Правила зарядки аккумуляторных батарей

Содержание

Наверняка с каждым автовладельцем, который эксплуатирует свою машину хотя бы более пяти лет, случались проблемы, когда севший аккумулятор не мог запустить мотор, а если быть точнее — то напряжения было недостаточно для того, чтобы крутить стартер. Если у вас такой проблемы никогда не было за несколько лет, то можно сказать, что вам крупно повезло, так как средняя продолжительности жизни аккумулятора составляет порядка 3 лет. Хотя не исключено, что при бережном отношении и эксплуатации, АКБ может прослужить 4 или даже 5 лет.

Общие правила и советы по безопасности во время зарядки автомобильных аккумуляторов

Техника безопасности при выполнении подобных процедур должна стоять на первом месте, так как ее несоблюдение может вызвать повышенный риск для здоровья.

Крайне не рекомендуется выполнять эту работу в жилом помещении, лучше для этого использовать гараж или иное место.
Помещение, в котором заряжается батарея, должно быть хорошо проветриваемым, чтобы выделяющиеся газы не скапливались в одном месте.
Запрещается курить, или использовать другие элементы огня или искрообразования вблизи, так как это может привести к взрыву.
Подключается сначала АКБ к устройству, и лишь после этого оно включается в сеть.
Подключение проводов производится красный к плюсу, а черный к минусу.
Не оставляйте процесс без присмотра, даже если используете автоматическое устройство.
Пробки каждой банки должны быть откручены, а если их нет, то обязательно прочтите ниже рекомендации для необслуживаемых А.Б.
Какое устройство необходимо для зарядки автомобильного аккумулятора?

Несколько дней назад в одной из предыдущих я рассказывал о покупке зарядного устройства для АКБ автомобиля. Так было несколько слов о параметрах, на которые следует обращать внимание. Но здесь постараюсь все рассказать еще более подробно.

Во-первых, нужно знать, какого напряжения ваш АКБ: 12 или 6, а может 24 или даже 48 Вольт? Самые слабые в данный момент можно найти в стареньких советских мотоциклах. Более мощные используются, к примеру, в крупной сельскохозяйственной технике и т.д. А вот самый распространенный является аккумулятор с напряжением в 12 Вольт. В соответствии с этим необходимо выбирать зарядное, которое будет поддерживать напряжение вашей батареи.
Обратите внимание на силу тока, которую выдает устройство. Здесь в первую очередь нужно отталкиваться от того, какова емкость батареи. Если у вас, к примеру, установлена А.Б. 60 Ампер*час, то вам необходимо устройство, которые будет выдавать как минимум 6 Ампер. Ведь при зарядке оптимальным является значение тока в 0,1 от полной емкости АКБ.
Лучше всего использовать приборы, которые имеют полностью автоматический режим зарядки. Таких сейчас большинство. К примеру, вы подсоединили устройство к батарее, выставили необходимое значение тока, а напряжение будет подаваться автоматически в зависимости от степени текущего заряда батареи. Когда аккумулятор полностью зарядится, устройство автоматически сбавляет ток и напряжение до минимума, что предотвращает перезаряд.
Как определить степень разряда аккумуляторной батареи автомобиля?

В большинстве случаев АКБ разряжается не полностью, то есть напряжение падает до минимально допустимого при невозможности крутить стартер. Обычно в таком случае световые приборы еще продолжают функционировать, хоть и не на полную мощность.

Но есть и более опасные случаи, когда батарея разряжается полностью и напряжение падает до такого уровня, что даже световые приборы отказываются работать совсем. Это бывает, к примеру, когда вы забыли выключить габариты на ночь, или же оставили включенной магнитолу даже без звука. Ниже будет приведена таблица, которая наглядно показывает степень разряда аккумулятора по данным выходного напряжения на клеммах при определенной температуре воздуха.

Какой ток и напряжение необходимы для нормальной зарядки АКБ автомобиля?

Как уже говорилось выше, что устройство необходимо выбирать такое, чтобы оно смогло полноценно произвести зарядку А.Б. и ниже будет еще раз приведен перечень значений токов и напряжения.

Оптимальный ток для заряда должен составлять 1/10 от полной емкость АКБ. То есть, иными словами, если ваша батарея имеет емкость в 55 Ампер*час, значит необходимый ток нужен 5,5 Ампер. Это рекомендации производителей как самих устройств, так и приборов ЗУ. Но идеальным вариантом будет пуск меньшего тока на клеммы аккумулятора. То есть, при аналогичном случае подавать ток не 5,5, а уже 2,75 Ампер. Конечно процесс будет происходить немного медленнее (в два раза), но качество от этого только повысится.
Что касаемо напряжение, то большинство зарядных устройств, которые продаются сейчас, имеют автоматически режим. Но, следует обратить внимание именно на ориентацию АКБ: в некоторых устройствах есть переключатель, который меняет напряжение для различного типа АКБ: 6, 12, 24 Вольт. Соответственно, выбирать нужно режим, необходимый для вашего аккумулятора. А дальше ЗУ все сделает за вас, то есть сначала напряжение будет подаваться сильнее, а при достижении 75 % заряда, оно автоматически уменьшается, в конечном случае до минимального значения, чтобы не допускать саморазряда батареи.
Как заряжать необслуживаемые аккумуляторные батареи автомобилей?

Немалое количество современных АКБ являются так называемыми необслуживаемыми. То есть, за весь срок службы не нужно доливать электролит или проверять его плотность в банках. Более того, сделать все эти операции не представляет возможным, так как отсутствует доступ к банкам, пробок просто напросто нет.

Разумеется, что если такой А.Б сел, то заряжать его можно и даже нужно, но следует иметь ввиду, что по причине отсутствия пробок, газообразование внутри корпуса может быть повышенным, что может грозить опасности взрыва. В связи с этим, производители таких экземпляров настоятельно рекомендуют использовать номинальный ток заряда не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если емкость равна 50 Ампер*час, то пускать ток нужно уже не 5, а 2,5 Ампер.

Читайте также:  Гидравлический пресс устройство и принцип работы

Сколько по времени заряжать автомобильный аккумулятор?

Во многих технических руководствах говорится, что при полностью разряженном АКБ его необходимо заряжать 15 часов (током 1/10 от емкости) до 100 %. Для примера, «пациент» имеет емкость 50 Ампер*час, значит силой тока 5 Ампер его нужно «гонять» 15 часов.

Так как рекомендуется для большей эффективности нагружать меньший ток, то такой расчет будет следующим: Уменьшив ток до 2,5 Ампер, 50-ый аккумулятор нужно будет «грузить» примерно 30 часов. Но имейте ввиду, что это условия для полностью разряженного элемента питания(смотрите таблицу выше). Если же у вас при постановке на заряд напряжение на клеммах, скажем, соответствует 50 % заряда (смотрим таблицу выше), то в расчет берем не 50 Ампер* час, а всего 25. Ток в этом случае не обязательно сбавлять до 2,5 или даже 1,75 Ампер.

В автомобиле одной из самых важных частей является аккумулятор. Если использовать его неправильно, это может привести к уменьшению срока службы батареи и необходимости покупать новый аккумулятор. Часто случается ситуация, когда требуется подзарядка АКБ. Но даже в этом, казалось бы, лёгком деле, есть много нюансов и особенностей. Если их придерживаться, срок службы и КПД аккумулятора могут существенно увеличиться. Так как правильно проводится зарядка автомобильного аккумулятора?

Зарядка автомобильного аккумулятора производится с использованием специальных зарядных устройств. Чтобы правильно осуществить данный процесс необходимо знать тип автомобильного аккумулятора, его характеристики, а так же правильно подобрать тип зарядного устройства.

Устройство автомобильного аккумулятора

В большинстве автомобилей установлены кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи. Конструкция представляет собой шесть баночек, которые помещены в изолирующий корпус, изготовленный из материала. Для корпуса выбирается специальный пластик, устойчивый к воздействию серной кислоты.

Баночки соединены последовательно. В них находятся положительные и отрицательные электроды, представляющие по конструкции свинцовые решётки, покрытые активной массой. Электроды помещены в электролит. Со временем, в процессе эксплуатации пластины выходят со строя, что приводит к уменьшению ёмкости аккумулятора. Чем меньше ёмкость, тем быстрее происходит разрядка АКБ.

