Как выставить усилие на динамометрическом ключе

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня обсудим с вами динамометрический ключ. Постараюсь рассказать, как пользоваться этим инструментом, что он собой представляет и какой тип может пригодиться вам при работе с автомобилем. Готовы? Тогда поехали!

Первое знакомство

При нынешнем ассортименте купить себе динамометрические ключи не проблема. Хотя в некоторых случаях аренда будет более рациональным решением. Но об этом потом.

Для автомобиля, его ремонта и обслуживания нередко применяют именно динамометрический ключ (ДМК). Это инструмент, предназначенный для закручивания резьбового соединения, когда нужно придерживаться определенного момента затяжки. Говоря простым языком, момент затяжки — это усилие или сила. В качестве единиц измерений используют Нм или кг.

ДМК требуется с целью придерживаться технической рекомендации завода-производителя автомобиля, где некоторые узлы затягивают с определенным усилием. Рожковый ключ не всегда справится со своей задачей.

Если недотянуть или перетянуть элемент, возникает риск поломки, срывания резьбы или слета самих деталей, которые удерживают крепежи. Вам нужно изначально настроить требуемое усилие, с которым будет происходить затяжка. Тут и пригодится динамометрический ключик.

Разновидности

На фото вы можете увидеть, какие существуют ключи. Но сугубо по внешности тяжело понять, кто есть кто и какое между ними отличие.

Выделяют три разновидности ключей.

  1. Стрелочный. У него есть шкала, на которой используется стрелка. Логично. Недорогие и популярные среди тех, кто чинит машину своими руками. Недостаток в том, что имеется погрешность в диапазоне от 6 до 8%. Если вам не требуется высокоточная затяжка болтов, такой вариант подойдет. Ограничителя по затяжке нет. Они только показывают то усилие, которое вы прикладываете.
  2. Щелчковый. Он же предельный. Хороший вариант для домашнего использования и для работы на СТО. Погрешность тут будет до 4%. Для работы требуется накручивать подвижную рукоятку до момента, который вам нужен для точной затяжки болта. Имеют две шкалы — вертикальную и, как вы догадались, горизонтальную. На горизонтальной указываются Ньютоны, а на вертикальной демонстрируется усилие. И если вы поставите на вертикальную шкалу значение 100, а на горизонтальную 5, выйдет у вас усилие 105 Нм.
  3. Электронный. Самая высокая точность, но и аналогичная цена. Если смотреть сугубо на технические характеристики, то этот ДМК лучший. Погрешность составляет буквально 1%. Инструмент может соединяться с компьютером, передавать данные в электронные таблицы, программироваться и пр.

Какой лучше выбрать, решайте сами. Для редких домашних дел подойдет стрелочный или щелчковый. А вот для СТО и активного профессионального использования лучше потратиться на электронную систему.

Выбор инструмента

Все типы имеют свои плюсы и минусы. Да и работа с ними отличается. Потому если вы привыкли затягивать стрелочным, а тут вдруг попался электронный, по аналогичному принципу действовать не получится.

Что касается непосредственно производителя, то стоит присмотреть себе ключ из ассортимента следующих брендов:

  • Зубр;
  • King;
  • JTC;
  • Force;
  • Jonnesway;
  • Ombra;
  • Licota;
  • Автодело.

Во многих городах, таких как Москва, Спб, Екатеринбург или Волгоград, к примеру, любой из них вы легко найдете. При необходимости заказывайте целый набор.

Выбор зависит от того, какая погрешность допускается в процессе затяжки. Если деталь нужно затянуть максимально точно, стрелочный ДМК способен подвести, к примеру.

Обращайте внимание на качество материалов, из которых изготавливают динамометрический ключ. Особенно, если мы говорим про стрелочный тип. Ограничений нет по усилию, потому когда вы переусердствуете, инструмент из плохого материала просто сломается.

Еще одним важным критерием выбора является необходимый вам диапазон усилий. Среди всех самый распространенный — это 5-25 Нм. Диапазон зависит от размера самой головки торцевого ключа.

Рекомендации по использованию

Отзывы автомобилистов наглядно показывают, что динамометрические ключи действительно полезная вещь в гараже. Если вы не ремонтируете машину сами, в его покупке смысла особого нет.

