Как проверить необслуживаемый аккумулятор автомобиля на работоспособность

Расскажем как правильно проверить аккумулятор автомобиля на исправность с помощью мультиметра и нагрузочной вилки, какие способы существуют.
ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА АВТО С ПОМОЩЬЮ МУЛЬТИМЕТРА

Необходим мультиметр — прибор для измерения напряжения. Если его нет, можно попросить у знакомых или купить в магазине. Прибор не дорогой, и если не раз будете проводить ремонтные работы с электрооборудованием, то он пригодиться. Рекомендую покупать цифровой мультиметр, т.к. он удобнее в работе.

Не стоит полагаться на замер напряжения АКБ с помощью бортового компьютера машины, т.к. они ошибаются. Это происходит потому, что данные вольтметры подключается не напрямую к аккумулятору, а значит возможны потери. Поэтому, напряжение на них может показываться меньше, чем на самом аккумуляторе.
ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ

Измеряем напряжение сначала на заведенном двигателе. Нормальное напряжение должно показывать от 13,5 до 14,0 В.

Если напряжение аккумулятора при работающем двигателе больше величины в 14,2 В — это свидетельствует о низкой зарядке аккумулятора и что генератор работает в усиленном режиме, чтобы зарядить батарею. Это бывает не всегда, например, зимой возможно повышенное напряжение, т.к. аккумулятор мог разрядиться немного за ночь из-за холодной температуры, или электроника определяет температуру воздуха и дает больше заряда на аккумулятор.
В повышенном напряжении на аккумулятор нет ничего плохого. Если с электрооборудованием машины все нормально, то через 5-10 минут электроника скинет напряжение до обычного: 13,5-14,0 В. Если этого не происходит и напряжение постепенно не сбрасывается до оптимальной величины, то это может обернуться перезарядом аккумулятора. Он будет работать при максимальной отдаче, что грозит выкипанием электролита.

Если при работающем двигателе напряжение меньше 13,0-13,4 В — это говорит, что аккумулятор полностью не заряжается. Не стоит сразу бежать в авто сервис, для начала измерение должно происходить при всех выключенных потребителях, а значит выключите музыку, фары, отопление, кондиционер и все приборы энергопотребления.
Какое сейчас напряжение на аккумуляторе при замере мультиметром? При нормальной работе электроники машины оно должно быть в пределах от 13,5 до 14. Если ниже — это говорит, что не работает генератор автомобиля. Особенно, когда напряжение при работающем двигателе и выключенных потребителях меньше 13,0 В.

Возможно низкое напряжение, если контакты аккумулятора окислились, так что проверьте контакты и зачистите их шкуркой.

Как еще проверить работу аккумулятора и генератора? Есть один способ. При работающем двигателе и выключенных источниках потребления, напряжение на аккумуляторе равняется 13,6. Теперь включаем ближний свет. Напряжение АКБ должно чуть упасть — на 0,1-0,2 В. Далее включаем музыку в машине, потом кондиционер и другие потребители. Делаем всё постепенно и при каждом включении потребителей напряжение на батарее должно слегка падать.

Если напряжение, после включения источников энергопотребления автомобиля падает значительно, это говорит, что генератор работает не в полную мощность и износились щетки генератора.

При всех включенных потребителях напряжение на батарее машины не должно падать ниже 12,8-13,0 В. Если оно меньше — аккумулятор разряжается и требует замены и покупку нового АКБ, а как это проверить поговорим ниже.
ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ

Проверяем напряжение аккумулятора при неработающем двигателе с помощью мультиметра. Если напряжение менее 11,8-12,0 — аккумулятор разряжен, автомобиль может не завестись и придется его прикуривать от другого автомобиля.
Нормальное напряжение на аккумуляторе при неработающем двигателе должно быть от 12,5 до 13,0 В.

Есть старая и простая методика, чтобы по напряжению узнать уровень заряда аккумулятора. Так, напряжение 12,9 – говорит, что АКБ заряжен на 90%, напряжение 12,5 — на 50%, а 12,1 — на 10 процентов. Это приблизительная методика измерения уровня заряда, но действенная, что подтверждено на собственном опыте.