Типы аккумуляторных батарей

Выделяют два типа аккумуляторов.

В обслуживаемых аккумуляторах на баночках есть крышки, которые можно самостоятельно открутить. В таких батареях есть возможность проверить уровень электролита, его качество и, в случае необходимости, есть возможность его долить. Но самостоятельно, не имея опыта данной процедуры, этого делать не рекомендуется. Все операции по проверке качества электролита, его уровня и доливки следует доверить специалисту. Эта работа по цене не дорогая, но в некоторых случаях способна оживить аккумулятор.

В необслуживаемых аккумуляторных батареях нет крышечек, он полностью цельный. Его ремонт и реанимация не возможны.

Так же, часто автомобилисты добавляют в АКБ дистиллированную воду, этим самым разбавляя электролит. Это делать можно, но только в случае необходимости. Если открутить крышечки на баночках, будет виден уровень электролита, если он ниже электродов, то нужна доливка. Уровень должен быть во всех шести баночках одинаковым.

Типы зарядных устройств

По типу заряда устройства делятся на:

  1. Зарядное с неизменным напряжением. В этих зарядных устройствах напряжение заряда постоянное, а силу тока можно регулировать с помощью регулятора.
  2. Зарядное с неизменным током. В таких устройствах сила тока постоянная, а напряжение меняется регулятором. С помощью такой зарядки можно зарядить аккумулятор полностью, однако нужно внимательно следить за процессом. При длительном использовании электролит может закипеть, а это может стать причиной замыкания аккумулятора и даже его возгорания.
  3. Автоматические (комбинированные). Эти современные зарядные устройства сначала заряжают аккумулятор неизменным постоянным током при меняющемся напряжении, но потом, с постепенной зарядкой аккумулятора, напряжение фиксируется, а ток плавно уменьшается. При достижении полного заряда аккумулятора устройство автоматически выключается.

Проверка автомобильного аккумулятора

Проверить состояние аккумуляторной батареи можно несколькими способами.

  1. С помощью обычного тестера. Тестер ставиться в режим вольтметра и при выключенном автомобиле замеряется напряжение. Если эту процедуру сделать при включенном двигателе, вы узнаете идёт ли заряд с генератора. Напряжение при выключенном автомобиле должно быть близким к 12 В.
  2. Нагрузочной катушкой. По конструкции она представляет собой сопротивление 0,018 – 0,020 Ом с вольтметром, подсоединенным параллельно. Этот агрегат подсоединяется на 5 – 7 секунд и затем снимаются показания с вольтметра.
  3. По индикатору на батарее. На некоторых типах аккумуляторов установлен гидрометрический индикатор, который представляет собой маленький глазок. В этом глазке меняются цвета индикатора. Если цвет зелёный, то аккумулятор заряжен. Если белый, требуется зарядка аккумулятора, а если тёмный, заряд на минимуме и возможно требуется доливка электролита.

Также советуем прочитать статью нашего специалиста, в которой рассказывается о том, как проверить плотность электролита в аккумуляторе.

О том, как происходит замена электролита в аккумуляторе автомобиля, вы сможете узнать в подробном материале нашего специалиста.

Когда необходима зарядка АКБ

Так как автомобильный генератор не способен полностью зарядить батарею, а лишь на 60%, заряжать аккумуляторную батарею рекомендуется хотя бы раз в сезон, перед холодами. Так же следует следить за показаниями гидрометрического индикатора, если он есть.

Первым признаком того, что АКБ нуждается в зарядке, является пуск автомобиля. Если стартер крутится быстро, то всё в норме. Если же медленно и скорость вращения идёт как бы на затухание, это свидетельствует о малом заряде.

Процесс зарядки аккумулятора

На что следует обратить внимание и меры предосторожности

Поскольку в АКБ используется серная кислота, нужно быть аккуратным и соблюдать технику безопасности. Зарядку следует производить в проветриваемом нежилом помещении при температуре окружающей среды от +10 градусов Цельсия.

Часто задают вопрос, можно ли заряжать аккумулятор не снимая? Да, можно. Но при плюсовой температуре. Если заряжать при минусовой, КПД зарядки уменьшается. Кроме того, когда АКБ долгое время находится на морозе, электролит может подмерзать. Именно поэтому аккумулятор следует заносить в тёплое помещение, где он «разморозиться» и только тогда начинать зарядку.

Читайте также:  Настройка зеркал лазерного станка

Подготовка АКБ к зарядке, снятие с автомобиля

Перед зарядкой желательно протереть АКБ содовым раствором, это даст возможность убрать остатки кислоты с поверхности. Раствор приготовить прост: одна столовая ложка соды на стакан воды. Если при протирании раствор начнёт шипеть, значит остатки кислоты присутствуют.

После снятия с автомобиля аккумулятора, нужно открутить крышечки с баночек и положить их сверху. Это даст возможность электролиту испарятся при нагревании и не выплескиваться из баночек. Так же следует проверить уровень электролита.

Его можно определить на глаз. Если все пластины полностью погружены в электролит на 0,5 см, значит уровень в норме. Так же стоит обращать внимание на уровни в соседних баночках, они должны быть везде одинаковыми. Если уровень меньше нужного, можно долить дистиллированной воды.

Если же АКБ необслуживаемый (то есть, нет крышечек), эту процедуру игнорируем.

Подключение зарядного устройства

При подключении зарядного устройства соблюдайте полярность. На плюсовую клемму («+») на АКБ нужно подсоединять плюсовую клемму зарядного устройства. К минусовой («-») подсоединяем именно минусовую зарядного устройства. Если перепутать полярность, это приведёт к короткому замыканию и выходу из строя зарядного устройства и аккумулятора. Поэтому стоит быть внимательными. Клеммы промаркированы и на АКБ, и на зарядном устройстве.

Заключение

При зарядке АКБ используйте все те советы, которые были даны выше и не забывайте про технику безопасности. Берегите глаза от попадания туда кислоты с аккумуляторной батареи, тщательно мойте руки после контакта с крышечками и баночками на АКБ. Заряжать следует в тёплом помещении с хорошей вентиляцией, в отсутствие детей. Выбирайте зарядное устройство только проверенных брендов, исходя из характеристик вашего аккумулятора, и тогда он верно прослужит вам долгое время.

Стойкость аккумуляторной батареи зависит не только от ёмкости, но и от правильности производства процесса зарядки

Влияние процесса зарядки на долговечность аккумуляторной батареи

Часто мы слышим, что у кого-то аккумулятор смартфона стал очень быстро разряжаться всего после пары-тройки месяцев использования. В то же время у другого человека такой же гаджет беспроблемно работает на протяжении года и прекрасно держит заряд. Так происходит по причине неправильного обслуживания батарейки, несвоевременной подзарядки. Существует множество способов производства подобного действия, о которых сегодня мы обязательно поговорим подробно.

Зарядки требуют любые аккумуляторы, независимо от места их установки

Варианты зарядки аккумуляторных батарей

Существует два основных способа подзарядить элемент питания – ускоренный и оптимальный. Ускоренный метод достигается путём применения зарядных устройств с повышенными токами. Вот здесь то и кроется главная проблема. Но, обо всём по порядку.

Так заряжать элемент питания явно не стоит – вред для АКБ колоссальный

Оптимальный, более долгий вариант подзарядки элемента питания

Оптимальным называют процесс с использованием оригинального зарядника до полных 100% ёмкости. Для современных смартфонов по времени это занимает около трёх часов. Здесь следует понимать, что батарея рассчитана не на определённый промежуток времени эксплуатации, а на некоторое количество циклов «разряд/заряд». Это означает, что чем чаще мы будем его подзаряжать, тем быстрее он начнёт «уставать» вплоть до полного отказа.

Оптимальный вариант зарядки гаджета – штатным ЗУ, идущим в комплекте

Сегодня практически все зарядники (за исключением одной плодовой компании) имеют одинаковые разъёмы. Применяя устройство от другого телефона, будьте внимательны к характеристикам (они написаны на шильдике). Не стоит использовать блок питания с показателями токов, значительно превышающих положенные по техпаспорту.

