Ортофосфорная кислота для удаления ржавчины на авто

Сегодня автомобиль не является каким-то особенным предметом роскоши. Он давно стал обыкновенным средством передвижения, популярность которого растет с каждым годом. Однако чтобы машина дольше оставалась в идеальном виде, за ней требуется внимательно следить, производить своевременный ремонт и техобслуживание. Особое внимание необходимо уделять состоянию металлических деталей автомобиля, а также кузову. Именно здесь встречается чаще всего такая проблема, как ржавчина.

Этот дефект может привести в негодность не только какую-то определённую деталь, но и сократить срок эксплуатации всего автомобиля. Чтобы этого не допустить, следует периодически осматривать состояние транспортного средства и с помощью современных средств устранять все имеющиеся недостатки. По мнению многих автолюбителей, с ржавчиной лучше всего справляется ортофосфорная кислота, главное правильно ее использовать.

Что такое фосфорная кислота и где она применяется

Ортофосфорная кислота известна во многих сферах деятельности человека. Причем ее используют не только в промышленных целях, но и активно применяют в медицине и других областях.

  1. Авиационная и автомобильная промышленность.
  2. Пищевая промышленность.
  3. Стоматология.
  4. В качестве средства от ржавчины и коррозии металлов.

Представляет в чистом виде кристаллический порошок, который растворяют в воде. Поэтому чаще всего применяют именно концентрированный 85% раствор, который не имеет цвета и запаха, а также напоминает по консистенции сироп. Именно благодаря этому кислота в разведенном виде идеально ложиться на любую поверхность.

Используется такая кислота довольно широко, но особой популярностью она пользуется именно у автолюбителей в борьбе против ржавчины, которая поражает не только кузов, но и другие металлические детали. Такая востребованность объясняется тем, что при воздействии на металл ортофосфорной кислотой происходит не только удаление ржавчины, но и устраняются другие проявления коррозии.

После обработки на поверхности остается прочный и надежный защитный слой, который помогает защитить ее от дальнейшего разрушения.

Хранение и транспортировка

Ортофосфорная кислота относится к числу достаточно серьезных веществ, поэтому требует надлежащего хранения и соблюдения норм транспортировки. Так, порошок следует упаковывать строго в герметичные контейнеры, вакуумные пакеты, стеклянные банки. Вся тара должна быть сухой и чистой для предотвращения попадания в кислоту посторонних примесей, которые испортят качество получаемого в дальнейшем раствора.

Применение испорченного раствора может привести к самым неожиданным последствиям: от отравлений парами до отсутствия какого-либо результата после проведения работ (средство просто не будет растворять ржавчину). Помещение для хранения должно быть сухим и теплым, чтобы предотвратить появление конденсата. Специалисты рекомендуют оставлять порошок в заводской упаковке.

Перевозят кислоту только в специальных цистернах с указанными на них определительными знаками, говорящими о том, что груз относится к категории повышенной опасности. Для перевозки на значительные расстояния придется получить необходимые сопроводительные документы, а также позаботиться о сопровождении. В некоторых населенных пунктах или городах для проезда такого автотранспорта потребуется обязательно получить разрешение от местных органов управления.

Правила безопасности при работе с кислотой

Средство относится к разряду опасных веществ, что накладывает свой отпечаток не только на методы транспортировки и хранения, но и требует соблюдения норм безопасности во время работы. Так как это кислота, то она может разъедать многие материалы и вызывать возникновения ожогов на кожных покровах. Поэтому работать с ортофосфорной кислотой можно только в специальной одежде, которая защитит кожу от попадания на нее опасных веществ.

Не стоит забывать о парах, которые также очень опасны. Попадая в организм при вдохе, они вызывают серьезные ожоги дыхательных путей. Каждому человеку, имеющему дело с такими веществами, очень важно знать порядок действий при попадании их на кожу.

