Содержание
- А что говорит законодательство?
- Опасность наполнения баллонов на АГЗС без лицензии
- Виды и особенности баллонов для хранения газа
- Освидетельствование баллонов. Как узнать срок службы
- Почему не стоит заправлять на обычных АГЗС ?
- Услуги газонаполнительных станций
- Правила заправки баллонов
- Что лучше: обмен или заправка?
- Порядок замены, безопасность при транспортировке
- Несколько важных нюансов по эксплуатации
- Выводы и полезное видео по теме
Использование газовых баллонов в качестве основного источника энергоносителя является пока единственной альтернативой магистральному газопроводу. Главным недостатком такого способа хранения считается необходимость периодической заправки баллона новой порцией пропан-бутана. Как правильно выполнить эту процедуру, а главное – где?
Подготовка баллона
Еще в период существования СССР существовала разветвленная сеть организаций, занимающихся заправкой газовых баллонов для населения. Специальная машина развозила заполненные емкости и обменивала их на пустые. Это было очень удобно и практично. И в настоящее время можно найти ряд коммерческих структур, предоставляющих подобную услугу. Но их количество никак не может удовлетворить спрос на заправку газом бытовых баллонов.
Поэтому проживающие в частном секторе решают этот вопрос самостоятельно. Но прежде необходимо убедиться, что емкость действительно пуста. Существует вероятность, что количество пропан-бутана в ней еще достаточно, а проблема может быть в редукторе.
Для проверки следует выполнить следующие действия:
- Сверить показания манометра. Если показания давления ниже 4-5 атм., значит газ практически закончился.
- Вес. На боковой поверхности емкости указана ее масса. Взвесив баллон можно определить, есть ли сжиженный газ в нем и каково его примерное количество.
- Разница температуры на поверхности емкости. Область, где находится газовая смесь будет иметь температуру ниже, чем в тех местах, где ее нет.
После этого необходимо подготовить баллон к процессу заправки. Зачастую в нем помимо газа концентрируется некоторый % воды, который формируется в виде конденсата. Она негативно влияет на стальную поверхность баллона, а также способствует искусственному уменьшению его полезного объема.
Для удаления конденсата необходимо соблюдать правила безопасности. Желательно , чтобы эту работу проводили профессионалы с помощью специального оборудования. Но понимая, что найти подобных крайне трудно, многие выполняют данную процедуру самостоятельно. Для этого баллон вывозится на открытую местность, где нет источников открытого огня.
Снятие редуктора необходимо проводить под заземлением, чтобы не появилась искра от статического электричества. После этого следует оставить баллон на 1,5-2 часа, чтобы остатки газа выветрились. По завершении этого процесса емкость переворачивается, и вода просто стекает в грунт.
Где заправить газовый баллон?
Как уже говорилось выше, лучше всего воспользоваться услугами специализированной компании. В большинстве случаев они берут на себя вопросы по транспортировке и дают гарантию на выполнение своих работ. Стоимость их услуг различна, но в среднем цена колеблется в следующих пределах:
- 12 л – 250 руб.
- 27 л – 550 руб.
- 50 л – 900 руб.
При этом не учитываются транспортные расходы, которые могут составлять приличную сумму. Если же необходимо заправить одну или 2 емкости, то подобная услуга будет финансово невыгодна. Исключения составляют те случаи, когда баллоны привозятся на специализированную заправочную станцию самостоятельно.
При возникновении такой ситуации можно обратиться на автомобильную заправочную станцию. Но делать это можно только в самом крайнем случае, так как их оборудование не рассчитано на обслуживание бытовых баллонов с газом. Проблема заключает в отсутствии так называемого отсекателя. Он автоматически препятствует поступлению газа при заполнении емкости на 80%. Также существует разница в подключаемых переходниках. Для того чтобы подсоединить баллон к оборудованию станции необходим специальный разъем.
Советы
Прежде всего, необходимо рассчитать полезный объем баллона. Для того чтобы предотвратить его повреждения из-за давления газа, уровень заправки должен быть максимум 80% от общего объема. При нагреве газ будет расширяться, что приведет к увеличению показателя давления.
Перед сдачей баллона на заправку рекомендуется нанести на его поверхность маркировку или запомнить заводской номер изделия. Последнее не совсем удобно, так как цветовое обозначение можно идентифицировать сразу.
Также перед сдачей необходимо запомнить состояние редуктора. После заправки баллона он должен быть целый, состояние манометра рабочее, с указанием фактического давления в емкости.