Читайте также:  Фрезерные работы на сверлильном станке

Есть нюанс, когда измеряете напряжение при неработающем двигателе. Если измерение проходит после того, как заглушили двигатель, то возможно одно показание, а если на следующее утро — будет другим напряжение. Лучше измерить напряжение на батарее перед поездкой.

Уровень заряда аккумулятора говорит о его способности держать напряжение на протяжении некоторых дней. Если аккумулятор полностью заряжен, то даже если не ездили более недели, напряжение не сильно упадет. В противном случае, если батарея машины разряжена — напряжение будет падать быстро и заряд аккумулятора продержится не долго.
Мы рассказали о простой методике измерения напряжения на аккумуляторе — она является приблизительной, хотя и вполне действующей. Если хотите стопроцентно узнать о работоспособности аккумулятора, то об этом поговорим в следующем разделе.
ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА С ПОМОЩЬЮ НАГРУЗОЧНОЙ ВИЛКИ

Данная методика проверки аккумулятора с помощью нагрузочной вилки — действенный способ проверки работоспособности батареи автомобиля. Именно по его результатам можно заявлять, заряжен аккумулятор или нет.
Как проверить заряд аккумулятора? Для этого подсоединяете нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Время присоединения не должно превышать 5 секунд. В начале замера напряжение 12-13,0 В. В конце пятой секунды напряжение должно быть больше 10 Вольт. Такой аккумулятор считается заряженным и способным работать под нагрузкой.

Если при проверке нагрузочной вилкой напряжение падает ниже 9 вольт, аккумулятор считается слабым и ненадежным. В данном случае придется задуматься о покупке нового аккумулятор для авто.

Всем правильного напряжения в бортовой сети;)

Самостоятельно проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность может любой автолюбитель, имеющий базовые знания по электротехнике и доступный набор инструментов. Обычно проблемы с АКБ появляются при наступлении холодов, так как минусовые температуры негативно сказываются на электрооборудовании авто, значительно увеличивая нагрузку на аккумулятор.

Умение проверять аккумулятор на работоспособность может понадобиться не только в процессе эксплуатации автомобиля, но и для проверки б/у аккумуляторной батареи после её восстановления, или для проверки аккумулятора при покупке машины с рук.

В этой статье мы расскажем о том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность при помощи мультиметра, ареометра и нагрузочной вилки. А внизу страницы смотрите видео о самостоятельной проверке аккумулятора в домашних условиях.

Также Вам могут быть интересны следующие материалы нашего сайта:

Начинать проверку аккумулятора на работоспособность необходимо с его внешнего осмотра. Естественно, что перед осмотром АКБ нужно снять с автомобиля и установить в удобное хорошо освещённое место. Во время осмотра убедитесь в том, что корпус аккумулятора не имеет повреждений, а его поверхность достаточно чистая (без следов грязи и потёков электролита).

Как проверить аккумулятор мультиметром

Мультиметр – это один из самых популярных и доступных приборов для измерения различных электрических параметров. Проверить аккумулятор мультиметром можно на уровень разряженности батареи и на наличие в ней утечек тока.

Если во время осмотра аккумуляторной батареи на её поверхности были обнаружены потёки электролита, значит, скорее всего, через них происходит утечка тока, приводящая к быстрому саморазряду. Проверить аккумулятор на утечку тока при помощи мультиметра очень просто:

  1. Переключите мультиметр в режим вольтметра (измерение постоянного напряжения до 20 Вольт);
  2. Красный щуп мультиметра (плюсовой) соедините с плюсовой клеммой аккумулятора, а контактом черного щупа медленно проведите по корпусу батареи в местах потёков электролита или других загрязнений.
  3. При наличии утечек тока вы увидите на экране мультиметра показания напряжения, которые будут больше нуля.
Читайте также:  Сверлильный станок из перфоратора своими руками

Даже если показания мультиметра говорят о том, что утечек электрического тока нет, то потёки электролита и другие загрязнения всё равно следует устранить при помощи ветоши, смоченной в 6% содовом растворе (одна столовая ложка соды на стакан теплой воды).

Для проверки мультиметром уровня разряда аккумулятора автомобиля нужно, как и в предыдущем случае, включить его в режим измерения постоянного напряжения с пределом до 20 Вольт, и измерить напряжение на клеммах АКБ.

В таблице ниже приведены значения зависимости напряжения на клеммах аккумулятора без нагрузки от его степени заряда:

Показания вольтметра без нагрузки
>12,7 В 12,5 В 12,3 В 12,1 В 3
Заливаемого В полностью заряженной батарее
Очень холодная зона
(от -50 °С до -30 °С)
1,27 1,29
Холодная зона
(от -30 °С до -15 °С)
1,26 1,28
Умеренная зона
(от -15 °С до -4 °С)
1,24 1,26
Жаркая зона
(от -15 °С до +4 °С)
1,22 1,24
Тёплая влажная зона
(от +4 °С до +6 °С)
1,20 1,22

Принято считать, что для России нормальная плотность электролита в аккумуляторе автомобиля составляет 1,27 г/см 3 .

Понижение плотности электролита на 0,01 г/см 3 от нормы соответствует его разряженности (потере ёмкости) примерно на 5-6%. Таким образом, если ареометр покажет, что замеряемая плотность электролита равна, к примеру, 1,22 г/см 3 , то это означает, что аккумулятор разряжен на 25-30%.

Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой позволяет сделать наиболее точный вывод о его работоспособности под нагрузкой. Нагрузочная вилка представляет собой вольтметр, параллельно которому подключается сопротивление, имитирующее нагрузку стартера на аккумулятор автомобиля (имитация режима запуска двигателя). Таким образом, при наличии нагрузочной вилки можно проверить АКБ и без цифрового мультиметра.

Перед тем как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой, нужно переключить её в режим вольтметра (отключить нагрузочное сопротивление) и измерить напряжение на клеммах батареи. Полученный результат позволит оценить степень заряженности АКБ (таблицу зависимости уровня заряда от напряжения в ненагруженном состоянии мы приводили выше).

Убедившись в том, что аккумулятор полностью заряжен, а уровень и плотность электролита в норме, можно его проверять под нагрузкой. Для этого к нагрузочной вилке подключают нагрузку и снова измеряют напряжение на клеммах батареи.

Обратите внимание, что при проверке аккумулятора под нагрузкой, показания вольтметра считываются в конце пятой секунды измерения!

После снятия нагрузки с батареи, напряжение на его клеммах должно вернуться к первоначальному значению.

В зависимости от напряжения, измеренного в конце пятой секунды проверки под нагрузкой, можно делать окончательные выводы о работоспособности аккумулятора автомобиля, сверяя результаты с этой таблицей:

Показания вольтметра под нагрузкой >10,2 В 9,6 В 9,0 В 8,4 В 3 (для северных регионов России – 1,29 г/см 3 ).

Более точные значения указанных параметров, относительно результатов проверки вашего аккумулятора, смотрите в таблицах выше.

Видео: как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность

Всем автомобилистам известно, что работа каждой современной машины находится в прямой зависимости от состояния ее аккумуляторной батареи. Потому что время моторов, приводящихся в движение с помощью рычага, давно прошло. Кроме того, для работы современной электроники, которая отвечает за навигацию, безопасность езды обязательно требуется электрическое питание.

В связи с этим можно прийти к выводу, что необходимо следить за работоспособностью и состоянием АКБ. А знать о том, как проверить емкость аккумулятора мультиметром, полезно каждому автомобилисту.

Методы диагностики неполадок этой части транспортного средства неизвестны обладателям авто. Потому далее пойдет речь о том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность с помощью мультиметра.

Мультиметр представляет собой универсальной электрическое устройство, которое, как и шуруповерт, должно быть дома у каждого автовладельца. С помощь него можно проверить многие характеристики работы аккумулятора и своевременно выявить и замерить утечку.

