Разделы: Технология
Класс:
Цели урока:
Обучающие:
- Формирование умения и навыков у обучающихся по вальцеванию резиновой смеси.
- Понимать и соблюдать технику безопасности по обслуживанию во время работы и остановке вальцов.
Развивающие:
- Развитие мышления и профессиональных умений.
- Развитие умения выполнять трудовые процессы в соответствии с заданным алгоритмом профессиональной деятельности.
- Прогнозировать последствия принимаемых решений.
Воспитывающая:
- Воспитание потребности изучение процесса.
- Способствовать развитию интереса к избранной профессии, бережного отношения к оборудованию.
- Чувства ответственности и уверенности в себе.
- Воспитание коллективизации, дружбы, сплоченности.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: Беседа, практическая работа.
Методы:
Обучения: Диалогический, показательный, алгоритмический.
Преподавания: Инструктивный, стимулирующий.
Учения: Репродуктивный, частично – поисковый, практический.
Межпредметные связи – физика.
Материально-техническое и дидактическое оснащение: лабораторные вальцы, инструкции по охране труда и технике безопасности.
Ход урока
I. Организационная часть.
- Приветствие, психологический настрой обучающихся;
- Рапорт дежурного, внешний вид, готовность к уроку;
- Доведение до обучающихся хода урока.
II. Вводный инструктаж.
1. Активизация опорных знаний и мотивационных состояний.
1.1. Сообщить тему и цели урока.
1.2. Проверка пройденного. Восстановить в памяти обучающихся ранее изученного материала на уроке теоретического и производственного обучения по вопросам (устно, блиц-опрос):
Вопрос | Примерный ответ |
– Что является рабочим органом вальцов? | Рабочим органом вальцов являются валки, два полых валка установленных на подшипниках качения. Корпуса подшипников опираются на стойки, закрепленные на станине вальцев. |
– В чем заключается сущность процесса пластикации? | Повышение пластических свойств каучуков для облегчения процессов приготовления резиновых смесей и клеев и улучшения их качества. |
– Какова величина зазора между валками? | Величина зазора между валками связана с величиной навески резиновой смеси. Чем меньше навеска резиновой смеси, тем меньше может быть величина зазора и меньше продолжительность смешения. По мере ведения ингредиентов объем резиновой смеси увеличивается, поэтому зазор между волками приходится также увеличивать. |
– Какова фрикция валков | 1:1,2 |
1.3. Работа с тестовым заданием (приложение 1), проверка теста проводится устно.
2. Формирование новых знаний, умений и навыков профессиональной деятельности.
а) Объяснение нового материала.
Операции | Алгоритм действий |
До начала работы. | Надеть спецодежду установленного образца, визуально осмотреть вальцы, проверить заземление и легким прикосновением тыльной стороной ладони к металлическим частям вальцев, отсутствие перекоса валков визуально, отсутствие посторонних предметов в зазоре валков, на поддоне и траверсах; отсутствие масла и воды на полу во избежание падения; работу вальцев в холостую и остановку; верхние и нижние аварийные устройства с записью в “Журнале проверки устройств аварийного останова оборудования в подразделения ОАО “Нижнекамскшина”; подвод переднего валка механическим путем, подачу холодной воды в слив. |
Во время работы. | Загрузку резиновой смеси и каучука производить со стороны большой шестерни; не допускать переноса валка, развод и сближение валков при залипании резиновой смеси к валкам, остановить вальцы и снять залипшую резину, вальцевание резиновой смеси начинать с минимального зазора. |
По окончанию работы. | Остановить вальцы кнопкой “стоп”, прекратить доступ охлаждающей воды в полость валков, убрать рабочее место, почистить оборудование, доложить сменщику, бригадиру о замечаниях по работе оборудования. |
б) Показ трудовых приемов мастером.
в) Показ трудовых приемов обучающимися.
г) Предупреждение типичных ошибок.
д) Коллективное составление алгоритма.
е) Сообщение критерий оценок при выполнении работы.
ж) Повторение инструкции по ОТ. и ТБ.
з) Закрепление изученного материала на уроке(по вопросам в форме игры).
и) Повторение организации рабочего места.
III. Совершенствование практических знаний, умений и навыков (текущий инструктаж).
Выполнение самостоятельной работы под наблюдением мастера производственного обучения.
1. Совершение целевых обходов:
а) Первичный:
- Расстановка обучающихся по рабочим местам;
- Осмотр организации рабочего места.
б) Индивидуальный инструктаж с целью:
- Дополнительные разъяснения в работе;
- Оказание помощи при выполнении задания.
в) Вторичный обход рабочих мест обучающихся:
- Проверки правильности выполнения трудовых приемов;
- Оказание помощи при выполнении задания;
- Выполнение соблюдений правил техники безопасности и электробезопасности;
- Предупреждение и устранение ошибок.
IV. Применение умений и навыков (заключительный инструктаж).
- Сообщить учащемуся о достижении цели урока, в целом группы и обучающимся;
- Анализ работы учебно-производственной деятельности обучающихся;
- Разобрать допущенные ошибки обучающихся и невыполнения правил ТБ, отметить лучшие работы;
- Выставление оценок, их комментарии;
- Домашнее задание;
- Уборка рабочих мест.
Вальцовщик (2-й разряд)
Характеристика работ. Вальцовка, правка и гибка на различных вальцах и прессах деталей из листового и пруткового металла толщиной до 10 мм в холодном состоянии и до 20 мм в горячем состоянии. Вальцовка кромок с последующей правкой по линейке и шаблону. Гибка и вальцовка углов с малым радиусом закругления, гибка при помощи прокладок и правка на вальцах крупного листового и сортового металла в холодном и горячем состоянии с обеспечением заданной конфигурации. Разгонка проволоки из цветного металла в ленту. Вальцовка, правка и гибка на различных вальцах деталей из листового и пруткового металла толщиной свыше 10 до 20 мм в холодном и свыше 20 до 30 мм в горячем состоянии под руководством вальцовщика более высокой квалификации. Регулирование вальцов. Управление прессами и вальцами в процессе вальцовки, правки и гибки с местных и дистанционных пультов. Выполнение стропальных работ, подача сигналов машинисту крана (крановщику) и наблюдение за грузом при подъеме, перемещении и укладке его в пределах рабочего места.
Должен знать: устройство и принцип работы однотипных вальцов и прессов; приемы работы и последовательность операций при вальцовке и гибке; способ крепления деталей при обработке их в вальцах и на прессах; деформацию металла при вальцовке и гибке в холодном и горячем состоянии; припуски для холодной и горячей вальцовки; устройство специальных приспособлений и инструментов; степень нагрева металлов для горячей вальцовки; правила стропальных работ.
Вальцовщик (3-й разряд)
Характеристика работ. Вальцовка, правка и гибка на различных вальцах и прессах деталей из пруткового и листового металла толщиной свыше 10 до 20 мм в холодном состоянии и свыше 20 до 30 мм в горячем состоянии. Гибка кромок на вальцах, прессах и вручную. Гибка конусных обечаек и полуобечаек из листового металла толщиной до 10 мм в холодном состоянии и до 20 мм в горячем состоянии. Гибка деталей, имеющих один-два сгиба, – на гибочных машинах. Правка кромок на прессах и вручную, правка обечайки по шаблонам и линейке. Вальцовка и калибровка ленты цветного металла. Вальцовка на машинах поперечного вальцевания деталей из пруткового металла толщиной до 30 мм в горячем состоянии. Вальцовка, правка и гибка на различных вальцах деталей из листового и пруткового металла толщиной свыше 20 до 30 мм в холодном и свыше 30 до 40 мм в горячем состоянии под руководством вальцовщика более высокой квалификации. Подналадка вальцов. Участие в ремонте оборудования.
Должен знать: устройство, принцип работы и правила подналадки вальцов и прессов различных типов, способы регулировки вальцов в зависимости от толщины листового металла, радиуса гибки и марки стали; способы измерения деталей в процессе гибки или вальцовки; назначение и условия применения контрольно-измерительных инструментов; механические свойства металлов, влияющие на деформацию металла при вальцовке и гибке; конструкцию различных штампов, приспособлений и подкладок для гибки и вальцовки.
Вальцовщик (4-й разряд)
Характеристика работ. Вальцовка, правка и гибка сложных и крупных деталей на различных вальцах и прессах разных конструкций из листового и пруткового металла толщиной свыше 20 до 30 мм в холодном состоянии и свыше 30 до 40 мм в горячем состоянии. Вальцовка на машинах поперечного вальцевания деталей из пруткового металла толщиной свыше 30 мм в горячем состоянии. Прокатка высокоуглеродистых, специальных марок сталей, драгоценных и цветных металлов с повышенной точностью в холодном состоянии. Гибка конусных обечаек и полуобечаек из листового металла толщиной свыше 10 мм в холодном состоянии и свыше 20 мм в горячем состоянии. Гибка деталей, имеющих три и более сгиба, на гибочных машинах. Прокат лент и фасонных профилей из высокоуглеродистых и специальных марок сталей на одно- и многоклетьевых станах. Регулирование режима нагрева металла для вальцовки. Биллетировка днищ и горловин баллонов всех видов. Наладка вальцов на различные виды правки, гибки и вальцовки.
Должен знать: устройство, кинематические схемы и правила наладки вальцов, прессов и машин поперечного вальцевания; свойства листового металла в процессе горячей и холодной вальцовки; технические условия и государственные стандарты на вальцовочные работы; приемы гибки и вальцовки в горячем и холодном состоянии; устройство подъемных механизмов, контрольно-измерительных инструментов; конструкцию специальных приспособлений; правила разборки, сборки, регулировки инструмента; режимы нагрева металла.
Вальцовщик (5-й разряд)
Характеристика работ. Вальцовка, правка и гибка сложных и крупных деталей на различных вальцах и прессах разных конструкций из листового и пруткового металла толщиной свыше 30 мм в холодном состоянии и свыше 40 мм в горячем состоянии. Гибка сложных деталей по каркасам, макетам и моделям. Разгонка плющенных лент в холодном состоянии из легированных марок сталей и сплавов на многоклетьевых станах. Наладка станов. Настройка и регулирование валков и роликов для прокатки различных размеров лент.
Должен знать: устройство, кинематические схемы и правила наладки обслуживаемого оборудования; конструктивные особенности уникальных и специальных приспособлений; правила настройки и регулировки контрольно-измерительных инструментов и приборов; способы достижения заданной точности; химический состав прокатываемых сталей и сплавов; требования, предъявляемые к изготовляемой продукции.
Специалисты учебного центра "ПромРесурс" разработали и согласовали программу обучения по профессии "Вальцовщик".
Разработка учебного курса по программе Вальцовщик осуществлялась с учетом нормативной документации по эксплуатации оборудования и безопасным условиям труда:
- Должностная инструкция Вальцовщика;
- Инструкция по охране труда для Вальцовщика.
Вид обучения:
- первичное обучение на 4-й разряд (профессиональная переподготовка);
– Вальцовщик стана горячей прокатки;
– Вальцовщик стана холодной прокатки; - повышение квалификации:
– на 5-й разряд;
– на 6-ой разряд; - повторное обучение по истечении срока действия удостоверения.
Формы подготовки:
- на базе учебного центра "ПромРесурс";
- с выездом преподавателя на предприятие заказчика;
- дистанционное обучение.
Записаться на обучение можно по телефону +7 (495) 663-71-07 или заполнив заявку.
Обучение по профессии Вальцовщик проводится в рамках должностных обязанностей по данной профессии.
Аттестация
После обучения сотрудники проходят аттестацию в комиссии учебного центра. По её результатам выдается:
- удостоверение на каждого сотрудника, прошедшего аттестацию;
- протокол аттестационной комиссии с перечнем работников, прошедших аттестацию.
Удостоверение выдается сроком на 5 лет при условии ежегодной проверки знаний в комиссии учебного центра.
Инструкцию по охране труда для Вальцовщика можно найти тут.
Записаться на обучение можно по телефону +7 (495) 663-71-07 или заполнив заявку.