Помимо того, что нужно уметь правильно работать с ключом, также регулярно должна проводиться поверка и тарировка.

Тарировка подразумевает проверку показаний инструмента, его регулировку и перенастройку при необходимости. А поверкой называют ту же проверку. То есть нужно периодически проверять, действительно ли настроенный на ключе момент соответствует моменту затяжке. Если на шкале стоит 100, то и затягивать он должен с моментом 100 Нм. Со временем и при частой эксплуатации настройка сбивается.

Запомните, что шкальный ключ, то есть наш с вами ДМК, не может использоваться как обычный вороток. Иначе вскоре придется покупать новый инструмент.

Также важно после каждого применения выставлять значения на 0. Оставив ключ в сжатом состоянии, точность момента со временем ухудшится.

Каждый ДМК имеет свои особенности, как затягивать резьбу.

Щелчковые ключи

Хорошее сочетание цены, качества и точности делают их самыми популярными. Чтобы выставить усилие и закрутить соединение с нужным моментом, вам необходимо:

  • отпустить гайку (стопорную);
  • выставить на шкале нагрузку, что делается с помощью подвижной рукоятки;
  • стопорной гайкой зафиксировать это положение;
  • начать затяжку и когда прозвучит характерный щелчок, остановиться.

Все, нужный момент достигнут.

Электронные ДМК

Преимуществом таких ДМК является возможность максимально точной настройки.

Настройки выставляются через панель управления на экране дисплея или через компьютер, к которому подключается ключ по средствам кабеля.

Все настройки можно сохранять и быстро их менять, что упрощает работу. Выставили параметры, затянули, услышали сигнал и остановились. Все просто.

Стрелочные модели

Требуют повышенной точности при работе, поскольку ограничителей усилия здесь нет. Приложите много усилий, сорвете резьбу или сломаете инструмент. Недостаточное усилие спровоцирует вероятное ослабление соединения и деталь может просто отпасть в какой-то момент.

Когда делается затяжка головкой, стрелка находится в неподвижном состоянии. Меняется только положение шкалы. Нужно внимательно следить за ней и крутить до тех пор, пока шкала и стрелка не сойдутся в нужной позиции.

Читайте также:  Диски на циркулярку для продольного распила

К каждому ключу идет заводская инструкция по применению и она может отличаться в зависимости от модели и производителя. Потому основой станет именно руководство от изготовителя.

Динамометрические ключи раз в год нужно отправлять на калибровку, то есть профилактику. Так вы будете точно знать, что выставленное значение соответствует действительности.

Спасибо, что читаете нас! Оставляйте комментарии, рассказывайте о нас своим друзьям и сами не забывайте подписываться!

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Понравилась статья?

Подпишитесь на обновления и получайте статьи на почту!

Гарантируем: никакого спама, только новые статьи один раз в неделю!

Недавно приобрела такой ключик!
Немало водителей для установки колеса применяют баллончик, будучи уверенными в том, что данный инструмент является весьма приемлемым для этого и его будет вполне достаточно.
Однако, они не подозревают о том, что для этого можно использовать другие инструменты, и уж точно не знают о том, как пользоваться динамометрическим ключом, который очень сильно облегчает эту задачу.
А между тем, очень зря. Ведь используемые для колес гайки требуют, как, в общем-то, гайки в целом, определенных усилий для их затягивания, причем усилие это измеряется преимущественно в 100Нм.
При этом учитывать усилие следует в обязательном порядке, потому как при закручивании ее не до предела вы можете столкнуться с тем, что она попросту слетит.
Не избежать проблем и при излишнем усилии, которое может привести к срыву резьбы и шпильки.
Учитывая это, использование динамометрического ключа является наиболее целесообразным вариантом, который, однако, требует общей информированности о том, как следует его использовать, а также о том, какие свойства в целом для него характерны.
Перед тем, как пользоваться динамометрическим ключом, не лишним будет знать то, что с его помощью можно обеспечить абсолютную точность в усилии по затяжке болтов и гаек.

