Изделия из позолоченных металлов всегда обладали большой популярностью. При бережном обращении они имели прекрасный вид и стоили недорого. Поэтому многие могли себе позволить менять украшения часто и подбирать к соответствующим нарядам. Однако со временем позолота стиралась, а золочение в ювелирной мастерской стоит даже дороже самого изделия. Поэтому многие задумываются, как позолотить металл в домашних условиях.
Растворы для золочения
Для нанесения на предмет слоя золота его необходимо растворить. Золото — металл, который обладает химической инертностью, почему и ценится, и именно поэтому сделать это не так-то просто. Растворителем для золота может выступать только царская водка — химическое вещество, представляющее собой смесь азотной и соляной кислот. Соляной кислоты нужно взять три объемных части, а азотной — одну.
Позолоченное кольцо
После того как золото растворится, необходимо жидкость выпарить. Только делать это нужно аккуратно, на открытом воздухе, соблюдая правила осторожности, используя респиратор и перчатки. Газы, которые испаряются при выпаривании, вдыхать категорически нельзя, иначе можно получить ожог слизистой. Необходимо также использовать очки для защиты глаз. После того как выпарится жидкость, останется хлорное золото.
Способы золочения
Чтобы позолотить изделие методом натирания хлоридом золота, последний необходимо растворить в цианистом калии, после чего размешать с отмученным мелом до кашеобразного состояния. Предмет покрывают этим раствором, после чего ждут некоторое время, обмывают и полируют.
Если необходимо покрыть таким слоем сталь или железо, хлорид золота растворяют в эфире. Раствор наносят на поверхность, а после того как эфир испарится, натирают тряпкой. Если делать это не кисточкой, а гусиным пером, то можно получить узор.
Цинк покрывают следующим образом. Готовят пасту, которая состоит из 60 г цианистого калия и 20 г хлорида золота, разбавляют их в 100 г воды и взбалтывают. После чего фильтруют и добавляют смесь винного камня и мела, соответственно 5 г и 100 г, до консистенции кашицы. На металл паста наносится кисточкой или щеткой.
Золочение серебра делается несколько другим способом. Золото растворяют в разбавленной водой царской водке, после этого добавляют поташ и выливают в котел из железа, где уже кипятятся два литра воды. В течение 120 минут эту жидкость кипятят.
Серебряные предметы, которые хотят позолотить, прокаливают и травят раствором серной кислоты. После этого на короткий промежуток времени их отправляют в азотную кислоту. Потом связывают проволокой из латуни и быстро отправляют в жидкость, которая представляет собой смесь трех кислот — азотной, серной и соляной, вынимают сразу же. Затем изделия ополаскиваются водой, погружаются в ртуть и воду, а через полминуты в ванну с жидкостью, которая состоит из 10 г золота, по 25 г азотной и соляной кислот, 25 г воды и 300 г поташа.
После золочения изделия промывают и просушивают в опилках. Если во время того как изделия погружены в ванну с раствором для золочения, к ним прикоснуться цинковой палкой, то слой золота будет больше.
Если необходим контакт с цинком, то используют такой раствор:
- 15 г хлорида золота;
- 65 г поташа;
- 65 г калия железистосинеродистого, или желтой кровяной соли;
- 2 л воды.
Для того чтобы покрыть изделия таким раствором, очищенные и обезжиренные предметы помещают в подогретый раствор и используют палочку из цинка для контакта.
Если необходимо покрыть золотом медь или ее сплавы, то в 1,5 литра воды растворяют 10 г фосфоронатриевой соли и 6 г гидроксида калия. Отдельно в 0,5 литра воды растворяют 2 г хлорида золота и 32 г цианида калия и перемешивают растворы. При золочении смесь необходимо будет довести до кипения.
Чтобы позолотить таким способом железо, сталь, цинк или олово, их предварительно покрывают слоем меди.
Если требуется нанести покрытие на металлическую проволоку, то она должна быть предварительно помещена в раствор из одной части серной кислоты на 10 частей воды. После этого ее вымачивают в азотной кислоте и опускают в раствор из меди. Далее подготавливают растворы для золочения: 150 г калия на 5 л воды и 10 г хлорида золота в одной емкости и 50 г гидрофосфата натрия на 5 л воды и 50 г гидроксида калия. Растворы перемешиваются и доводятся до кипения, после чего туда опускается пропитанная медью проволока.
