Содержание
В этой статье узнаем, как производится замена сайлентблоков своими силами и рассмотрим эту процедуру на примере классических машин марки ВАЗ.
Для чего нужны «тихие» втулки?
Сайлентблок представляет собой резино-металлический цилиндр-втулку, который используется для соединения элементов подвески, а также для крепежа коробок передач и моторов.
Благодаря тому, что в ней присутствует эластичный материал (резина или полиуретан), она гасит вибрации, удары и колебания.
Если бы не сайлентблоки, то езда на машине превратилась бы в ад – нас бы трясло, кузовные детали быстро ломались, не говоря уже о шуме, который бы создавали места соединений металлических конструкций с кузовом автомобиля.
По правде говоря, эти резино-металлические детали долговечны и «ходят» до 100 тысяч километров, а то и больше, но случается разное – брак, халатность сборщиков или же влияние агрессивных факторов окружающей среды.
Одним словом, рано или поздно настаёт момент, когда необходима замена сайлентблоков.
Как узнать, что пора менять сайлентблоки?
Какие признаки и симптомы говорят о том, что нужна замена сайлентблоков передних рычагов подвески или задней балки?
Поломки могут проявлять себя следующим образом:
- автомобиль начинает плохо реагировать на повороты руля;
- слышны посторонние звуки, постукивания и прочее;
- на высоких скоростях заметен увод авто вбок;
- заметен неравномерный износ покрышек.
Если почувствовали что-то из вышеописанного, то замена сайленблоков уже необходима. Для этого можно посетить автосервис, где всё сделают специалисты, а можно и разобраться с проблемой самостоятельно. Как это сделать, рассмотрим далее.
Замена сайлентблоков на «девятке» и «десятке»
Итак, если решились самостоятельно поменять сайлентблоки на своём авто, как же это сделать?
Возьмём для примера популярные автомобили: ВАЗ 2109, 2110 и 2107. Предположим, вам светит замена сайлентблоков задней балки ваз 2109. В этом случае порядок действий выглядит следующим образом:
- подготавливаем инструмент и расходники – ключи для колёсных болтов, накидные ключи на 19. Молоток, ломик, деревянный брусок размером с кирпич, съёмник для шарниров, домкрат и новые втулки для замены;
- поднимаем заднюю часть авто на домкрате и снимаем колесо;
- чтобы упростить себе работу, желательно обработать все болты и крепления WD40;
- отсоединяем тормозные магистрали и откручиваем гайку, которая держит болт, сочленяющий заднюю балку с креплением на самом кузове;
- вынимаем болт и при помощи ломика аккуратно отводим заднюю балку вниз так, чтобы между ней и кузовом поместился деревянный брусок;
- теперь самое сложное – нужно выбить старый сайлентблок. Делать это можно при помощи специального устройства или молотком. В крайнем случае, рассверливают старую резину и вытаскивают ошмётки втулки;
- очищаем отверстие и смазываем его мыльным раствором, чтобы новая втулка легче встала на своё место;
- установка новой втулки также задача не из лёгких – для этого применяют специальное приспособление или конструкцию из болта, гайки и двух больших шайб. Во втулку и проушину балки продевают длинный болт, и потихоньку завинчивают гайку так чтобы деталь встала на место;
- когда всё готово, производим установку балки на место в обратном порядке.
Отметим, что замена сайлентблоков задней балки ваз 2110 выполняется аналогичным образом, поэтому подробно описывать её мы не будем. А вот про «семёрку» поговорим отдельно, на её примере покажем, как заменить втулки на передней подвеске.
Сложности при замене сайлентблоков на вазовской «семёрке»
Замена сайлентблоков на ваз 2107 дело хлопотное, особенно если нужно поменять эти детали в передней части авто.