При работе этим инструментом только с гайками, усилие может быть определено вами в пределах 100Нм.
Регулировка на конкретно определенное усилие – это возможность, в принципе, всех ключей, однако забывать о том, что чем ближе будет непосредственно к размеру диапазона уровень регулировки, тем более точным будет само усилие.
Учитывая это, лучше, если вы приобретете ключ, интервал усилий которого составляет 40-210Нм, хотя, собственно, именно этот диапазон является наиболее распространенным в продаже.
Кроме самого ключа следует также приобрести головку – лучше, если она будет более длинной, это позволит в процессе затяжки не задевать руки и ключ.
Переходя непосредственно к использованию ключа, определим несколько основных действий для этого процесса.
Для начала следует разблокировать штопор, после чего, при одновременном вращении рукоятки, устанавливаем усилие на показатель в 100Нм.

Данное число можно получить из 98 (в виде числа на шкале) и 2 (определенного делением рукоятки). Вполне возможно, что в зависимости от варианта ключа, шкала имеет определенные отличия.
Далее необходимо установить головку – теперь ключ полностью готов к проведению работ с его помощью.
Теперь необходимо установить в такое положение «трещотку», при котором гайка будет откручиваться.
Далее гайку одеваем непосредственно на ключ, затем ослабляем ключом гайку.
Здесь, в момент равенства степени затяжки с моментом установленным ключом будет издан щелчок, уведомляющий об этом, после чего следует прекратить закручивание.
Затем процедуру следует повторить для остальных гаек.
По завершению работы в обязательном порядке следует установленный момент ослабить до минимума, хранение должно осуществляться только в таком виде.
Преимущество работы с данным ключом заключается в том, что процесс становится в целом достаточно легким, кроме того, у такого ключа удобная и длинная ручка, что также добавляет удобства в работе.

При этом, отличительной особенностью в сравнении с баллончиком является то, что для отвинчивания плотно посаженной гайки не придется прыгать, кроме того, прикладывать можно любые усилия, не сосредотачивая внимания на том, щелкнет он или не щелкнет.
Кстати, проверку гаек следует осуществлять каждый раз после достижения отметки в очередных 500км пробега.

При самостоятельном ремонте или обслуживании транспортного средства требуется использовать достаточно обширный перечень инструментов. Это во многом зависит от того, какие именно задачи необходимо выполнить автовладельцу.

Некоторые узлы собирают сравнительно грубо, то есть требуется максимально прочно затянуть соединения с расчётом на то, что в дальнейшем вы также сможете демонтировать крепёжные элементы. Здесь особой роли не играет, какое конкретно усилие будет прикладываться.

Но есть такие элементы автомобиля, где крайне важно дозировать усилия при затяжке соединительных компонентов. В противном случае это приведёт к поломкам, разгерметизации, утечкам и прочим неприятностям. Причём сильно затянутые соединения не менее опасны, чем не докрученный крепёж. И это важно понимать.

Для решения подобных задач требуется специальный динамометрический ключ. Он бывает нескольких разновидностей, что позволяет подобрать оптимальный вариант инструмента для той или иной ситуации. Если в гаражных условиях обычные автовладельцы предпочитают в основном щелчковые и стрелочные устройства, то для сотрудников автосервиса объективно лучшим решением будет электронный ключ.

Выбрав инструмент, перед началом работ придётся внимательно разобраться в том, как правильно пользоваться динамометрическим ключом. Для этого нужно знать устройство, принцип работы девайса, а также понимать разницу между видами инструментов.

Принцип работы и устройство

Разобраться в принципе работы динамометрического ключа необходимо, поскольку без этого вы не сумеете правильно воспользоваться возможностями этого инструмента.

Устройство напоминает обычную трещотку. Но ключевым отличием здесь выступает присутствие специальной шкалы. Именно на ней отображается усилие, которое прилагает пользователь к крепежу.

В основе инструмента лежит рукоятка, способная вращаться в двух направлениях. На корпус наносится основная шкала, а на ручке есть дополнительная. Основная шкала предназначена для демонстрации диапазона усилий, актуального для каждого конкретного динамометрического ключа.

Читайте также:  Токарная бабка своими руками

В действительности несложно разобраться в том, как работает специальный динамометрический ключ для автомобиля. Хотя они бывают разного типа, устроены девайсы примерно одинаково. То, как конструктивно выполнен динамометрический ключ, зависит от его разновидности. Более конкретно разберём особенности работы со стрелочным, щелчковым и электронным девайсом.