Золочение методом гальваники
Чтобы позолотить изделие этим методом, понадобятся:
- 60 г гидрофосфата натрия;
- 1 л воды;
- 3 г хлорида золота;
- 1 г цианида калия;
- 10 г двусернокислого натрия.
Гидрофосфат натрия смешивается с водой комнатной температуры (0,7 л) и находится в ней до полного растворения. В другой емкости растворяется в 150 мл воды 2,5 г хлорида золота. После этого в 150 мл воды растворяется еще 1 г цианистого калия и 10 г двусернокислого натрия. Первые две массы смешиваются между собой, после чего добавляется и третья. Для золочения используют платиновый катод. Когда раствор истощается, добавляют еще хлорного золота.
Гальваническое нанесение позолоты
Золочение металлов: серебра, железа, меди и других — проходит с предварительным нанесением другого металла, без прокладки делается с использованием ванны по Зельми. Для этого берут 1 г кальцинированной соды и доводят в чашке из фарфора до кипения с таким же количеством калия железистосинеродистого и 30 г воды. Далее добавляют золото, которое было получено путем осаждения аммиаком, 50 г хлорида золота и кипятят 12 минут. По истечении этого времени должен образоваться осадок красного цвета, а жидкость должна принять золотистый цвет. После этого ее фильтруют и используют для гальваники.
Покрыть золотом металлы нетрудно, реактивы для этого имеют вполне доступную стоимость. Это вполне может стать актуальным, если вы хотите регулярно покрывать благородным металлом большие объемы изделий или открыть свою мастерскую.
Материал – рог коровий, бычий.
По химическому составу рог – это не что иное, как шерсть и волос.
Свойства изделий из рога:
экологически чистые;
нетоксичные;
тепло-, морозоустойчивые;
пригодные для переработки.
Не допускать длительного пребывания в воде!
Немного истории
Еще издавна была распространена художественная обработка рога крупного домашнего скота. В музеях Украины сохранились пороховницы из рога, выполненные в XVII в. В России в XVIII—XIX вв. изготавливались разнообразные вещи из рога, такие как портсигары и декоративные гребни сложных форм.
Разнообразными аптекарскими принадлежностями, изготовленными из рога, славились Вологодская область и Подмосковье.
Рог употреблялся для создания художественных изделий и входил в сферу художественной промышленности того времени. На многочисленных предприятиях Украины изготавливались декоративные изделия из рога. При каждом мясокомбинате был художественный цех, который изготовлял изделия из простой животной кости и рога.
Рог является отходом сырья мясной промышленности, поэтому предприятия по его художественной обработке были широко распространены. Ассортимент выпускаемых изделий был довольно велик. Наибольшей популярностью пользовались скульптуры, изображающие животных, птиц, а иногда и людей.
Помимо скульптур из рога создавались утилитарно-декоративные изделия – стаканы для карандашей, лотки для туалетного стола, закладки для книг, сигаретницы цилиндрической формы, гребни, ножи для резания бумаги, кольца для салфеток, портсигары, панно и многое другое.
Некоторые предприятия того времени, работавшие с этим материалом, постепенно сформировали свое творческое лицо. Характерные для того или иного предприятия черты складывались из особенностей ассортимента вещей и определенных технических приемов. К тому же, своеобразие продукции придавалось благодаря использованию традиций местного народного искусства (к примеру, некоторые мастера опирались на традиции декоративного искусства народов Северного Кавказа). Такой подход имел выражение в ассортименте вещей. Излюбленными изделиями были канцы для вина — рог, оправленный в мельхиор или серебро. Узоры, типичные для местного искусства применялись в орнаментальных накладках из рога, а в скульптуре основное место занимали изображения животных и птиц края: горного козла, ослика, орла и других.
Можно отметить, что используя один и тот же материал, мастера искали для своего искусства оригинальности и своеобразия.
Подробнее о роге
Рог крупного скота, а точнее, роговой чехол, покрывающий вырост костей черепа, имеет слоистое строение и обладает большой упругостью, может использоваться целиком или в виде разогнутых пластин. В связи с тем, что рог представляет собой отход мясной промышленности его запасы, так же как и животной кости, весьма значительны.
Рог обрабатывали под черепаху, придавая ему за счет специальной технологии темный, коричнево-золотистый оттенок с особым узором в виде темных пятен с неопределенными очертаниями. Из рога делали очешники и табакерки, портсигары и гребни, туалетные коробочки и многое другое.
