Схема бестрансформаторного зарядного устройства

Здравствуйте ув. читатель блога «Моя лаборатория радиолюбителя».

В сегодняшней статье речь пойдет о давно «заюзаной», но очень полезной схеме тиристорного фазоимпульсного регулятора мощности, которое мы будем использовать как зарядное устройство для свинцовых аккумуляторных батарей.

Начнем с того, что зарядное на КУ202 имеет целый ряд преимуществ:
— Способность выдерживать ток заряда до 10 ампер
— Ток заряда импульсный, что, по мнению многих радиолюбителей, помогает продлить жизнь аккумулятору
— Схема собрана с не дефицитных, недорогих деталей, что делает ее очень доступной в ценовой категории
— И последний плюс- это легкость в повторении, что даст возможность ее повторить, как новичку в радиотехнике, так и просто владельцу автомобиля, вообще не имеющего знания в радиотехнике, которому нужна качественная и простая зарядка.

Со временем попробовал доработанную схему с автоматическим отключением аккумулятора, рекомендую почитать Зарядное для автомобильного аккумулятора
В свое время я собирал эту схему на коленке за 40 минут вместе с травкой платы и подготовкой компонентов схемы. Ну хватит рассказов, давайте рассмотрим схему.

Схема тиристорного зарядного устройства на КУ202

Перечень используемых компонентов в схеме
C1 = 0,47-1 мкФ 63В

R1 = 6,8к — 0,25Вт
R2 = 300 — 0,25Вт
R3 = 3,3к — 0,25Вт
R4 = 110 — 0,25Вт
R5 = 15к — 0,25Вт
R6 = 50 — 0,25Вт
R7 = 150 — 2Вт
FU1 = 10А
VD1 = ток 10А, желательно брать мост с запасом. Ну на 15-25А и обратное напряжение не ниже 50В
VD2 = любой импульсный диод, на обратное напряжение не ниже 50В
VS1 = КУ202, Т-160, Т-250
VT1 = КТ361А, КТ3107, КТ502
VT2 = КТ315А, КТ3102, КТ503

Как было сказано ранее схема является тиристорным фазоимпульсным регулятором мощности с электронным регулятором тока зарядки.
Управление электродом тиристора осуществляется цепью на транзисторах VT1 и VT2. Управляющий ток проходит через VD2, необходимый для защиты схемы от обратных скачков тока тиристора.

Резистором R5 определяется ток зарядки аккумулятора, который должен быть 1/10 от емкости АКБ. К примеру АКБ емкостью 55А надо заряжать током 5.5А. Поэтому на выходе перед клемами зарядного устройства желательно поставить амперметр, для контроля за током зарядки.

По поводу питания, для данной схемы подбираем трансформатор с переменным напряжением 18-22В, желательно по мощности без запаса, ведь используем тиристор в управлении. Если напряжение больше- R7 поднимаем до 200Ом.

Так же не забываем что диодный мост и управляющий тиристор надо ставить на радиаторы через теплопроводящую пасту. Так же если вы используете простые диоды типа как Д242-Д245, КД203, помните что их надо изолировать от корпуса радиатора.

На выход ставим предохранитель на нужные вам токи, если вы не планируете заряжать АКБ током выше 6А, то предохранителя на 6,3А вам хватит с головой.
Так же для защиты вашего аккумулятора и зарядного устройства, рекомендую поставить мою схему защиты от переполюсовки на реле или схему на компараторе, которая помимо защиты от переполюсовки защитит зарядное от подключения дохлых аккумуляторов с напряжением менее 10,5В.
Ну вот в принципе рассмотрели схемку зарядного на КУ202.

Печатная плата тиристорного зарядного устройства на КУ202

В собранном виде от Сергея

Удачи вам с повторением и жду ваших вопросов в комментариях

Для безопасной, качественной и надежной зарядки любых типов аккумуляторов, рекомендую универсальное зарядное устройство

Что бы не пропустить последние обновления в мастерской, подписывайтесь на обновления в Вконтакте или Одноклассниках, так же можно подписаться на обновления по электронной почте в колонке справа

Не хочется вникать в рутины радиоэлектроники? Рекомендую обратить внимание на предложения наших китайских друзей. За вполне приемлемую цену можно приобрести довольно таки качественные зарядные устройства

Читайте также:  Как сделать сварочный стол своими руками

Зарядное устройство 12В 1.3А

Простенькое зарядное устройство с светодиодным индикатором зарядки, зеленый батарея заряжается, красный батарея заряжена.

Есть защита от короткого замыкания, есть защита от переполюсовки. Отлично подойдет для зарядки Мото АКБ емкостью до 20Ач, АКБ 9Ач зарядит за 7 часов, 20Ач — за 16 часов. Цена на это зарядное всего 403 рубля,доставка бесплатна

Этот тип зарядного способен автоматически заряжать практически любые типы автомобильных и мото аккумуляторов 12В до 80АЧ. Имеет уникальный способ зарядки в три этапа: 1. Зарядка постоянным током, 2. Зарядка постоянным напряжением, 3. Капельная дозарядка до 100%.
На передней панеле два индикатора, первый указывает напряжение и процент зарядки, второй указывает ток зарядки.
Довольно качественный прибор для домашних нужд, цена всего 781,96 руб, доставка бесплатна. На момент написания этих строк количество заказов 1392, оценка 4,8 из 5. При заказе не забудьте указать Евровилку

Зарядное устройство для самых разнообразных типов аккумуляторов 12-24В с током до 10А и пиковым током 12А. Умеет заряжать Гелиевые АКБ и САСА. Технология зарядки как и у предыдущего в три этапа. Зарядное устройство способно заряжать как в автоматическом режиме, так и в ручном. На панеле есть ЖК индикатор указывающий напряжение, ток заряда и процент зарядки.

Хороший прибор если вам надо заряжать все возможные типы АКБ любых емкостей, аж до 150Ач

Цена на это чудо 1 625 рублей, доставка бесплатна. На момент написания этих строк количество заказов 23, оценка 4,7 из 5. При заказе не забудьте указать Евровилку

Если какой то товар стал недоступен, пожалуйста напишите в комментарий внизу страницы.
С ув .Admin-чек

Устали тратить немалые деньги на зарядные устройства для вашего автомобильного аккумулятора? не хотите с собой таскать в машине громадную и тяжеленную зарядку? тогда эта статья именно для вас, поскольку в ней я расскажу как из подручных средств сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора с минимальным затратам времени, а самое главное — устройство очень надежное, а размеры не более спичечного коробка. Такая зарядка была придумана на днях, но схема не новая и активно применяется в устройствах с автономным питанием (фонарики и т.п.).

Схема выполнена на бестрансформаторной основе и имеет ряд особенностей — не боится короткого замыкания на выходе, имеет компактные размеры, не греется даже при очень долгой работе, простая и содержит минимальное количество компонентов. Единственный недостаток схемы — не имеет гальванической развязки, аккумулятор заряжается напрямую от сетевого напряжения, точнее сетевое напряжение поступает через блок конденсаторов.

Поскольку аккумулятор нужно заряжать от постоянного тока, а сетевое напряжение переменное, то нам нужен выпрямитель. В схеме можно использовать готовый диодный мост или собрать тот же мост из выпрямительных диодов. В случае использования готовой сборки, нужно подобрать мост с напряжением не менее 400 Вольт (в моем случае 600 Вольт), допустимый ток не менее 3х Ампер (в моем случае 6 Ампер).
Суммарная емкость блока конденсаторов 8 мкФ, на выходе ток доходит до достаточно приличного номинала в 1Ампер.

На выходе устройства напряжение 180-200 Вольт , поэтому запрещено дотрагиваться выходных проводов или клемм когда устройство включено в сеть 220 Вольт. На счет коротких замыканий — замкните сколько хотите — схема не выйдет из строя, только будет наблюдаться несильное тепловыделение на диодах.

Конденсаторы желательно подобрать на 400 Вольт , в моем случае всего 250 — их ставьте только в крайнем случае и не забывайте, что сетевое напряжение не имеет стабильного номинала, возможны скачки в широких пределах.

Читайте также:  Расход ортофосфорной кислоты на 1м2

После выключения схема на конденсаторах остается напряжение, поэтому параллельно им ставится резистор с номиналом 220-810 кОм для разряжения емкостей. Можно также использовать один конденсатор с емкостью 8-10 мкФ если такой имеется.
Готовая схема получается такой компактно, что ее можно засунуть куда угодно, в моем случае использовался корпус от китайского ночника, но выбор огромный.

Такое ЗУ может применяться для зарядки буквально любых типов аккумуляторов с любой емкостью, только нужно будет уменьшать или увеличивать емкость конденсаторов и все! Ну а я на этом с вами прощаюсь, в будущем доработаю устройство и представлю вашему суду.

Многие автовладельцы сталкивались с необходимостью подзарядки аккумуляторной батареи. Выполнить такую подзарядку можно при помощи покупного выпрямителя или специального устройства, изготовленного своими руками. Расскажем вам поподробнее, как изготовить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками.

Принцип работы и конструкция зарядного устройства

Подзарядка аккумулятора выполняется при помощи устройств-выпрямителей, работающих от сети с напряжением 220 В. Фактически такой прибор является преобразователем электрической энергии, который понижает полученный ток из электросети до напряжения в 14 В.

В настоящее время в продаже можно найти различные модификации зарядных устройств для аккумуляторов, от простейших и самых примитивных приборов до моделей с многочисленными дополнительными функциями. Если вы хотите сэкономить, не потеряв при этом в скорости и качестве подобной подзарядки, то изготовить самодельное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора можно самостоятельно, обладая даже минимальными навыками в области электротехники.

Простейший зарядник для аккумулятора автомобиля своими руками состоит из нескольких элементов и построен на основе понижающего трансформатора. Именно в таком трансформаторе происходит понижение напряжения с 220 до 14 В. Такое устройство не только понижает напряжение, но и преобразовывает его с переменного на постоянный ток. Необходимое преобразование выполняется диодным мостом, в котором происходит разделение электротока на положительный и отрицательный заряд и его выпрямление.

У большинства самодельных моделей зарядников для аккумуляторов за диодным мостом в схему включается амперметр, позволяющий наглядно отображать силу тока. Можем порекомендовать вам использовать простейший стрелочный амперметр, а вот в более дорогих моделях может устанавливаться цифровой амперметр со встроенным вольтметром.

Амперметр необходим для точного контроля за процессом зарядки аккумулятора. Дело в том, что при нулевой емкости батарея будет активно потреблять электроток, поэтому в начале зарядки напряжение может составлять 5−8 ампер, а по мере набора емкости сила тока будет уменьшаться. Все такие изменения отображаются на амперметре, и, как только батарея полностью зарядится, стрелка амперметр будет показывать нулевое значение, что свидетельствует о полном наборе аккумулятором своей ёмкости.

Также возможно самостоятельное изготовление зарядников, которые путем изменения напряжения позволяют заряжать 6 и 12 вольтовые аккумуляторные батареи. Подобное переключение выполняется за счет тумблера и включения в сеть дополнительного трансформатора.

В целом изготовление такого простейшего устройства для подзарядки не представляет сложности, а в сети интернет вы с легкостью найдете многочисленные схемы выпрямителей, по которым не составиттруда изготовить нужный вам прибор. При этом стоимость трансформатора, диодного моста и амперметра будет минимальной. Вы существенно сократите ваши затраты, в сравнении с покупкой уже готового зарядника для автомобильной батареи. Можно с легкостью спаять такой выпрямитель своими руками.

Отметим следующие преимущества использования самодельных устройств для подзарядки аккумулятора:

  • Простота изготовления.
  • Доступная стоимость используемых компонентов.
  • Возможность подзарядки различных по своему типу аккумуляторов.
  • Полная безопасность в использовании.

Пошаговая инструкция изготовления прибора

Предлагаем вам простейшую инструкцию изготовления самодельного выпрямителя, который сможет в максимально короткий срок и полностью безопасно зарядить любой автомобильный аккумулятор.

  1. В первую очередь вам потребуется приобрести понижающий трансформатор. Рекомендуем модель ТС-180−2. В прошлом такие трансформаторы использовались с ламповыми телевизорами, поэтому каких-либо сложностей с поиском этих запчастей у вас не возникнет. Особенностью этой модели трансформатора является наличие первичной и вторичной обмотки, что позволяет получать на выходе качественный электроток.
  2. Диодный мост можно изготовить самостоятельно, так и приобрести уже готовые компоненты. Для его выполнения потребуется 4 диода с силой тока не меньше 10 ампер. Используемые диоды закрепляют на текстолитовой пластине, после чего их правильно соединяют друг с другом.
  3. К выходам диодного моста подключают провода, которыми выполненный нами прибор будет подключаться к аккумулятору.
Читайте также:  Марка стали ленточной пилы по металлу

Бестрансформаторное зарядное устройство

В сети интернет вы можете найти схемы изготовления простейших бестрансформаторных зарядных устройств из компьютерного блока питания, в которых за понижение напряжения отвечает набор конденсаторов, рассчитанных на работу с напряжением в 250 вольт. В таком выпрямителе должно использоваться не менее четырех конденсаторов, параллельно подключенных в цепь, что и позволит выпрямить напряжение, снизив его показатель до необходимых 12 вольт.

К используемым конденсаторам параллельно подключается резистор, основное назначение которого — это устранение остаточного напряжения. Далее подключается диодный мост, работающий с электротоком не меньше 6 ампер. Диодный мост подключается сразу же после набора конденсаторов, а уже к самому мосту подсоединяют провода, идущие к клеммам аккумулятора.

Как вы можете видеть, такая схема бестрансформаторного выпрямителя отличается простотой исполнения, поэтому с ее изготовлением справится каждый из нас. Несмотря на простоту конструкции такое устройство обеспечивает качественный электроток и сможет подзарядить даже полностью разряженный аккумулятор.

Основным преимуществом такого устройства для подзарядки батареи является отсутствие необходимости какого-либо контроля со стороны автовладельца за процедурой подзарядки аккумулятора, а также возможность подключения полностью разряженной батареи без какого-либо начального понижения напряжения.

Правила подзарядки аккумулятора

Представленная нами схема выполнения такого зарядника не подразумевает наличие мультиметра. Поэтому в процессе подзарядки аккумулятора необходимо будет мультиметром постоянно измерять напряжение на клеммах аккумулятора, что позволит правильно проконтролировать данную работу, а вы будете полностью уверенными в полном наборе батареей своей емкости.

Подключать зарядное устройство к клеммам АКБ необходимо с соблюдением полярности. Поэтому предварительно следует проверить мультиметром плюс и минус на выпрямителе и аккумуляторе и правильно подключить провода.

В процессе подзарядки АКБ, как только батарея наберет около 80% своей ёмкости в электролите начинается бурное кипение, что может привести к появлению на свинцовых пластинах сульфата, который в последующем приводит к быстрому износу аккумулятора. В покупных приборах для нивелирования процесса сульфатизация просто понижают напряжение до уровня 3−4 ампер.

Изготовленное зарядное для аккумулятора автомобиля своими руками может иметь возможность регулировки электротока, для чего отключается часть обмотки или цепь переключают на имеющийся второй трансформатор с меньшим количеством витков обмотки, что позволяет оперативно снижать рабочий электроток, предупреждая появление сульфатизации аккумуляторных батарей.

Помните о том, что полностью разряженную батарею подключать напрямую к изготовленному самостоятельно прибору не рекомендуется. Вам потребуется понизить напряжение, что можно сделать, включив в цепь обычную 12 вольтовую лампочку или простейшую батарейку. Ее можно просто подсоединить к выходам клемм аккумулятора. В противном случае, если подключить аккумулятор к прибору без понижения напряжения, на батарею будет подаваться мощный ток, что может привести к вскипанию электролита и повреждению свинцовых пластин.

Как только показатели напряжения на выходе с клемм АКБ составят 12,8 вольт и более, батарея набрала необходимую емкость, и зарядка завершена.

Заключение

Собрать такое простое зарядное устройство своими руками не составит какой-либо сложности. В сети интернет можно найти множество простейших схем и расчетов, выполнить которые можно с минимальными финансовыми затратами и при наличии начального опыта работы с паяльником. Использование таких самодельных выпрямителей напряжения позволит с легкостью подзарядить устройства, которые в последующем будут заводить мотор даже в самый сильный мороз, а автовладелец всегда будет уверен в своем автомобиле.

Ссылка на основную публикацию