Содержание
- Этапы выполнения работ
- Снятие краски и ржавчины
- Обезжиривание металла
- Фосфатирование металлических поверхностей
- Способы фосфатирования
- Для чего обезжиривать части авто перед окрашиванием?
- Виды средств для обезжиривания
- Тонкости выбора
- Работа с обезжиривателями
- Двухэтапная очистка
- Пескоструйная обработка
- Заключение
Подготовка металлических конструкций под покраску – важнейшая процедура, от качества выполнения которой зависит долговечность будущего покрытия. Поверхность необходимо не только очистить от грязи, но и на завершающем этапе обезжирить металл перед покраской.
Этапы выполнения работ
Подготовка металла – не такая уж и простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Работа разделяется на несколько этапов, важнейшими из которых являются:
- удаление ржавчины и старой краски с поверхности;
- выполнение фосфатирования и обезжиривания.
Подготовка к покраске изделий из металла может выполняться по различным технологиям, но в первую очередь с них следует удалить ржавчину и остатки предыдущего окрасочного слоя.
Снятие краски и ржавчины
Очистка металла от коррозии и старого слоя краски может осуществляться тремя способами:
Механический способ
Такой метод, считающийся наиболее эффективным, подразумевает удаление ржавчины и краски вручную либо при помощи механизированного инструмента. Обработка может выполняться:
- проволочными щетками;
- шлифовальными дисками;
- посредством пескоструйного агрегата;
- гидроабразивным способом (выполняется только на промышленных предприятиях).
Химическая обработка
Обработка химическим способом основана на воздействии на ржавчину химических веществ, распыляющихся на поверхность либо наносящихся кистью.
Удаляющие ржавчину составы делятся на два типа:
Недостатком смываемых средств является вероятность появления на металле новых очагов коррозии, потому после обработки поверхность должна быть немедленно просушена и обработана антикоррозийными составами.
При обработке ржавчины несмываемыми составами в результате химической реакции на поверхности металла образуется своеобразный слой грунтовки, который нельзя смывать водой.
Обработку металлоконструкций чаще всего выполняют:
- раствором серной либо соляной кислоты (5%-й) с добавлением ингибитора коррозии;
- ортофосфорной кислотой (15-30%-я эссенция), преобразующей ржавчину в защитное покрытие;
- смесью 50 гр. оксипропионовой кислоты на 100 мл вазелинового масла, под воздействием которой ржавчина превращается в соль и легко счищается с поверхности тряпкой.
Термический способ
Удаление краски с металлических поверхностей термическим методом подразумевает использование паяльной лампы. Металл подвергается нагреванию до постепенного отслаивания лакокрасочного покрытия, легко удаляющегося шпателем либо металлической щеткой.
Главное достоинство такого способа – значительная экономия времени, а основной недостаток – пожароопасность и некоторые ограничения по типам поверхностей. Обрабатывать листовой и оцинкованный материал, чугун таким методом нельзя – поверхность при этом деформируется, нарушается целостность конструкций.
Обезжиривание металла
Обезжиривание конструкций выполняется для обеспечения хорошего слипания металла с лакокрасочным составом и грунтовкой.
Для обезжиривания металла перед покраской в принципе можно применять любые составы, удаляющие органические вещества и жиры. Но все же, лучше использовать комплексные соединения, преобразующие ржавчину в полезный слой и предотвращающие ее появление в будущем:
- уайтспирит;
- номерные нитрорастворители;
- обезжириватель на сложных спиртах;
- керосин.
В качестве средства для обезжиривания не рекомендуется использовать бензин, так как в результате воздействия его на поверхность появляется невидимая глазу масляная пленка, ухудшающая адгезию с краской.
Обезжиривание необходимо выполнять в хорошо вентилируемых помещениях с постоянной циркуляцией воздуха, так как пары большинства использующихся химических веществ очень токсичны. Во избежание отравления рекомендуется надеть респиратор, работать в резиновых перчатках и защитных очках – при попадании в глаза любого растворителя не избежать химического ожога слизистой.