  1. В первую очередь следует сразу же снять всю одежду, если на нее попало вредное вещество.
  2. Промыть пострадавший участок кожи большим количеством воды, желательно проточной, на протяжении минимум 15 минут.
  3. Нельзя втирать это средство в кожу, вытирать его салфетками.
  4. Если промывание водой не помогает, то его стоит продлить еще минут на 15. Это же действие необходимо повторить, когда жжение возобновляется через какое-то время после промывания.
  5. Чтобы не усугублять положение, до приезда скорой помощи необходимо защитить пострадавший участок от окружающей среды, наложив для этого свободную марлевую повязку.
  6. Можно выпить обезболивающее. Оптимальным препаратом является Анальгин.

Чтобы применение ортофосфорной кислоты было безопасным и не пришлось обращаться за помощью к врачам, следует все работы производить с особой внимательностью и аккуратностью. Если все-таки произошел несчастный случай, то не следует пускать дело на самотек, так как любые химические ожоги могут быть чрезвычайно опасны.

Как удалить ржавчину

На автомобиле очень часто появляется ржавчина, которая разъедает металл, и именно из-за этого дефекта снижается срок эксплуатации не только отдельных запчастей, но и самого транспортного средства. Удаление производится после тщательной подготовки ржавой детали или пораженного участка. Для этого необходимо деталь снять, а сильно поврежденные места зачистить металлической щеткой.

При этом следует защитить неповрежденные участки с помощью специальной клейкой ленты. На больших и объемных участках, где ржавчина проникла особенно глубоко, можно воспользоваться обыкновенной болгаркой. Однако такой механический метод удаления не так популярен, как химический. Происходит это из-за того, что химические реагенты не слишком сильно повреждают метал и не вызывают его истончения.

Читайте также:  Пластина под фрезерный стол

Для этих целей особенно часто применяют преобразователь ржавчины, который снимает поврежденные частицы, растворяя их. Тем более что с помощью такого преобразователя можно обрабатывать самые труднодоступные места, которые нельзя очистить с помощью других методов удаления ржавчины.

Подобное средство выполняет сразу несколько необходимых функций: удаляет ржавчину и преобразовывает ее в грунтовку, что экономит не только затраченные на ремонт средства, но и время.

Так, самым востребованным из всех известных средств, которые продаются в магазинах, является «Цинкарь» с ортофосфорной кислотой в основе. В его состав входят дополнительные добавки: соли цинка и марганец. Именно благодаря им после обработки металла производится образование особо прочного слоя.

Советы специалистов

Очищать участки ржавчины нужно очень аккуратно, чтобы не появилось дыр, и метал не слишком истончился. Не рекомендуется во время работ использовать диски с очень крупными абразивными частицами, так как вместо того, чтобы удалять ржавчину, они могут нанести больше вреда, чем пользы.

Перед началом всех ремонтных работ по удалению ржавчины необходимо помнить о том, что это средство очень мощное и сильное. Ведь оно может удалить не только саму ржавчину, но и декоративное покрытие: хром, цинк. Поэтому обрабатывать детали автомобиля необходимо очень внимательно и аккуратно, чтобы не пришлось в дальнейшем тратиться на новые запчасти.

Если все работы по удалению ржавчины с помощью ортофосфорной кислоты были проведены по всем нормативам, то полученная поверхность будет отличаться прочностью и надежностью. И хотя применение преобразователей считается самым востребованным методом при кузовных работах, не стоит забывать и о других известных мастерам вариантах.

Чтобы работа привела к ожидаемым результатам, а от ржавчины не осталось и следа, необходимо четко соблюдать все инструкции.

На очищенную от толстого слоя ржавчины поверхность наносят немного преобразователя и оставляют на пару минут или часов, в зависимости от концентрации раствора, а затем приступают к дальнейшим ремонтным работам.