Вся информация о заряднике указывается на шильдике

Ускоренный процесс зарядки: вреден ли он для АКБ

Многие современные смартфоны поддерживают технологию быстрой подзарядки «QuickCharge». Едва эта технология появилась на российском рынке, не всё понимающие недоброжелатели разразились критикой в её адрес, дескать, быстрая зарядка «убивает» батарею. Однако это огромнейшее заблуждение людей, не понимающих принцип работы нововведения. Редакция Tehno.guru решила разъяснить этот вопрос.

Читайте также:  Вал токарного станка 8 букв

Зарядные устройства с технологией «QuickCharge» совершенно не портят батарею приправильном использовании

Технология «QuickCharge» позволяет экстренно подзарядить смартфон, однако о полной зарядке здесь речи не идёт. Смартфоны с такой поддержкой разработаны специально таким образом, что усиленный заряд поступает только до 50% — той грани, до которой он батарее навредить не может. Таким образом в первые полчаса аккумулятор способен получить 50% заряда, однако остальные 50% будут «закачиваться» в элемент питания 2-2.5 часа, т.е в штатном режиме.

Теперь разберёмся, почему у некоторых батарея стала быстро разряжаться. Такое происходит по вине самих пользователей. Дело в том, что каждая АКБ имеет свой ресурс циклов «заряд/разряд». Чем чаще устройство подключается к ЗУ, тем меньше его срок службы. Однако если человек сам доводит батарею до 50%, а после отключает, не дав зарядиться полностью, он своими руками сокращает срок службы – ведь гаджет отработает на одном заряде половину того, что мог бы отработать.

Зарядка от «повербанка» тоже хороша, но она не заменит полноценного процесса

Как правильно заряжать аккумулятор: способы обслуживания различных типов батарей

На российском рынке сегодня можно найти огромное количество батарей различного типа, каждая из которых имеет свои особенности. Среди них отметим:

  • никель-металлогибридные (Ni-MH);
  • никель-кадмиевые (Ni-Cd);
  • литий-ионные (Li-ion);
  • литий-полимерные (Li-Pol);
  • гелевые (GEL);
  • свинцово-кислотные (Pb и AGM).

Сейчас будем разбирать каждый из этих типов, стараясь понять, как правильно производить процесс зарядки аккумуляторных батареек.

Аккумуляторные батареи могут различаться по строению, форме, но выполняют они все одинаковую функцию

Как правильно заряжать никель-металлогидридный аккумулятор

Несмотря на то, что этот тип АКБ пришёл на смену никель-кадмиевым и по сути является усовершенствованным элементом, во всех сферах где требуется питание заменить Ni-Cd у них не получилось. Сейчас разберёмся почему.

АКБ типа Ni-Mh способны выдержать большее число циклов «заряд/разряд», однако не могут выдавать такие высокие токи, как никель-кадмиевые.

Основными правилами эксплуатации и зарядки Ni-Mh АКБ можно назвать недопущение:

Если батарея не используется, старайтесь поддерживать в ней 35-45% заряда – это продлит ей жизнь. Важно стараться не нагружать такие элементы сразу после производства зарядки. Лучше дать им остыть до 20-24˚С.

Простейший никель-металлогидридный аккумулятор, пришедший на смену кадмиевому

Как заряжать правильно аккумулятор Ni-Kd

Несмотря на то, что такие АКБ считаются более устаревшими, они не потеряли актуальности применения. Их области применения – это аккумуляторные фонари или электроинструмент. Разберём, как правильно произвести зарядку на примере шуруповёрта.

Обычно зарядное устройство поставляется в комплекте с электрооборудованием. Если же оно отсутствует, то для его приобретения лучше посетить магазин электроинструмента имея батарею на руках. Это позволит не ошибиться в выборе, ведь каждый производитель устанавливает различные источники питания.

Обычный никель-кадмиевый аккумулятор для шуруповёрта – здесь требуется специальное ЗУ

Для начала необходимо отключить ИП от устройства, после чего АКБ подключается к заряднику. Чаще всего батарея либо ЗУ имеет индикатор, который подскажет, когда питание следует отключить.

Старайтесь не отключать питание до полного заряда батареи. Это значительно продлит её срок службы.

Ni-Cd АКБ для некоторых устройств выглядят так

Как зарядить литий-ионный (Li-ion) аккумулятор правильно

Такие батареи часто установлены в ноутбуках, смартфонах и прочей бытовой электронике. Для продления срока их службы современные гаджеты оборудуются специальными контроллерами, не дающими аккумулятору полностью разрядиться или перезарядиться – Li-ion АКБ этого не терпят.

Приобретая новую АКБ, необходимо правильно произвести его ввод в эксплуатацию. Это несложно. Для начала следует дождаться полного разряда аккумулятора (до самопроизвольного отключения гаджета), после чего подключить зарядник, идущий в комплекте. Индикатор гаджета подскажет, когда ЗУ можно будет отключить. Процедура, называемая циклованием, производится 3-6 раз.

Литий-ионная АКБ, выдающая напряжение 60 В и ёмкостью 2 А/ч

Не стоит специально стараться ускорить разрядку гаджета при цикловании. На пользу батарейке это точно не пойдёт.

Правильная зарядка литий-полимерного (Li-Pol) аккумулятора

Подобными батареями оснащаются беспилотные летательные аппараты и многие современные гаджеты. Особенность их в том, что они имеют достаточно малый саморазряд при довольно высокой плотности энергии. Ещё одним плюсом можно назвать то, что у них отсутствует «эффект памяти». Значит, циклование при первичном вводе в эксплуатацию не требуется.

Уже привычная форма литий-полимерных аккумуляторов для гаджетов

Обычным ЗУ зарядить такой аккумулятор не получится. Существуют «умельцы» для которых не важны слова производителя, использующие неподходящие зарядники, однако элемент питания не всегда выносит такое отношение. Может произойти самовозгорание или даже взрыв батареи. Лучше всего использовать ЗУ со встроенными балансирами, выравнивающими подачу напряжения на все «банки» АКБ.

Для того чтобы более полно понять, как правильно заряжать литий-полимерный аккумулятор смартфонов разной модели, редакция Tehno.guru рекомендует не пренебрегать инструкцией по эксплуатации гаджета, идущей с ним в комплекте.

Сверхтонкая и сверхмощная Li-Polimer батарея

Правильная зарядка гелевого аккумулятора: как её выполнить, на что обратить внимание

Любой автомобилист со стажем знает, что АКБ, установленные в автомашине – это свинцовые (более старые модели), AGM или гелевые батареи, которые идут на новых, современных авто. В чём же разница их зарядки? Некоторые ошибочно предполагают, что для гелевой АКБ можно использовать то же ЗУ, что и для свинцового. Однако такие действия приведут лишь к необходимости замены гелевой батареи по причине её выхода из строя. Слишком мощный ток, идущий от простого ЗУ нагревает гель, при этом разжижая его. В обратное состояние он уже не вернётся. Мало того, он ещё и «съест» оставшийся работоспособным. Поэтому редакция Tehno.guru не рекомендует подобные эксперименты.

Гелевые аккумуляторные батареи довольно капризны

Основная проблема зарядки гелевого АКБ – его капризность к несоблюдению режимов. Начнём с силы тока. Рассмотрим как правильно зарядить аккумулятор автомобиля на примере батареи в 60 Ампер/час. Для ускорения процесса (что уже вредно для элемента) можно установить силу тока в 30% от ёмкости, что составит 18 А. Однако специалисты советуют использовать такие токи лишь в самых крайних случаях. Оптимальной же силой тока будет 10% от ёмкости – 6 А.

Теперь напряжение – здесь следует быть ещё более внимательным. Ведь для таких элементов напряжение ниже 14.5 В и выше 15 В губительно. Причём даже на 0.2 В.

Так выглядит зарядное устройство для гелевого аккумулятора

Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи и способы их зарядки

Здесь всё довольно просто. Все современные зарядные устройства для элементов подобного типа оборудованы автоматикой. Это значит, их не требуется настраивать – достаточно лишь правильно подсоединить клеммы и включить ЗУ. Если автоматика отсутствует, то требования те-же, что и в предыдущем варианте, однако перебор или недобор по напряжению не будет иметь столь губительного воздействия на АКБ.

Подведём промежуточные итоги, обобщив изложенную информацию.

Современные зарядники полностью автоматизированы

Ссылка на основную публикацию