Фосфатирование металлических поверхностей
Фосфатирование – это процесс покрытия поверхностей черных либо цветных металлов тонкой пленкой, защищающей ее от образования ржавчины и улучшающей адгезию с окрасочным составом.
Применение такой технологии позволяет значительно улучшить устойчивость к износу контактирующих деталей в узлах трения. Метод может быть реализован практически для всех сплавов, кроме высоколегированной стали – на ней появляется фосфатная пленка недостаточно высокого качества.
Для чего выполняется фосфатирование?
Фосфатирование металла перед покраской выполняется в целях обеспечения поверхности надежной защитой от коррозионных процессов в местах, очищенных от старой краски и ржавчины механическим способом. Перед нанесением защитного слоя металлические конструкции или изделия необходимо тщательно очистить от пыли и грязи, а также обезжирить.
Такой способ защиты конструкций из металла допускает их эксплуатацию в условиях:
- воздействия автомобильных масел и топлива;
- в электроустановках до 1 кВ;
- высокой влажности;
- в средах с органическими растворителями;
- нахождения под лакокрасочным покрытием.
Образующаяся пленка способна надежно защитить металл в указанных выше условиях, но быстро разрушается в агрессивных кислотной и щелочной средах. Потому перед выполнением фосфатирования нужно определить состав среды, в которой будет эксплуатироваться металлическое изделие.
Способы фосфатирования
Образование фосфатной защитной пленки на поверхности металла получается несколькими способами, возможность и целесообразность реализации которых зависит от размеров конструкции и области ее применения.
Чаще всего используются такие методы:
- обработка поверхности препаратом «Мажеф», допускающаяся даже для низкоуглеродистой стали, в результате образуется качественная грунтовка с антикоррозийными свойствами;
- использование фосфорной кислоты или «холодное фосфатирование», при котором толщина защиты составляет не более 5 мкм;
- применение монофосфата цинка, использующегося преимущественно в машиностроительной и электроэнергетической отраслях;
- обработка фосфатирующей пастой.
Для подготовки металла под покраску необходимо выполнять ряд обязательных процедур, без которых невозможно качественное окрашивание и, соответственно, продолжительная эксплуатация металлических конструкций.
Вам также может быть интересно узнать, какая краска для забора металлического подходит лучше всего в вашем случае. Об этом читайте в статье о покраске металлических ограждений.
Покраска кузова автомобиля или его отдельных частей – процесс достаточно сложный, который происходит в несколько этапов. При подготовке покраски следует обезжирить металлическую поверхность. И сразу возникает вопрос: чем обезжирить металл перед покраской?
Для чего нужно обезжиривание металла перед покраской?
Обезжиривание металла перед покраской нужно для одной цели – обеспечить нормальную адгезию лакокрасочного покрытия и металла. Хотя, по большому счету, во время полного перекрашивания кузова или полного перекрашивания элементов кузова, краска ложится на автомобильную грунтовку. Таким образом, процесс обезжиривания должен обеспечивать адгезию грунтовки и металла.
По сути, адгезия – это прилипание одного материала к другому. Причем прилипание на молекулярном уровне. И если между молекулами одного вещества и молекулами поверхности металла, будут находиться молекулы других веществ, прилипание будет очень плохим. И со временем слой краски начнет отваливаться от малейших вибраций.
Различные маслянистые вещества любой природы происхождения, различная органика, пыль и т.д. – все это будет снижать процесс прилипания (адгезии). Кроме этого на адгезию влияет тонкая оксидная пленка, которая выглядит, как небольшой налет ржавчины на металле. Поэтому и этот налет нужно убирать или превращать его в более устойчивые химические соединения, которые не будут препятствовать прилипанию лакокрасочного покрытия.
Чем обезжирить металл перед покраской?
