Содержание
- Почему появляется течь
- Ищем место течи
- Медь или алюминий
- Ремонтируем медный радиатор
- В чем заключается сложность пайки алюминия
- Материалы и инструменты для пайки алюминиевых радиаторов
- Готовим флюс
- Флюс для максимально прочного шва
- Ремонтируем алюминиевый радиатор своими руками
- Как запаять пластик на радиаторе охлаждения
- Определение места повреждения
- Ремонт медных радиаторов
- В случае алюминия
- Ремонт деталей системы охлаждения
- Паяем пластмассовые бачки автомобильного радиатора.
Автомобильный радиатор охлаждения предназначен для понижения температуры хладагента (тосола или антифриза), циркулирующего внутри двигателя. Его конструкция обычно состоит из двух бачков и расположенных между ними сот, представляющих собой систему из тонких трубок, оснащенных тонкими ламелями. Снижение температуры хладагента достигается за счет естественного или принудительного воздушного обдува сот.
Несмотря на простую конструкцию, радиатор иногда выходит из строя. Его основная неисправность – нарушение герметичности. Иными словами, он начинает протекать. Утечка охлаждающей жидкости при работающем силовом агрегате грозит последнему критическими поломками вследствие перегрева.
Замена радиатора – дело не столько хлопотное, сколько дорогое. И счет здесь идет на тысячи и даже десятки тысяч рублей. В этой статье мы поговорим о том, можно ли запаять радиатор охлаждения своими руками и какие средства для этого понадобятся.
Почему появляется течь
Течь в рассматриваемом устройстве может возникать лишь по двум причинам: вследствие механического повреждения и из-за коррозионных процессов, происходящих внутри трубок. В первом случае это может быть воздействие на соты или бачки постороннего предмета. Такое обычно случается в результате дорожно-транспортных происшествий, наезда на высокий бордюр, удара камня и т. п. Здесь все понятно. Визуальный осмотр позволит точно определить место повреждения, а также оценить возможность ремонта. С коррозией немного сложней. Чтобы не ошибиться и запаять радиатор охлаждения там, где нужно, потребуется провести несколько нехитрых действий для обнаружения проблемной зоны или даже зон. Дело в том, что коррозионные повреждения могут возникать в нескольких местах одновременно.
Ищем место течи
Явным признаком того, что радиатор потек, является наличие следов охлаждающей жидкости на земле под автомобилем, на защите двигателя или на нем самом. Найти место течи без демонтажа устройства практически невозможно. Но прежде чем снимать его, стоит убедиться, что дело именно в нем, а не в патрубках или, например, в негерметичной пробке верхнего бачка. Когда это будет сделано, смело можете сливать охлаждающую жидкость и снимать радиатор для диагностики.
Если визуальный осмотр устройства результатов не дал, проверьте его путем погружения в воду. Для этого возьмите подходящего размера емкость, заполните ее водой. Закройте все патрубки пробками и погрузите радиатор в воду. Теперь остается только создать давление воздуха в устройстве. Этого можно достичь, просто подув в заливную горловину верхнего бачка или же придумав другой вариант с компрессором (насосом). Выходящие пузырьки воздуха точно покажут вам место повреждения.
Медь или алюминий
Чтобы качественно запаять радиатор охлаждения , необходимо точно установить, из какого материала он изготовлен. Чаще всего устройства охлаждения производят из меди и алюминия. Определить вид материала несложно. Медные соты имеют характерный красновато-коричневый цвет, алюминиевые – серый.
Если вы установили, что у вас медный радиатор, можете считать, что вам повезло. Этот металл легко паяется в домашних условиях. Если же вам досталось алюминиевое устройство, то с ним придется повозиться, ведь этот материал плохо поддается пайке.
Ремонтируем медный радиатор
Чтобы запаять радиатор охлаждения двигателя , изготовленный из меди, вам понадобятся следующие средства и инструменты:
- мощный паяльник или газовая горелка;
- припой;
- флюс для пайки;
- пассатижи;
- наждачная бумага.
