Экзерсис на середине зала классический танец

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

Программа специального учебного предмета для хореографических студий досуговых учреждений

Руководитель детской хореографической студии «Карнавал»

Сапронов Андрей Владимирович

Пояснительная записка

Данная программа по специальному учебному предмету «Классический танец» разработана для досуговых учреждений с хореографической направленностью и рассчитана на 8-летнее обучение. В основу создания данной программы положены принципы преемственности и синтеза основных хореографических дисциплин – классического танца, народно-сценического танца и историко-бытового танца. Это находит отражение уже на начальном этапе обучения, когда задачи народно-сценического и классического танцев синхронизируются.

В программе по классическому танцу предусмотрен определенный порядок изучения движений. Движения изучаются по принципу исполнения экзерсиса. Все элементы начинают изучаться у станка, большинство из них, кроме port de bras, – лицом к станку, упражнения группы battement первоначально изучаются лицом к станку и в направлении «в сторону». По мере усвоения учащиеся исполняют упражнения, держась одной рукой за станок, и затем переносят в экзерсис на середине зала. Раздел allegro учащиеся также начинают изучать у станка.

Программный материал изложен по принципу возрастающей степени трудности. Для достижения стабильного результата необходимо наряду с изучением новых движений закреплять и пройденный материал, т.е. включать его в более сложные комбинации, которые вырабатывают мышечную силу, устойчивость, координацию движений, а также выносливость и волю к преодолению трудностей.

Необходимо оптимальное и равномерное распределение силовой нагрузки как в отдельных частях урока, так и в самих упражнениях. При построении учебных примеров важна логичность сочетания движений, которая не позволит перегружать упражнения излишним количеством различных элементов и приемов.

С самого начала работы над развитием профессиональных навыков учащихся учитель классического танца должен обращать особое внимание на выразительность исполнения – музыкальность, доносимую через тело, соотнося технику классического танца с его внутренней одухотворенностью. Этому будет также способствовать целенаправленная работа учителя и концертмейстера по подбору музыкального материала, который должен восприниматься учащимися осмысленно в соответствии с музыкально-образной и метроритмической структурой музыкального сопровождения.

Постановка корпуса, рук, ног и головы.

Формирование элементарных навыков координации движений.

Освоение понятий «опорной» и «работающей» ноги.

Изучение движений лицом к станку, держась двумя руками за станок.

Изучение позиций рук на середине зала.

Развитие музыкальности и знакомство с музыкальными размерами 2/4, 3/4, 4/4.

Экзерсис у станка

1. Постановка корпуса.

2. Позиции ног – I, II, III.

3. Позиции рук – подготовительное положение, I, III, 1(вначале изучается на середине зала при неполной выворотности позиций ног).

4. Demi-plié по I, II, III позициям.

5. Battement tendu; в сторону, затем вперед и назад из I позиции.

6. Passé par terre (проведение ноги вперед и назад через I позицию).

7. Понятие направлений en dehors et en dedans (2-е полугодие).

8. Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans (2-е полугодие).

9. Relevé на полупальцы по I, II, III позициям с вытянутых ног и с demi plié.

10. Перегибы корпуса назад, позднее в сторону, лицом к станку.

11. Pas de bourrée suivi без продвижения, лицом к станку.

12. Préparation для руки (поднимание руки из подготовительного положения в I позицию и открывание во II позицию, опускание в подготовительное положение) стоя боком к станку, держась одной рукой за станок.

Экзерсис на середине зала

1. Изучение точек класса, диагоналей класса.

2. Положение корпуса en face, профиль.

3. Изучение поворотов и наклонов головы.

4. Позиции рук; подготовительное положение, I, III, 11.

5. Поклон (révérance).

6. I port de bras.

7. Марш – один шаг на такт, два шага на такт.

8. Повороты на месте по точкам класса.

9. Бег с носка по кругу, по диагоналям.

10. Двойной подскок (подготовка к польке).

11. Трамплинные прыжки по I, II позициям и по I прямой позиции.

Примечание. На 1-м году обучения рекомендуются занятия партерной гимнастикой, в основе которой – изучение элементов классического танца – лежа или сидя на полу.

Основные требования к учащимся I класса

знать позиции рук, ног, правильное положение корпуса;

освоить простейшие приемы в исполнении движений;

уметь исполнять упражнения в соответствии с музыкальным сопровождением;

иметь представление о выворотности как средстве выразительности классического танца.

Исполнение изученных движений одной рукой за станок.

Дальнейшее изучение основных элементов классического танца.

Работа над развитием музыкальности учащихся.

Особое внимание к осмысленному исполнению движений.

Экзерсис у станка

1. Позиция ног V.

2. Battement tendu c demi-plié из I позиции в сторону, вперед, назад.

3. Battement tendu plié-soutenu из I позиции в сторону, вперед, назад.

4. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.

5. Battement relevé lent на 45º из I позиции в сторону, вперед, назад.

6. Примечание. Прежде чем приступить к изучению battement tendu jeté, необходимо выучить battement relevé lent на 45º.

7. Battement tendu jeté с I позиции в сторону, вперед, назад .

8. Положение ноги sur le cou-de-pied обхватное спереди и сзади ( для battement frappé).

9. Battement frappé в сторону, вперед и назад носком в пол.

10. Battement retiré из V позиции (поднимание ноги в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади и возвращение в V позицию) во II полугодии.

11. Grand plié по I – II позициям (2-е полугодие).

12. Наклоны корпуса вперед из V позиции.

13. Прегибы корпуса назад.

14. III port de bras одной рукой, другая лежит на станке[*].

Читайте также:  Клеммы wago официальный сайт

Экзерсис на середине зала

1. Положение корпуса épaulement croisée et effacée.

2. Demi–plié по I – II позициям в положении en face, по V позиции в положении épaulement.

3. Battement tendu: из I позиции в сторону, вперед, назад; с passé par terre, c demi–plié

4. Battement tendu jeté из I позиции во всех направлениях.

5. Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans.

6. Relevé на полупальцы по I, II, V позициям с вытянутых ног.

7. Повороты в V позиции на 1/4 круга (по точкам класса).

Аllegro

1. Бег pas emboîté на 45º вперед с натянутыми ногами (выворотно).

2. Pas chassé в сторону ( по I прямой позиции – галоп).

3. Pas chassé в сторону по четыре, с поворотом на 180º.

4. Основной ход польки.

5. Temps leve sauté по I, II, V позициям (лицом к станку).

Основные требования к учащимся III класса

уметь выполнять плавность в движениях с demi–plié;

освоить более сложную координацию движений за счет комбинирования различных элементов в упражнениях;

знать положения épaulement.

IV класс

Работа над закреплением пройденного материала и изучение нового. Внимание к точности исполнения движений.

Активизация работы костно-мышечного аппарата учащихся.

Экзерсис у станка

1. Demi-plié по V позиции.

2. Grand plié по V позиции.

3. Battement tendu: из V позиции в сторону, вперед, назад; с опусканием пятки по II позиции; c demi-plié в V позицию (изучается во 2-м полугодии).

4. Battement tendu soutenu из V позиции в сторону, вперед, назад, носком в пол*.

5. Battement tendu jeté из V позиции.

6. Préparation к rond de jambe par terre en dehors et en dedans.

7. Положение ноги sur le cou-de-pied («условное» для battement fondu).

8. Battement fondu в сторону, вперед, назад носком в пол.

9. Battement relevé lent на 45º из V позиции во всех направлениях.

10. Relevé на полупальцы по V позиции с вытянутых ног и с demi-plié.

11. Полуповороты в V позиции к станку и от станка с переменой ног на полупальцах, начиная с вытянутых ног (изучается во 2-м полугодии).

12. I port de bras исполняется с ногой, вытянутой на носок вперед, в сторону, назад.

Экзерсис на середине зала

1. Позы классического танца: croisée, effacée.

2. Demi-plié по V позиции в épaulement.

3. Battement tendu: с V позиции во всех направлениях; с опусканием пятки во II позицию.

4. Battement tendu jeté из V позиции.

5. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.

6. .Battement relevé lent на 45º из I позиции во всех направлениях.

7. Relevé на полупальцы по V позиции с вытянутых ног и с demi-plié (изучается во 2-м полугодии).

8. Вращение на двух ногах в V позиции на полупальцах на одном месте (с поворотом головы в зеркало).

9. Pas de bourrée suivi по диагонали и в повороте.

10. Pas couru ( легкий бег) по I прямой позиции по диагонали вперед и назад.

  • Русский
  • English (UK)
  • Українська
  • Suomi
  • 中文(简体)
  • Deutsch
  • العربية
  • Türkçe
  • Français (France)
  • Español
  • Português (Brasil)

horeograf.COM

Структура урока классического танца

Каждый урок классического танца опирается на закономерности его развития. Любой урок классического танца состоит из четырёх частей:
1. экзерсис у палки;
2. экзерсис на середине;
3. allegro;
4. port de bras.

Первая – экзерсис у палки, то есть изучение элементарных движений, из которых затем слагаются самые сложные формы классического танца.

Работая над экзерсисом необходимо:
1. все движения выполнять как у станка, так и на середине зала, как с одной, так и с другой ноги, что в равной мере укрепляет и развивает двигательный аппарат учащихся;
2. все движения изучать сначала у станка, затем на середине зала;
3. все учебные задания начинать с preparation;
4. помимо правильной подготовки и выполнения самого движения вырабатывать
у учащихся умение столь же внимательно и аккуратно заканчивать каждое учебное задание, то есть вносить в исполнение элемент четкой завершенности.

Последовательность изучения всех движений классического танца предлагает учебная программа предмета. Но по мере их усвоения последовательность эта несколько изменяется. У станка и на середине зала последовательность экзерсиса может быть примерно такой:
Grand plie;
Различные виды battement tendu,
Rond de jambe par terre;
Battement fondu et battement soutenus;
Различные виды battement frappes;
Rond de jambe en l’air,
Double frappe et petit battement;
Battement releve lent et battement developpes;
Grand battement jete.

Сюда же входят различные позы, port de bras, танцевальные шаги, повороты, пируэты, постоянно усложняющаяся последовательность исполнения экзерсиса, который может варьироваться в зависимости от подготовленности учеников и личного метода преподавателя.
Вторая часть – экзерсис на середине. К экзерсису на середине можно приступить после изучения экзерсиса у палки. Все изученные движения в экзерсисе у палки выносятся на середину зала. Эта часть урока необходима для приобретения апломба, свободной ориентации во всех направлениях, для раскрытия творческой индивидуальности.
Последовательность, изучения та же, что и в экзерсисе у палки. Вначале все упражнения выполняются en face, движения не комбинируются. Затем изучается исходное положение – epaulement – для всех упражнений на середине.

Экзерсис на середине зала, как правило, составляется компактнее и короче. Построение его следует от года к году постепенно усложнять и сокращать количество отдельных упражнений. Но как бы не был построен экзерсис на середине, он всегда должен лишь хорошо подготовить ученика к следующей части урока, а не подменивать её.
Большое значение в экзерсисе на середине придается adagio. Например, А.Я.Ваганова все движения экзерсиса на середине зала задавала в форме 3 adagio, а Пономарев – в форме 5, разделяя движения на меньшие группы.

Читайте также:  Как проверить исправность светодиода мультиметром

Adagio – это работа над всесторонним овладением позами классического танца и самой разнообразной их связью.
Построение adagio в различных классах складывается из пройденных поз, движений. Но в первом классе adaqio как такового еще нет. Здесь только начинают изучать различные позы с ногой, не отделенной от пола. Со второго класса. Начинают изучать позы на 90° и соединять несложными приемами, то есть составлять простейшее adagio.
Постепенно adagio приобретает все более трудный и силовой характер за счет объема и повышающейся сложности сочетания движений, используемых приемов связи, повторов, малых и больших pirouettes. Таким путем постепенно утверждается учебная форма «большого adagio».

И, наконец, в старших классах вводится так называемое второе adagio, которое представляет собой чередование постепенно усложняющегося вращения на полу.
В каждом adagio должна присутствовать определенная учебная задача – отработка того
или иного исполнительского приема, а не вообще силы, устойчивости и пластичности
движения.

В третьей части урока – allegro – осваиваются различные прыжки классического танца.
Прыжки так же, как и все другие движения, изучаются в той последовательности, которая указана в учебной программе. В дальнейшем курсе обучения эта последовательность несколько изменяется. Различают малые, средние и большие прыжки.
Прыжки делятся на следующие группы:
С двух ног на две (changement, echappe, assemble, glissade, sissonne, ferme и др.);
С двух ног на одну (sissonne simple, sissonne ouvert, pas faille и др.);
С одной ноги на другую (pas jete, pas emboite и др.).

Высоту прыжков определяет музыкальный темп, соответствующий классу, заданию. «По мере накопления пройденных прыжков в различных классах, особенно в старших, они приобретают большую «подвижность», в смысле разнообразия сочетаний и последовательности выполнения на уроке».
Упражнение на пальцах

Техника танца на пальцах в женском классе играет значительную роль. Поэтому упражнения на пальцах следует начинать с первого года обучения, но не раньше, чем учащиеся усвоят правильную постановку корпуса, рук и головы, натянутость и вывортность ног, а главное – приобретут развитый подъём и силу стопы.
Начинать надо с наиболее простых упражнений, к которым относятся releves в первой, второй и пятой позициях.
С начала releve на пальцы изучают у палки, но, не упираясь в неё руками. Усвоив правильное положение ног на пальцах, упражнение переносят на середину зала.

Завершающая часть урока предназначена для того, чтобы организм учащихся после напряженной работы окончательно пришел в состояние покоя при помощи выполнения различных форм port de bras.
Такое построение урока позволяет проводить его с постепенным усложнением без резких спадов и подъёмов. При этом каждая часть урока должна иметь свою кривую с постепенным нарастанием и некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению следующей части урока со свежими силами.
Урок должен строиться по методу от простого к сложному. Поэтому в каждой части урока рекомендуется вначале выполнять движения не сложные по своей структуре, не вызывающие у учеников особого напряжения внимания и памяти, но постепенно повышающие физическую трудность исполнения.
Сложные силовые упражнения рекомендуется чередовать с более легкими, чтобы в процессе занятий ученики могли восстанавливать свои силы и свободнее и легче преодолевать дальнейшие трудности урока.

Разработка экзерсисов у станка и на середине зала по классическому танца для второго года обучения ДШИ. Подробное описание учебно-танцевальных комбинаций.

Просмотр содержимого документа
«"Экзерсисы классического танца: у станка и на середине зала. 2-й год обучения"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. Е.В. Образцовой»

Ямало-Ненецкий автономный округ

«Экзерсисы классического танца: у станка и на середине зала»

2-й год обучения

Автор: преподаватель хореографических дисциплин

МАОУ ДО «Детская школа искусств им. Е.В. Образцовой»

Данная методическая разработка основана на учебном материале классического танца. Представленный урок составлен в соответствии с учебной программой по дисциплине «Классический танец», для учащихся хореографического отделения детской школы искусств. В работе приведены примеры экзерсисов у станка и на середине зала, второго года обучения.

Описанные учебно-танцевальные комбинации и упражнения могут использоваться в практических занятиях по дисциплине «Классический танец» в детских школах искусств, а также самодеятельных танцевальных коллективах. Могут служить образцом в работе начинающих педагогов над составлением уроков классического танца.

В описании учебно-танцевальных комбинаций экзерсисов у станка и на середине зала используется балетная терминология, а так же термины свойственные к употреблению в общей хореографической практике.

Стандартный урок классического танца состоит из экзерсиса у станка, экзерсиса на середине зала, прыжковой части (Allegro), танцевальной части (Adagio). Временной диапазон каждой составляющей части урока зависит непосредственно от года обучения, уровня освоения хореографического материала, целевой направленности урока.

В традиционной методологии преподавания классического танца, большая временная часть урока, на первых годах обучения, отводится именно экзерсисам у станка и на середине зала. С каждым годом обучения, экзерсисам отводиться все меньший временной отрезок урока, в пользу прыжковой и танцевальной частей. Сокращение времени происходит посредством ускорения темпов исполнения упражнений, а так же объединения нескольких упражнений в единую учебно-танцевальную комбинацию.

Читайте также:  Резко перестала работать микроволновка

Исходя из данных принципов построения урока классического танца, в разработке присутствуют, как учебно-танцевальные комбинации отдельных упражнений, так и тандем нескольких упражнений в одной комбинации.

Пример экзерсисов классического танца у станка и на середине зала для урока второго года обучения.

Экзерсис у станка

Музыкальный размер 4/4. Комбинация занимает 16 тактов. Исходное положение – I позиция ног; рука в подготовительном положении.

Demi plié по I позиции. Рука через I позицию открывается во II.

Grand plié по I позиции.

III port de bras. На последнюю четверть 4 такта перевод ноги во II позицию.

Grand plié по II позиции.

Grand plié по II позиции. Рука – I port de bras в обратном направлении.

Боковое port de bras к станку. На последнюю четверть закрыть ногу в V позицию.

Повтор 1-2 тактов по V позиции.

III port de bras в обратном направлении. На последнюю четверть перевести ногу в IV позицию.

На 2/4 demi plié. На следующие 2/4 – releve.

2/4 пауза. 2/4 сход с releve.

Grand plié по IV позиции. Рука I port de bras.

Выход в позу II arabesque

Музыкальный размер 2/4. Комбинация занимает 16 тактов. Исходное положение – V позиция ног; рука в подготовительном положении.

Preparation: открыть руку во II позицию на 2 такта.

¼ battement tendu вперед. Рука закрывается в подготовительное положение. ¼ – пауза.

¼ battement tendu вперед. Рука поднимается в I позицию. ¼ Battement tendu в сторону. Ногу закрыть назад. Рука открывается во II позицию.

2 battement tendu вперед опорной ногой.

Battement tendu вперед с переходом по IV позиции через demi plié.

Повтор комбинации 1-4 такта назад. На последнюю четверть довернуться в epaulement efface. Рука закрывается в подготовительное положение.

¼ battement tendu вперед в epaulement efface. Рука поднимается в I позицию. ¼ battement tendu вперед в demi plié по V позиции. Рука поднимается в III позицию.

¼ battement tendu вперед в epaulement efface. ¼ demi rond в позу ecartee назад. Рука опускается во II позицию.

Double pour le pied по II позиции.

¼ закрыть ногу в V позицию, назад в epaulement croisee. ¼ доворот в epaulement efface.Рука опускается в подготовительное положение.

Повтор комбинации 9-12 такт, обратно. Исполнить позы II arabesque и ecartee вперед.

3. Battements tendus jetes

Музыкальный размер 2/4. Комбинация занимает 16 тактов. Исходное положение – V позиция ног; рука в подготовительном положении.

Preparation: открыть руку во II позицию на 2 такта.

2 battements tendus jetes вперед.

1/8 battements tendus jetes вперед. ¼ demi rond по воздуху до стороны. 1/8 закрыть ногу в V позицию, назад.

2 battements tendus jetes вперед опорной ногой.

Battements tendus jetes pique опорной ногой. Закончить в demi plié по V позиции.

Повтор комбинации 1-4 такта назад.

4 battements tendus jetes в сторону. Рука I port de bras.

2 battements tendus jetes balance.

Battements tendus jetes в сторону с demi plié по II позиции.

2 battements tendus jetes balance.

Double pique в позе II arabesque

Double pique в позе ecartee вперед. Закончить в demi plié по V позиции.

Поворот на полупальцах en dedans.

4. Rond de jambe par terre

Музыкальный размер ¾. Комбинация занимает 32 такта+16 тактов танцевальное заключение. Исходное положение I позиция ног; рука в подготовительном положении. Preparation: temps releve par terre на 2 такта.

3 rond de jambe par terre en dehors. Рука во II позиции.

Preparation к обводу в demi plié.

Обвод в demi plié en dehors.

Passe par terre вперед c поднятием ноги на 45°.

Rond de jambe en dehors на 45°.

Passe par terre вперед c поднятием ноги на 45°, releve. На последнюю четверть опуститься с полупальцев.

Повтор 1-16 тактов en dedans.

III port de bras с растяжкой назад.

Обратное port de bras по V позиции на полупальцах.

5. Battements foundus at battements frappes

Музыкальный размер 4/4 (16 тактов)+2/4 (8 тактов). Исходное положение – V позиция ног; рука в подготовительном положении.

Preparation: «вздох» рукой и доворот в epaulement efface.

2 battements foundus в маленькую позу efface вперед. Рука открывается во II позицию.

demi rond de jambe en dehors на 45°, в маленькую позу ecartee назад.

Battement soutenu в маленькую позу ecartee назад. Рука I port de bras.

Повтор комбинации 1-4 тактов, обратно.

Battement soutenu вперед на 45°.

Battement soutenu назад на 45°.

Double foundus в сторону. Рука I port de bras .

Поворот на полупальцах en dehors.

Double foundus в сторону. Рука во II позиции.

Поворот на полупальцах en dedans.

3 releve. Рука I port de bras. На последнюю четверть открыть ногу в сторону на 45°.

По 2 battements frappes «крестом». Рука во II позиции.

Double frappes вперед носком в пол в demi plié.

Double frappes назад носком в пол в demi plié.

Double frappes в маленькую позу efface вперед, носком в пол. Рука в I позицию.

Double frappes во II arabesque носком в пол.

6.Rond de jambe en l´air

Музыкальный размер 2/4. Комбинация занимает 16 тактов. Исходное положение – V позиция ног; рука в подготовительном положении.

Preparation: открыть ногу в сторону на 45°, одновременно руку во II позицию на 1 такта.

2 Rond de jambe en l´air en dehors.

3 Rond de jambe en l´air en dehors. ¼ пауза.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector