Как проверить обмотку стартера мультиметром

Независимо от того, какой маркой и моделью автомобиля вы обладаете, а также, какого он года выпуска, рано или поздно вам придется столкнуться с тем, что придет время замены каких-либо расходников, либо же ремонтом каких-то частей авто. Стоит сразу отметить, что практически 99% работы по замене и ремонту, по силам выполнить своими руками, практически любому автовладельцу. А вот, чтобы самостоятельно разобраться в том, что произошло с вашим транспортным средством или же найти подробную инструкцию, как данную поломку устранить, читайте блок статей по ремонту на нашем сайте, в которых подобно расписано и наглядно показано, все, что будет вам необходимо знать, чтобы привести свою «ласточку» в идеальное состояние!

Стартер выполняет функцию по запуску двигателя и когда он не может функционировать, то завести машину бывает трудно. Обычно его неисправность выявляется не сразу, а постепенно и не смотря на его поведенческие особенности, по симптомам все-таки можно выявить поломку. Если вы не смогли это сделать, то нужно провести проверку стартера, как теми предметами, что есть в данный момент под рукой, так и с помощью мультиметра. Быстро проверить втягивающее реле либо мотор стартера можно, даже не доставая его из машины либо вынув его из-под капота. Для данной работы понадобится только заряженное аккумуляторное устройство и два силовых провода. А для проверки якоря, щеточки либо обмоточки стартера, нужно будет все разобрать и прозвонить с помощью мультитестера.

В материале содержится:

  • Способ проверки стартера аккумулятором
  • Способ проверки втягивающего реле
  • Способ проверки стартерной щетки
  • Способ проверки бендикса
  • Способ проверки стартерной обмотки
  • Способ проверки якоря стартера
  • Способ проверки с помощью мультиметра

Способ проверки стартера аккумуляторным устройством

Диагностирование запуска двигателя нужно начать с 1-го вопроса, который интересует многих владельцев авто – «Каков же способ проверки стартера на аккумуляторном устройстве и что, в итоге, даст данная проверка?» Этот метод позволит точно узнать, правильно ли функционирует стартер, так как, когда он установлен на движке, помимо щелчков (если они слышны) о деятельности оборудования практически ничего не станет ясно. Поэтому при замыкании клемм с выводами на элементе втягивания и каркасе стартера, можно найти, есть ли неисправность в реле втягивания либо на самом стартере, посмотрев, станет ли работать реле и будет ли крутится стартерный мотор.

Как проверит, крутится ли стартер?

Проверяем стартер тремя простыми действиями

Проверить стартер на способность двигать шестерней и крутить (так он обязан функционировать, если стоит на автомашине), можно при помощи аккумуляторного устройства. Для теста хорошо зафиксируйте элемент, клемму с минусом подсоединим на каркас, а с плюсом – к верхней клемме реле и контакту его подключения. Если работа исправна, произойдет вынесение бендикса и прокрутится моторчик шестерни.

Способ проверки по отдельности каждого из узлов оборудования запуска двигателя будет рассмотрен с примерами и в подробностях.

Способ проверки втягивающего реле

Для проверки втягивающего стартерного реле, необходимо соединить с ним клемму АКБ с плюсом, а с минусом – на каркас стартер. Если реле исправно работает, то шестерня бендикса станет выдвигаться с определенным звуком (щелчком).

Проверка втягивающего реле аккумулятором

Проверяем втягивающий элемент стартерного устройства

Шестерня может не выдвигаться из-за следующего:

  • подгорели контакты элемента втягивания;
  • заклинил якорь;
  • перегорели стартерные обмотки либо реле.

Способ проверки стартерных щеток

Щеточки проверяются несколькими методами, самым простым из них является – исследование 12-ти вольтовой лампочкой. Для данной цели нужно подсоединить один вывод лампы на держатель щетки, а второй – на каркас, если она горит, то щеточки нужно менять, так как есть пробоины в защитном элементе.

Проверяем стартерные щетки замыкания на массу

Иной метод проверки щеточек с помощью мультиметра, можно сделать на демонтированном стартерном устройстве. Проверка сводится к тому, что нужно посмотреть замыкание на массе (такого не должно быть). Для проверки с помощью омметра нужно измерить сопротивляемость главной пластины и держателя щеток. Сопротивляемость обязана быть в направлении к бесконечности. Еще при разборе узла щеток в обязательном порядке нужно проводить осмотр щеточек, коллекторного устройства, втулок, обмоточки и якоря. Потому что при выработке втулочек осуществляется просадочка тока при запуске и не стабильно срабатывает моторчик, а сломанный и сгоревший коллектор просто «съест» щеточки. Сломанные втулочки, помимо того, что перекашивают якорь и неравномерно изнашивают щеточки, умножают риск появления замыкания обомоточки между витками.