К тому же, спереди несколько сайлентблоков на каждое колесо. К сожалению, от этого никуда не деться, поэтому приступим:
- нам понадобится, помимо набора ключей, домкрата и молотка, ещё съёмник для шаровых опор. Возможно понадобится паяльная лампа для прогрева прикипевших деталей, а также стяжки для пружин подвески;
- сначала производится замена сайлентблоков верхнего рычага;
- откручиваем ключом на 22 гайку верхней шаровой опоры и снимаем её специальным съёмником;
- демонтируем верхний рычаг, для чего удаляем болт крепления бампера, а затем и остальные крепёжные элементы;
- теперь нужно достать старую втулку и заменить её на новую, методами описанными выше;
- производим монтаж рычага в обратном порядке.
Чтобы поменять нижний сайлентблок на «семёрке» придётся запастись терпением. Основная сложность заключается в том, что не всегда удаётся заменить её, не снимая рычаг, а чтобы демонтировать его, фактически нужно разобрать всю подвеску.
Порядок действий такой:
- снимаем передний амортизатор;
- освобождаем крепление стабилизатора поперечной устойчивости;
- снимаем пружину;
- откручиваем болты крепления нижнего рычага, обязательно запоминая, как стоят регулировочные шайбы развала колеса;
- добираемся, наконец, до сайлентблока, извлекаем его и меняем на новый;
- аккуратно собираем всё обратно.
Ну вот, коллеги-автолюбители, мы разобрали, как происходит замена сайлентблоков задней балки, а также передних рычагов на отечественной классике.
Как вы видите, процедура требует некоторой квалификации и опыта, но тем не менее, довольно проста.
А теперь решайте, производить замену сайлентблоков самостоятельно или же всё обратиться к специалистам. В конце концов, решать, конечно же, вам.
А сейчас досвидания на страницах блога. Не пропускайте новые и интересные статьи!
Процедура почти одинаковая, что для Гольф2/3, что для Пассата.
Удобнее всего её производить на подъёмнике, но можно и на земле, с помощью домкратов.
Что бы оценить состояние сайлентблоков передних рычагов, желательно снять колёса и с помощью монтировки оттянуть рычаг вниз. Смотреть надо на места, где резина приварена ко втулкам
Что такое сайлентблок? По сути, это две металлические обоймы, сваренные межу собой резиной. Их неисправность – это разрыв резины на местах сгибов, или отрыв резины от металла. В последние годы разнообразие вносят изделия низкого качества. У них обычно резина отрывается быстрее от внутренней втулки, чем рвётся в нагруженных местах
Передний сайлентблок попроще, у него всего одна обойма, и резина от неё редко отслаивается. Но с годами он теряет эластичность, деревенеет и трескается.
слева — новый сайлентблок, справа то, во что он превращается со временем
-Первым делом, пока машина на колёсах, необходимо открутить ступичную гайку.
-поддомкрачиваем перед (или поднимаем на подъёмнике)
-очищаем гайку и болт фиксации шаровой опоры, гайки стоек стабилизатора, поливаем «жидким ключом»
-откручиваем горизонтальный болт крепления шаровой опоры
На машинах с 256-мм тормозами, что бы вынуть болт, необходимо открутить нижнее крепление тормозной скобы. Проще, конечно, открутить шаровую от самого рычага, но на Гольфах при этом нарушается развал.
-что бы палец шаровой опоры легче было вынуть, можно зубилом разжать струбцину в поворотном кулаке.
-откручиваем стойки стабилизатора
-поднимаем сам стабилизатор вверх, и закрепляем, что бы не мешал
-после чего рычаг легким ударом через мягкую проставку, или длинной монтировкой, опускается вниз.
-вот теперь, что бы стойка не мешала работать с рычагом, её можно отвести в сторону, и зафиксировать, уперев конец ШРУСа в суппорт.
Если же не откручивать ступичную гайку, стойку не оттянуть, и она будет сильно мешать.
-ответственный момент: большим воротком откручиваем болты крепления рычага
-на машинах с маленькими моторами, типа 1,3/1,4 и 1,6, поддон двигателя мешает откручивать и вынимать правый передний болт крепления рычага.