Теоретически можно использовать любые химические соединения, которые способны удалять жировые и органические вещества с поверхности металла. При комплексном подходе к процессу обезжиривания используются активные соединения, которые предотвращают образование коррозии и преобразуют ржавчину в устойчивое соединение.
Некоторые соединения работают хуже, некоторые лучше. Особенно это касается серьезных масляных загрязнений. В качестве средства для обезжиривания используется: керосин, уайтспирит, номерные растворители на нитрооснове, обезжириватели на основе сложных спиртов и т.д.
Использовать автомобильный бензин в качестве средства для обезжиривания металла не рекомендуется. Дело в том, что в составе бензина достаточно большое количество различных масляных веществ, которые вместо удаленной масляной пленки, дадут свою масляную пленку, которая и не будет заметна, однако, процесс прилипания краски будет очень плохим. Эту масляную пленку, вроде, как и не видно, но на самом деле, она присутствует.
Что касается комплексного подхода к обезжириванию, то на первом этапе, после того, как проведена зачистка металла и удалена пыль, наносится средство на основе ортофосфорной кислоты. Ортофосфорная кислота вступает в реакцию с оксидами железа (составляющими основу ржавчины). И превращает эти оксиды в совершенно другие соединения.
Может показаться, что налета ржавчины на поверхности металла нет. Но это далеко не так. Налет оксида появляется буквально сразу, только видимым он становится по истечении определенного времени. И лучше его устранить сразу и кроме этого создать тонкий слой устойчивого к влаге соединения. Недаром соединения на основе ортофосфорной кислоты называют преобразователями ржавчины.
Особенности обезжиривания некоторыми соединениями
Часть средств, которые используются для обезжиривания, например, номерные растворители на нитрооснове способны не только удалять жировую пленку, но и разъедать некоторые лакокрасочные покрытия. Поэтому если идет локальный ремонт ЛКП, желательно такими растворителями не пользоваться, так как они могут разъесть краску рядом с обрабатываемым участком.
Лучше в такой ситуации использовать уайтспирит или растворители на основе сложных спиртовых соединений. Хотя на некоторые типы ЛКП нитрорастворители совершенно не действуют.
Технология обезжиривания металла перед покраской
На поверхность металла наносится средство на основе ортофосфорной кислоты, чтобы не дать коррозии ни малейшего шанса.
Следующий этап – нанесение самого растворителя. Все растворители достаточно летучи, поэтому удалять ничего не придется. Средство для обезжиривания наносится смоченной ветошью, одновременно с этим удаляется пыль. Обезжиривать металл нужно перед самой покраской автомобиля или нанесением грунтовки. Если потом затянуть процесс покраски, на металле опять собирается пыль.
Все работы по обезжириванию поверхности металла нужно проводить в помещениях, где есть вентиляция. Пары этих жидкостей достаточно токсичны. Обязательно нужно использовать респиратор, иначе, надышавшись паров, вполне реально можно получить отравление. Жидкости достаточно активны, поэтому нужно работать в защитных перчатках и закрывать глаза защитными очками. Перчатки используются резиновые. Любой растворитель, попав в глаза, может вызвать химический ожог слизистой оболочки.
Подготовка к покраске автомобиля своими руками – это процедура, которая состоит из нескольких этапов, и каждый из них по-своему важен. Значение имеет грамотное шпатлевание, правильная грунтовка авто и обезжиривание металла перед покраской. О верном подборе шпатлёвки и грунта написано немало, однако качество лакокрасочного слоя будет зависеть ещё и от того, чем обезжирить металл перед покраской, поэтому стоит рассмотреть этот вопрос подробнее.
Подготовка к покраске автомобиля своими руками
Для чего обезжиривать части авто перед окрашиванием?