1200 руб. за фотоотчёт

Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:

Борьба с коррозией авто зачастую доставляет массу проблем его владельцу. Для этого используют три основных метода — пассивный, активный и электрохимический, но каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Чаще всего коррозию удаляют с помощью специальных средств. А в целях профилактики на днище, пороги корпуса и другие скрытые места наклеивают защитную пленку или обрабатывают мастикой. Также существуют другие профилактические средства, о которых мы поговорим с вами далее.

Причины возникновения коррозии

Для начала разберемся, почему же возникают коррозионные процессы. Дело в том, что коррозия металлических поверхностей бывает четырех типов — электрохимическая, химическая, водородная и кислородная. В контексте ржавления автомобильного корпуса имеют место лишь первые два типа.

Электрохимическая коррозия возникает по причине того, что два материала с разными восстановительными свойствами взаимодействуют через электролит (любая недистиллированная вода является таковым). Поскольку железо обладает низкими восстановительными свойствами, то оно значительно подвержено ржавлению. Химическая коррозия происходит из-за взаимодействия поверхности металла и коррозионно-активной среды. В роли последней может выступать кислород при высоких температурах. Понимание сути возникающих процессов дает нам почву для поиска методов борьбы с коррозией.

Виды борьбы с коррозией

Существует два основных способа защиты кузова машины от коррозии. Первый — это барьерная защита. Она не допускает физическое взаимодействие поверхности уязвимых металлов с внешней средой. Это выражается в использовании лакокрасочного покрытия и различных механических средств и защит. Второй — протекторная защита. Ее примером служит оцинковка, ведь цинк имеет более отрицательный потенциал, чем железо. Соответственно, если соединить их, то в такой паре железо будет восстанавливаться, а цинк корродировать. Однако поскольку на поверхности цинка имеется оксидная пленка, то этот процесс происходит очень медленно.

Как упоминалось ранее, существует три основных типа борьбы с коррозией на автомобиле:

Щетки для удаления коррозии

  1. Пассивный.
  2. Активный.
  3. Электрохимический.

Пассивный метод борьбы предполагает использование лакокрасочного покрытия корпуса. Задача автовладельца в данном случае заключается в поддержании целостности ЛКП. Нельзя допускать появления мелких сколов или царапин на его поверхности. К этому методу стоит отнести и периодическую мойку машины, а также использование дополнительных защитных средств — воска, жидкого стекла и так далее.

Под активным методом борьбы с коррозией авто подразумевают использование специальных антикоррозионных материалов и мастик. Они отличаются в зависимости от того, для каких участков кузова применяются. Например, днище автомобиля зачастую обрабатывается антигравийным покрытием. Как правило, эти составы созданы на основе мелкодисперсного порошка алюминия. Существуют также специальные антикоррозионные средства для арок колес.Чаще всего для этого используется так называемый жидкий локер (прочный эластичный материал). Отдельным классом являются антикоррозионные материалы для скрытых полостей. Они предназначены для обработки порогов, стоек, лонжеронов, усилителей пола и прочих поверхностей.

Электрохимический метод борьбы с коррозией металла на кузове автомобиля заключается в использовании специального электронного прибора, который имеет в своем составе электрод, предназначенный для того, чтобы взять коррозию на себя. Проще говоря, ржаветь будет не корпус машины, а упомянутый электрод. Этот метод очень эффективен, однако его существенным недостатком является высокая цена.

Читайте также:  Чем отличается ударный шуруповерт от безударных

Как убрать коррозию с авто

Теперь перейдем непосредственно к методам и средствам по борьбе с коррозией на автомобиле своими руками. В первую очередь необходимо механически удалить ржавчину с поверхности. Причем делать это очень тщательно! Для этих целей используют наждачную бумагу, различные абразивные круги на дрель или болгарку, а также пескоструй. Именно последний инструмент наиболее эффективно очищает пораженную поверхность.

Также для удаления коррозии используют специальные составы. Самым простым в данном случае является использование слабого раствора соляной кислоты с последующим ее удалением.

Однако наиболее надежный метод борьбы с коррозией заключается в использовании преобразователей или модификаторов ржавчины. Они преобразуют оксид железа в таннат железа. Как правило, в их состав входят полимеры, выступающие в роли грунтовки.

Преобразователи ржавчины для автомобиля превращают коррозию в слой фосфатов и хроматов железа и цинка. Также их иногда используют для обработки не подвергшегося коррозии металла перед нанесением грунта для предотвращения коррозии в будущем, и улучшения степени сцепления ЛКП с поверхностью металла.

Самостоятельная борьба с коррозией автомобиля имеет такую последовательность:

    Обезжиривание поверхности. Для этого можно воспользоваться различными средствами, например, спиртом или уайт-спиритом.

Удаление ржавчины с корпуса

Помните, что все работы необходимо проводить тщательно, так как даже небольшое пятно ржавчины способно со временем значительно разрастись.

Виден ржавый шов

Всегда проверяйте состояние сварных швов на корпусе машины. Помните, что они являются самыми уязвимыми для воздействия коррозии. В частности, ее межкристаллитного вида, который особо опасен. Следствием ее появления становится незаметная потеря пластичности и прочности металла. Так, границы сварных зерен разрушаются хаотически, а области структурных преобразований превращаются в анод, который усиленно растворяется. Причем такое явление можно наблюдать не только на железных корпусах машин, но и на нержавейках, алюминиевых, хромоникелевых и хромистых сплавах. Коррозия в данном случае грозит выкрашиванием отдельных зерен металла, из-за чего шов и корпус в целом постепенно теряют свои механические свойства.

Самыми подверженными ржавлению участками корпуса автомобиля являются нижние части дверных панелей, пороги, передние крылья, коробчатые сечения нижней части кузова, внутренняя поверхность колесных арок. Из-за того, что доступ к перечисленным местам затруднен, всегда существует риск не заметить появление очагов ржавления. Проверяйте их состояние на смотровой яме или на подъемнике!

Популярные средства для удаления ржавчины

В настоящее время в автомагазинах есть десятки различных преобразователей ржавчины, причем их ассортимент может быть разным в различных регионах страны. Поэтому давать рекомендации по поводу покупки того или иного средства не имеет смысла. Но мы все же приведем в качестве примера несколько названий популярных составов, которые распространены среди автовладельцев. Итак:

Популярное средство «Цинкарь»

  • «Цинкарь»;
  • «Мовиль»;
  • линейка преобразователей ржавчины Hi-Gear;
  • «Кольчуга»;
  • Sonax;
  • «СФ-1»;
  • Runway;
  • Permatex;
  • Bitumast;
  • «Фосфомет».

Необходимо помнить, что с помощью любого преобразователя можно бороться со ржавчиной, слой которой не превышает 0,1 мм. Кроме этого, активные компоненты борются лишь с въевшейся ржавчиной. Ее рыхлую составляющую лучше удалить механически (с помощью наждачной бумаги, ножа, металлической щетки, пескоструя и так далее).

Выбор того или иного средства должен основываться на ассортименте, его составе, цене. Благо, стоят они недорого, поэтому в случае, если купленное средство окажется малоэффективным, вы всегда сможете приобрести другое.

К наиболее болезненному состоянию металлических деталей относится их окисление и отложение ржавого слоя. Этот процесс происходит под воздействием воды, углекислого газа, а также кислорода. В результате такой химической реакции происходит повреждение металлов и их последующее разрушение. Для очистки поверхности и защиты от коррозии используется механическая обработка, а также химическое воздействие при помощи кислотных средств.

Что такое ортофосфорная кислота?

Это кристаллическое соединение неорганического типа представляющее водный раствор (85 %) сиропообразного вида. Концентрированная жидкость имеет бесцветную консистенцию с полным отсутствием запаха. Благодаря такому состоянию она отлично покрывает любую поверхность.