Для устранения этого препятствия необходимо предварительно открутить болт(ы) крепления задней правой опоры двигателя.
-двигатель можно приподнять упором в поддон
Или с помощью длинной монтировки (ломика)
-к сожалению, чем старше машина, тем больше вероятность обламывания болтов.
если это передний, горизонтальный болт, иногда можно выкрутить обломки, иногда приходится резать балку, извлекать остатки и вваривать новую гайку, а места разрезов сваривать
Но если обломался вертикальный болт, или сорвалась гайка, в которую он вкручен, придётся попотеть. Нужно поднять коврики в ногах водителя и пассажира, под ними найдётся две заглушки
вот там живёт резьбовая втулка, совершенно круглая снаружи. Если болт обломался, проще выбить его остатки вместе со втулкой в салон. Если же втулка оторвалась от пола и крутится вместе с болтом, на неё нужно из салона набить многогранную головку и удерживать, пока не выкрутится болт. А потом вынуть и выкинуть
-вместо неё можно использовать обычную гайку, но что бы не приходилось каждый раз залезать в салон, желательно её и приварить. Для этого можно сделать два надреза «болгаркой»
затем отогнуть получившийся «язык», вставить снизу длинный болт, накрутить на него гайку
-а затем можно и обварить
-загнуть «язык» обратно, можно и швы заварить
-на Гольф2 ещё нужно вынуть монтажную втулку из заднего сайлентблока. Её не всегда видно
-но если её не забыли поставить предыдущие ремонтёры, достаточно поковырять тонкой отвёрткой, как втулка обнаружится.
-поддеть и вытащить вниз, при этом удерживая рычаг в горизонтальном положении
-на Гольф3 и Пассатах втулки не предусмотрены, вынимаем рычаг двумя движениями: сначала передний сайлентблок выводим из подрамника, потянув рычаг в сторону колеса, затем задний, потянув рычаг в перёд, по ходу автомобиля.
-старые сайлентблоки удобней вынимать с помощью пресса. При его отсутствии можно использовать тиски, ну или, в крайнем случае – выбивать. Главное – подобрать правильные по форме оправки, что бы не деформировать сами рычаги
-перед запрессовкой передних сайлентблоков необходимо как следует очистить посадочное место в рычаге от остатков резины и ржавчины.
Новый горизонтальный сайлентблок войдёт легче, если его смазать жидким мылом или мыльным раствором. И усилие надо прикладывать не ко всей поверхности, а давить на внутреннюю втулку.
-что бы сайлентблок оказался правильно расположенным в рычаге, его придётся сначала выдавить с противоположной от входа, стороне, что бы резиновый буртик полностью вышел, а потом вдавить обратно, до симметричного расположения
-обязательно обратить внимание на конфигурацию заднего сайлентблока, и его ориентирование при запрессовке, относительно рычага.
Важно не только совместить треугольную стрелку с меткой на рычаге,
но и сориентировать сайлентблок выпуклой отливкой в сторону шаровой опоры.
-почему это важно? Объясняю. Рычаг относительно кузова подвижен. И можно найти ось его вращения, она проходит через болты крепления сайлентблоков. В статичном положении это выглядит так:
-но когда машина трогается или ускоряется, колесо пытается уехать вперёд (относительно кузова), передний сайлентблок небольшой и очень плотный, а вот задний большой, эластичный, и в нём есть прорези. И потому происходит вот такое смещение:
-при торможении смещение происходит в другую сторону
-теперь смотрим на сам сайлентблок
-если он установлен правильно, смещение при торможении будет меньше, чем при разгоне. И это очень важно, потому что в подвеске такой конструкции любое движение стоек и рычагов влечёт за собой изменение параметров развал/схождения. А при интенсивном торможении очень важно, что бы колёса старались таки ехать параллельно друг другу. К тому же сила, действующая на рычаг при торможении выше, чем та, что воздействует при разгоне.
-при запрессовке/забивании обратить внимание на отсутствие перекосов
-кстати, можно установить цельнолитой сайлентблок, используемый в некоторых AudiTT.
слева цельнолитой, справа штатный
он не только будет дольше служить, но и улучшает управляемость и реакцию на руль. И ввиду полной симметричности, не важно, как вставлять в рычаг. А для Гольф 2 отпадает необходимость в монтажных втулках
-перед обратным монтажом желательно убедиться, что резьба в закладных гайках в хорошем состоянии, при необходимости прогнать метчиком.
-болты крепления рычагов желательно менять, ну или, в крайнем случае, поправить резьбу и на них
-установка рычага на место выглядит следующим образом: для Гольф2 это простое впихивание рычага задней частью, затем, удерживая его в горизонтальном положении, необходимо вставить монтажную втулку. При этом не применять никаких инструментов, только усилие пальца. Втулка вставится до конца, когда совпадут все отверстия, если торчит хоть 1,5 мм – совмещение не произведено. Затем наживить вертикальный болт, вставлять переднюю часть часть рычага, вставить горизонтальный болт.
ВНИМАНИЕ! Важно не перепутать болты местами. Они отличаются всего на 3/4 мм,
но вертикальные болты вкручиваются в глухую (не имеющую сквозного отверстия) гайку, и если использовать длинный болт, он быстрее упрётся в конец резьбы, чем затянет втулку сайлентблока. Причём это не будет очевидным, внешне рычаг будет неподвижным, но при начале движения и торможении будут слышаться удары.
-перед вкручиванием необходимо почистить резьбу,
а лучше — ставить новые болты.
-для Пассатов и Гольф3 монтаж несколько отличается. Положение рычага относительно балки определяется специальными «подковками», приваренными к самой балке
тут наличие «подковок» определяет и направление, в котором вставляется рычаг: не просто с боку, а с переда на зад.
Вставив выступающую внутреннюю втулку сайлентблока в подрамник, можно вставлять и переднюю часть рычага, и наживлять болты.
-все слышали, что сайлентблоки необходимо затягивать под нагрузкой. Но в нашем случае это справедливо только для передних сайлентблоков, которые работают на скручивание. И не обязательно буквально ставить машину на колёса, что бы их затянуть, достаточно выставить рычаг горизонтально.
Именно так он стоит на VW с нормальным клиренсом.
-сразу затягиваем и задние болты
-далее: вставляем ШРУС в ступицу, палец шаровой опоры – в струбцину поворотного кулака.
-обратите внимание на состояние болтов крепления шаровой опоры, они должны иметь утолщение в нерезьбовой части, и резьба без следов повреждения. При необходимости – заменить.
-собираем стойки стабилизатора (у кого он есть), не забыв, что правильное положение шайб – конусом внутрь !
-прикручиваем колесо, затягиваем ступичную гайку
-на гольфах с маленькими моторами не забываем закрутить верхний болт опоры двигателя
-после данной процедуры желательно проверить регулировки развал/схождения.
Подвеска является одной из составляющих авто, работающих в достаточно жестких условиях. Это приводит к сравнительно быстрому износу так называемых расходных материалов – неразборных составных компонентов подвески, которые в случае износа или повреждения просто заменяются, поскольку они не ремонтопригодны. К таким материалам относятся все резинотехнические элементы, среди которых и сайлентблоки.
Сайлентблоки — что это и для чего они нужны?
Сайлентблоки представляют собой резинометаллические изделия, посредством которых осуществляется крепление подвески к кузову. Дополнительно в их задачу входит гашение колебаний.
сайлентблоки что это
В процессе эксплуатации авто, эти элементы изнашиваются (резина «стареет» и слоится), поэтому в подвеске возникают достаточно серьезные люфты, которые проявляются в виде скрипов и ударов при движении по неровностям, ухудшение управляемости авто, повышенного износа шин. Такие симптомы указывают на то, что резинотехнический элемент вышел из строя, и его нужна его выпрессовка и установка нового элемента. Но далеко не все знают, как снять сайлентблок с рычага, в котором он размещен.
как снять сайлентблок с рычага
Конструктивно сайлентблок состоит все из двух элементов – металлической втулки и резинового демпфера, который размещен поверх втулки. Устанавливается этот расходник поперечный рычаг подвески (в проушину специальной формы, что обеспечивает жесткую фиксацию сайлентблока). Имеющаяся же втулка предназначена для болта, которым крепиться рычаг к кронштейну на кузове.
как работает сайлентблок
Принцип работы сайлентблока очень прост. Все вибрации от стойки подвески передаются и на рычаги. Имеющаяся же резиновая прослойка в месте закрепления рычага к кузову, в значительной мере их гасит, и они не передаются на кузов. Но если резина изношена и расслоена, то в соединении появляются сильные люфты.
Особенности замены
Когда менять сайлентблоки – точно сказать нельзя, поскольку срок их службы зависит от качества материала изготовления и особенностей эксплуатации. Поэтому следует ориентироваться по признакам, которые проявляются при износе резинотехнического элемента – стуки, снижение управляемости и пр.
Но одно дело – выявить, что расходник износился, и совсем другое –восстановить работоспособность подвески. Ведь нужно знать, как поменять сайлентблоки самостоятельно на авто и что для этого понадобиться.
Вся сложность замены заключается в том, что резинотехнический элемент очень плотно сидит в своем посадочном месте. Также постепенно в процессе эксплуатации резина «прикипает» к металлу, что осложняет извлечение. Поэтому для демонтажа потребуется съёмник сайлентблоков – специальное приспособление, которым производиться выпрессовка и запрессовка элемента в посадочное место.
Приспособления для замены
Инструмент для замены сайлентблоков можно приобрести на рынке или же изготовить его из подручных материалов. В каждом из вариантов есть свои преимущества. Покупной съемник для сайлентблоков – универсальный и зачастую подходит для большинства авто. Зато изготовленный своими руками съёмник для сайлентблоков обойдется бесплатно или с минимальными затратами.
съемник для сайлентблоков
Примечательно, что для извлечения резинотехнического элемента не обязательно иметь под рукой специальный инструмент, поскольку можно обойтись и подручными средствами. Чтобы выпрессовать сайлентблок без какого-либо оборудования, достаточно с одной стороны проушины обрезать выступающую резиновую часть элемента, а затем просто его выбить при помощи молотка с металлической наставкой.
Некоторые сайлент-блоки выпаливают на открытом огне. Этот метод применять не рекомендуется, поскольку длительное воздействие высоких температур сказывается на структуре металла. Поэтому лучше извлекать резинотехнические элементы механическим способом.
А вот установить расходник без приспособления для замены сайлентблоков не получиться. Все потому, что сидит в своем посадочном месте этот элемент очень плотно и забить его просто не получиться (резина будет демпфировать удары). Поэтому рассмотрим, как сделать съемник для сайлент-блоков. Для этого понадобиться:
- Длинный болт М20 с резьбой на всю длину и гайкой;
- Металлические шайбы разных диаметров;
- Отрезок толстостенной трубы длинной 10 см (диаметр подбирается исходя их размера проушины рычага);
Поменять сайлентблок, не снимая рычаг с авто не получиться. Поэтому его придется демонтировать с авто. после этого можно приступать к замене.
О том, как снять сайлентблок без приспособлений, указывалось выше, но можно воспользоваться и самодельным инструментом.
Для выпрессовки берем болт и надеваем на него шайбу диаметром меньшим, чем проушина рычага. После этого вставляем болт во втулку сайлентблока. С другой стороны накидываем отрезок трубы и шайбу (диаметр ее должен соответствовать диаметру трубы), а затем накручиваем гайку.
Далее одним ключом удерживаем болт, а другим – крутим гайку. Накручиваясь, она начнет выталкивать сайлентблок из проушины. Отрезок трубы же нужен, чтобы при выходе расходник никуда не упирался. Запрессовка сайлентблока приспособлением производится точно так же.