Читайте также:  Неисправности сварочного инвертора ресанта

Как проверить уровень заряда

В большей части современных батарей установлен специальный датчик, меняющий расцветку в зависимости от того, заряжена ли батарея или нет. Но с помощью этого тестера невозможно получить точную информацию.

Для проверки заряда с помощью мультиметра нужно:

  • активировать на мультиметре режим измерения показателей напряжения (вольтметр) и выставить диапазон 0−20 V ;
  • отключить АКБ от автомобильной электросети;
  • подключить щуп красного цвета к гнезду «+»;
  • подключить щуп черного цвета к «минусовому» гнезду;
  • зафиксировать полученные показания.

В том случае, если прибор показывает напряжение в 12,6 V, то это говорит о том, что АКБ не требуется зарядка, и он находится в исправном состоянии. Если же параметры ниже указанного значения, то аккумулятор необходимо подзарядить или померить еще раз.

Если же мультиметр выдает менее 12V, то батарея разряжена полностью. При еще меньших показателях от АКБ рекомендуется избавиться, так как он может сжечь зарядку или генератор.

Чтобы получить максимально точную информацию, измерение нужно осуществлять спустя пять-шесть часов после отключения аккумулятора от электросети транспортного средства.

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля от генератора с помощью мультиметра? Аналогичным образом, но в этом случае для измерения нужно отсоединить генератор от АКБ.

Измерение емкости аккумулятора мультиметром

Другая немаловажная характеристика — емкость батареи. Она отражает, сколько именно заряда дает АКБ за определенный интервал времени. Измеряется этот показатель в ампер-часах.

Существует несколько способов для измерения емкости автомобильного аккумулятора с помощью мультиметра, одним из которых является использование дополнительной нагрузки. Для этого можно воспользоваться обыкновенной лампочкой. Необходимо запомнить, что если лампа начинает медленно тускнеть, то проверку на этом лучше прекратить, так как аккумулятор в этом случае находится в неисправном состоянии.

Также можно подобрать нагрузку, которая позволяла бы забрать половину электротока АКБ. То есть при емкости в 7 ампер/час, нагрузку следует подбирать в размере 3,5 Ампер/час. Прекрасное решение — автофара с мощностью в 35−40 Вт.

Эта процедура состоит из следующих этапов:

  • АКБ отключается от автомобильного генератора.
  • Подсоединяется нагрузка.
  • В течение 2−3 минут батарея должна функционировать под подобранной нагрузкой.
  • Затем нагрузка отключается.
  • К АКБ подсоединяется измерительное устройство (мультиметр) в режиме вольтметра.
  • Показатели фиксируются.

Если АКБ находится в исправном состоянии, то напряжение будет больше 12,4 V. Следовательно, любые неисправности, связанные с запуском, возможно, обусловлены поломками электропроводки или других систем. Если же показатели получились в пределах от 12 V до 12,4 V, то АКБ не сможет долго проработать и совсем скоро вам придется приобрести новый энергоисточник.

Проверка с помощью тестового разряда

Для этого АКБ нужно целиком зарядить и нагрузить так, чтобы сила электротоки разрядки равнялась значению, которое указано в руководстве по эксплуатации батареи. В электроцепь при этом включается мультиметр или амперметр с режимом измерения силы электротока.

Затем, нужно узнать, через какой интервал сила электротока снизится больше чем на 50 процентов. Если разница невелика, то АКБ годится для дальнейшего использования. Если же разница существенна, то батарею необходимо поменять.

Проверка ампеража с помощью мультиметра

Ввиду того, что самыми главными параметрами исправного АКБ являются емкость и заряд (напряжение), многие автомобилисты интересуются особенностями проверки силы электротока амперметром.

Для начала следует запомнить, что силу электротока абсолютно бессмысленно измерять на самой батарее. Помимо этого, такие действия могут обусловить короткое замыкание.

Чтобы проверить амперы АКБ с помощью мультиметра, показания нужно снимать с самой электроцепи. Но не забывайте, что этот параметр также зависит от типа и числа подключенных устройств.

Ссылка на основную публикацию