Рог, как материал, обладает разнообразными декоративными качествами:
прозрачность;
богатая палитра цвета — от черного до светло-серого и множество желтоватых, коричневатых, зеленоватых оттенков;
тонкий естественный рисунок, образованный переходами цвета, вкраплениями в виде полосок, пятен и т. д.
упругость;
вязкость;
изменение формы;
пластичность и прочность, что позволяет обрабатывать его по-разному: ажурной и объемной резьбой.
Природная форма рога подсказывает художнику различные решения формы изделий — в виде стаканов, чарок, сигаретниц, бокалов для вина. Чаще всего основой декоративного решения подобных вещей является удачно найденная гармоничная форма, соответствующая назначению изделия, и ярко выявленная природная красота материала. Поверхность изделий может быть скупо декорирована гравировкой, если расцветка рога однотонна, не слишком активна или украшена небольшими накладками из металла: латуни, мельхиора, серебра.
Очень удачно сочетание рога с металлом в украшениях к костюму: брошах, шпильках, гребнях, запонках, пуговицах, пряжках. Металл может нести как декоративную, так и конструктивную функцию в соответствии с назначением вещи.
Природная форма рога использовалась мастерами для скульптурного изображения того или иного животного или птиц, ведь естественная расцветка рога обогащает и насыщает художественный образ – богатая по переходам серо-зеленых и серо-белых тонов расцветка рога в скульптуре павлина только повышает выразительность.
Мастера не перегружали скульптуру порезкой, которая снижала природную красоту материала, а так же перебивала направление цветовых полос. Естественная цветовая палитра повышает декоративные возможности рога, поэтому изделия из него имеют минимальное количество резьбы.
Из рога возможно создание довольно разнообразного ассортимента изделий: коробочки разных форм, стаканчики, гребни, украшения к костюму, декоративная скульптура, игольники, брелоки, ножи для разрезания бумаги, настольные лоточки.
Особенно эффектно и притягательно рог выглядит в украшениях. Здесь могут быть использованы даже мелкие куски рога. Из плотных концов рога выполняются объемные формы, из выпуклых срезов — рельефные, пластически богатые детали будущего украшения. Эффектно смотрятся кольца из рога, соединяющие отдельные звенья украшений в виде декоративной цепочки. Распрямление пластин рога позволяет создавать различные по декоративным решениям и формам гребни.
Используя естественную форму рога, можно изготовлять коробочки небольших размеров для хранения ювелирных украшений (круглые или цилиндрических форм).
В 80-ые годы изделия из рога выполнялись на основе найденных в работе с простой животной костью некоторых конструктивных принципов. Благодаря пластике рога, соединений продольных срезов, создавались декоративные вазочки. Природная форма рога использовалась для создания декоративных стаканов. Такие вещи могут декорироваться, например, накладками из рога, контрастирующими с основным цветом предмета. Обладая тонкими цветовыми сочетаниями, рог требует красивой и простой формы, способствующей выявлению природной красоты этого удивительного материала.
В скульптуре мастер достигает выразительности художественного образа за счет природной формы и расцветки рога. Иногда к основному блоку рога добавляются (приклеиваются) дополнительные детали: хохолок на голове птицы или лапки.
Возможно создание наборной скульптуры, где части фигуры животного «набираются» (склеиваются) из разных кусочков распрямленного рога. Именно так, к примеру, может быть собран птичий хвост или чешуйчатое тело рыбы. Максимальное значение в таких случаях имеет сам подбор кусочков рога, ведь их цветовое сочетание будет влиять на облик скульптуры.
Иногда поверхность рога инкрустировалась кусочками жемчуга, что обогащало вид изделия. Создавались так же декоративные настенные панно, в них рог сочетался с деревом: изображения, выполненные из рога, накладывались на деревянную основу.
Мастерство декоративного золочения различных поверхностей относится к тем редким старинным ремеслам, которые требовали не только высокого мастерства, но и хорошего вкуса. Нет ничего проще, как испортить изящный предмет, нанеся на него толстый неаккуратный слой позолоты, превращая элемент дизайна в безвкусную пошлую вещь.
С книгой издания 1895 года мы попробуем разобраться в тайнах этого ремесла, научимся грамотной подготовке поверхностей и правильной подборке необходимых материалов. Сам автор считает, что процесс домашнего золочения вообще-то сам по себе ничего сложного не представляет: покрой поверхность клейким веществом, а сверху на нее наложи листок с золотым покрытием, стараясь, чтобы он лег ровно и гладко. Но как и в любом мастерстве, тут имеются свои секреты.