Для начала радиатор необходимо просушить, особенно если вы его проверяли путем погружения в воду. Далее место повреждения следует тщательно зачистить шкуркой. Если на нем расположены ламели, их нужно локально удалить. После этого место пайки обрабатывается флюсом и снова просушивается.
Запаять радиатор охлаждения можно как газовой горелкой, так и паяльником. В первом случае припой накладывается на место и прогревается горелкой, пока не расплавится и не заполнит трещину. Используя в качестве нагревательного инструмента паяльник, позаботьтесь, чтобы он обладал достаточной мощностью.
В случае если припой не пристает к поверхности или отстает, необходимо повторить процесс зачистки и обработки флюсом. Проверить отремонтированный радиатор можно способом, который был описан выше.
В чем заключается сложность пайки алюминия
Алюминий – очень специфический металл. Его особенность заключается в высокой химической активности, проявляющейся в образовании так называемой оксидной пленки на поверхности. Она появляется мгновенно при соприкосновении чистого металла с воздухом, вступая в реакцию с кислородом. И именно из-за нее запаять радиатор охлаждения алюминиевый привычным способом невозможно. Для этого потребуются дополнительные вещества, способствующие:
- устранению оксидной пленки с поверхности;
- снижению натяжения поверхности;
- защите от неблагоприятных факторов, влияющих на процесс пайки;
- улучшению растекания припоя.
Материалы и инструменты для пайки алюминиевых радиаторов
Для того чтобы запаять радиатор охлаждения , соты которого выполнены из алюминия, понадобятся:
- мощный паяльник;
- припой (оловянно-свинцовый или сплав олова с висмутом);
- опилки железа;
- канифоль;
- огнеупорная емкость (тигель).
Желательно, чтобы паяльник обладал мощностью более 100 Вт. В противном случае он попросту не в состоянии будет прогреть алюминий. Что касается припоя, то для заделывания мелких трещин (отверстий) подойдет оловянно-свинцовый сплав. Если же повреждения значительные, то целесообразно использовать припой, состоящий из 5 частей висмута и 95 частей олова. Такой сплав можно без проблем приобрести в магазинах, где торгуют радиодеталями. Обычно, он имеет вид проволоки и маркируется как ПОСВ-33 или ПОСВ-50.
Готовим флюс
Запаять радиатор охлаждения своими руками возможно только при наличии качественного флюса. Его придется готовить самостоятельно. И делать это лучше перед самым началом пайки. Итак, насыпаем в огнеупорную емкость 2 части обычной канифоли и 1 часть железных опилок. Опилки можно изготовить при помощи напильника с мелкими насечками, обрабатывая ним любую попавшуюся под руку железную заготовку. Полученную смесь разогреваем на огне, перемешиваем и даем остыть. Вот, в принципе и все. Флюс для алюминия готов.
Флюс для максимально прочного шва
Для получения максимально прочного защитного шва на месте повреждения радиатора используют специальный флюс, называемый плавнем. Его также можно получить в домашних условиях. Для приготовления плавня потребуются следующие вещества в таких пропорциях:
- хлористый калий – 56%;
- хлористый литий – 23 %;
- криолит – 10 %;
- пищевая соль крупного помола – 7 %;
- сернокислый натрий – 4 %.
Ингредиенты мелко измельчаются и смешиваются. Хранить такой плавень необходимо в герметично закрытой стеклянной посуде в темном месте.
Ремонтируем алюминиевый радиатор своими руками
Радиатор, как и в предыдущем случае, моем и высушиваем. Место пайки тщательно зачищаем наждачной шкуркой, после чего обезжириваем. После этого наносим на него заранее приготовленный флюс при помощи паяльника. Тщательно растираем его по поверхности. Далее наносим припой слой за слоем, растягивая его по ремонтируемой поверхности. Роль железных опилок заключается в том, чтобы разрушить оксидную пленку в самый последний момент перед пайкой, тем самым дав возможность соединиться алюминию и припою.
