Содержание
Гипс с полным правом можно назвать самым активно используемым отделочным материалом. Вероятность того, что среди покупаемого вами для проведения ремонта перечня товаров будут и несколько мешков с этим компонентом, максимально высока. Правильно разведенный и нанесенный гипс позволяет добиться исключительно качественного результата. И о том, как именно необходимо приготавливать гипсовое тесто, мы и поговорим в этой статье.
Правильное соотношение гипса и воды – залог успеха
Если мы хотим получить высокопрочный гипсовый раствор, то лучше всего использовать соотношение две части порошка на одну часть воды. Впрочем, в подавляющем большинстве случаев гипсовое тесто требуется более мягким. И для того, чтобы получить средний гипсовый раствор, на полтора килограмма порошка потребуется литр воды. Зачастую для работы требуется что-то пожиже, и в этом случае килограмм гипса на литр воды станет оптимальным вариантом. Кстати, когда готовят медицинский гипс, то воды и порошка берут примерно в равных количествах.
В каких пропорциях разбавить гипс для заливки форм
Гипс часто используют для создания различных поделок. И в этом случае его, как правило, заливают в формы, где раствор застывает и принимает необходимые очертания. Говоря о консистенции раствора для подобной заливки, можно назвать пропорции гипса и воды 7:10. Раствор такой консистенции достаточно жидки и отлично проникает во все пространства формы, что нам и нужно. Но при этом готовое изделие может получиться слишком ломким, так что в получившийся раствор перед заливкой лучше всего добавить пару ложек клея ПВА.
Если речь идет о гипсе для топиария, то консистенция раствора должна быть похожей на густую сметану, так как жидкий раствор будет дольше застывать. К слову, для приготовления такого раствора лучше всего использовать алебастр, так как он застывает особенно быстро.
Некоторые правила разведения гипсового раствора
В начале нам понадобится тара, и лучше всего взять одноразовую. Причина проста – в случае с многоразовым использованием, моя такую тару, мы рискуем забить сливные трубы. Конечно же, тара должна быть чистой. Гипс необходимо высыпать в воду равномерно. При этом мешать лучше всего шпателем из нержавеющей стали, либо чем-то, сделанным из твердых пород древесины. Что касается воды, то она может быть и водопроводной. Старайтесь не мешать раствор слишком долго, так как в результате готовое изделие или слой штукатурки могут получиться слабыми.
По поводу перемешивания – важно соблюдать определенную технику. Главное – не допустить образования комков. Для этого нужно равномерно распределить гипсовый порошок по поверхности воды, после чего подождать несколько минут, пока порошок не пропитается жидкостью. После этого в течение 2-3 минут следует период интенсивного размешивания. Цель – сделать раствор максимально однородным, а также выпустить из него большинство пузырьков воздуха.
Мы продаем гипс в пластиковой упаковке 1 кг. Вот так он выглядит.
Вот пример недельного изделия и 1-дневного.
Хоть фотография не лучшего качества, но заметно, что нос значительно белее губ. Процесс полного высыхания длится месяцами. Цвет меняется от грязно-серого до белоснежного. Изделие при этом издаёт звуки от глухого до звонкого. Ну и по мере выхода влаги, изделие становиться всё легче и легче. На следующих фотографиях производимые нами анатомические детали разной степени просушки.
Чтобы этот процесс проходил быстрее, помещение должно хорошо проветриваться, и быть с достаточно высокой температурой. Мы для этого соорудили вот такую сушильную комнату-камеру.
В этом мастер классе я хочу рассказать как я снимаю гипсовые формы, используя минимум инструментов.
Так же этот метод позволяет экономить время.
Прошу учесть, что данный мастер-класс носит ознакомительный характер. Я рассказываю, как работаю именно я. Нюансы работы уточняйте в комментариях, потому как этот процесс нельзя описать «от и до».
Итак: сегодня мы будем снимать гипсовые формы. Гипсовые формы нужны при изготовлении небольшого тиража материалов, таких как фарфор, глина или флюмо.
Для работы понадобятся:
– мастер-модель (у меня это кукла из пластилина);
– синтетическая кисть — 2 шт.;
– пластиковая емкость 3-4 литра;
– лист двп или картон размером 50*50 см.
Я стараюсь снимать двучастные формы. Это значит, что форма состоит из двух частей. Можно снимать более сложную форму, но чем больше форм, тем больше швов на отливке, а следовательно все это вылазит при обжиге. Избавиться от швов трудно, поэтому чем меньше швов, тем лучше.
Для начала разместим на плоскости все детали, таким образом, чтобы осталось примерно 1,5-2 см с каждой стороны.
Принцип разделения детали должен быть следующим: форма должна легко сниматься не деформируя отливку. Значит берем деталь и погружаем ее в пластилин на половину. Чтобы было понятно, я взяла контрасный по цвету пластилин.
Теперь посмотрим на деталь сверху. Видно, что в районе груди будут зацепы. Гипс при отливке затечет за грудь и в последствии будет «сносить» эту часть отливки при выемке детали. Следовательно, в этом месте уровень пластилина нужно поднять дабы избежать такой ситуации. То есть говоря простым языком, вы должны видеть весь контур детали, при взгляде сверху, с которой будет сниматься форма.
Когда набран примерный уровень, каждая деталь оборачивается полоской картона. Для этого я использую коробки, имеющиеся дома, из-под сока, каш, чая.
Теперь приглядимся, по внутреннему краю формы я выкладываю полоску пластилина, чтобы получитьполностью закрытый контур. Гипс очень любит маленькие дырочки и с удовольствием убежит, если ему предоставить такую возможность.
Теперь, когда я уверена в том что дырочек для побега гипса нет, я смазываю всю поверхность самзкой для легкого отделения гипса от пластилина.
Смазка: мыло детское земляничное натираем на мелкой терке, или накромсываем ножиком в ведерко. Далее добавляем кипяточек, берем палочку и взбиваем до густой пены! Важно, чтобы в пене не было мелких кусочков мыла! Когда пена готова, добавляем ложки 3-4-5 столовых подсолнечного масла (у меня добавленно машинное, давно стоит огромная канистра, этого добра хватит на всю жизнь!) далее все это перемешиваем и получается густая сметанообразная смазка.
После этого берем кисть и тряпочку и снимаем все излишки.
Нужно снять всю смазку которая видна, должен остаться тонький слой на пластилине, практически незаметный. Он нужен еще для того чтобы пластилин при нагреве гипса (а гипс при застываниии достаточно сильно нагревается) не впитался в поры.
Набираем холодную воду, примерно половину емкости. Аккуратно засыпаем в воду гипс, сыпем быстро, но не бухаем. Обычно пишут что гипс нужен в пропорциях 1:1, но я скажу, что каждую марку нужно тестировать.
Далее для работы нам понадобится мягкая емкость, у меня банка из под клея ПВА (3л), гипс (у меня марка Г13), кисть, холодная вода, палка для размешивания.
Я сыплю до тех пор, пока над водой не образуется небольшая горочка сухого гипса. Даю ей промокнуть и хорошенько перемешиваю гипс. Должна получиться жижа, похожая на сливки. Заливаю ею все детали таким образом, чтобы гипс покрыл деталь, но она еще виднелась. Далее беру кисть и прохожу по всей детали, это нужно, чтобы убрать возможные пузырьки воздуха, которые будут в последствии портить отливку. После этой процедуры доливаю гипс еще на 2 см над уровнем детали.
Важно: лить нужно не на деталь, а в угол формы.
ОЧЕНЬ ВАЖНО! После процедуры заливки гипс не выливают в канализацию, а дают засохнуть в емкости и потом его выколачивают. Для этого и нужна мягкая емкость. А кисточку сразу после работы промывают в холодной воде, в отдельном стакане, а не под краном.
Теперь гипсу нужно дать застынуть, час или два.
Далее нам понадобятся вот такие инструменты, это «полотно» для ручной пилы и некий инструмент, которым я делаю «замки» для состыковки форм. Можно делать концом круглого столового ножа.
Снимаем картон, и вынимаем все детали из пластилина. Детали вынимаем аккуратно, если сильно тянуть деталь деформируется. Для лучшего результата выполняйте мастер модель из пластиков.
Видно, что поверхность соприкосновения неровная.
Для выравнивания я использую «полотно». Работаю то одной стороной (с зубчиками), то другой (плоской).
Когда детали все готовы, делаю в них «замки». Они нужны для точной состыковки деталей при отливке.
Укладываю все детали обратно и делаю опалубку (это стеночки для формы).
Далее смазываю все смазкой, прохожу весь периметр пластилином, чтобы он не убежал и повторяю шаг с заливкй.
Итак, у нас готовые гипсовые формы.
Но это не вся работа. Помните, я смазывала гипс смазкой, так вот, ее нужно вымыть. Для этого беру небольшую емкость, наливаю в нее стакан теплой воды и бросаю столовую ложку пищевой соды. И этим раствором хорошо промываю формы, мелкие детали промываю кисточкой. И после этого формы идут в сушку.
Через 5-10 дней, в зависимости от влажности помещения формы высохнуть и в них можно будет заливать шликер.
Уточнение! В процессе сушки будет выделяться как будто снег на краях формы, это сода. Ее аккуратно смахивайте в раковину, не нужно ее оставлять, дышать, сдувать. Она не полезна для здоровья.
Надеюсь, мастер-класс будет полезным и интересным.