Используется данный продукт в пищевой отрасли, стоматологии, автомобильной, авиационной промышленности, а также в изделиях бытовой химии. Этот состав помогает защитить металлоконструкции от коррозии, а на его основе создаются средства от ржавчины. Многочисленные грунтовки для металлических поверхностей для покраски содержат именно этот ингредиент.

Наибольшей популярностью у автомобилистов пользуется ортофосфорная кислота, применение от ржавчины которой очень эффективно. Она помогает защитить от вредного воздействия как кузов авто, так и прочие металлические элементы. С ее помощью металлическая поверхность очищается от окислов и многочисленных проявлений коррозии. Правильно обработанная таким фосфорным составом деталь получает надежный, а также прочный слой защиты, препятствующий последующему разрушению материала . Удаление ржавчины при помощи ортофосфорного кислоты является эффективным приемом защиты металлических изделий

Технология разведения ортофосфорной кислоты

Данный химический продукт имеет первоначальную кристаллическую структуру. Он продается в виде обычного порошка, если еще не находится в разбавленном состоянии. Для получения жидкости используется соотношение состава к обычной воде в пропорции ориентировочно 1/5, 1/6. В результате такого правильного разбавления получается 85 % раствор прозрачной консистенции.

Он применяется в качестве стандартного преобразователя ржавчины. Этот продукт является простейшим, получаемым в домашних условиях. Ортофосфорная кислота от ржавчины является основой растворов многочисленных производителей, которые содержат дополнительные добавки. Их состав тщательно скрывается для поддержания конкурентоспособности товара. Готовая к применению ортофосфорная кислота против воздействия ржавчины может продаваться и в небольших емкостях, однако ее цена при этом существенно дороже порошковой массы.

Читайте также:  Диммирование светодиодных ламп что это такое

Для обработки металлических поверхностей используется и жидкость с разбавленной кислотной концентрацией (15 – 30 %). После ее нанесения происходит реакция со ржавчиной, которая превращается в очень стойкое защитное покрытие. При этом образуется отложение ортофосфата железа, создающего пленку коричневого оттенка на поверхности изделия. Перед тем как разбавить ортофосфорную кислоту для удаления ржавчины необходимо выполнить меры предосторожности для работы с опасным веществом.

Защитные меры при работе

Данный раствор относится к опасным для здоровья веществам, поэтому обращаться с ним следует крайне осторожно. Перед использованием фосфорной жидкости подготавливается респиратор, а также защитные резиновые перчатки. Они защитят тело от ожогов, а дыхательные пути – от воздействия опасных паров. Помимо этого, данный состав является взрыво- и пожароопасным. Помещение для выполнения работ должно быть хорошо вентилируемым.

При попадании на кожный покров химического состава необходимо выполнить обязательные действия:

  • избавиться от одежды с попавшим на нее раствором;
  • пострадавший участок кожного покрова промыть проточной водой в течение 15 минут;
  • не допускать втирания средства в кожу и удаления его салфетками;
  • при продолжающемся жжении продолжить водную обработку еще 15 минут;
  • на пострадавший участок наложить марлевую повязку;
  • принять обезболивающий препарат.

Обязательно обратитесь за помощью в медицинское учреждение во избежание усугубления травмы.

Процедура обработки ржавчины при помощи ортофосфорного кислотного раствора требует особой осторожности и внимательности.

Как использовать кислотный состав для удаления ржавчины

Преобразователь ржавчины ортофосфорная кислота отлично удаляет с металлической поверхности имеющиеся окислы и образует специальную пленку, защищающую деталь. Он также используется перед проведением оцинкования изделий. Жидкость разъедает оксид железа с последующим его поглощением, после чего фосфатирует материал. Различают два метода удаления ржи с деталей:

  1. погружной метод;
  2. поверхностное нанесение.

Погружной метод

Используется при наличии достаточного объема раствора и емкости, в которую можно поместить обрабатываемую деталь. На предварительном этапе проводится очистка узла и его обезжиривание. В емкость заливается раствор из расчета 1 л обычной воды и 100 – 150 г кислоты (85 %). Обрабатываемая деталь полностью погружается в жидкость и оставляется для химической обработки на один час. На протяжении этого времени ортофосфорный состав периодически перемешивается.

Очищенный элемент достается и тщательно промывается, после чего обрабатывается нейтрализующей смесью. Она разводится из 2 % спирта нашатырного, а также 48 % бутилового спирта и 50 % воды . На заключительной стадии изделие омывается чистой водой и просушивается. Не допускается пропуск любого из этапов, так как это приведет к нарушению химического процесса.

Травление изделия будет проходить неравномерно, если не провести обезжиривание поверхности. В этом случае раствор не уберет загрязнения органического характера, вследствие чего потребуется дополнительная очистка проблемных мест. Данный способ используется для элементов с различной степенью коррозии. Время обработки погружным методом, а также расход состава напрямую зависит от толщины слоя окислов на изделии.

Пренебрежение сушкой детали после окончания финишной промывки приведет к образованию на поверхности гидроксида. Просушивание можно выполнять конвекционным способом или же любым другим методом.

Поверхностное нанесение

Для изделий больших размеров применяется поверхностное нанесение раствора. Преобразователь ржавчины на основе ортофосфорной кислоты используют при недостаточном количестве состава для погружной обработки. Жидкость наносится на поверхность металла при помощи кисточки, имеющей натуральный ворс, валика или же распылителя.

Наличие толстого слоя окислов потребует дополнительной механической обработки поверхности по его устранению. Ржавый налет удаляется при помощи шлифмашины с лепестковым кругом или же металлической щеткой. При отсутствии электроинструмента поверхностный слой снимается ручным способом. По окончании механической обработки проводится обезжиривание с последующим нанесением кислотного раствора. Не допускайте пропусков обрабатываемых участков.

По истечении двух часов проводится удаление состава нейтрализующей смесью. После этого выполняется финишная промывка, а также сушка изделия. Небольшой слой окислов необязательно подвергать механической обработке, при этом возможно повторное использование раствора. Ортофосфорная кислота, содержащаяся в преобразователе ржавчины, эффективно воздействует на самые сложные участки изделий.

Для улучшения воздействия в химический раствор добавляется катапин, являющийся ингибитором. Он затормаживает химический процесс, а также препятствует реакции с не окислившимся металлом. На 1 л воды такой смеси требуется 1 -2 г катапина.

Достоинства применения ортофосфорного состава

Использование этого химического компонента при обработке металлоизделий активно применяется в многочисленных преобразователях. Они не только растворяют имеющиеся окислы, но и создают пленочный защитный покров. Помимо этого, плюсом данного раствора является полная безопасность для металла. Ортофосфорная кислота убирает окислы и выполняет преобразование металлической ржавчины в фосфаты железа.

Такой состав применяется для очистки и промывки: металлопрокатных изделий, в том числе арматуры, поверхностей труб, водоснабжающих и отопительных систем, чугунных предметов, скважин и котлов. Помимо этого, он используется для обработки теплообменников, нагревателей, бойлеров, змеевиков, а также многочисленных металлических элементов механизмов и автомобилей.

К наиболее востребованным средствам относится цинкарь, который имеет дополнительные ингредиенты: марганец и кислота+цинк. Они увеличивают прочность защитного слоя на поверхности обработанной детали. Цена в розницу этих препаратов невелика. Используя самостоятельно подготовленный состав или же приобретенный в магазине преобразователь, соблюдайте все меры безопасности при работе с этими опасными веществами, а также внимательно изучайте инструкцию по их применению. Для наглядного понимания проводимой операции по удалению ржи просмотрите дополнительно видео с процедурой обработки изделий.

Рекомендуем также к прочтению:

Ссылка на основную публикацию