Первые в мире
4 сентября 1880 года одна из петербургских газет опубликовала репортаж о невиданном доселе событии: "Вчера в 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона".
4 сентября 1880 года одна из петербургских газет опубликовала репортаж о невиданном доселе событии: "Вчера в 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона". Это были первые в мире испытания конки на электрической тяге. Огромный двухэтажный вагон мог разгоняться до 12 километров в час. Сконструировал необычное транспортное средство, опередившее свое время, российский изобретатель Федор Пироцкий. Его идея так и осталась нереализованной, но стала толчком к созданию привычного нам трамвая.
Пироцкий Фёдор Аполлонович — [17.2(1.3).1845‒28.2(12.3).1898], русский изобретатель в области электротехники. В 1866 окончил юнкерский класс Михайловского артиллерийского училища. С 1871 работал в Главном артиллерийском управлении в Петербурге. В 1874 на Волковом поле вблизи … Большая советская энциклопедия
Пироцкий Фёдор Аполлонович — Фёдор Пироцкий, 1898 год. Фёдор Александрович Пироцкий (17 февраля (1 марта) 1845 28 февраля (12 марта) 1898) русский инженер и изобретатель. Согласно некоторым источникам (например [1], [2] … Википедия
Пироцкий, Фёдор — Фёдор Пироцкий, 1898 год. Фёдор Александрович Пироцкий (17 февраля (1 марта) 1845 28 февраля (12 марта) 1898) русский инженер и изобретатель. Согласно некоторым источникам (например [1], [2] … Википедия
Фёдор Аполлонович Пироцкий — Фёдор Пироцкий, 1898 год. Фёдор Александрович Пироцкий (17 февраля (1 марта) 1845 28 февраля (12 марта) 1898) русский инженер и изобретатель. Согласно некоторым источникам (например [1], [2] … Википедия
Пироцкий — Пироцкий, Фёдор Аполлонович Фёдор Пироцкий, 1898 год. Фёдор Аполлонович Пироцкий (17 февраля (1 марта) 1845 28 февраля (12 марта) 1898) русский инженер и изобретатель. Согласно некоторым источникам (например [1], [2] … Википедия
Пироцкий, Федор Аполлонович — Фёдор Пироцкий, 1898 год. Фёдор Александрович Пироцкий (17 февраля (1 марта) 1845 28 февраля (12 марта) 1898) русский инженер и изобретатель. Согласно некоторым источникам (например [1], [2] … Википедия
Пироцкий Федор Аполлонович — Фёдор Пироцкий, 1898 год. Фёдор Александрович Пироцкий (17 февраля (1 марта) 1845 28 февраля (12 марта) 1898) русский инженер и изобретатель. Согласно некоторым источникам (например [1], [2] … Википедия
Пироцкий, Федор — Фёдор Пироцкий, 1898 год. Фёдор Александрович Пироцкий (17 февраля (1 марта) 1845 28 февраля (12 марта) 1898) русский инженер и изобретатель. Согласно некоторым источникам (например [1], [2] … Википедия
Пироцкий — Фёдор Аполлонович [17.2(1.3).1845 28.2(12.3).1898], русский изобретатель в области электротехники. В 1866 окончил юнкерский класс Михайловского артиллерийского училища. С 1871 работал в Главном артиллерийском управлении в Петербурге. В… … Большая советская энциклопедия
Федор Аполлонович Пироцкий — Фёдор Пироцкий, 1898 год. Фёдор Александрович Пироцкий (17 февраля (1 марта) 1845 28 февраля (12 марта) 1898) русский инженер и изобретатель. Согласно некоторым источникам (например [1], [2] … Википедия
17 февраля исполняется 171 год с дня рождения ч еловека, по праву считающегося «отцом» электрического трамвая. Это не просто личность. Федор Аполлонович Пироцкий имеет непосредственное отношение к нашему родному городу Цюрупинску. Гениальность этого человека признали во многих странах, ему установлен памятник в соседней Белоруссии, а вот на родине, увы, нет.
Федор Аполлонович Пироцкий родился 17 февраля 1845 года в семье армейского штабс-врача в городкеСенчаЛохвицкого уезда наПолтавщине.Онполучил образование в Константиновском кадетском корпусе в Санкт-Петербургеи Михайловской артиллерийской академии. В 1871 году получил направление в отдел технических отчетов и смет Главного артиллерийского управления (ГАУ) в Петербурге.
Его еще со студенческих лет интересовал процесс передачи энергии. В начале 1870 Пироцкий разрабатывает проект передачи электроэнергии через железную проволоку, закрепленную телеграфными изоляторами на деревянных столбах, и двух машин переменного тока собственной конструкции. Обратным проводником была земля.
Наконец-то, после серии долгих испытаний, 22 августа 1880 впервые в целом мире был запущен электромоторный вагон трамвая. Он двигался со скоростью конной рыси (8-12 км/ ч), делал крутой поворот, останавливался и двигался назад. Показ успешно проводился до 16 сентября.
Запестрели восторженные отзывы в газетах, об успехе писали научно-технические журналы, среди них и"Электричество".В 1881 г.Пироцкийдемонстрирует схему своего изобретения на Парижской международной выставке. Казалось, вскоре трамвай будет курсировать по улицам столицы империи.
Помешала обычная консервативность России. Местные олигархи, вложившие большие капиталы в конку, которые еще не окупились, стеной встали перед трамваем. На Западе же в течение 5 последующих лет все трамвайные линии строили по схеме Пироцкого.
Стоит отметить, что Пироцкому на эксперименты постоянно приходилось тратить свои собственные сбережения, но потом он писал, что совсем об этом не жалеет, ведь труд принес свои результаты.
Не честная игра корпорации «Сименс»
Компания, которая сейчас известна на весь мир, начинала именно с идей Пироцкого. Так, заботясь о приоритете и распространении своих идей, в 1877 году Пироцкий разослал"Инженерный журнал"со своей статьей об экспериментах всем заинтересованным лицам и фирмам, в том числе и представителю фирмы"Сименс",который немедленно доставил журнал в Берлин.
Пока Пироцкий был вынужден отвлечься от исследовательской работы из-за длительной служебной командировки в черноморские крепости, на берлинской выставке 1879 года фирма"Сименс"продемонстрировала небольшой "поезд" с отдельным локомотивом и двумя прицепными платформочками, на которых могли сесть спинами друг к другу, свесив ноги , несколько пассажиров. Водитель сидел на локомотиве.
Экипаж использовался как аттракцион. Это был еще далеко не электромоторный трамвай, но важно то, что энергия в двигатель локомотива подавалась по схеме Пироцкого с "Инженерного журнала".
Карл фон Сименс (брат Эрнста фон Сименса, основателя компанииSiemens & Halske) в то время перестраивал имперский телеграф и часто общался с Пироцким, заинтересовавшись его опытами.
Вернувшись в Петербург,Пироцкий снова, за собственные средства, приступает к любимому делу. В заявке на изобретение от 5 апреля 1880 года он описывает проект электрической железной дороги, а 12 апреля перед многолюдной аудиторией, где был и представитель фирмы "Сименс",демонстрирует проект применения электричества для движения железнодорожных поездов с подачей тока теми же рельсами, по которым катятся колеса .
Первая в мире регулярная пассажирская линия трамвая на электрической тяге -"Гросс-Лихтерфельде"в Берлине – была открыта компаниейSiemens & Halskeв мае 1881 года. В Российской империи исключение составлял лишь Киев. На святых Киевских горах не могли долго задержаться ни конка, ни даже паровой трамвай. На Александровском спуске даже шесть лошадей не могли поднять небольшой вагон с пассажирами.
Самого изобретателя также ждала непростая судьба. Кроме трамвая, он сделал много изобретений в других отраслях – строительстве гидроэлектростанций, электрическом освещении, связи и в чисто военном деле – артиллерийской и ракетной технике. НоПироцкогоотсылают в Ивангородскую крепость Варшавского военного округа, где в 1888 г. в чине полковника отправляют в отставку с половинной пенсией, не дав пять с лишним месяцев дослужить до 25-летнего военного стажа, который гарантировал бы ему пенсию на уровне наибольшего оклада.
Оскорблен и подавлен Пироцкий едет в Украину, в село Масловка Олешковского (Олешки – нынешний Цюрупинск) уезда на Херсонщине. В Масловке у него было имение, унаследованное от дяди – очевидно, тоже дворянина казацкого происхождения. Но недолгим было спокойствие. Недоброжелатели отсудили наследство, воспользовавшись типичным для российской бюрократии перекручиванием украинских фамилий – в некоторых документах Пироцкий значился как Пероцкий.
Изобретатель был вынужден покинуть наследство, но не поехал в Петербург, а перешел жить в гостиницу "Афины" в Олешках. Пироцкому едва хватало пенсии на еду и оплату номера в гостинице, однако он еще заказывает приборы и химические препараты, продолжая какие-то опыты, выписывает книги и журналы.
28 февраля 1898 полковника Федора Пироцкого находят мертвым. 22 мая в газете "Юг" напечатали заметку, не нуждающуюся в комментариях:
"Никаких денег при нем не нашли, и знакомые устроили ему похороны в кредит, за счет описанного и позднее проданного имущества. На площади с молотка продавались разные старые вещи, обозначенные в описании под номерами, и за все более-менее пригодные вещи стоимостью от 1 копейки до 4 рублей выручено всего 65 рублей.
Непроданными остались 16 номеров никому не нужных вещей, таких как, например, разные книги, бумаги и т.д. Осталось 5 сундуков, 4 чемодана и 3 ящика: все это наполнено деловыми бумагами, картинами, книгами ".
В биографии и деятельностиПироцкогоесть много непонятного. И здесь большой долг историков и краеведов. В Киеве, где появился первый в Восточной Европе трамвай, нет даже улицы Пироцкого. Нет памятника или хотя бы мемориальной доски этому выдающемуся ученому и изобретателю.