Электростатическая покраска своими руками

Многим автомобилистам хочется, чтобы их железный друг имел не только отличную физическую форму, но и презентабельный внешний вид. Но, к сожалению, в жизни всякое бывает и время от времени приходится заниматься малярными работами. Что необходимо для покраски деталей авто, можно узнать далее.

Какие трудности могут возникнуть в процессе?

  • Собственники автомобилей серебряных оттенков, при самостоятельном восстановлении ЛКП, сами того не желая, могут получить изменения колера. Причиной тому становится неравномерное нанесение слоя краски, что приводит к появлению полос, пятен отличающегося оттенка. Предупредить это явление возможно, если при покраске деталей авто на последнем этапе увеличить скорость подачи воздуха и нанести краску по методу напыла, двигаясь по поверхности с одинаковой скоростью.
  • Другой случай. Если после того, как цветной слой высох, стал виднеться грунт, а база проявилась темными полосами, это говорит о недостаточном прокрашивании поверхности детали. Требуется повторение последнего этапа.
  • Если лак потек, то было добавлено много растворителя. Нужно избавиться от дефекта и покрыть более вязким слоем. Технологию восстановления подтеков можно найти в каталоге сайта. Также стоит обратить внимание на интервалы между повторением распыления ЛКМ, а также на объемы.
  • Самостоятельная полная или частичная покраска деталей не потребуется, если царапина (скол) не нарушили целостности грунта. В таких случаях достаточно произвести полировку.

Решение проблем на профессиональном уровне

При выборе метода восстановления ЛКП новички первым делом задумываются о самом легком и доступном средстве – аэрозольном баллончике с краской, лаком и прочими компонентами. Ведь расходы на покраску деталей машины таким способом очень небольшие, а технология простая. Тем не менее, качество при этом методе сильно страдает. На то есть несколько причин:

  • ЛКМ распыляется неравномерно.
  • Высокая вероятность подтеков из-за сильного насыщения струи краской.
  • Сложно угадать нужный колер.
  • Даже при одном и том же коде цвет содержимого в баллончике ЛКМ отличается у каждой партии.
  • Спустя несколько месяцев покрытие начинает менять цвет из-за воздействия уф-лучей.
  • Низкие эксплуатационные качества: не создает нужного уровня защиты для кузова от внешних факторов и легко поддается смыванию любыми растворителями.

Учитывая перечисленные особенности, даже с учетом низкой стоимости, покраска детали из баллончика становится бессмысленной.

Имея в своем распоряжении профессиональное оборудование, можно покрасить деталь среднего размера менее чем за 1000 рублей (наждачная бумага 100р., грунтовка 70 р., шпаклевка 50 р., краска от 300 р., растворитель 150 р., лак 200 р.).

Также можно попробовать другие методы борьбы с коррозией (преобразователь коррозии, грунтовку и прочие средства) или новые методы окрашивания.

Если выполнять работу качественно, то исключительно в подготовленном помещении, где купировано наличие пыли в воздухе и активных воздушных масс. Если не соблюдать этих требований, то шагрени, пятен, прочих дефектов не избежать.

Как осуществляется окраска в электростатическом поле?

Если же автомобилист не боится экспериментов и готов пробовать новые технологии, то в его практике может осуществиться электростатическая окраска кузова.

Принцип действия представляет собой такой процесс:

  1. Посредством электростатического краскораспылителя ЛКМ в жидком виде в момент распыления контактирует с электродом, расположенном в устройстве.
  2. Здесь красящему веществу передается высоковольтный заряд с отрицательным полюсом.
  3. Затем молекулы краски посредством силовых линий направляются на поверхность заземленного изделия.

Такой метод малярки, как электростатическая окраска, оправдывается за счет высокого коэффициента оседания краски на кузове, достигая 80-98 %. Тогда как при остальных способах ЛКМ только 35-40 % остаются на металле, а остальные разлетаются рикошетом.

Читайте также:  Провод для открытой проводки в деревянном доме

Для применения этого метода окрашивания необходимо учесть следующее:

  • Поверхность детали должна быть токопроводящей. Перед окрашиванием в электростатическом поле поверхность пластика, дерева нужно покрыть токопроводящим грунтом.
  • Производится электростатическая окраска кузова краской с низким сопротивлением, например, металликом.
  • При окрашивании труднодоступных мест, не имеющих электростатического поля, подачу заряда нужно отключить, чтобы краска подавалась в обычном режиме.

Таким образом, освоив подходящие для себя технологии, новичок авто малярного дела сможет воплотить любые затеи. Статья носит рекомендательный характер и не служит точным пособием для работ.

Электростатический распылитель краски впервые был запатентован в период с 1941 по 1944 год американским ученым и исследователем Гаральдом Рансбургом. Прежде чем запатентовать свое изобретение, и уже после патентования первых его версий, Рансбург много экспериментировал в лаборатории, доводя до совершенства придуманный им метод электростатического нанесения краски.

И вот, в 1951 году изобретателем был получен патент US 2697411 на устройство для нанесения краски путем электростатического напыления, которое и стало прототипом современных инструментов. В те же годы Гаральдом была создана фирма Ransburg, которая и по сей день занимается производством и совершенствованием оборудования для электростатической окраски.

Принципиально метод состоит в следующем. Жидкий лакокрасочный материал распыляется, как обычно, краскопультом, но с одним дополнительным условием. При прохождении через краскопульт, краска заряжается, соприкасаясь со специальным электродом возле сопла краскопульта, до высокого отрицательного напряжения, уровень которого достигает 100000 вольт.

После выхода из сопла, отрицательно заряженные частички краски устремляются по направлению силовых линий электростатического поля к заземленному изделию, которое необходимо покрасить. То есть высокое напряжение оказывается приложено между краскопультом и окрашиваемым изделием.

Распыление краски осуществляется благодаря сжатому воздуху, то есть пневматическим методом, либо безвоздушным распылением, когда краска под давлением устремляется через щель сопла. Это две традиционные разновидности распыления при электростатическом нанесении краски. Бывают еще комбинированные системы.

Далее одноименно заряженные частички краски, вылетев из сопла, взаимно отталкиваются в соответствии с законом электростатики, формируя естественным образом окрасочный факел. Факел частиц устремляется силами электростатического притяжения в сторону заземленной детали, и частицы, двигаясь вдоль линий напряженности электростатического поля равномерно покрывают деталь. Как таковой эффект тумана краски отсутствует, а коэффициент переноса лакокрасочного материала на изделие достигает 98%.

Данный метод нанесения позволяет сильно экономить лакокрасочный материал, и вообще значительно ускоряет процесс окрашивания. При окрашивании больших изделий, таких как трубы, обычным способом, их нужно было бы переворачивать в процессе окраски несколько раз, чтобы краска легла бы равномерно и со всех сторон.

Но при электростатическом нанесении это уже лишнее, ибо заряженные частички краски сами движутся по линиям электрического поля, огибают изделие со всех сторон, и достаточно одного прохода краскопультом для получения требуемого качественного результата.

Электростатические распылители бывают разными, но есть у них и кое-что общее с традиционными краскопультами. В первую очередь — одинаков принцип проводящих краску каналов. Отличие же заключается в наличии у одних и в отсутствии у других электрода для зарядки лакокрасочного материала, а также высоковольтного блока, обеспечивающего системе необходимое рабочее напряжение.

Корпус электростатического краскопульта, в отличие от обычного, выполнен не из стали и не из алюминия, а из комбинированного пластика, содержащего как проводящие, так и изолирующие части, чтобы рабочий был максимально защищен от случайного поражения током.

Высоковольтная система электростатического краскопульта по своему исполнению может быть классической или каскадной. Классическая схема подразумевает подачу высокого напряжения по кабелю от источника (трансформатора высокого напряжения) к пистолету. Это делает инструмент легким и привносит простоту в его использование, поскольку электроника в корпусе отсутствует.

Имеет место обязательная защита от короткого замыкания. Такой распылитель стоит дешевле и проще ремонтируется. Недостаток классической схемы — нестабильное напряжение на электроде, отсутствие выключателя на распылителе.

Каскадная схема предполагает наличие встроенного в инструмент (непосредственно в распылитель) преобразователя напряжения. На пистолет подается 12 вольт постоянного тока через низковольтный кабель, и внутри инструмента уже напряжение повышается до приемлемого для работы уровня.

Достоинства каскадной схемы неоспоримы: стабильное напряжение, равномерность зарядки, возможность регулировки напряжения на инструменте, наличие выключателя под рукой. Недостатки — больший вес и более высокая стоимость.

Читайте также:  Оснастка для фрезера по дереву

Электростатические системы окраски подразделяются на автоматические и ручные. И те и другие могут быть, как отмечалось выше, безвоздушными, комбинированными или пневматическими. Кроме того, автоматические бывают еще дисковыми высокооборотными, а ручные — чашечными низкооборотными. Об этом и поговорим далее.

В обычном случае распыление происходит как и в традиционных краскопультах, – безвоздушные, комбинированные и пневматические распылители электростатического типа так и работают на начальной стадии, но дают экономию краски и высокий коэффициент переноса — до 90% – благодаря действию электростатических сил.

