Содержание
Конструкции зубчатых колес и технология их изготовления
Конструкции зубчатых колес
В зависимости от назначения, размеров и технологии получения заготовки зубчатые колеса могут иметь различную конструкцию.
Цилиндрические и конические шестерни выполняют заодно целое с валом (вал-шестерня). Это связано с малыми размерами шестерен и с тем, что раздельное изготовление снижает точность и увеличивает стоимость производства вследствие увеличения числа посадочных поверхностей, требующих точной обработки, а также вследствие необходимости применения соединений (шлицевых, шпоночных), снижающих точность передачи и прочностные свойства элементов механизма.
Насадные шестерни применяют при больших диаметрах и в тех случаях, когда они должны перемещаться вдоль вала по условиям работы или сборки.
При диаметре dа ≤ 150 мм колеса изготавливают в форме сплошных дисков из проката или из поковок (рис. 1).
Зубчатые колеса диаметром менее 500 мм получают ковкой (рис. 2), отливкой (рис. 3,а) или сваркой (рис. 3,б).
Колеса диаметром боле 500 мм выполняют отливкой или сваркой.
Иногда зубчатые колеса выполняют в виде узлов, образуемых сборкой отдельных частей (рис. 4). Так, венцы колес могут быть напрессованы на ступицу (бандажированные колеса) (рис. 4,а), крепиться резьбовым соединением (свертные колеса) (рис. 4,б) или приклепываться (клепаные колеса) (рис. 4,в).
Бандажированные, свертные или клепаные колеса применяют в целях экономии легированных сталей или цветных металлов, если таковые используются при изготовлении колеса.
Изготовление зубчатых колес
Заготовки зубчатых колес получают ковкой в штампах или свободной ковкой, реже литьем в зависимости от размеров, материала, формы и масштаба выпуска. Зубья эвольвентных колес изготавливают так, чтобы каждое колесо могло входить в зацепление с колесами того же модуля, имеющими любое число зубьев.
Зубья получают нарезанием или накатыванием.
Нарезание зубьев выполняют одним из двух методов – копированием или обкаткой.
Метод копирования заключается в прорезании впадин между зубьями модульными фрезами (рис. 5): дисковыми (а) или концевыми (б). После прорезания каждой впадины заготовку поворачивают на шаг зацепления. Профиль впадины является копией профиля режущих кромок фрезы, отсюда и название – метод копирования.
Точность нарезаемых зубьев невысокая, метод является малопроизводительным, поэтому его применяют, преимущественно, в ремонтном производстве.
Метод обкатки имеет основное применение. Нарезание зубьев по этому методу основано на воспроизведении зацепления зубчатой пары, одним из элементов которой является режущий инструмент – червячная фреза (рис. 6,а), долбяк (рис. 6,б) или реечный долбяк – гребенка (рис. 8.).
Червячная фреза имеет в осевом сечении форму инструментальной рейки. При нарезании зубьев заготовка и фреза вращаются вокруг своих осей, обеспечивая непрерывность процесса.
Нарезание зубьев червячными фрезами широко применяют для изготовления колес с внешним расположением зубьев.
Для нарезания колес с внутренним расположением зубьев применяют долбяки.
Гребенками (см. рис. 8) нарезают прямозубые и косозубые колеса с большим модулем зацепления.
Нарезание зубьев конических колес методом обкатки производят строганием (рис. 7,а), фрезерованием (рис. 7,б), резцовыми головками.
Накатывание зубьев применяют в массовом производстве. Предварительное формообразование зубьев цилиндрических и конических колес производят горячим накатыванием. Венец стальной заготовки нагревают токами высокой частоты (ТВЧ) до 1200 ˚С, а затем обкатывают между колесами-накатниками. При этом на венце выдавливаются зубья. Для получения колес более высокой точности производят последующую механическую обработку зубьев или холодное накатывание – калибровку. Холодное накатывание зубьев применяют при модуле до 1 мм.
Накатывание зубьев – высокопроизводительный метод изготовления колес с минимальным отходом металла в стружку.
Отделка (доводка) зубьев
Зубья колес точных зубчатых передач после нарезания подвергают отделке шевингованием, шлифованием, притиркой или обкаткой.
Шевингование применяют для тонкой обработки незакаленных зубьев.
Выполняют специальным инструментом – шевером, имеющим вид зубчатого колеса с узкими канавками на поверхности зубьев. Вращаясь в зацеплении с обрабатываемым колесом, шевер снимает режущими кромками канавок волосообразную стружку с зубьев колеса, доводя его форму до требуемой точности.
Шлифование применяют для обработки закаленных зубьев. Выполняют шлифовальными кругами способом копирования или обкатки.
Притирку используют для отделки закаленных зубьев колес. Выполняют притиром – чугунным точно изготовленным колесом с использованием притирочных паст.
Обкатку применяют для сглаживания шероховатостей на рабочих поверхностях зубьев незакаленных колес. В течение 1…2 минут зубчатое колесо обкатывают под нагрузкой с эталонным колесом высокой твердости.
Скольжение при взаимодействии зубьев
При работе колес зацепление двух зубьев происходит по рабочим участкам профилей, при этом рабочие участки профилей одновременно перекатываются и скользят друг по другу. Скольжение вызвано тем, что за один и тот же промежуток времени контактируют участки головок большей длины с соответствующими им участками ножек зубьев меньшей длины. Скорость скольжения зубьев в крайних точках зацепления имеет максимальное значение, и равна нулю в полюсе зацепления, при этом при переходе точки зацепления через полюс скорость скольжения меняет знак (рис. 10).
Точки профилей головок зубьев имеют бόльшие касательные скорости, чем точки ножек, следовательно, поверхности головок являются опережающими. Бόльшему изнашиванию подвержена ножка, меньшему – головка, что приводит к искажению профиля зуба, особенно в открытых передачах.
Неравномерное скольжение зубьев является недостатком эвольвентного зацепления. Малые значения скорости скольжения в околополюсной зоне увеличивают коэффициент трения в этой зоне, что создает предпосылки для выкрашивания рабочих поверхностей зубьев в результате контактных напряжений.
Влияние числа зубьев на форму и прочность зуба
Изменение числа зубьев приводит к изменению формы зуба. У рейки с числом зубьев z стремящимся к бесконечности зуб прямобочный (рис. 11,а); с уменьшением количества зубьев увеличивается кривизна эвольвентного профиля, а толщина зуба у основания и вершины уменьшается.
При уменьшении количества зубьев ниже предельного появляется подрез ножки зуба режущей кромкой инструмента (рис. 11, в), в результате чего прочность зуба резко снижается. Из-за среза части эвольвенты у ножки зуба (рис. 12) уменьшается длина рабочего участка профиля, в результате чего понижается коэффициент перекрытия εα и возрастает изнашивание.
Чтобы исключить подрезание ножки зуба при малом z инструментальной рейке необходимо сообщить смещение xm (рис. 13, а), при котором вершина ее зуба выйдет из зацепления с зубом колеса 2 в точке S и эвольвента профиля получится полной, не подрезанной (рис. 13, б). При этом избыточная часть рейки не будет подрезать зуб.
Величину xm называют абсолютным смещением рейки, величину x – относительным смещением рейки, или коэффициентом смещения.
Минимальное количество зубьев шестерни, у которой исключено подрезание зубьев без смещения рейки (т. е. при x = 0) можно определить по формуле:
При αw = 20˚ минимальное количество зубьев zmin = 17.
С увеличением количества зубьев возрастает коэффициент перекрытия εα , повышается плавность работы передачи, уменьшаются потери на трение и стоимость изготовления колес. Оптимальное количество зубьев колес, используемых в зубчатых передачах и редукторах, принимают равным zmin = 18…35.
Зубчатые передачи со смещением
Передачу со смещением образуют зубчатые колеса, у которых нарезание зубьев осуществляют со смещением рейки на величину xm (рис. 13). Изменение формы зуба по сравнению с исходным зацеплением при нарезании со смещением называют модификацией профиля.
Модифицированный профиль зуба очерчивается другим (смещенным) участком той же эвольвенты, что и профиль немодифицированного зуба.
Модификацию применяют:
— для устранения подрезания зубьев шестерни при малом количестве зубьев;
— для повышения изгибной прочности зубьев, что достигается увеличением их толщины;
— для повышения контактной прочности, что достигается увеличением радиуса кривизны в полюсе зацепления;
— для получения заданного межосевого расстояния передачи.
Положительным называют смещение рейки от центра зубчатого колеса, отрицательным – к центру.
При положительном смещении увеличивается толщина зуба у основания (рис. 14), что повышает его прочность на изгиб, но при этом заостряется головка зуба, что ограничивает величину смещения инструмента при нарезании.
При отрицательном смещении имеет место обратное явление.
У зубчатых колес со смещением толщина зуба и ширина впадины по делительной окружности неодинаковы, но в сумме остаются равными шагу р .
В зависимости от сочетания смещений при нарезании зубьев парных зубчатых колес модификация бывает высотной и угловой.
Высотная модификация
При высотной модификации шестерню изготовляют с положительным коэффициентом смещения, а колесо – с отрицательным, при этом абсолютные величины смещений должны быть равны, в результате чего суммарный коэффициент смещения будет равен нулю. Такие передачи называют равносмещенными.
При высотной модификации зубчатой пары диаметры делительных окружностей шестерни и колеса совпадают, как и в передаче без смещения, следовательно, межосевое расстояние, коэффициент перекрытия и угол зацепления остаются неизменными. Общая высота зубьев также не меняется по сравнению с ее нормальным значением, но изменяется соотношение между высотой головок и ножек зубьев. Поэтому такая модификация и называется высотной.
Высотную модификацию применяют при малом числе зубьев шестерни и большом передаточном числе, когда требуется обеспечить такие формы зубьев шестерни и колеса, при которых они будут примерно равнопрочными на изгиб.
Угловая модификация
Угловая модификация является общим случаем модифицирования, при котором суммарный коэффициент смещения пары колес не равен нулю, т. е. смещение у шестерни и у колеса неодинаковы по абсолютной величине.
Угловая модификация по сравнению с высотной дает значительно бόльшие возможности влиять на различные параметры зацепления (межосевое расстояние, угол зацепления, угол перекрытия и т. п.), поэтому она применяется чаще.
Модифицированные зубчатые колеса изготавливают тем же стандартным инструментом и на том же оборудовании, что и немодифицированные. Для получения нормальной высоты зуба диаметры заготовок соответственно увеличивают или уменьшают на величину удвоенного смещения инструмента.
Иногда модифицированные колеса называют корригированными (устаревшая терминология).
Точность зубчатых передач
При изготовлении зубчатых передач неизбежны погрешности, которые выражаются в радиальном биении зубчатого венца, отклонениях шага, профиля зуба, соосности осей колес, колебании межосевого расстояния и др.
Эти погрешности приводят к повышенному шуму во время работы передачи, потере точности вращения ведомого колеса, нарушению правильности и плавности зацепления, повышению динамичности и снижению равномерности распределения действующей в зацеплении нагрузки по длине контактных линий и, в конечном счете, определяют ресурс и работоспособность передачи.
Тем не менее, выполнять зубчатые передачи со слишком высокой точностью не всегда целесообразно, поскольку это приводит к удорожанию механизма в целом. Поэтому стандартом регламентируется точность зубчатых колес и передач в зависимости от их назначения и условий работы.
Допуски на цилиндрически зубчатые передачи определяются стандартом ГОСТ 1643–81.
Этим стандартом установлено 12 степеней точности зубчатых колёс и передач: 1, 2, 3 … 12 в порядке убывания точности. Для степеней точности 1 и 2 и 12 допуски стандартом не предусмотрены (для перспективы).
Наибольшее распространение имеют 6,7, 8 и 9-я степени точности: 6-я степень соответствует высокоточным скоростным передачам, 7-я – передачам нормальной точности, работающим с повышенными скоростями и умеренными нагрузками или с умеренными скоростями и повышенными нагрузками, 8-я передачам общего машиностроения пониженной точности, 9-я – тихоходным передачам машин низкой точности.
Для каждой степени точности установлены независимые нормы допускаемых отклонений параметров, определяющих:
- кинематическую точность колёс и передачи (регламентирует погрешность углов поворота зацепляющихся пар колес за один оборот);
- плавность работы (регламентирует колебания скорости за один оборот колеса, вызывающие шум и динамические нагрузки);
- контакт зубьев зубчатых колёс в передаче (регламентирует концентрацию нагрузки на зубьях, определяющую работоспособность силовых передач).
Также ГОСТ 1643–81 устанавливает шесть видов сопряжений определяющих гарантированный боковой зазор между неконтактирующими поверхностями смежных зубьев.
Боковой зазор необходим для предотвращения заклинивания зубьев передачи от нагрева, размещения смазочного материала и обеспечения свободного вращения колес.
Размер зазора задают видом сопряжения зубчатых колес в передаче: Н – нулевой зазор, Е –малый зазор, D и С – уменьшенные зазоры, В – нормальный зазор, А – увеличенный зазор.
В общем машиностроении чаще всего применяют вид сопряжения В, а для реверсивных передач – С.
Получение боковых зазоров связано с точностью изготовления колес.
Изготовление шестерен, зубчатые передачи, конические пары.
Шестерни, конические пары, зубчатые передачи — изготовление, поставка
Основное направление деятельности нашей компании — проектирование, изготовление и поставка шестерни — зубчатые передачи, Редуктора.
Изготовим и поставим конические, гипоидные, косозубые, внутренний зуб и другие зубчатые передачи.
Производство шестерней и зубчатых передач
Производим и ремонтируем любые виды редукторов, узлы и механизмы, включающие в себя зубчатые передачи.
Преимущества работы с нами
На производстве представлен весь необходимый парк зубо-обрабатывающего и контрольно-обкатного оборудования для изготовления шестерен 1-30 модуль.
Предлагаем механическую обработку, шлифовку шестерен, обкатку и закалку — зубчатые передачи.
Сотрудники компании имеют необходимое машиностроительное образование и большой опыт работы с зубчатыми передачами, мы предлагаем техническую помощь в проектировании, изготовлении и наладке зубо-обрабатывающего оборудования. Производим ремонт и модернизацию зубонарезного оборудования.
На складах всегда в наличии готовая продукция: шестерни, редуктора, венцы, валы шлицевые, бронзовые втулки и другие детали передач .
Мы производим только качественную продукцию по договорным ценам!
Изготовим все виды зубчатые передачи под заказ.
Для определения цены изготовления и сроков поставки шестерен вышлите эскизы или чертежи на электронную почту shesternimsk@yandex.ru.
Марки стали для изготовления зацеплений
При проектировании и производстве зацеплений в нашей компании используются следующие марки стали: 40Х; 45; 18ХГТ; 12ХНЗА; 20ХНЗА; 40ХН2МА, или другие по согласованию.
Все вопросы наладки, доставки образцов, ремонта, сроков и стоимости изготовления, а так же поставки шестерней, зубчатых зацеплений, можно узнать у наших инженеров по телефонам в Москве: +7925-158-0623
Изготовление гипоидных пар
Производим и поставляем шестерни, зубчатые передачи во все регионы РФ
- Прямозубые шестерни. Прямозубые цилиндрические передачи;
- Косозубые шестерни. Косозубые цилиндрические передачи;
- Конические шестерни с прямым зубом. Конические передачи;
- Конические шестерни с круговым зубом. Конические пары и передачи;
- Червяки. Червячные колеса. Червячные передачи;
- Рейки. Речные передачи;
- Редукторы. Шестерни редуктора;
- Нарезка шлицев. Шлицевые валы. Шлицевые втулки;
- Гипоидные шестерни. Гипоидные передачи;
- Шкивы;
- Зубчатые колеса. Зубчатые передачи. Внешнее или внутреннее зацепление;
- Промежуточные шестерни;
- Вал- шестерни;
- Планетарные передачи;
- Ремонт Редукторов;
- Звездочки под любые цепи.
Изготовление и поставка запчастей
Подробная информация по телефонам в Москве: +7925-158-0623, +7499-322-7823
Модернизация и ремонт зубообрабатывающего оборудования, станков. Изготовление шестерен, зубчатых передач
Осуществляем изготовление металлорежущего оборудования:
- проектирование,
- разработка,
- производство,
- наладка,
- обслуживание,
- ремонт и модернизацию.
Зубонарезание конических и гипоидных пар, цилиндрических косозубых колес, рейки и червячные передачи
При зубонарезании мы используем свои режущие инструменты и оборудование, поэтому оригинал может незначительно отличаться от сделанной нами копии.
Опыт и практика поставок позволяют нам гарантировать стабильную работу изготовленных копий зубчатых передач для любого промышленного оборудования.
Примерный перечень работ по капитально — восстановительному ремонту зубонарезного оборудования
- Разборка станка и дефектация деталей, составление дефектной ведомости.
- Восстановление геометрической точности корпусных и базовых деталей: шлифовка и шабрение направляющих и базовых поверхностей, при необходимости их упрочнение.
- Изготовление и замена приводов подачи стола, со встройкой ШВП, и главного движения.
- Изготовление и замена приводов вращения люльки и шпинделя бабки изделия.
- Восстановительный ремонт или изготовление и замена изношенных деталей станка.
- Замена подшипников и резинотехнических деталей.
- Ревизия червячных пар люльки, шевингование или изготовление и замена на новые червячные колеса и червяки к ним.
- Восстановление круговых направляющих стайки и люльки, замена роликов.
- Ремонт системы охлаждения.
- Модернизация механизма уборки стружки с установкой шнекового транспортера.
- Модернизация гидросистемы и системы смазки с заменой элементной базы.
- Восстановление измерительных шкал, замена табличек.
- Модернизация и изменения системы управления с заменой электрошкафа.
- Сборка станка с восстановлением геометрической точности согласно паспортным данным.
- Окраска и сдача станка.
- Обкатка станка и приемно-сдаточные испытания.
- Доставка или самовывоз оборудования.
Для диагностики и ремонта оборудования нужно согласовать его доставку на одну из наших ремонтных площадок или согласовать выезд специалиста для диагностики/ремонта на месте. По вопросам ремонта оборудования можно проконсультироваться по нашим телефонам: +7 925-158-0623, +7499-322-7823.
Обязательным условием доставки собственными силами Заказчика, является доставка до указанного в договоре места ремонта. Если оборудование мы забираем сами, это указывается в договоре, и Заказчик снимает с себя ответственность за логистику своего оборудования.
Мы даем гарантию на изготовленное, модернизированное или восстановленное оборудование. Предлагаем абонентское обслуживание станочного парка .
Реализация б/у зубонарезного оборудования
- 5С26В;
- Gleason 116;
- Gleason 16;
- Gleason 516;
- Gleason контрольно-обкатной;
- ZFKK-500×10;
- ZFTKK-R500x10;
- СТ-270; 525;
- 5С280П и другое.
Различное состояние, фото, цены — по запросу.
Зубча́тое колесо́ или шестерня́ [1] , зубчатка [2] — основная деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями на цилиндрической или конической поверхности, входящими в зацепление с зубьями другого зубчатого колеса.
Обычно термины зубчатое колесо, шестерня, зубчатка являются синонимами, но некоторые авторы называют ведущее зубчатое колесо шестернёй, а ведомое — колесом [2] . Происхождение слова «шестерня́» доподлинно неизвестно, хотя встречаются предположения о связи с числом «шесть». Л. В. Куркина, однако, выводит термин из слова «шест» (в смысле «ось») [3] .
