Виды натяжки цепей на приводах в производстве

Цепная передача — это передача механической энергии при помощи гибкого элемента — цепи, за счёт сил зацепления. Может иметь как постоянное, так и переменное передаточное число (например, цепной вариатор).

Состоит из ведущей и ведомой звездочки и цепи. Цепь состоит из подвижных звеньев. В замкнутое кольцо для передачи непрерывного вращательного движения концы цепи соединяются с помощью специального разборного звена.

Обычно число зубьев на звёздочках и число звеньев цепи стремятся делать взаимно простыми, что обеспечивает равномерность износа: каждый зуб звёздочки будет поочерёдно работать со всеми звеньями цепи.

Содержание

Характеристики [ править | править код ]

Цепные передачи универсальны, просты и экономичны. По сравнению с зубчатыми передачами (см. Зубчатая передача) они менее чувствительны к неточностям расположения валов, ударным нагрузкам, допускают практически неограниченные межцентровые расстояния, обеспечивают более простую компоновку, большую подвижность валов друг относительно друга. Цепная передача может быть сделана почти бесшумной в работе, при гораздо большей технологической простоте по сравнению с бесшумными косозубыми шестернями, из-за чего на заре автомобилизма нередко применялась в коробках передач дорогих автомобилей. В сравнении с ремёнными передачами (См. Ремённая передача) они характеризуются следующими достоинствами: отсутствие проскальзывания и постоянство среднего передаточного отношения; отсутствие предварительного натяжения и связанных с ним дополнительных нагрузок на валы и подшипники; передача большой мощности как при высоких, так и при низких скоростях; сохранение удовлетворительной работоспособности при высоких и низких температурах; приспособление к любым изменениям конструкции удалением или добавлением звеньев.

  • большая прочность стальной цепи по сравнению с ремнем позволяет передать цепью большие нагрузки с постоянным передаточным числом и при значительно меньшем межосевом расстоянии (передача более компактна);
  • возможность передачи движения одной цепью нескольким звездочкам;
  • по сравнению с зубчатыми передачами — возможность передачи вращательного движения на большие расстояния (до 7 м);
  • сравнительно высокий КПД (> 0,9 ÷ 0,98);
  • отсутствие скольжения;
  • малые силы, действующие на валы, так как нет необходимости в большом начальном натяжении;
  • возможность легкой замены цепи.
  • удлинение цепи с износом;
  • сравнительно высокая стоимость цепей;
  • невозможность использования передачи при реверсировании без остановки;
  • передачи требуют установки на картерах;
  • сложность подвода смазочного материала к шарнирам цепи;
  • скорость движения цепи, особенно при малых числах зубьев звездочек, не постоянна, что вызывает колебания передаточного отношения.
Читайте также:  Как соединить обмотки трехфазного двигателя

Цепная передача применяются в сельскохозяйственных машинах, велосипедах, мотоциклах, автомобилях, строительно-дорожных машинах, в нефтяном оборудовании и т. д. Преимущественное распространение имеют открытые цепные передачи, работающие без смазки, или с периодической ручной смазкой, с однорядными втулочно-роликовыми цепями, непосредственно встроенные в машины.

Классификация цепей [ править | править код ]

  • По назначению:
  • приводные цепи
  • тяговые цепи
  • грузовые цепи.

В некоторых механизмах грузоподъёмные цепи, например, цепная таль с ручным приводом, играют роль приводных цепей.

ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БОЛЕЕ ПОДРОБНОЙ ИНФОРМАЦИИ О НАТЯЖИТЕЛЯХ ЦЕПЕЙ СМОТРИТЕ КАТАЛОГ

НАТЯЖИТЕЛИ ДЛЯ ЦЕПЕЙ.

Натяжители для цепей служат для поддержания натянутого состояния цепи между приводными звездами. Натянутое состояние цепей снижает вибрацию, шум и повышенную нагрузку на приводной механизм и как следствие повышает срок службы цепи, звезд и прочих привозных агрегатов. В дополнении к функции поддержки натяжения цепи, натяжитель может использоваться для изменении направления движения цепи.

Натяжители можно разделить на 2 условных вида :

Роликовый натяжитель. Состоит из основания на котором закреплена звезда с запрессованным подшипником. Цепь перемещается также как и по приводной звезде, но при этом натяжитель не приводит цепь в движение, а вращается на холостом ходу. Натяжитель закрепляется на таком расстояние от приводных звезд или других натяжителей, чтобы обеспечить цепи постоянное натянутое состояние и перемещения в нужном направление.

Линейный натяжитель. Состоит из основания и натяжительной системы завершающейся скользящей поверхностью выполненной в форме полукруга, по боковой грани которой перемещается цепь. Отличительной особенностью данного вида натяжителя заключается в отсутствии в конструкции цепляющих зубов, соответствующих шагу цепи, в место них цепь перемещается за счет скольжения по гладкой поверхности.

Данные виды натяжителей могут использоваться совместно. В данной связке один вид натяжителя изменяет направление цепи, а второй непосредственно обеспечивает натяжение.

Читайте также:  Какой уровень шума должен быть у пылесоса

При подборе роликовых натяжителей необходимо знать 2 основных параметра:

Маркировка цепи (основные параметры цепи);

При подборе линейных натяжителей количество зубьев не важно, достаточно знать технические характеристики цепи.

Цепь при зацепление со звездочками должна иметь некоторое натяжение. В горизонтальных и наклонных передачах зацепление обеспечивается начальным натяжением от силы тяжести (собственного веса) цепи. Оптимальное натяжение устанавливают по стреле провисания:

-для передачи с углом наклона до 45° к горизонту f≈0,02a;

-для передачи с большим углом и, близких к вертикальным, f≈(0,01…0,015)a.

При работе передачи, вследствие неизбежного износа шарниров, цепь удлиняется, стрела провисания увеличивается, при большом провисании происходит захлестывание и пробуксовка цепи с последующим ее сходом со звездочек.

Рис. 8.2. Провисание цепи

Поэтому для сохранения предварительного натяжения и провисания цепи в процессе эксплуатации, необходимо периодически проводить регулировку или поднастройку натяжения. Она осуществляется либо перемещением вала одной из звездочек, либо с помощью устройств, имеющих натяжные или оттяжные звездочки или гладкие ролики.

Натяжные звездочки и ролики обычно устанавливают на ведомой ветви цепи в месте ее наибольшего провисания, причем ролики имеют преимущественное применение в передачах вертикахных или, близких к ним. Число зубьев регулирующей звездочки рекомендуется принимать не менее числа зубьев малой (ведущей) звездочки передачи.

Натяжные устройства любой конструкции должны, по возможности, компенсировать удлинение цепи в пределах двух звеньев с последующим их удалением в случае большего удлинения цепи.

Существуют передачи и без применения натяжных устройств. Необходимое начальное провисание ветвей цепи этих передач обеспечивают при их монтаже уменьшением межосевого расстояния на величину (0,002-0,004)·a. В дальнейшем, при эксплуатации передачи, необходимое провисание обеспечивают удаление одного или нескольких звеньев цепи по мере износа ее шарниров.

Читайте также:  Ткачество бисером без станка

Следует отметить, что натяжением цепей регулируемых и нерегулируемых передач не компенсируется увеличение шага, возникающего из-за износа шарниров.

Со временем шаг увеличивается настолько, что цепь теряет способность к правильному зацеплению со звездочками и соскакивают с них. Увеличение среднего шага цепи по условию ее зацепления со звездочками допускается до трех процентов. Ресурс роликовых цепей в этом случае при оптимальных условиях эксплуатация составляет около 10 тыс. часов, и зависит, в первую очередь, от эффективности смазвапния цепи.

8.3. Расчет цепной передачи между электродвигателем и стойкой

– передаточное число u12=4;

– частота вращения ведущей звездочки n1=1000 об/мин;

– мощность, передаваемая ведущей звездочке P=4 кВт;

– вращающий момент на валу ведущей звездочки М=40 Нм.

Две соединенные между собой стойки схематично изображены на рис. 8.3.

Рис. 8.3. Схематичное изображение пары стоек подъемника

1 – Радиальный подшипник;

2 – Каретка с гайкой;

5 – Цепная передача между электромотором и правой стойкой;

6 – Цепная передача между правой и левой стойками;

7 – цпорно-радиальный подшипник.

8.3.1. Выбор типа цепи

В приводах общего назначения наибольшее применение получили приводные роликовые цепи типа ПР или 2ПР. Во всех случаях предпочтение отдается однорядным роликовым цепям ПР. Исключение составляют быстроходные цепи в передачах, расположенных между двигателем и редуктором, шаг которых лимитируется предельно допустимой частотой вращения меньшей звездочки, а также цепи тихоходных передач при вращающем моменте на валу ведущей звездочки свыше 1500 Нм.

Применение трехрядных (3ПР) и четырехрядных (4ПР) приводных роликовых цепей возможно при эффективной смазке в герметичном корпусе и высокой точности изготовления звездочек. Однако стоимость таких передач резко возрастает.

При передаче больших нагрузок (свыше 2000 Нм), с реверсированием или частыми ударами и скорости до 5 м/с оправдано применение роликовых цепей типа ПРИ.

Ссылка на основную публикацию