Читайте также:  Как накачать давление в насосной станции

Способ проверки бендикса

Деятельность бендикса стартерного устройства исследуется тоже очень легко. Необходимо зажать каркас муфты обгона в тиски (сквозь мягонькую прокладочку, дабы не навредить) и попытаться прокрутить его, он не должен делать вращений в обе стороны. Если провернулся, то поломка в муфте обгона, так как при поворотах в другой бок, он обязан застопориться. Помимо этого, бендикс может не войти в зацепление и стартерное устройство станет крутиться впустую, если он просто залег либо съелись зубики. Когда поломку шестерни видно при осмотре, то залегание можно найти только при полном разборе и чистке редуктора от загрязненностей и засохшего смазывающего вещества в самом механизме.

Лампочка для контроля, чтобы проверить стартерную обмотку

Способ проверки стартерной обмотки

Обмоточка статора стартерного устройства проверяется как с помощью дефектоскопа, так и лампой 220 Вольт. Схема проверки тут похожа на проверку щеточек. Лампу до 100 Вольт нужно последовательно подключать между обмоткой и корпусом статора. Один проводочек крепится на каркас, второй к обмоточному выводу (сначала к одному, после ко второму), если загорается, значит есть пробой. Нет такой контрольки – берем омметр и замеряем сопротивление – должно быть около 10 кОм.

Обмоточку ротора стартерного устройства проверить можно также – включить в сеть 220 Вольт контроллер и первый вывод приложить к коллекторной пластине, а второй на сердечник, если горит, нужно перемотать обмоточки либо ротор весь сменить.

Способ проверки стартерного якоря

Для проверки стартерного якоря необходимо дать напряжение 12 Вольт с аккумуляторного устройства прямо на стартерное, обойдя реле. Если он крутится, то все хорошо, если нет, получается, что или неисправности с ним, или со щеточками. Если умолкло и не крутится, то необходимо разобрать, чтобы осмотреть в целях диагностирования и проверки с помощью мультиметра (режим омметра).

Проверяем стартерный якорь аккумуляторным устройством

Проверяем якорь на ППЯ

Главные проблемные вопросы с якорем:

  • пробоина обмоточки на каркасе (проверяем с помощью мультиметра);
  • распайка коллекторных выводов (можно рассмотреть при пристальном осматривании);
  • замыкание между витками обмоточки (проверяем лишь особым прибором ППЯ).

Выгорели ламели вследствие нарушенного контакта посередине петушка и шинки

Частенько замыкание обмоточки определяется пристальным визуальном осмотром:

  • стружечка и прочие частицы, проводящие ток, находятся посередине коллекторных ламели;
  • прогоревшие ламели из-за контакта посередине шинки обмотки и петушка.

Часто неравномерное изнашивание коллекторного устройства ведет к изнашиванию щеточек и отказу стартерного устройства. К примеру: выступает изоляция в зазоре посередине ламели, потому что смешен коллектор по отношению к валовой оси.

Глубина между проточками коллекторного устройства якоря обязана быть не меньше 0,5 мм.

Способ проверки при помощи мультиметра

Часто у обычного владельца авто нет возможности для проверки контрольной лампы или дефектоскопа, поэтому доступными методиками проверки стартерного устройства стали – проверочка с помощью аккумулятора и мультиметра. Щеточки и обмотки стартерного устройства проверяются на замыкание в режиме мегомметра либо прозвонки, а обмоточки реле на небольшое сопротивление.