Но у чашечных и дисковых распылителей все происходит несколько иначе: распыление здесь получается благодаря центробежным силам, когда диск или чашка вращаются на распылителе. Вращение развивается путем действия сжатого воздуха на чашку или диск, а нанесение — действием электростатики. Так достигается перенос до 98% лакокрасочного материала.

Ручные низкооборотные распылители чашечного типа имеют скорость вращения чашки всего 600 оборотов в минуту, и хотя дают 98% переноса краски, не нашли особо широкого применения на крупных промышленных производствах, поскольку производительность их низка, максимум 200 миллилитров краски в минуту.

Тем не менее, на малых производствах, особенно при окраске металлических решеток, ручные чашечные электростатические распылители пользуются заслуженной популярностью в силу своей экономичности и эффективности.

Автоматические же дисковые высокооборотные краскораспылители, с поддувом сжатым воздухом по периферии факела для его сужения, имеют скорость вращения диска до 60000 оборотов в минуту, и обладают значительно более высокой производительностью при высокой эффективности переноса (до 90%). Такие электростатические распылители широко применяются в промышленности, например при окраске кузовных деталей автомобилей, бытовой техники, металлоконструкций типа мебели и т. д.

Имеет электростатический метод окраски и свои отличительные нюансы. Во-первых, это работа под высоким напряжением. Безусловно, преимущество в переносе до 98% материала крайне важно, но есть здесь и традиционные ограничения.

Лакокрасочный материал должен обладать определенным минимальным сопротивлением, чтобы он мог достаточно зарядиться, пройдя возле высоковольтного электрода, иначе качество окраски снизится, например наличие металлической пудры в составе эмалей не лучшим образом сказывается на качестве окраски.

Разбавленные водой материалы опасны короткими замыканиями. Между тем, современное оборудование не стоит на месте, совершенствуется, и данные ограничения уже не являются непреодолимыми препятствиями для окраски.

Отдельно стоит сказать а свойствах окрашиваемых поверхностей. Непроводящие материалы, такие как дерево, пластик или резина, окрасить просто так не удастся, нужны дополнительные предварительные работы. Прежде наносят токопроводящий грунт или увлажняют материал, затем наносят краску электростатическим методом.

Форма окрашиваемого предмета также очень важна. Поскольку частички краски, заряженные, и движущиеся по линиям поля, устремляются к изделию прежде всего в направлении наиболее заряженных его участков, то впадины или карманы прокрасить не удастся, ведь электрического поля в них почти не будет, сработает эффект клетки Фарадея. Острые же выступы — напротив, окрасятся лучше всего, поскольку напряженность электрического поля вблизи них будет наибольшей.

Тем не менее, есть выход. Карманы и впадины окрасить можно, для этого просто отключают высокое напряжение, и производят окраску как обычным пневматическим или безвоздушным краскопультом. Все эти нюансы важно учитывать.

Установки для окраски электростатическим способом состоят из следующих частей: краскопульт, источник высокого напряжения, шланги различного назначения (для воздуха и для краски), кабель питания, заземляющий кабель, насос, бак.

Установка перед началом работы обязательно надежно заземляется. В качестве источника высокого напряжения может использоваться как электрическая сеть, так и другой источник питания, в частности — мобильный пневмогенератор постоянного напряжения для автономной работы установки в условиях отсутствия обычной сети.

Стоит отметить, что технология электростатической окраски, со времен изобретения Рансбургом его первого электростатического краскораспылителя, непрерывно совершенствуется на протяжении десятилетий. И на сегодняшний день именно электростатическая окраска заслуженно занимает место самой экономичной технологии нанесения лакокрасочных материалов, при которой достигается максимальный перенос краски на изделие.

Количество отходов снижено здесь до минимума, поэтому как при мелкосерийном производстве, так и на крупных промышленных предприятиях, на заводах, электростатическая окраска пользуется сегодня большим успехом.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАЩИТА КОНСТРУКЦИЙ

УСЛУГИ / ОКРАСОЧНЫЕ РАБОТЫ /

ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА

Если бы этот метод окрашивания не был изобретен в ходе экспериментов американского ученого Геральда Рансбурга, то его следовало придумать, потому что гениальность идеи лежит на поверхности.

Принцип электростатической покраски заключается в том, что в процессе распыления жидкий лакокрасочный материал , соприкасаясь с электродом, которым оборудован каждый электростатический краскораспылитель, получает высоковольтный отрицательный заряд (примерно 60-100 кВ), и после распыления его частицы направленно движутся к заземленному окрашиваемому изделию по силовым линиям электростатического поля, возникающим между краскораспылителем и изделием. Безусловно электростатический эффект позволяет сократить потери лакокрасочных материалов, которые и при воздушном и при безвоздушном распылении весьма ощутимы, особенно при окраски больших объемов металлоконструкций. Коэффициент переноса краски при электростатическом методе окрашивания составляет 80-98%, и безусловно, что таких показателей любым другим методом напыления лакокрасочных материалов добиться очень сложно.