Многие автомобилисты, работающие самостоятельно со своей машиной, знают, для чего нужен динамометрический ключ. Он позволяет приложить нужное усилие с максимальной точностью при затяжке резьбовых соединений. Вот для чего предназначен динамометрический ключ. Это устройство для затяжки гаек и болтов с заданным и дозированным усилием. Важно знать, в чём оно измеряется. Тогда будет проще понимать, как грамотно рассчитать затяжку и настроить предварительно инструмент. Это усилие измеряется в Ньютон-метрах (Нм).

Работающие на СТО мастера вряд ли могут представить себе комплект инструментов для обслуживания автомобилей клиентов, в котором отсутствует динамометрический ключ. С его помощью измеряется точное усилие. Эти измерения позволяют предотвратить утечки, разгерметизацию, а также поломку узлов и механизмов транспортного средства.

У ключей имеются разные насадки, которые адаптированы под выполнение определённых задач. Потому это универсальное устройство с широкими функциональными возможностями. Для применения той или иной насадки используется выходной квадрат. На него пользователь монтирует насадку рожкового, накидного или гаечного типа. Не стоит забывать о ключах-отвёртках, которые пригодятся при работе с электроникой и очень хрупкими механизмами автомобиля.

Различия между ключами разного типа незначительные. Все они обязательно включают в свою конструкцию:

  • рукоятку;
  • фиксатор для установки момента;
  • измерительный компонент или установочную шкалу;
  • съёмную насадку (трещотку);
  • гнездо под насадки;
  • корпус с пружинным механизмом.

Прежде чем покупать динамометрический ключ, обязательно подумайте, для каких именно задач он будет использоваться. Основную роль играют размер креплений и их расположение. Для труднодоступных мест удобнее использовать щелчковые и рожковые девайсы. А инструментом с максимальной точностью выступает электронный тип динамометрического ключа. Хотя такие устройства преимущественно применяются в автосервисах, а для личного использования они в действительности не нужны.

Рекомендации по использованию

Понимая, как устроены инструменты и как они работают, можно приступать к непосредственному использованию функциональных возможностей динамометрического ключа.

Важно понимать, что такие инструменты для контролируемой затяжки соединений с прикладной точки зрения не отличается от обычного ключа. Разница лишь в том, что у динамометрического девайса имеется повышенная точность при создании усилий.

Прежде чем приступать к работе, убедитесь, что инструмент исправен и правильно настроен. Каждый девайс проходит специальную проверку на предмет точности измерений. Только проверенные инструменты поступают в продажу. Но на этом контроль точности не заканчивается. По мере эксплуатации устройство нуждается в периодической проверке. Разбираться в том, как проверить свой динамометрический ключ самостоятельно, не имеет никакого смысла. Его проверяли специалисты с соответствующим высокоточным оборудованием. И профилактическую проверку также проводят в специализированных лабораториях.

Делать калибровку или нет, это выбор каждого владельца такого инструмента. Но без профилактической проверки постепенно увеличивается погрешность, девайс перестаёт работать максимально точно. А потому прикладываемое усилие на измерительной шкале просто не будет соответствовать реальным значениям. Если речь идёт о высокоточных соединениях, где требуется прикладывать строго дозированное усилие, в дальнейшем могут возникнуть проблемы, поскольку вы неправильно затянули гайку или болт.

Для каждого типа динамометрического ключа есть свои рекомендации относительно его использования. При этом существует несколько важнейших правил, применяемых одинаково для всех видов инструмента:

  1. Хранение. Когда вы заканчиваете работу с динамометрическим ключом и убираете его в ящик для хранения инструментов, не забывайте переводить девайс в нулевое положение момента. Шкала должна стоять на нуле. Тем самым вы ослабите механизм, и это не позволит настройкам быстро сбиться.
  2. Диапазон усилий. У каждого ключа есть свой определённый диапазон, в рамках которого инструмент способен работать. Никогда не пытайтесь установить значения, которые выходят за рамки имеющегося диапазона. И здесь ещё раз стоит напомнить о необходимости грамотного выбора ключа, который будет соответствовать запланированным работам.
  3. Чистка. Динамометрические ключи не терпят грубой очистки. Обязательно очищайте любые новые загрязнения предельно аккуратно. В механизме присутствует заводская смазка, которая должна оставаться на своём месте. Не пытайтесь её удалить, иначе испортите работу всего устройства. Оптимально только периодически протирать девайс сухой ветошью после завершения работ.
  4. Стопорная гайка. На динамометрических устройствах предусмотрена специальная стопорная гайка. Если она затянута, вращать ручку ключа нельзя. В противном случае вы просто сломаете довольно дорогостоящий инструмент.
  5. Будьте предельно аккуратными и внимательными, когда работаете с затяжкой креплений, требующих малого усилия. Здесь легко допустить ошибку и перетянуть гайку или болт, что выльется в поломку целого узла.
  6. Длительное хранение. Динамометрический ключ относится к очень полезным инструментам, но в действительности его применяют достаточно редко. После продолжительного хранения без работы ключ нельзя сразу же эксплуатировать при максимальных значениях усилия. Сначала попробуйте покрутить девайс на малых оборотах, а затем уже проводите сильную затяжку. Нужно разработать залежавшийся механизм, чтобы не спровоцировать поломку.
  7. Усиление момента. Если требуется усилить воздействие на рукоятку, не пытайтесь делать это отрезком трубы. Ничего хорошего из подобной затеи точно не выйдет. Применяйте лишь штатные и предназначенные для таких операций инструменты.
  8. Назначение. У динамометрического ключа есть своё специальное назначение. И использовать инструмент следует исключительно в рамках его функций. Потому заменять ключом молоток, рычаг или прочий девайс нельзя ни в коем случае. Иначе вы просто сломаете устройство стоимостью в несколько тысяч рублей. Куда проще поискать молоток.

Это общие требования, предъявляемые ко всем динамометрическим ключам в рамках их эксплуатации, хранения и обслуживания.

Но автомобилисты покупают разные типы инструментов, каждый из которых имеет свои тонкости в работе. Потому стоит отдельно рассмотреть актуальные варианты.

Читайте также:  Различные варианты устройства водоснабжения загородного дома

Электронные

Использовать электронные динамометрические ключи актуально в тех ситуациях, когда нужно провести максимально точную затяжку. Преимуществом электронного девайса является его способность сохранять настройки, тем самым пользователь существенно экономит своё время. Нажав одну кнопку, вы выставляете нужные параметры для работы с ключом.

Электронный динамометрический ключ

Контроль усилия затяжки осуществляется оператором в режиме реального времени. Учтите, что не все проводимые операции позволяют чётко смотреть на дисплей с показателями момента. Постарайтесь предусмотреть это заранее, дабы исключить возможные сложности.

Вообще электронные ключи во многом похожи на предельные динамометрические инструменты. Только здесь отсутствует пружинный механизм, и вместо него применяется электронная начинка. Именно электроника отвечает за контроль и настройку усилий.

Если вы ранее пользовались обычными ключами, с таким у вас проблем возникнуть не должно. Сначала пользователь выставляет требуемое значение на дисплее. Далее инструмент прикладывается к креплению и начинается затяжка. Как только будет достигнут требуемый момент усилия, инструмент начнёт издавать соответствующий звуковой сигнал. Он говорит о том, что работу можно завершать.

Стрелочные

Теперь немного о том, как нужно правильно пользоваться стрелочным динамометрическим ключом. Его основной недостаток заключается в том, что предварительно настроить усилие здесь не получится. Потому такие девайсы используются в работе со средними по требованиям к точности узлами.

Тут есть свои нюансы, как правильно настроить и применить динамометрический ключ стрелочного типа. Параметры затяжки контролируются в режиме реального времени. Многие считают, что это неудобно. Особенно, когда требуется затянуть крепление в труднодоступном месте. Да и по показателям точности здесь не всё идеально. Тут не сложно переусердствовать, то есть приложить лишние усилия.

Стрелочный динамометрический ключ

При работе с этим инструментом рукоятка перемещается под определённым углом вместе со шкалой значений. А сам указатель остаётся в неподвижном состоянии. Суть применения девайса заключается в 3 последовательных шагах:

  • точно определяется значение на шкале, которое необходимо пользователю;
  • плавно и аккуратно затягивается соединения, параллельно контролируя показатели на шкале;
  • если приложить необходимое усилие, инструмент снимается с крепления.

Ничего настраивать и выставлять заранее здесь не нужно. Это существенно упрощает работу с инструментом, но при этом заставляет быть предельно аккуратным. Хорошо это или плохо, решать вам.

Щелчковые

У щелчкового пружинного типа динамометрического ключа наиболее обширная аудитория пользователей. Такой инструмент самый популярный, поскольку обладает рядом объективных преимуществ, среди которых высокая точность, адекватная цена и простота эксплуатации.

Но и тут важно точно знать, как правильно пользоваться динамометрическим щелчковым ключом. Суть заключается в том, что нужно заранее выставить требуемое значение. Как только затяжка достигнет выставленного предела, появится щелчок. Причём конструктивно девайс выполнен так, что на ощупь щелчок воспринимается даже лучше, чем на слух.

Щелчковый динамометрический ключ

Интересно и то, что после щелчка приложить чрезмерное усилие уже не получится. Девайс переходит в режим проскальзывания. А потому на соединение больше не будет передаваться усилие. В этом заключается важнейшее достоинство щелчкового инструмента. Выше заданного усилия затянуть крепление не получится.

Но каждый пользователь должен предварительно знать, как правильно настроить динамометрический ключ популярного щелчкового типа. Здесь требуется выставить значение, используя основную и вспомогательную шкалу:

  1. Сначала раскручивается стопорная гайка. Она располагается внизу ручки щелчкового инструмента.
  2. Теперь выставляется значение по нагрузке на шкале, которая расположена вертикально. Для этого просто вращайте рукоятку до нужного значения. Если есть необходимость, также выставляется параметр крутящего момента с помощью дополнительной круговой шкалы. Она находится снизу ручки. Это позволит установить лимит по усилию.
  3. На щелчковых девайсах значение складывают с двух имеющихся измерительных шкал, тем самым фиксируется окончательное прикладываемое усилие.
  4. Далее стопорная гайка закручивается обратно в рукоятке инструмента, что позволяет зафиксировать значение момента силы.

Всё, после этого можно приступать к работе. Инструмент устанавливается на резьбовое соединение с помощью подходящей насадки. И начинается процесс прикладывания усилий. Как только затяжка достигнет требуемого значения, которое пользователь предварительно выставил на шкалах, сработает щелчок. Так вы точно не перетяните крепление, а потому сумеете избежать возможных осложнений.

Когда работа будет выполнена, ключ переводится в минимальное положение доступного диапазона, и закручивается фиксатор. Если оставить девайс в рабочем состоянии, даже на небольшом удалении от нулевого положения на шкале, пружинный механизм начнёт быстро изнашиваться. В итоге потребуется ремонтировать уже сам ключ, либо покупать новый динамометрический инструмент.

Таблица затяжки

Чтобы точно понимать, какие именно усилие нужно прикладывать для того или иного крепления, оптимально для начала заглянуть в технический паспорт и руководство по эксплуатации. Для особенно важных узлов производитель обязательно указывает момент затяжки.

Если этих значений в документах нет, тогда действовать примерно или ориентироваться по приблизительным оценкам не стоит. Для таких ситуаций предусмотрена специальная таблица затяжки для болтовых соединений. Она универсальная, что позволяет применять её в различных ситуациях.

Работать с таблицей несложно. Для этого нужно сопоставить резьбу и шаг, который измеряется в миллиметрах, с классом прочности болтов. Класс прочности варьируется в пределах от 4,6 до 12,9. Резьба с шагом бывает от 5/0,8 до 42/4,5.

Вы просто сопоставляете эти два значения в таблице и в месте их пересечения получаете ответ относительно момента усилия. При этом важно учесть, что есть рекомендуемый и предельный параметры затяжки. Превышать максимальные параметры не рекомендуется, как и затягивать меньше рекомендуемого значения.

На практике пользоваться динамометрическими ключами не так сложно. Рекомендуется сначала изучить инструкцию по эксплуатации, почитать советы производителя, а также учесть соответствие возможностей инструмента тем работам, которые вы планируете проводить с использованием девайса.

Не забывайте о необходимости периодической калибровки. Особенно это касается тех инструментов, которые применяются для работы с максимально требовательными к точности затяжки соединениями.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Ссылка на основную публикацию