Эксцентриковые захваты для листового металла

Клещевые захваты (рис. 1) состоят из двух рычагов (лап), связанных общей осью или корпусом, и тяг, соединяющих рычаги с известным кольцом, за которое захваты навешивают на крюк грузоподъемного механизма. При подъеме груза клещевыми захватами усилие сжатия рычагов зависит от массы груза, соотношения, плеч рычагов, конфигурации груза и угла стягивания. Подъемная сила клещевых захватов пропорциональйа усилию сжатия рычагов и силе трения между грузом и зажимными губками.

Клещевые захваты удобны в работе, быстро схватывают и освобождают груз. Изменяя размеры захватывающей части рычагов, ими можно транспортировать грузы самой различной формы и размеров. Широкое распространение клещевые захват» получили в металлуj- л-ческом, кузнечно-прессовом и литейном производствах при транспортировании слитков, литых заготовок, поковок и т. п.

Особенно удобно использовать клещевые захваты при посадке раскаленных изделий в печь, а также при подаче изделий к молотам и прессам для обработки.

Общим недостатком клещевых захватов является самопроизвольное открывание их и освобождение груза, как только последний столкнется с каким-либо препятствием или с поверхностью разгрузочной площадки. Чтобы груз самопроизвольно не освобождался, захваты оборудуют специальными зажимными и запорными устройствами.

Для надежного захвата грузов необходимо, чтобы коэффициент трения между зажимными губками и поверхностью захватываемого груза был не ниже следующих значений

Для гладких губок по металлу….. 0,12—0,15
Для рифленых губок по металлу …. 0,5—0,6
Для гладких губок по дереву ….. 0,3—0,35

Клещевые захваты обычного типа удерживают груз кернами, врезающимися в его тело, или губками с углублениями. Захватные части клещей, предназначенных для подъема деталей круглого сечения, должны быть выгнуты и снабжены специальными пластинками, предупреждающими продольный перекос груза. Очень просты по конструкции и надежны в эксплуатации клещевые захваты, употребляемые для подъема изделий за буртики, выточки, отверстия. Чаще всего рычаги отогнуты наружу. Клещевые захваты с кернами предназначены для подъема слитков колодцевыми кранами, а также кранами для раздевания слитков.

Если в кузнечно-прессовых и металлургических цехах клещевыми захватами разрешается пользоваться без особых ограничений, то в механических цехах допускается применять их только в исключительных случаях, когда те или иные детали невозможно захватить другими способами и приспособлениями. Клещевые захваты можно использовать на участках с небольшой концентрацией людей и оборудования, например на складах металла, при погрузке вагонов, монтаже и установке на разметочные плиты и т. п. Подавать детали на станки разрешается только захватами, оборудованными предохранительными средствами. Детали, имеющие размеры большие, чем диапазон захвата клещей, обозначенный на клейме, поднимать нельзя.

Категорически запрещается пользоваться какими-либо прокладками и подкладками под губки рычагов захвата, а в случае необходимости применения подкладок их нужно прочно закрепить на захватах и испытать под нагрузкой. Брать детали клещевыми захватами нужно на полную высоту губок по центру тяжести груза. Обычно клещевые захваты предназначены для одновременного транспортирования только одной детали и изделия. Брать грузы разрешается захватами лишь с исправными губками или заостренными кернами. При строповке шлифованных и полированных изделий клещевые захваты применять не рекомендуется. Перемещение грузов клещевыми захватами на высоте более 0,6 м от уровня пола цеха не разрешается.

Запрещается транспортировать грузы клещевыми захватами над людьми и ценным оборудованием, станками.

Эксцентриковые захваты, используют как захватные элементы стропов, траверс и других грузозахватных устройств. Они состоят из фигурной струбцины и прижимного рычага с эксцентриковой зажимной губкой, связанных между собой осью. Эксцентриковые захваты предназначены для захвата плоских изделий, наиболее часто их используют для транспортирования металлических листовых материалов. Для перемещения стальных листов в вертикальном положении применяют захваты одностороннего и двухстороннего действия, которыми может быть оборудован универсальный или облегченный строп. Такие захваты используют для оборудования многоветвевых стропов и траверс. Захват и удержание металлических листов в эксцентриковых захватах происходит из-за сил трения, действующих в месте прижима листа к скобе под давлением эксцентриковой губки. Возникающее усилие прижима прямо пропорционально массе поднимаемой детали, поэтому их относят к самозажимающим захватам. При вертикальном перемещении листа необходимо перед подъемом создать в захвате небольшое начальное натяжение рычагом вручную. В других конструкциях такое натяжение производить необязательно.

Читайте также:  Станок для вышивания своими руками чертеж

Клиновые захваты предназначены для захвата изделий с отверстиями большой глубины. Захват состоит из специальной формы подвижных элементов (рис. 24) и клина. Распорные подвижные элементы вводят в отверстие детали и между ними вставляют клин; при подъеме детали распорные подвижные элементы прочно ее удерживают. В зависимости от конструкции захвата и детали подъем ее можно производить за клин или за подвижные распорные элементы.

Рым (грузовой винт) представляет собой стальное кольцо, закрепляемое резьбовой частью на деталях машин и агрегатах, предназначенное для подъема их при монтаже, перемещении и разборке. Рымы, постоянно закрепленные на машинах и агрегатах, являются их составной частью, а работающие в качестве грузозахватных приспособлений — составной частью грузозахватных средств. Стандартные обыкновенные рымы устанавливают на электродвигателях, корпусах редукторов и т. п. Используя различные переходники с наружной и внутренней резьбой или с фланцами, можно применять рымы для строповки различных грузов (деталей, узлов и оборудования). При зацепке за рымы нужно учитывать угол между натянутыми ветвями стропа, число рымов и ветвей, так как при большом угле наклона ветвей возникают большие усилия на рымы В случае отсутствия указаний о методе строповки за рымы, стропы следует располагать только вертикально. Погнутые рымы или с сорванной резьбой применению не подлежат.

В практике металлургических заводов при строповке деталей и узлов часто используют грузовые штыри как вспомогательное грузозахватное средство для универсальных или облегченных стропов. Строповка грузов с применением штырей обходится дешевле, чем при применении других грузозахватных приспособлений. При правильном подборе штырей и умелом их использовании строповка грузов с их помощью вполне надежна и безопасна. Для изготовления штырей используют сталь. К штырям диаметром свыше 76 мм рекомендуется приваривать ручки из круглой стали диаметром 8—10 мм Они облегчают строповку.

Перед транспортированием и кантованием грузов с применением штырей стропальщик должен убедиться, что штыри по внешнему виду соответствуют размеру, обозначенному на клейме, кроме того, следует проверить штырь на отсутствие погнутости, надрезов, вмятин.

При строповке деталей в вертикальном положении категорически запрещается вставлять штыри в отверстия головками вниз или пользоваться штырями без буртиков. Штыри, работающие в горизонтальном положении, нужно вставлять в отверстия детали на полную длину до упора буртиком. Если глубина отверстий недостаточна, то использовать штыри нельзя. При строповке за штыри, установленные в вертикальном положении, для уменьшения изгибающего момента строп накладывают как можно ближе к изделию.

Категорически запрещается поднимать груз, когда строп находится за фиксирующей выточкой штыря или изделие закреплено не за грузовой штырь необходимых размеров, а за случайный предмет.

Механические захваты для листового металла широко используются на складах соответствующего сортамента и на заготовительных участках листоштамповочных производств. Такие захваты, не смотря на постепенное распространение вакуумных, магнитных и электромагнитных захватов, не сдают своих позиций, что объясняется простотой конструкции, надёжностью, универсальностью, независимостью от внешних факторов.

Классификация

Захваты для листового металла механического типа различают по следующим параметрам:

  1. По способу транспортировки металла – в горизонтальном или в вертикальном положении.
  2. По конструкции захватного органа – строповые и винтовые (струбцинные).
  3. По количеству захватов – с одним, двумя или четырьмя эксцентриками.
  4. По характеру рабочего перемещения захватного органа – качательного, либо поступательного.

Все виды горизонтальных механических захватов должны быть парными, а расстояние между ними определяется длиной перемещаемых листов, состоянием их поверхности, и количество одновременно транспортируемых единиц груза.

Кроме того, ряд конструкций механических захватов, особенно для транспортировки длинномерного листового проката, нуждаются во вспомогательной детали – траверсе, которая уравновешивает усилия, возникающие при перемещении листа, и снижает опасность появления опрокидывающего момента.

Учитывая динамический характер нагрузок во время работы данных приспособлений, рабочие органы захвата должны выполняться из среднеуглеродистых сталей типа сталь 20 или даже сталь 15Г. К готовым захватам предъявляются требования повышенной поверхностной твёрдости при вязкой сердцевине, поэтому такие детали после штамповки обязательно подвергаются цементации.

Читайте также:  Фотореле с внешним датчиком

Многие конструкции механических захватов для листового металла – универсальные. Они могут транспортировать груз и в вертикальном, и в горизонтальном положении. Поэтому приводимое далее разделение основных типов захватов — на вертикальные и горизонтальные — является условным, кроме некоторых исключений, о чём будет указано особо.

Вертикальный захват для металла

Применяется преимущественно на складах металлобаз, а также на складах крупных заготовительных участков прессовых цехов, где используют метод вертикального штабелирования листового проката. При таком способе хранения площадь, занимаемая листовым металлом, резко сокращается.

Для удобства установки и извлечения металла из штабеля его направляющие обычно выполняют не строго вертикальными, а имеющими наклон 10…15º. Соответственно гибкость захвата должна обеспечивать изменение его вертикальной оси на те же значения.

Основными разновидностями вертикальных захватов для листового металла являются:

  • Клещевые, которые состоят из пары неравноплечих рычагов, соединённых между собой двумя шарнирами. Одним концом такие захваты прикрепляются к траверсе или к звену стропа, а на другой части имеют захватные губки для удержания стального листа. Губки удерживают груз из-за имеющихся насечек на своей рабочей поверхности, причём сила их прижима определяется соотношением плеч рычагов и площадью контактных поверхностей губок;
  • Фрикционные захваты. Считаются разновидностью клещевых. Но отличаются присутствием прижимных пластин, которые при помощи клинового механизма выдвигаются по направлению к металлу при его касании к губкам рычагов. При этом обеспечивается дополнительное усилие прижима;

  • Эксцентриковые захваты, часто именуемые захватами типа «бульдог». Они представляют собой приспособление, включающее в себя эксцентрично расположенный относительно оси подъёма рычаг, который подвижно соединён с прижимной челюстью. При подъёме груза челюсть прижимает транспортируемый лист к внутренней поверхности рычага;
  • Винтовые захваты, в которых фиксация листа производится вручную струбцинами, прижим которых к листу выполняется винтовым механизмом. Чтобы исключить повреждение тонколистового проката, контактные поверхности струбцин снабжают накладками из маслостойкой твёрдой резины. Струбцинными захватами можно выполнять кантовку металла.

Горизонтальные захваты для металла

Эксцентриковые, винтовые и ряд исполнений клещевых захватов пригодны также и для транспортировки листов в горизонтальном положении. В частности, для захватов «бульдог» видоизменяется только расположение опорной поверхности рычага (с вертикальной на горизонтальную), а конструкция прижимной челюсти остаётся практически без изменений.

Наибольшие конструктивные отличия претерпевают клещевые захваты горизонтального типа. В зависимости от толщины листа они могут изготавливаться с храпцами, и с подхватами. Первые вариант используется при транспортировке только толстолистового металла (толщиной от 25 мм и более). Храпцовый захват представляет собой пару неравноплечих рычагов, которые фиксируют лист только по его толщине. Противоположный конец рычага прикрепляется к стропу, и при его натяжении проворачивается в направлении к прижимаемой поверхности. Отличается простотой формы, однако надёжно функционирует лишь при достаточной ширине стального листа: угол распора строп должен быть не менее 60º. Металл малой жёсткости (например, алюминий) такими грузозахватными приспособлениями перемещать запрещается.

Эксцентриковый клещевой захват имеет нижнюю опорную поверхность на рычаге, размеры которой зависят от веса листа и допустимой стрелы прогиба груза: при увеличении данных параметров длина и ширина опорной поверхности увеличиваются. Двойной эксцентрик обеспечивает более надёжный прижим, кроме того такие исполнения горизонтальных захватов для металла считаются более универсальными.

При выборе параметров механического захвата для транспортировки листового металла учитывают его грузоподъёмность, а также возможность агрегатирования с различными видами строп и траверс. Минимальная величина запаса по усилию фиксации составляет 25…30%, за исключением эксцентриковых и фрикционных захватов (для них коэффициент запаса принимается в пределах 60…65%).

Цена механических захватов для листового металла, в зависимости от производителя составляет:

  • Для рычажных захватов – 2000…5000 руб.;
  • Для эксцентриковых захватов типа бульдог — 4000…8000 руб.;
  • Для струбцинных захватов – 7000…10000 руб.