Читайте также:  Емкость для холодного копчения своими руками

Электростатический метод абсолютно оправдан при окрашивании мелких решетчатых металлоконструкций и металлоконструкций сложной формы и архитектуры.

Например: различные оконные и каминные решетки, ограды; строительные решетчатые металлоконструкции башен связи, опор, ферм.

Описание технологии

Принцип электростатической покраски заключается в том, что в процессе распыления жидкий лакокрасочный материал, со прикасаясь с электродом, которым оборудован каждый электростатический краскораспылитель, получает высоковольтный отрицательный заряд (примерно 60-100 кВ), и после распыления его частицы направленно движутся к заземленному окрашиваемому изделию по силовым линиям электростатического поля, возникающим между краскораспылителем и изделием.

Лакокрасочные материалы подаются в краскораспылитель, в зависимости от метода: с помощью сжатого воздуха – пневматическое электростатическое распыление, или с помощью гидравлической подачи материала под высоким давлением через специальное сопло – безвоздушное электростатическое распыление.
Последующее формирование окрасочного факела происходит вследствие взаимного отталкивания одноименно заряженных частиц лакокрасочных материалов. Кроме этого, силы электростатического поля направляют движение заряженных частиц краски, препятствуя образованию окрасочного тумана и способствуя повышению коэффициента переноса материала на окрашиваемое изделие.

Помимо экономии лакокрасочных материалов, электростатическая покраска во многом облегчает и ускоряет процесс его нанесения. Например, при окраске таких конструкций, как трубы, при традиционном способе окраски потребовалось бы наносить материал, переворачивая изделие 3-4 раза, чтобы равномерно прокрасить его со всех сторон, в то время, как метод электростатической покраски позволяет окрашивать трубу в 1 проход, поскольку частицы краски будут двигаться по изогнутым линиям электростатического поля, огибая трубу со всех сторон.

Ограничения.

1. Свойства ЛКМ. Для того чтобы ЛКМ смог должным образом зарядиться на электроде, его сопротивление должно быть не менее 30 кОм, иначе эффективность окраски в электростатическом поле резко снизится. Примером ЛКМ с низким сопротивлением могут служить материалы, в состав которых входит большое количество металлической пудры, например, эмали с эффектом «металлик».

До недавнего времени практически невозможно было использовать метод электростатической окраски для нанесения водоразбавляемых материалов, поскольку существовала опасность возникновения короткого замыкания вследствие высокой электропроводимости воды. Однако, новое поколение оборудования для электростатической окраски, благодаря специальному исполнению каждого компонента, позволяет наносить как традиционные, так и водоразбавляемые материалы.

2. Свойства поверхности. Также существуют определенные сложности при окраске нетокопроводящих изделий, например, пластиков или древесины. Но и здесь можно найти приемлемые решения: например, на пластик можно нанести традиционными способами токопроводящий грунт, а древесину предварительно увлажнить – а затем нанести ЛКМ с помощью электростатической окраски.

3. Форма окрашиваемого изделия. Как было показано выше, заряженные частицы ЛКМ движутся по силовым линиям электростатического поля, возникающего между краскораспылителем и изделием. Но в замкнутом токопроводящем контуре напряженность электростатического поля равна нулю, поэтому если изделие имеет карманы, глубокие впадины и т.д., то частицы ЛКМ не смогут попасть внутрь, поскольку там электрическое поле не существует, и они будут оседать на других частях этого изделия. Например, на кромках и выступах напряженность электростатического поля будет максимальной, поэтому в этих местах возможно образование покрытий с толщиной больше средней.

Для того чтобы покрасить подобные труднодоступные места (именуемые также контуром Фарадея), рекомендуется отключить подачу электрического тока, тем самым на время превратив электростатический краскораспылитель в традиционный пневматический или безвоздушный.

Современные электростатические краскораспылители, которые устанавливаются на установки комбинированного распыления, оснащены генерирующей турбиной внутри корпуса. Турбина работает от сжатого воздуха подающимся в пистолет, краска в пистолет подается гидравлическим безвоздушным методом. Оригинальная конструкция позволяет по мере необходимости включать и отключать напряжение и производить окрашивание как электростатическим методом, так и пневматическим распылением.

“АКЗ-ЦЕНТР” – не мог обойти стороной такой экономичный и удобный метод окрашивания как электростатическая окраска и применяет этот метод в своей практике для окрашивания мелких и крупных решетчатых металлоконструкций на объектах наших заказчиков.

Бесплатную консультацию нужно получить по телефону или задайте Ваш вопрос по электронной почте

“>

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector