение на АКБ скачкооб­разно уменьшится.

Если же в момент включения режима «Авто­мат» пороговое устройство срабатывает сразу, то надо включить режим «Ручной». Затем подстроен­ным резистором R9 «поймать» момент срабаты­вания автоматики, определяя его по напряжению на С2, и оставить «движок» R9 в этом положении.

В некоторых случаях настройку следует повто­рить несколько раз.

Автор: Борис Данилин, г. Новояворовск, Львовская обл.
Источник: Радиоаматор №4/2016

Попросили отремонтировать пуско-зарядное устройство ПЗУ-14-100. Выглядит оно как ящик из крашеного кровельного железа, на лицевой стороне: амперметр, вольтметр, регулятор тока заряда, переключатель пуск/заряд, индикатор пуска, индикатор включения, автоматический выключатель. Внутри: трансформатор мощностью 1,5-2 КВт, радиатор с тиристорами и плата управления за лицевой стороной. Вторичная обмотка трансформатора выполнена «косичкой», скрученной из нескольких проводов ПЭВ диаметром 0,6-1 мм общим диаметром 7-9 мм. К ней через изоляцию прикреплён терморезистор.

При ремонте обнаружены короткое замыкание в цепи первичной обмотки, перегрев проводов и деталей на плате управления. Для ремонта срисовал принципиальную схему, исходя из неё восстановил номиналы сгоревших резисторов, заменил КТ315 и КТ361 на КТ817 и КТ816. Замененные детали на схеме красного цвета.

Схема ПЗУ-14-100

По схеме видно, что тиристоры управляются импульсами тока по цепи конденсатор C4 — транзисторы VT5, VT6, VT7 — диоды VD4, VD5. Фаза включения тиристоров и ток в силовой цепи зависят от скорости роста напряжения на конденсаторе C4, то есть от тока через резисторы регулятора тока R23-R25 и через транзистор пуска VT3. VT3 включается в режиме «пуск» если напряжение на акумуляторе падает ниже 11 В. Ключевой транзистор VT4 включает цепь управления при правильном подключении к акумулятору и прикрывает её при превышении тока и перегреве обмоток. Для правильной работы этой цепи необходимы идентичные половины вторичной обмотки, обычно их делают навивкой в два провода или разделением концов «косички» надвое. Ток в обмотке измеряется по разности напряжений на нагруженной и свободной половинах обмотки — они нагружаются по очереди.

Для работы с устройством ПЗУ-14-100 необходимо: выключить автоматический выключатель, подключить к сети

220 В, правильно подключить к аккумулятору (плюс к плюсу), установить регулятор тока в минимум, переключатель — в положение заряд, проверить напряжение АКБ (если ниже 11 В — нужно зарядить), включить автоматический выключатель, регулятором установить нужный ток (обычно 1/10 от ёмкости), если нужно — переключить в пусковое состояние, при пуске двигателя наблюдать свечение индикатора пуска. Для выключения — выключить автоматический выключатель, отключить от сети, отключить от аккумулятора.

Ссылка на основную публикацию