Газовый баллон на дачном участке или в загородном доме – явление привычное, но крайне хлопотное. Ведь запас голубого топлива в них придется периодически восстанавливать, соблюдая правила заправки бытовых газовых баллонов на АГЗС. Да и сами баллоны должны соответствовать особым условиям.
Все о нормах и требования к заправке резервуаров сжиженным газом вы узнаете из представленной нами статьи. Мы расскажем о том, какие баллоны подойдут для заправки и дальнейшей эксплуатации, где и как ее лучше произвести. Предупредим о проблемах, чаще всего сопутствующих этому мероприятию.
А что говорит законодательство?
Заправки, газораспределительные станции и другие объекты газоснабжения относятся к самой сложной эксплуатационной категории. Законодательство предусматривает строгие правила безопасности, в соответствии с которыми выполняются все действия на объектах и прилегающей территории.
Хранение и эксплуатацию газового баллона в бытовой сфере поясняет постановление Правительства РФ от 26.12.2016 г. №1498. Оно регламентирует предоставление коммунальных услуг и эксплуатацию общего имущества. В одном из пунктов описаны вопросы покупки, заправки и обмена бытовых газовых баллонов.
Важные основные моменты, значимые для всех видов газовых баллонов:
- баллон должен быть исправным;
- иметь неистекший срок годности;
- продажа осуществляется только в специальных лицензированных пунктах;
- заправка проводится на «газонаполнительных станциях».
Отсюда следует, что на обычных автомобильных АГЗС заправка запрещена правилами устройства и использования оборудования, работающего под давлением. И это не каприз законодательства, а настоящий акт заботы о гражданах.
Опасность наполнения баллонов на АГЗС без лицензии
Дело в том, что бытовые и автомобильные баллоны отличаются по устройству: последние имеют специальные отсекатели, не позволяющие переполнить резервуар.
Система подачи газа отключается автоматически при достижении нормы (не выше 85%). А в баллонах, назначением которых является бытовое использование, таких отсекателей не предусмотрено. Еще один нюанс – автомобильные системы заполняются в литрах, а бытовые – в килограммах.
В лицензионных «газонаполнительных станциях» этот вопрос решается просто – баллон наполняется на весах. Все производится с учетом количества остатков и вновь поданного газа. Сам резервуар обязательно проверяется на утечку, срок эксплуатации, наличие остатков тяжелых фракций.
С 2017 года на обычных заправках для авто бытовые газовые баллоны заправлять перестали. С одной стороны понятно, что после нескольких ЧП со взрывами внимание на эту проблему обратили государственные органы. Однако с другой – решить ее до конца пока не смогли из-за недостатка лицензионных пунктов.
И если при обращении на автомобильную АГЗС вам наполнят баллон, знайте: законодательство нарушаете и вы, и заправочный пункт.
Рассмотрим, какие же законные возможности по наполнению баллона газом мы имеем, какие существуют основные правила, согласно которым производят заправки бытовых газовых баллонов на АГЗС , а также другую важную информацию по эксплуатации газового оборудования со съемным носителем.
Виды и особенности баллонов для хранения газа
Изготовителями выпускаются несколько типов стальных баллонов разного объема: 5, 15, 25 и 50 литров. Вес – от 4 до 22 кг. Например, баллон на 50 литров весит 44 кг. В последнее время разработаны и выпускаются баллоны, изготовленные из полимерных композитных материалов в объемах 14 или 33 литра.
Типы резервуаров для использования в быту
По материалу, из которого выполнен корпус, баллоны для бытового использования делятся на следующие группы:
- Стальные баллоны – прочные и долговечные. Их уязвимый момент сварочные швы, поэтому при покупке и освидетельствовании обследованию сварочных швов уделяется большое внимание. Рекомендуется правильно подбирать место для установки оборудования, исключая места повышенной влажности, чтобы не подвергать коррозии стальные модели.
- Композитные емкости. Это более современный вариант. Композитный газовый баллон также достаточно прочен, стоит в 2-3 раза дороже за счет дороговизны материалов, содержащих стекловолокно. Усиливает прочность дополнительная защита корпуса.
Полимерные баллоны легче транспортировать, так как они меньше весят и меньше подвергаются деформации при ударах или падении. Еще одно преимущество полимерного оборудования – высокая термоустойчивость . Оно может находиться рядом с огнем.
Как соотносятся цвет и назначение?
По правилам ГОСТ, цвет баллона определяет их назначение:
- белые с желтыми надписями наполняют ацетиленом;
- красные – для пропана;
- голубые – для медицинского или обычного кислорода;
- в темно-зеленых хранят водород;
- в серых с черными элементами – закись азота.
Для использования в наших бытовых условиях и регулярного пополнения запасов сжиженного горючего подходят только резервуары красного цвета с соответствующей маркировкой.
Освидетельствование баллонов. Как узнать срок службы
Бытовые баллоны для пропана – это металлические герметичные емкости определенного объема для хранения газа. Материал изготовления – стальной сплав с добавками хрома и молибдена. От завода-изготовителя они попадают в свободный оборот. Используются в специализированных компаниях в качестве оборудования, на предприятиях, в быту у населения.
Каждый баллон сопровождается выдачей бумажного паспорта от завода-изготовителя. Данные дублируются в виде металлических надписей на обратной стороне корпуса, рядом с клеймом предприятия.
Техническое состояние баллонов должно строго контролироваться согласно ГОСТ 15860. Чтобы определить возможность дальнейшей эксплуатации, проводится процедура освидетельствования.
При условии освидетельствования один раз в пять лет:
- изделия, выпущенные раньше февраля 2014 года, могут служить до 40 лет;
- изделия, изготовленные после 1 февраля 2014 года – до 20 лет.
На «металлическом паспорте» указывается дата выпуска изделия, объем, вес, дата последнего освидетельствования. По правилам пользования баллоны без металлических паспортов либо с нечеткими надписями не заправляются и не подлежат обмену.
И это правильно. «Жизнь» каждого баллона протекает по-разному: какие-то изделия находятся в постоянном пользовании, другие могут годами пылиться в гараже, чтобы в нужный момент быть использованными для определенных целей.
Не стоит забывать о том, что неисправное оборудование для хранения опасных субстанций (газа) может принести беду.
Почему не стоит заправлять на обычных АГЗС ?
Вопрос о том, можно ли заправлять бытовые газовые баллоны на АГЗС, стоит рассмотреть более подробно. По законодательству продавать сжиженный газ можно только в особых оборудованных пунктах. Но многие автомобильные заправки в обход закона пытаются на этом заработать.
Приобретая газ на такой заправке, потребители должны помнить не только о юридической ответственности, но и об опасности, которую таит в себе неправильно заправленный баллон.
А риски велики, если:
- емкость не проверяется на наличие утечки;
- контроль освидетельствования, а значит, исправности, не проводится;
- но самое главное – на автомобильных заправках нет возможности проверить наполняемость, предусмотренную утвержденным нормам (85% от объема).
Свободная зона создает «паровую шапку», предотвращающую расширение газа. Например, при нагревании под солнцем. Сколько жидкой субстанции необходимо, легко просчитать, разделив номинальный объем на 1,43. Например, для баллона, рассчитанного на 22 литра, достаточно добавить 15,38 литров сжиженного газа.
Если отсекателя нет, работа проводится буквально «на глаз», поэтому велика возможность переполнения емкости, а значит, возрастания возможности катастрофического риска.
Поэтому перед тем, как заправить пустой газовый баллон на АГЗС , убедитесь, что пункт имеет для этого специальное оборудование, в том числе весы для взвешивания. Но лучше наполнять емкости на специальных газонаполнительных станциях, чтобы гарантированно обеспечить контроль веса.
Услуги газонаполнительных станций
Это компании, осуществляющие заправку газа в любые разрешенные емкости. Газонаполнительная станция должна быть укомплектована особым оборудованием, определяющим способ заправки газом.
Существует три способа заправки газом:
- насосный;
- насосно-компрессионный;
- насосно-испарительный.
Само название оборудования говорит за себя. Это насосы, компрессоры для создания повышенного давления, испаритель, нагреватель для обеспечения повышенного давления. Также должны присутствовать: вытяжки, емкости для хранения газа, техническое оснащение (измерители плотности, дозаторы).
Мобильная модульная станция – вариант небольшой газораспределительной станции для заправки кислородных баллонов, чаще всего используется для медицинских учреждений или строительных предприятий, которые используют кислород при проведении сварочных работ.
На крупных станциях используются посты наполнения баллонов с электронными весовыми установками, включающими промышленный контроллер и клапан подачи газа. При установке баллона на грузовую приемную платформу весов автоматически фиксируется количество остатков и масса нового поступления.
При достижении нужного объема, установленного заранее на электронном блоке, подача газа автоматически прекращается.
Правила заправки баллонов
К заправке стандартного баллона предъявляются требования безопасности. Обязательная маркировка «сжатый газ» и специальная наклейка сигнализируют о взрывоопасности.
Оборудование обязательно должно быть проверено по следующим параметрам:
- исправность;
- наличие остаточного давления;
- дефекты клапана или вентиля;
- наличие ржавчины на поверхности, отслоение материала;
- вмятины или повреждения.
Перед заправкой из баллона удаляется конденсат и остатки газа, он проверяется на исправность.
На специализированных станциях применяется инвентарь – шланг для поступления газа с клапанами, переходником – адаптером .
Что лучше: обмен или заправка?
Получить баллон с газом, необходимым для работы газового котла, плиты, линий наружного освещения и т.д., можно двумя способами: заправить свою емкость или обменять ее на другую, уже заправленную.
В первом случае баллоны оставляются на станции на 1-2 дня, потребитель получает свою полную тару.
Во втором – быстрый обмен пустой емкости на заполненную. Потребители сами могут сделать выбор, каким способом пользоваться. Второй способ быстрее, однако вы получаете чужое оборудование, возможно, не самое новое. Стоимость зависит от вида и объема газов. Стандартный случай: 200-300 рублей.
Какие проблемы могут подстерегать при заправке
Нюансы, которые важно знать о наполнении газовых баллонов:
- Некоторые китайские баллоны имеют тонкие стенки. Они не рассчитаны на большие нагрузки. Нужно помнить, что дешевое оборудование может не окупиться из-за высокого риска.
- Активные газы склонны к возгоранию и взрывам, поэтому особенно внимательно нужно следить за объемом (85%) при наполнении пропаном, кислородом, метаном.
- Для пользования бытовым газом при низких температурах лучше использовать зимние смеси пропан бутана, с преимуществом пропана, так как бутан малопригоден для зимней эксплуатации.
Для того чтобы предупредить возникновение перечисленных проблем и рисков, сопутствующих пополнению запаса сжиженного взрывоопасного вещества, надо заранее продумать процесс и предусмотреть все нюансы.
Замена баллона новым, ремонт
Рано или поздно баллон изнашивается, может выйти из строя вентиль, поверхность начнет расслаиваться. Почти в каждом городе есть пункт замены или ремонта баллонов. Вы можете отдать старое и получить новое изделие, с доплатой примерно от 1500 рублей. Это хорошая альтернатива покупке нового оборудования.
Если вентиль подлежит ремонту, его ремонтируют или полностью меняют. Сам баллон могут ошкурить и покрасить. Стоимость нового пустого баллона для пропана: от 2,500 до 600 рублей, в зависимости от материалов производителя.
Порядок замены, безопасность при транспортировке
Конструкция баллонов различается по наличию закрывающего клапана КБ-2 или технического вентиля ВБ-2 по ГОСТ 21804–94. В вариантах с клапаном имеется быстросъемный редуктор, понижающий давление при появлении пламени.
Редуктор крепится к магистральному шлангу через штуцер с небольшим монтажным хомутом:
- К баллону с клапаном редуктор крепится натягиванием на горловину клапана с уплотнительным кольцом.
- С вентилем соединяется посредством резьбы на штуцере вентиля, в другом случае – накидной гайкой редуктора. В пунктах замены выдается специальная одноразовая прокладка.
Если напор газа заметно снизился и сходит на «нет», не стоит выжимать его до последней капли:
- Выключите газ, перекройте вентиль и начните замену баллона.
- Помните, что редуктор имеет левую резьбу. Открутите гайку редуктора по часовой стрелке.
- Замените баллон.
- Приготовьте паронитовую прокладку для замены. Закручивать гайку нужно против часовой стрелки. Баллон должен стоять строго вертикально (никогда не переворачивайте его).
- Обязательно закройте кран старого баллона, поставьте заглушку и защитный колпак. Это важно, так как в баллоне всегда остается некоторый объем газа.
Перекрывайте вентиль всегда, если кухонная плита не работает.
Транспортировка баллонов проводится только с предохранительными колпаками и заглушками. При перевозке проверяйте, чтобы кран был закрыт и защищен колпаком.
Несколько важных нюансов по эксплуатации
Простые правила помогут удобно и безопасно пользоваться баллонами на дачах и в загородных домах:
- Не курите при замене баллона. Запрещено держать рядом открытый огонь, проверять утечку при помощи огня (зажигалки или спичек).
- Держите вентиль полностью открытым, а при выключенных приборах полностью закрытым.
- Не допускайте работы электроинструмента в непосредственной близости с баллоном, чтобы искры токопроводящих щеток ротора не вспыхнули при незаметной утечке газа.
Соблюдение требований по грамотной и аккуратной эксплуатации резервуаров с сжиженным газом – норма, гарантирующая безопасность пользователю и окружающим, а также сохранность имущества.
С нюансами и правилами заполнения газовых баллончиков, требующихся для работы горелок, ознакомит следующая статья. Рекомендуем к прочтению весьма полезную информацию.
Выводы и полезное видео по теме
Заправка пятидесятилитрового баллона. В специализированных заправочных станциях есть необходимое оборудование. Баллоны обязательно проверяются на целостность, осматривается вентиль. Время заправки – примерно 5-10 минут. Соблюдается техника безопасности:
Бережно эксплуатируйте газовое оборудование. Старайтесь оградить корпус от ударов, чтобы не допустить утечки газа:
После замены баллона осмотрите и оцените плотность соединений, убедитесь в отсутствии утечек газа. Можно обмазать соединения пеной от мыльного раствора и понаблюдать:
Газовая плита – оптимальный вариант для бытового применения, когда централизованный газопровод отсутствует. Зная, как правильно заправить газовый баллон на АГЗС с необходимым оборудованием, выполняя технику безопасности при транспортировке и эксплуатации, можно сделать жизнь комфортной и удобной.
Поделитесь вашим опытом, полученным в ходе заправки бытового баллона самой доступной по цене разновидностью топлива? Располагаете полезными сведениями по теме статьи, которыми стоит поделиться с посетителями сайта? Оставляйте, пожалуйста, комментарии в находящемся ниже блоке, задавайте вопросы, размещайте фото.
Если все же зачем-то будешь переделывать, обязательна проверка на герметичночсь пустого баллона. Качаешь в него хотя бы 3 атм и обмыливаешь. Наличие воздушных пузырьков укажет на негерметичное место.
Совет – с 5ти литровками не связываться.
это сколько по деньгам? это можно где сделать? ежели вопросы не к вашему столу, извиняйте 🙂
Hа самом деле с газом ситуация очень забавная. Газовые запpавки фоpмально бытовые баллоны запpавлять вовсе не должны – по пpавилам этим занимается заpядная станция, с соответствующими инстpукциями, пpовеpкой баллонов на утечку и сpок освидетельствования, запpавкой по весу и тп и тд. Раньше пpи совке с баллонами с автозапpавок действительно посылали, но потом социализм кончился и начался баpдак. В частности один из подpазделов этого баpдака – запpавка не по литpам а по стандаpтной цене, типа 27л баллон – 88 pы. Почему 88, откуда такая цифиpь, как она получается и сколько там pеально газа наливается – не уточняется. Hе нpавицца – милости пpосим на газообменный пункт, в капотню какую-нибудь, там дешевле. И дееешево поменяют твой (нулевый) баллон на обезличенный "обменный фонд" котоpый уже лет двадцать по всяким дачам пинается.
Так что pекомендация – пpекpатить жабствовать на 30 pублей, запpавляться действительно там где удобно, единственно что сильно pекомендуется – следить за безопасностью. Выбpать запpавку пpодвинутую, где они таки купили весы для баллонов. Самое опасное что можно сделать пpи такой pучной запpавке в бытовой баллон это пеpеполнить его, налить жидкую фазу под упоp и тогда пpи нагpеве на солнышке оно имеет все шансы лопнуть. Hа автомобильном баллоне есть клапан пеpеполнения и для клинических случаев пpедельный клапан, пусть лучше плавно и в меpу потpавит даже с угpозой взpыва чем лопнет неупpавляемо весь целиком, а на бытовом ничего этого нет. Так что на некотоpых запpавках в дикой местности (где вонизм никого не пугает) сначала заливают баллон до упоpа а потом стpавливают в атмосфеpу паpу литpов, на глазок конечно но хоть как-то гаpантиpуют что он не до упоpа.
На новой симферопольке около первого поста ГАИ заправить такой баллон (27л) стоило мне около 86 рублей. И перед заправкой нового балона мужик стравил воздух, закаченный на заводе для сохранности клапана. И заливал он исключительно на вес, а не на литры.