Как запаять пластик на радиаторе охлаждения
Большинство современных автомобильных радиаторов имеют бачки, изготовленные из термоустойчивого пластика. Этот материал не вступает в реакцию с охлаждающей жидкостью и не поддается коррозии, однако он не обладает эластичностью, способной противостоять механическим повреждениям. Именно поэтому некоторые автовладельцы, столкнувшиеся с проблемой пробитого бачка, задаются вопросом, можно ли запаять радиатор охлаждения, пластик которого был поврежден. Можно! Но лучше доверить это дело профессионалам. Термоустойчивый пластик очень плохо поддается пайке из-за своей жесткости. Да и подобрать подходящий материал для этого достаточно трудно.
Сегодня можно найти сотни предложений от организаций и частных лиц, готовых качественно запаять радиатор охлаждения. Цена на подобные услуги колеблется в пределах 100 рублей за кв.см. Отдельно придется заплатить за снятие, диагностику и установку устройства.
Если же вопрос ремонта бачка стал очень остро, или платить не очень хочется, можно попробовать сделать это и самостоятельно. Для этого место повреждения необходимо зачистить и сформировать таким образом, чтобы материал, который будет наноситься в качестве восстановителя, мог без проблем проникнуть в щель. Далее обрабатываемый участок обезжиривается.
Что касается материала для склеивания, то это может быть мягкий пластик или двухкомпонентный эпоксидный клей. В первом случае пластик плавится при помощи паяльника и наносится на место повреждения небольшим шпателем. Таким же образом накладывается и клей. При выполнении работ по пайке бачков желательно использовать армирующую сетку с мелкими ячейками. Она укладывается между слоями склеивающего материала. Конечно, такая пайка не может гарантировать годы беспроблемной работы радиатора, но как временная мера вполне сгодится.
Радиаторами называют большое семейство устройств, которые, в силу своей конструкции призваны излучать и рассеивать в воздух тепло. Отсюда и название их, созвучное со многими словами в иностранных языках. Например, по-английски «radiate» — излучать.
В различных областях современной жизни эти устройства встречаются очень часто и принцип их работы очень схож. Но когда заходит разговор о ремонте радиаторов, чаще всего имеет в виду радиаторы системы охлаждения автомобиля.
Определение места повреждения
Автомобильные радиаторы подвержены наибольшему риску повреждения, так как работают в условиях температур с разными знаками, под воздействием сильных вибраций. Не исключены и случаи механического повреждения таких устройств.
Реже ремонтируют радиаторы кондиционеров, которые используются в роли конденсоров и испарителей. Но такие случаи тоже бывают. Очень неприятно, когда вдруг в шикарном авто в жаркое время года внезапно перестанет работать климат-контроль.
Одним из наиболее эффективных и доступных способов ремонта является пайка радиаторов. При повреждении автомобильного радиатора очень важно своевременно выявить неисправность и попытаться ее устранить.
Авторадиатор, входящий в состав системы охлаждения двигателя, является очень важным ее компонентом. Конструктивно это устройство представляет собой два вертикальных бачка, соединённых большим количеством тонких горизонтальных трубок. Циркулирующая в них охлаждающая жидкость посредством естественного теплообмена отдает тепло в воздух и остывает. Для улучшения теплоотдачи поверхности трубок, соприкасающиеся с окружающим воздухом, увеличивают. Для этого к ним припаивают тонкие металлические пластинки – оребрение.
Признаками повреждения радиатора является повышение температуры двигателя при работе, а также снижение уровня охлаждающей жидкости. Конечно, потеря жидкости может происходить и не только через радиатор, но чаще всего причиной является именно этот узел. Визуально крупные повреждения можно определить, наблюдая течь охлаждающей жидкости. Но на горячем двигателе сделать это будет довольно сложно, так как антифриз будет сразу испаряться. Некоторые составы окрашивают специальными пигментами, которые остаются на поверхности детали после высыхания, что помогает выявить место повреждения.
Если установлено, что течь произошла в радиаторе, а повреждения не видно, необходимо снять устройство с автомобиля, предварительно слив охлаждающую жидкость. После этого необходимо закрыть все отверстия, оставив одно, и подавать в него воздух под небольшим давлением, опустив радиатор в емкость с водой. По выходящим пузырькам воздуха можно будет определить расположение отверстия.
Ремонт медных радиаторов
Не всегда повреждённый элемент подлежит замене на новую деталь. Часто пайку радиатора охлаждения двигателя можно произвести своими руками. Никакое сложное оборудование для этого не потребуется.
Достаточно иметь довольно мощный паяльник, оловянно-свинцовый припой ПОС-60 или ЗИЛ-2 (для латуни можно использовать ПОС-40) и флюс (канифоль, разбавленная спиртом).
Электрический прибор вряд ли подойдёт для того, чтобы паять трубки или припаивать латунные патрубки к бачкам радиатора. Чаще всего используют устройства, которые нагреваются в печи или в пламени паяльной лампы. Способ пайки таким паяльником своеобразен:
- детали, которые необходимо спаивать, предварительно нужно зачистить и нагреть феном, паяльной лампой или на печи;
- горячая деталь должна быть хорошенько обработана флюсом для устранения с ее поверхности оксидных пленок;
- припой к месту шва доставляют не на жале паяльника, а прямо подачей оловянного прутка;
- разогретым паяльником его распределяют по месту спайки.
Если течь обнаружена в одной из охлаждающих трубок, можно использовать для устранения неисправности газовую горелку. Чтобы подобраться к поврежденному месту и произвести работу качественно, нужно аккуратно удалить пластинки оребрения. Сделать это можно, применив специальную абразивную насадку к портативной дрели. Сразу можно и очистить поврежденное место.
Нагревая трубку горелкой, необходимо охватывать как можно большую площадь, чтобы обеспечить достаточную температуру для наложения шва и при этом не перегреть медную трубку. Припой в виде прутка или паяльной проволоки вводится в зону пайки, когда деталь будет разогрета до нужной температуры и обработана флюсом.
Пайка радиаторов кондиционера автомобиля осуществляется аналогично, с той лишь разницей, что нужно стравливать хладагент из системы, соблюдая меры предосторожности. Вообще работы по ремонту трубок и радиаторов лучше доверить специалистам, если нет опыта в пайке.
В случае алюминия
При повреждении алюминиевых радиаторов, ремонт будет несколько сложнее. Проблема заключается в том, что алюминий качественно спаять очень сложно. На поверхности материалов очень быстро образуется оксидная пленка, которая препятствует прилипанию припоя. В последнее время радиаторы, целиком изготовленные из алюминия, не применяют, а используют конструкции выполненные наборным способом из алюминиевых трубок, впрессованных в корпуса пластмассовых бачков.
Если же всё-таки возникла необходимость пайки алюминия, можно воспользоваться специально приготовленным для этого флюсом. Он представляет собой канифоль, в которую при застывании добавлены металлические опилки. Пользоваться таким флюсом надо быстро и умело. Можно купить специальный флюс для алюминия и подходящий припой, например, кастолин. Флюсовый состав наносят на предварительно разогретую поврежденную поверхность и после этого расплавляют паяльником.
Осуществляя поступательные движения, жалом зачищают алюминиевую поверхность. При этом металлические стружки и опилки, находящиеся в составе флюса, действуют как абразив, снимая загрязнение и оксидную пленку. Канифоль при этом сразу же покрывает очищенное место, не допуская к нему кислород. Далее пайка происходит так же, как и в случае с деталями из меди.
Ремонт деталей системы охлаждения
Кроме радиатора, в процессе охлаждения двигателя участвуют еще очень много узлов и деталей. Это и термостат, и радиатор отопления салона, и много других. Все они соединяются различными резиновыми и пластиковыми трубками и шлангами. В условиях постоянной вибрации и колебаний температуры (особенно зимой), изделия из пластика могут ломаться. Если возникла трещина в пластмассовом корпусе, а сам материал вокруг нее крепкий, можно заклеить трещину двухкомпонентным бензо- маслостойким клеем.