Перед тем как приступать к подготовке автомобиля, его нужно тщательно вымыть, удалив с него грязь и пыль. Однако это оказывается недостаточным – на металле попадаются посторонние вещества, которые мытьём не удаляются:
- битум;
- масло;
- смолы;
- гудрон;
- мастика;
- жировые пятна.
Удаление краски с кузова автомобиля
Поэтому поверхность перед покраской необходимо обезжирить, используя специальные средства. Это делается в следующих целях:
- удаление посторонних жировых частиц;
- улучшение адгезии поверхности, что положительно сказывается на сцепляемости с эмалью;
- лакокрасочное покрытие защищает окрашенные части гораздо дольше.
Виды средств для обезжиривания
Современная промышленность предлагает автомобилистам три вида средств для удаления жировых пятен при подготовке поверхности к нанесению краски:
- Органические – уайт-спирит, сольвент, керосин, ацетон, трихлорметан, ксилол, метиленхлорид. Они имеют углеродную основу и используются для подготовки металла к нанесению краски. Их основными недостатками являются токсичность и легковоспламеняемость, что требует применения дополнительных мер безопасности при работе с ними.
- Эмульсии, состоящие из водно-щелочных растворов и органики. Они не горят, отличаются низкотоксичностью – такие средства выбирают для обработки больших участков поверхности.
- Синтетика – стоит недорого, безопасна и легкодоступна.
Из этих групп автомобилисты выбирают подходящее средство, когда возникает вопрос: чем лучше обезжирить металл перед покраской?
Сольвент для обезжиривания металла
Тонкости выбора
Когда вы думаете, чем обезжирить перед покраской части автомобиля, примите во внимание следующую информацию:
- Выбирайте средство, которое не создаст конфликта с автоэмалью. Если вы планируете использовать масляную краску, то для обезжиривания хорошо подойдёт скипидар. Даже если его частицы останутся на металле, они смешаются с краской и проблемы не возникнет.
- Внимательно прочтите состав автоэмали на банке и подготовьте поверхность при помощи растворителя, который там указан.
- Можно также воспользоваться средством, которое рекомендует производитель эмали для её разбавления. Уайт-спирит или ацетон в данном случае будут универсальным вариантом.
- Загрунтованный металл перед нанесением краски обрабатывают уайт-спиритом, бензином или керосином. Керосин эффективно ликвидирует масла и мастики, однако сам удаляется тяжело.
- Загрунтованный пластик – материал деликатный, для него выбирайте антисиликон, чтобы не повредить структуру.
Антисиликон-обезжириватель бутылка 1л. для пластика
Обдумывая, чем можно обезжирить поверхность перед окрашиванием, оцените ряд критериев, которые влияют на правильность выбора:
- эффективность;
- безопасность;
- простота использования;
- удобство;
- расход на единицу площади;
- стоимость.
Старайтесь отдавать предпочтение продукции производителей, которые имеют солидную репутацию на рынке. Возможно, она обойдётся несколько дороже, однако эффект от её применения будет выше, чем от дешёвой химии от неизвестных брендов.
Работа с обезжиривателями
После того как мы рассмотрели виды средств для удаления жировых частиц, давайте разберёмся, как обезжирить с их помощью поверхность.
Для начала подробно поговориммерах безопасности. Работу выполняют в помещении с вентиляцией, ярким светом и без открытых источников огня. Наденьте очки, чтобы в глаза не попали капельки химических реагентов и частицы пыли. Дыхательные пути защитите при помощи респиратора – выше говорилось о том, что многие растворители токсичны и вызывают поражение органов дыхания. Спецодежда из плотного брезента или специальный фартук помогут избежать попадания химически активных частиц на открытую кожу.
Во время работы с растворителями не разрешается курить, пользоваться зажигалкой или создавать другие огнеопасные ситуации.
Во время процедуры ликвидации жировых частиц следуйте приведённым рекомендациям:
- Для нанесения растворителя используйте салфетку;
- Вторая салфетка понадобится, чтобы вытереть сам растворитель после его применения;
- Обе салфетки должны быть безворсовыми – в противном случае металл будет покрыт ворсинками, которые удалить будет сложно;
- Обезжиривание выполняется сразу после шлифования перед окрашиванием;
- При работе с деталями из алюминия соблюдайте меры предосторожности – в комбинации с некоторыми растворителями он может становиться взрывоопасным;
- После того, как вы закончили работу, не прикасайтесь к обработанной поверхности пальцами и другими посторонними предметами.
Качество выполненной работы проверяется при помощи чистого листа бумаги – на ней будут видны посторонние вещества, если они остались. При помощи капли воды также легко проверить наличие жировых частиц – вода должна легко растекаться, не собираясь в шарик.
Окрашивание рекомендуется выполнять непосредственно после обработки металлических частей растворителем. Если выжидать, то на обработанные участки попадёт пыль и придётся готовить их снова.
Обезжиривание автомобиля перед покраской
Двухэтапная очистка
Профессиональная очистка чёрных металлов состоит из двух этапов, первый из которых заключается в обработке уайт-спиритом, а второй – нанесении специального раствора ортофосфорной кислоты на те места, которые сильнее подвержены возникновению очагов коррозии.
В домашних условиях приготовить состав ортофосфорной кислоты будет сложно, однако вместо неё с успехом используют антисиликоны, которые можно без проблем приобрести в магазине автохимии. Антисиликоныбезвредны, нетоксичны, неагрессивны и просты в применении. Когда вы закончили очистку участка антисиликоном, удалите его остатки, чтобы избежать конфликта с автомобильной эмалью при окрашивании.
Пескоструйная обработка
Подготовить автомобиль к окрашиванию можно без применения химических растворителей при помощи пескоструйной обработки. Эта операция очищает поверхность от всех видов загрязнений, в том числе и от жировых – масел, мастик, битума и т.п.
Смысл пескоструйной обработки заключается в том, что поверхность под сильным давлением бомбардируется частицами песка в струе воздуха, её относят к холодным абразивным методам работы с материалом. Такой способ помогает избавиться от пыли, грязи, окалины, следов коррозии и жиров.
Дополнительным преимуществом пескоструя является то, что он даёт рельеф с повышенными адгезивными свойствами – это происходит вследствие микродеформаций. Мелкие выемки от ударов песка повышают сцепляемость с эмалью при окрашивании. Такое покрытие долговечно и надёжно.
Пескоструйная обработка кузова автомобиля
Для этой процедуры вам понадобится специальное оборудование – пескоструйный аппарат. Его конструкция состоит из следующих элементов:
- компрессор;
- резервуар для песка;
- шланг;
- сопло;
- механизм регулировки силы воздушного потока.
Компрессор под высоким давлением нагнетает воздух, из резервуара в сопло через шланг поступают абразивные элементы. Оператор вручную направляет сопло на обрабатываемые участки и водит им из стороны в сторону – так происходит бомбардировка абразивными частицами, которые удаляют всё лишнее.
Такое оборудование стоит недёшево, и для работы с ним нужны специальные навыки и профессиональный опыт. Однако пескоструйный метод в плане предварительной подготовки машины к окрашиванию даёт самый высокий эффект.
Кузов машины обработанный пескоструем
Заключение
Покраска автомобиля относится к ответственным видам работ. От её качества зависит внешняя привлекательность и защита от появления очагов коррозии. Чтобы лакокрасочное покрытие было надёжным и долговечным, уделите внимание каждому этапу подготовки. Обезжиривание при этом занимает одну из ключевых позиций. Оставшиеся на металле частицы смол и масел приведут к тому, что эмаль ляжет неровно, будет отслаиваться, и через короткое время понадобится снова думать о покраске. Чтобы этого не случилось, позаботьтесь о том, чтобы правильно выбрать растворитель, и грамотно обработайте с его помощью машину перед нанесением автоэмали.