Проверяем стартер с помощью мультиметра

Разбираем и проверяем все детали стартера

Таким образом, способ проверки стартера с помощью мультиметра заключается в том, что необходимо лишь демонтировать его и измерить сопротивляемость между:

  • щетками и пластиной;
  • обмоткой и корпусом;
  • пластинами коллектора и сердечником якоря;
  • корпусом стартера и обмоткой статора;
  • контактом выключения зажигания и постоянным плюсом, он же болт шунта подключения обмоток возбуждения электродвигателя стартера (проверяется состояние втягивающей обмотки реле). При исправности должно быть 1-1,5 Ом;
  • выводом подключения зажигания и корпусом тягового реле (проверяется удерживающая обмотка втягивающего реле). Должно быть 2-2,5 Ом.
Читайте также:  Как рассчитать скорость ленты гриндера

Не должно быть проводимости между корпусом и обмоткой, валом ротора и коммутатором, контактом зажигания и плюсовым контактом реле, а также между двух обмоток.

Нужно добавить, что сопротивляемость обмоточек якоря малая и простым мультиметром ее не определишь, потому можно только сделать прозвон обомоточки, чтобы определить, есть ли обрыв (каждая ламель коллекторного устройства должна прозваниваться с другими) либо проверяем падение напряжения (у всех обязано быть единым) на соседних ламелях при подаче на них непрерывного тока (примерно 1А).

Мы надеемся, что приведенные сведения окажут вам помощь при самостоятельной проверке стартера в гараже, когда у вас есть лишь аккумулятор либо мультиметр. Потому что проверочка стартерного устройства автомашины на возможность запуска движка, как правило, не требует профессиональных инструментов либо знаний электрических схем. Нужно лишь обладать простыми навыками пользования омметром и тестером с лампой для контроля. Но для профессионального ремонта обязательно необходим ППЯ.

Проверим стартер 35.3708 автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121 на наличие короткого замыкания якоря стартера и на короткое замыкание и «обрыв» обмоток его статора.

— Омметр (мультиметр, автотестер) с режимом мегаомметра

Подготовительные работы

— Снимаем стартер с двигателя

— Снимаем заднюю часть (заднюю крышку) стартера

— Снимаем щеточный узел

Проверка якоря стартера 35.3708 на наличие короткого замыкания

Один щуп мультиметра на корпус стартера. Другим поочередно касаемся контактных пластин (коллектора) якоря. При отсутствии замыкания на «массу» прибор должен показывать сопротивление не менее 10 кОм.

Проверка обмоток статора на наличие «обрыва»

Щупами омметра касаемся выводов обмоток статора стартера. Если сопротивление стремиться к бесконечности – на лицо неисправность («обрыв»).

Проверка обмоток статора на наличие короткого замыкания

Один щуп омметра на корпус стартера, другим поочередно касаемся выводов обмоток статора. При отсутствии короткого замыкания омметр должен показывать сопротивление не менее 10 кОм.

Стартер 35.3708 с имеющимся коротким замыканием или «обрывом» работать не будет, поэтому необходимо заменить неисправные детали, либо стартер целиком.

Примечания и дополнения

— Мегаомметр – прибор для измерения больших электрических сопротивлений (свыше 105 Ом). Единица измерения кОм.

Еще статьи по стартерам автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121

Если генератор, с одной стороны, предназначен для питания бортовых потребителей тока, а с другой – служит для подзарядки аккумуляторной батареи, то у стартера единственная функция – запуск неработающего двигателя.

Возрастающая роль стартера

На современных легковых автомобилях стартер является, пожалуй, единственным средством для запуска двигателя. Ведь на многих из них невозможно использование альтернативных способов – «с толкача» или «прикуривание» от другой автомашины.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

В первом случае этому может помешать автоматическая коробка перемены передач (АКПП), так как при буксировке некоторые из них могут потерять работоспособность, во втором – электронная система, которая может дать сбой или потребует перезагрузки.

Суммарная наработка стартера на легковой машине едва ли достигает 8-10 часов в год. Но в те короткие секунды, когда он работает для запуска двигателя, этот агрегат развивает большую мощность. Судите сами: W = I × U = 500 A × 0,012 кВ = 6 кВт.

Особенно тяжело приходиться стартеру при запуске неисправного двигателя (низкая компрессия, сбитое зажигание, неполадки в топливной системе и др.), а также зимой, когда неимоверно густеет масло и каналы, по которым поступает топливо и воздух, покрываются инеем.

Как предотвратить полный выход стартера из строя

Стартер – очень надежный узел, но и в нем по мере эксплуатации накапливаются неполадки и сбиваются настройки. Этот процесс идет постепенно, дефекты со временем множатся, пока в какой-то момент узел полностью не выйдет из строя.

Чтобы этого не произошло в самый неподходящий момент, например, утром, когда спешишь на работу или на улице в часы пик, необходимо постоянно обращать внимание на его работу и по его поведению догадываться о скорой неисправности.

Если это не удается сделать, то следует время от времени контролировать узел, не снимая с машины, и не отсоединяя от аккумулятора. Для этого достаточно иметь под рукой два силовых провода и простой мультиметр.

Читайте также:  Ремонт карбюратора бензопилы партнер 351 своими руками

Виды поломок стартера и надежность его узлов

Поскольку стартер является электромеханическим устройством, то все его поломки можно разделить на две категории:

  • механического типа (износ трущихся деталей, деформация или заклинивание одного из элементов стартера и др.). Устранение этих поломок требует снятия агрегата с машины;
  • электрического типа (проблемы с подачей напряжения аккумулятора, разрыв или замыкание обмоток статора или якоря стартера, подгорание контактов или рабочих поверхностей и т. д.).

Конечно, проще всего было бы возить с собой запасной агрегат. Но он достаточно громоздок и массивен, а также стоит немалых денег. Так, за самый дешевый стартер на автомашину ВАЗ придется заплатить не менее 3 тысяч рублей, а на иномарку такого же класса – 6 тысяч рублей.

Причем, как показывает практика, в 90% случаев проблемы стартера связаны с неисправностью проводки, щеточного механизма, втягивающего реле или аккумуляторной батареи. Устранение отмеченных недостатков обойдется намного дешевле, хотя некоторые из них потребуют стенда.

Если ранжировать неисправности среднестатистического стартера легкового авто, то частота поломок его узлов и частей уменьшается в следующем порядке:

  • щеточный коллектор;
  • передние и задние втулки;
  • вал якоря;
  • планетарный механизм (при его наличии);
  • обмотка статора;
  • бендикс с обгонной муфтой;
  • зубцы венца маховика.

Сигналы скорого отказа стартера

Если стартеру не удается прокрутить мотор или вращать его со скоростью, несоответствующей пуску, значит не в порядке электрическая часть. Поэтому надо заняться проверкой всех цепей стартера, начиная от аккумулятора.

При механическом характере поломки работающий стартер не вращает двигатель, слышны скрежещущие и гудящие звуки. В таких случаях следует проверить:

  • вилку и обгонную муфту;
  • рычаг обгонной муфты;
  • кольцо муфты;
  • буферную пружину;
  • зубчатое зацепление.

Когда стартер удается включить только со 2-3 поворота ключа зажигания, шестерня медленно расцепляется с венцом маховика, а в работе наблюдается большая натуга, даже если аккумулятор заряжен на 100%, то это верные признаки, что узел скоро выйдет из строя.

Алгоритм проверки стартера на двигателе

Итак, какова самостоятельная диагностика, чтобы стартер неожиданно не отказал в самое неподходящее время:

  • Включенное зажигание не вызывает вращения стартера. Возможно, что рычаг селектора не стоит на «парковке» или «нейтрали».
  • Проверить, целы ли провода, надежно ли они прикреплены к клеммам на стартере. Выяснить, насколько заряжена аккумуляторная батарея.
  • При включенном зажигании стартер не крутится, но при этом «щелкает» тяговое реле, даже если батарея полностью заряжена. Это признаки того, что неисправны контакты на стартере или реле. Отсутствие щелчков сигнализирует о поломке тягового реле или обрыве в нем электрической цепи.
  • При медленном вращении двигателя стартером следует замерить напряжение на аккумуляторе мультиметром, возможно, что оно меньше 12 В.

Более тщательный контроль этого узла предполагает:

  • Красный провод мультиметра подсоединяется к плюсу втягивающего реле, а черный – на массу автомашины. Если реле исправное, то при включении ключа зажигания на дисплее прибора высветятся 12 В и будут слышны щелчки.
  • Целостность щеток можно проверить лампочкой 12 В, если соединить ее напрямую с держателем и массой щеток. В случае загорания лампочки – щетки не в порядке и требуют замены.
  • Исправность обмотки якоря можно прозвонить мультиметром, чтобы измерить величину сопротивления «корпус-обмотка». Для этого прибор переводится в режим омметра, и проверяемый участок цепи подсоединяется к его выходным клеммам. При исправной обмотке величина ее сопротивления будет нулевой.

О том, как пользоваться мультиметром, рассказывается в многочисленных видео в интернете.

Ссылка на основную публикацию