Менее ответственные пластиковые детали, которые не работают под давлением (кронштейны, подставки), можно отремонтировать, применив пайку. Для этого достаточно разогреть паяльником верхний слой полимера на стыках обеих частей детали, плотно прижать их друг к другу после этого и дождаться остывания.
Доступные решения для домашнего мастера
РЕКЛАМА
Технология стремится к усовершенствованию да так, что потребитель и не подозревает об оснащении своего приобретённого автомобиля изделиями с новыми разработками.
Я речь веду о системе жидкостного охлаждения двигателя, главным элементом в которой выступает радиатор, который часто повреждается при лобовом столкновении автомобиля, а в лучшем случае деформируется. Точно буду уверен в том, что никому не будет приятно ездить на битом автомобиле, да ещё и с протекающим радиатором.
Каждый жидкостный радиатор заключён между двумя баками для отвода и подвода охлаждаемой жидкости. В теорию движения жидкости по радиатору углубляться не стану, отмечу лишь, что несколькими годами ранее все автомобильные радиаторы комплектовались металлическими бачками, а ремонт радиатора и его чистку мог провести любой автолюбитель у себя дома. Флюс, припой и паяльник был почти у каждого.
Пластмассовые бачки облегчают конструкцию радиатора, но для многих автолюбителей, как им кажется, ремонт и обслуживание таких радиаторов пугает своими возможными последствиями и часто владельцы автомобилей с дефектным радиатором спешат приобрести новый или отобрать из б/у рабочий.
Любой радиатор жидкостного охлаждения, только не нужно учитывать радиатор, деформированный до состояния ‘баяна’, можно восстановить. Сейчас открыты многие сервисы с подобными услугами, правда, и стоимость таких услуг ощутима, но, когда нет оптимального решения, приходится следовать советам бывалых.
Когда же у Вашего автомобиля появилась проблема с радиатором, осмотрите его. Если металлические соты охлаждающей части радиатора целы и бачки его из пластика, то Вам немного повезло с ремонтом.
По моим наблюдениям отмечу, что попадавшие в большие аварии автомобили, оснащённые радиаторами с металлическими бачками, всегда укомплектовывались новыми радиаторами и только потому, что старые радиаторы разрывало или деформировало так, что ‘гармошка стояла в стороне и плакала’. А вот, автомобильные радиаторы с пластмассовыми баками просто срывало с креплений или , в худшем случае, ломало бачки. Это мои наблюдения, а не статистические данные.
Паяем пластмассовые бачки автомобильного радиатора.
Вот пример одного из ремонтов радиатора, когда применили не специальную аппаратуру и инструменты, а самые простые материалы и средства, которые найдутся у любого в гараже. Я не оспариваю науку и технические новшества, не осуждаю других, а без навязчивости показываю желающим, как без всего этого можно обойтись в определённых случаях, и поэтому всегда готов выслушать и помочь любому, кому это интересно.
При лобовом столкновении автомобиля вырвало бампер и правую фару. Автомобиль развернуло по ходу в правую сторону и сорвало радиатор. Детали всего не уточняю. Повредился правый бачок радиатора, крепление вырвало, места установки температурных датчиков остались целыми.
400 евро на дороге не валяются, а ремонтировать радиатор никто не соглашался и ясно почему. Большая возня и временные затраты, которые должны окупится для некого мастера, а тут за ремонт пластика большую сумму не запросишь. Ремонт и пайка автомобильного радиатора — услуга не дешёвая. Предлагали бывшие в использовании, но почти по стоимости новых. Грубо скажу — жлобы. Никогда не обращал внимание на бренды и порой наша отечественная, и даже советских времён деталька, ценнее становилась на какой-либо иномарке, нежели по стоимости её родная.
Ближе к сути вопроса. У Вас на руках разбитый радиатор. Соты целы или запаяны — не страшно. Пластмассовые бачки повреждены — это то же не страшно! Уверяю Вас. Даже, когда Вы не нашли всех осколков от разбитого бачка, огорчаться не нужно. В нашем случае была похожая ситуация и вот, что мы делали.
Термопушки, газовой горелки и фена у нас не было. Собрали простенький паяльник на медном стержне диаметром около 8 мм. Вот тут отмечу самое главное то, что собранный нами паяльник питался низким и переменным напряжением около 10 вольт, и от автомобильного аккумулятора.
На медный стержень намотали два слоя стеклоткани, поверх которой уложили десять витков нихромовой проволоки с диаметром 0,8 мм, концы которой скруткой соединили с гибкими монтажными проводами. А что бы тепло, получаемое от нашего нагревателя не терялось, все десять витков проволоки обмотали мокрой асбестной нитью, то есть, немного изолировали.
Многие со мной согласятся в том, что пластик теряет некоторые свои свойства при низкой температуре и становится хрупким, а в случае с автомобильным радиатором я уверен в определённых свойствах используемой пластмассы для бачков, которые легко поддаются контактной пайке с оплавлением и проплавкой, тем более, что остаточных напряжений и деформаций при аккуратной пайке возникать не должно.
Для соединения элементов бачка радиатора мы применяли пластмассовые изделия с близкими характеристиками. В конкретном случае, для заливки использовали ручку от пластмассового ведра для садовых работ, а для соединения в шов применили пластмассовые хомуты.
Кто-то сейчас напомнит об армировании, но мы не забыли об этом. Использовали серпянку из стекловолокна с ячейкой 4 мм. Удобно вплавляется в основу, а ещё она не создаёт дополнительных напряжений в материале. Более того, ячейка такого размера после оплавления пластмассы не уменьшает упругость застывшей массы, а прочность и стойкость к механическим повреждениям в месте ремонта повышается.
Уверенно утверждаю об этом потому, что всё описанное проверено мною лично на практике и не один десяток раз.
Главные правила, которыми руководствуюсь при пайке подобной пластмассы.
- Температура в месте плавления пластика не должна превышать температуру, при которой пластик становится текучим или горит.
Нарушается внутренняя структура материала. После застывания такого пластика он становится хрупким, а место пайки разрушится при первом неудачном случае.
- При соединении осколков или новых частей всегда оплавлять смыкающиеся стороны на несколько миллиметров, в зависимости от толщины и размера изделия.
Можно делать некоторые фасовочные оплавления с последующей заливкой плавленной массы в образуемую лунку или стыковочную канавку.
- Всегда применять мягкое армирование, даже на крепёжных элементах.
- Захват армировочных элементов проводить на несколько миллиметров на основе, с глубоким вплавлением в неё.
- Обязательно применять послойное оплавление с новым армировочным слоем.
- Стараться сохранять температуру оплавленной массы в месте пайки до завершения укладки каждого слоя.
- При необходимости шлифовать готовые слои для проверки на качество слоя, а после завершения ремонта шлифовать поверхность.
Мы ещё ошкуриваем, а когда клиент в добром настроении, то ещё и полируем. Бывали изделия после ремонта не отличались от их здоровых собратьев. Да и самому приятно будет окультурить место ремонта.
- Проверять на герметичность после готовой пайки. Делать это можно и обычным воздушным насосом.
Герметизируем радиатор и через отдельный штуцер, вентиль(как хотите) нагнетаете в радиатор воздух порядка 1,5…2,0 атмосфер. Мы больше не накачиваем. Опускаем радиатор в воду и оставляем на несколько минут.
Отсутствие воздушных пузырьков в местах ремонта говорит об успешной работе проделанной Вами. Замечу, что лучше применять горячую воду. Если есть дефектные места, то при использовании горячей воды они проявят себя быстрее и будут более заметны.
Я здесь примером, по-простому описал ремонт радиатора и специально упустил всякие научные термины и формулировки, которые часто используют в пояснениях гордые мастера, учредившие себе Орден профессионала. Мы не академики, а простые люди.