Зубчатые колёса обычно используются па́рами с разным числом зубьев с целью преобразования крутящего момента и числа оборотов валов на входе и выходе. Колесо, к которому крутящий момент подводится извне, называется ведущим, а колесо, с которого момент снимается — ведомым. Если диаметр ведущего колеса меньше, то крутящий момент ведомого колеса увеличивается за счёт пропорционального уменьшения скорости вращения, и наоборот. В соответствии с передаточным отношением, увеличение крутящего момента будет вызывать пропорциональное уменьшение угловой скорости вращения ведомой шестерни, а их произведение — механическая мощность — останется неизменным. Данное соотношение справедливо лишь для идеального случая, не учитывающего потери на трение и другие эффекты, характерные для реальных устройств.
Содержание
Цилиндрические зубчатые колёса [ править | править код ]
Профиль зубьев колёс как правило имеет эвольвентную боковую форму. Однако существуют передачи с круговой формой профиля зубьев (передача Новикова с одной и двумя линиями зацепления) и с циклоидальной. Кроме того, в храповых механизмах применяются зубчатые колёса с несимметричным профилем зуба.
Параметры эвольвентного зубчатого колеса:
- m — модуль колеса. Модулем зацепления называется линейная величина в π раз меньшая окружного шага P или отношение шага по любой концентрической окружности зубчатого колеса к π, то есть модуль — число миллиметров диаметра делительной окружности приходящееся на один зуб. Тёмное и светлое колёсо имеют одинаковый модуль. Самый главный параметр, стандартизирован, определяется из прочностного расчёта зубчатых передач. Чем больше нагружена передача, тем выше значение модуля. Через него выражаются все остальные параметры. Модуль измеряется в миллиметрах, вычисляется по формуле:
m = d z = p π <displaystyle mathbf
<pi >>> >
- z — число зубьев колеса
- p — шаг зубьев (отмечен сиреневым цветом)
- d — диаметр делительной окружности (отмечена жёлтым цветом)
- da — диаметр окружности вершин тёмного колеса (отмечена красным цветом)
- db — диаметр основной окружности — эвольвенты (отмечена зелёным цветом)
- df — диаметр окружности впадин тёмного колеса (отмечена синим цветом)
- haP+hfP — высота зуба тёмного колеса, x+haP+hfP — высота зуба светлого колеса
В машиностроении приняты определённые значение модуля зубчатого колеса m для удобства изготовления и замены зубчатых колёс, представляющие собой целые числа или числа с десятичной дробью: 0,5; 0,7; 1; 1,25; 1,5; 1,75; 2; 2,5; 3; 3,5; 4; 4,5; 5 и так далее до 50. (подробнее см. ГОСТ 9563-60 Колеса зубчатые. Модули)
Высота головки зуба — haP и высота ножки зуба — hfP — в случае т. н. нулевого зубчатого колеса (изготовленного без смещения, зубчатое колесо с «нулевыми» зубцами) (смещение режущей рейки, нарезающей зубцы, ближе или дальше к заготовке, причем смещение ближе к заготовке наз. отрицательным смещением, а смещение дальше от заготовки наз. положительным) соотносятся с модулем m следующим образом: haP = m; hfP = 1,25 m, то есть:
h f P h a P = 1 , 25 <displaystyle mathbf <<frac
Отсюда получаем, что высота зуба h (на рисунке не обозначена):
h = h f P + h a P = 2 , 25 m <displaystyle mathbf
Вообще из рисунка ясно, что диаметр окружности вершин da больше диаметра окружности впадин df на двойную высоту зуба h. Исходя из всего этого, если требуется практически определить модуль m зубчатого колеса, не имея нужных данных для вычислений (кроме числа зубьев z), то необходимо точно измерить его наружный диаметр da и результат разделить на число зубьев z плюс 2:
m = d a z + 2 <displaystyle mathbf
Продольная линия зуба [ править | править код ]
Зубчатые колеса классифицируются в зависимости от формы продольной линии зуба на: