Машины подвергаются физическому и моральному износу, вследствие чего они перестают соответствовать предъявляемым к ним требованиям и выполнять заданные функции.
Физический износ оборудования происходит как при его работе (износ 1-го рода), так и во время простоя (2-го рода). Старение резины, изоляции, окисление может происходить при работе машины под воздействием ряда факторов и при хранении, например, на складе под воздействием изменения окружающей среды. Главной причиной, порождающей физический износ многих машин, является механический износ их деталей. Причем в первый период износ происходит из-за ухудшения эксплуатационных характеристик оборудования, а в дальнейшем он может привести к экономической нецелесообразности эксплуатации ма-
шины или ее аварийному состоянию (износ вкладышей, подшипников, лопаточного аппарата, изоляции и т.д.).
Моральный (экономический) износ характеризуется уменьшением потребительской стоимости действующего оборудования под влиянием технического прогресса: появление новых более совершенных машин ведет к снижению стоимости ранее изготовленных.
Различают два вида морального износа:
1) утрату действующей техникой стоимости, по мере того как
воспроизводство машин такой же конструкции становится дешевле
(например, снижение металлоемкости);
2) снижение стоимости машин вследствие появления более
совершенных (например, новые машины с большим КПД).
Физический износ устраняют путем ремонта или замены детали (узла), а моральный — с помощью реконструкции, модернизации и замены оборудования на более совершенное. Модернизация позволяет увеличить сроки службы действующего оборудования, при этом затраты на удаление морального износа несравненно ниже, чем на его замену, нередко при достижении тех же результатов. Модернизации могут быть подвергнуты как отдельные устройства, так и агрегаты и станции в целом. Комплексная модернизация оборудования позволяет получить практически новую станцию при затратах в несколько раз меньших, чем это потребовалось бы при полной замене оборудования, поскольку при модернизации большая часть узлов и деталей, как правило, более дорогих (базовых), остаются прежними.
В энергетике поддержание оборудования в работоспособном состоянии, восстановление его наиболее важных характеристик, улучшение эксплуатационных качеств и повышение экономической эффективности его использования достигается за счет применения системы планово-предупредительного ремонта (ППР). Такой ремонт оборудования электростанций, подстанций, электрических и тепловых сетей представляет собой комплекс работ, включающих в себя тщательный осмотр, проверки и испытания оборудования, ремонт и замену отдельных узлов и деталей, в результате которого значения технических и экономических показателей оборудования становятся близкими к проектным, что обеспечивает длительную надежную и экономичную работу оборудования. Основной принцип ППР — ремонт оборудования до начала его интенсивного износа и соответственно предупреждение аварий, а не ликвидация ее последствий (это не исключает необходимость в аварийном ремонте, если авария все же имела место).
Ремонт по системе ППР включает в себя текущий и капитальный виды ремонта. Потребность в текущем ремонте выявляется при контрольно-осмотровых операциях и в процессе эксплуата-
ции машины. Его цель — обеспечить надежную работу оборудования до очередного ремонта (текущего или капитального).
При текущем ремонте производят несложные ремонтные операции с разборкой или без разборки узлов, различного рода регулировки, замену отдельных частей.
Расширенный текущий ремонт (средний ремонт) отличается от текущего большим объемом работ. При этом виде ремонта производится:
ремонт и замена деталей и узлов, которые не смогут нормально работать до очередного капитального ремонта;
проверка устройств и при необходимости наладка систем управления, регулирования и автоматики.
Капитальный ремонт проводится для восстановления первоначальных качеств непригодной к дальнейшей эксплуатации с заданными параметрами машины. Он должен гарантировать срок службы машины в течение установленного межремонтного периода при условии ее надлежащего технического обслуживания, проведения текущих видов ремонта и эксплуатации в соответствии с утвержденными инструкциями и эксплуатационными характеристиками. Оборудование выводится в капитальный ремонт, если большая часть основных узлов нуждается в восстановлении, а техническое состояние машины ухудшается из-за снижения надежности большинства ее узлов.
![]() |
Рис. 14.1. Ремонтный цикл и межремонтный период |
Периодичность между двумя капитальными ремонтами агрегата называют межремонтным периодом (МРП), а период между началом одного капитального ремонта агрегата и началом следующего за ним капитального ремонта — ремонтным циклом этого агрегата (рис. 14.1). Ремонтные циклы оборудования различных типов, как правило, нормируются. Нормативы оборудования электростанций, применяемые в системе ППР, рассмотрим на примере котельной установки энергоблока мощностью 300 МВт. Эти нормативы регламентируют периодичность и продолжительность разного вида ремонта и технического обслуживания (структуру ремонтного цикла), численность ремонтного персонала, трудоемкость и стоимость работ. Длительность ремонтного цикла в этом
примере составляет девять лет. Структура ремонтного цикла котла энергоблока мощностью 300 МВт приведена ниже:
Годы ремонтного цикла | |||||||||
Вид ремонта | Т | С | К1 | Т | С | К2 | Т | С | К3 |
В течение этого времени проводят:
капитальные виды ремонта трех категорий (Кь К2, К3), отличающиеся по объему и сложности работ, связанных с заменой поверхностей нагрева (трубных элементов), соответственно до 70, от 77 до 150 и до 230 т труб, и продолжительности простоя 55, 60 и 70 календарных дней;
средние виды ремонта (С) — один раз в три года продолжительностью 28 календарных дней;
текущие виды ремонта (Т) продолжительностью 20 календарных дней — в годы, когда не проводятся средние и капитальные виды ремонта.
Кроме того, нормативами предусмотрено техническое обслуживание остановленной установки (ТОО) общей продолжительностью 12 календарных дней в год за период планируемых кратковременных остановов (как правило, в выходные дни) для устранения отдельных неисправностей, а также техническое обслуживание на действующем оборудовании (ТОД) для поддержания его работоспособности. Максимальная длительность МРП соответственно 4. 5, 8. 9, 3. 4 года, при этом предполагается, что продолжительность текущего и капитального ремонта остается прежней. Величина длительности МРП для энергосистемы очень важна. При ее увеличении и сохранении продолжительности простоя в заданных пределах возрастает степень готовности агрегата к работе, уменьшается потребная численность персонала, необходимая для ремонта, повышается эксплуатационный резерв энергосистемы.
Степень готовности электростанции к работе характеризуется так называемым коэффициентом готовности агрегата
где Траб — полезное время работы, ч; Тк — календарное время, ч (8760 ч в год); Трем — продолжительность ремонта, ч/год; Трабгенр — цкия работы в генераторном режиме; Трабс к — время работы в режиме синхронного компенсатора; tкр — продолжительность ка-питального ремонта, ч; nртр — число расширенных текущих ви-ж* ремонта за время ремонтного цикла;tртр — продолжитель-
ность расширенного текущего ремонта, ч; nтр — число текущих видов ремонта за время ремонтного цикла;tтр — продолжительность текущего ремонта; tр.ц — продолжительность ремонтного цикла, лет.
Например, для гидроагрегата мощностью 200 МВт tр.ц 1 = 3 года; W = 4 года; tK,p = 40 дней; tртр = 0,4/к.р; tтр = 10 дней; nр.т.р = 1; nт.р = 2 в первом случае и 3 — во втором.
![]() |
коэффициент готовности агрегата, |
![]() |
Во втором случае продолжительность ремонта, дней: |
![]() |
коэффициент готовности агрегата, |
![]() |
В первом случае продолжительности ремонта, дней:
При увеличении длительности межремонтного периода с трех до четырех лет коэффициент готовности возрастает приблизительно на 1,5%.
Коэффициенты готовности тепловых станций не превышают, как правило, 80%; коэффициент готовности ГЭС находится на уровне 92. 96 %. Некоторые ГЭС работают с коэффициентом готовности 97. 99%, т.е. среднее время ремонта в году составляет для них 1. 3 %.
Основные принципы организации планово-предупредительного ремонта
Основные принципы организации планово-предупредительного ремонта энергетического оборудования следующие.
1. Предварительная планово-организационная и материально-техническая подготовка к ремонту. За два, три месяца до начала ремонта разрабатывается проект организации ремонтных работ. Он включает в себя:
объем и сроки выполнения работ;
необходимые трудовые затраты;
состав ремонтных бригад и схемы расстановки персонала на рабочих местах;
мероприятия по механизации ремонтных работ;
указания о необходимом ремонтном оборудовании, запасных частях и ремонтных материалах;
инструкции по технологическим операциям в их последовательности;
пооперационные нормы времени и нормы расхода ремонтных материалов.
На основе проекта организации ремонтных работ разрабатываются сетевые и линейные графики и технологические карты ремонтных работ по объектам. Предварительно подготавливается ремонтная площадка, которая оснащается ремонтным оборудованием, приспособлениями и инструментом, на место работы доставляются материалы и запасные части, проверяются подъемные механизмы и такелажные приспособления, организуются ремонтные бригады и рабочие места, проводится предварительный инструктаж ремонтного персонала.
2. Внедрение прогрессивной организации и технологии ремонтных
работ. Ремонт каждого агрегата на станции должен производиться
как единый технологический процесс с максимальной поточностью операций. В технологии ремонтных работ должны применяться
передовые методы: максимально механизироваться трудоемкие
ремонтные работы, подъем грузов к рабочим местам, горизонтальный транспорт грузов; монтироваться кислородные, ацетиле
новые и электросварочные посты у рабочих мест сварщиков и т.д.
3. Замена в процессе ремонта целых узлов оборудования заранее
собранными комплектами. Поузловой ремонт ускоряет процесс, так
как в этом случае нет необходимости разбирать узел и ремонтировать отдельные дефектные детали.
4. Раздельный ремонт основного и вспомогательного оборудования (при наличии резервных агрегатов собственных нужд). При раздельном ремонте основного и вспомогательного оборудования один из комплектов последнего ремонтируется до останова основного агрегата. Это позволяет значительно сократить простой основных агрегатов в ремонте и снизить потребность в ремонтномперсонале.
Прием основного оборудования из капитального ремонта электростанций производится комиссией под руководством главного инженерастанции. После предварительного приема оборудования из ремонта оно проверяется в работе под нагрузкой в течение 24 ч. Приотсутствии дефектов в работе в течение этого срока дается Предварительная оценка качества ремонта и оборудование принимаетсяв эксплуатацию. Если при опробовании под нагрузкой обнаруживаются дефекты, то капитальный ремонт считается неоконченным до их устранения и вторичной проверки агрегатов нагрузкой в течение 24 ч. Окончательная оценка качества ремонта дается после месяца его работы под нагрузкой, в течение
которого производятся необходимые эксплуатационные испытания и измерения.
К основным эксплуатационным показателям, характеризующим качество ремонта, относятся:
для котлов — паропроизводительность, давление и температура перегретого пара, температура уходящих газов, потери тепла с уходящими газами, КПД агрегата брутто, расход электроэнергии на тягу и дутье и на помол топлива;
турбоагрегатов — расход свежего пара, давление и температура свежего пара, вакуум в конденсаторе, температура конденсата, температура питательной воды за подогревателями высокого давления, измерение вибрации опорных узлов.
Если по истечении одного месяца работы агрегата после капитального ремонта предварительная оценка качества ремонта не изменится, она утверждается в качестве окончательной.
Разработка ремонтного плана
Ремонтный план энергопредприятия включает в себя следующие мероприятия:
разработку календарного графика вывода оборудования в ремонт;
определение планового объема работ по отдельным агрегатам, цехам и электростанциям в целом;
выявление потребности в запасных частях, материалах для ремонта и их стоимости;
определение необходимого числа и состава рабочих по специальностям и квалификации, их распределение по ремонтным подразделениям и кооперация труда персонала различных ремонтных подразделений;
расчеты по определению сметной стоимости ремонта.
Разработка календарного графика вывода оборудования в ремонт предполагает тщательный анализ балансов мощности в энергообъединении, выявление свободных ресурсов мощностей, которые могут быть использованы для обеспечения необходимого уровня эксплуатационного резерва мощности и проведения всех видов ремонта оборудования. От этого графика зависит состав работающего оборудования в энергообъединении, его изменение во времени и, следовательно, расход топлива в энергообъединении на выполнение заданных режимов электрической и тепловой нагрузки. Продолжительность капитальных видов ремонта основного оборудования ТЭС значительна, их проводят, как правило, весной и летом — в период сезонного спада электрической нагрузки потребителей. Кратковременные текущие виды ремонта оборудования проводят в дни с пониженной нагрузкой (выходные, празд-
ничные). Однако по мере роста мощности электростанций и укрупнения единичной мощности агрегатов длительность простоя в текущем ремонте возрастает. Поэтому для обеспечения круглогодового проведения текущего ремонта в энергообъединениях необходим определенный ремонтный резерв мощности.
Графически общую резервную мощность определяют как разность ординат располагаемой мощности энергообъединения и годового графика месячных максимумов электрической нагрузки, которой располагает энергообъединение (рис. 14.2). Если из общей резервной мощности вычесть расчетную величину необходимого эксплуатационного резерва, то получится резерв мощности для проведения ремонта. Таким образом, может быть получен годовой график ремонтного резерва, при построении которого величина резерва для каждого месяца принимается постоянной, равной ее минимальному значению в данном месяце.
Суммируя по месяцам года произведения мощности ремонтного резерва N рез ремна длительность ее простоя в сутках t рез рем, можно подсчитать число мегаватт-суток, которые теоретически могут быть использованы для проведения ремонта, т.е. располагаемую ремонтную площадь:
Используя плановые нормы периодичности ремонта и длительности их проведения по основному оборудованию, можно определить необходимое для ремонта число мегаватт-суток, т.е. потребную ремонтную площадь
14.2. Схема баланса ремонтной площади при наличии сезонного спада в годовом графике нагрузки:
1 — головой график месячных максимумов; 2 — эксплуатационная резервная мощность; 3 — располагаемая мощность
Ремонт каждого агрегата представляется на графике в виде прямоугольной площадки, основание которой равно плановой длительности простоя в ремонте t п рем, а высота — номинальной мощности агрегата NH. Тогда для п агрегатов
Потребная ремонтная площадь зависит от структуры генерирующих мощностей энергообъединения: чем больше удельный вес тепловых электростанций и больше блочных электростанций, тем большая требуется ремонтная площадь. В случаях когда располагаемая ремонтная площадь больше потребной для проведения ремонта оборудования, необходимость в специальном ремонтном резерве мощности в энергообъединении не возникает. Уменьшение потребной ремонтной площади может быть достигнуто за счет мероприятий по сокращению длительности простоя оборудования в данном ремонте и удлинению межремонтных периодов. В отдельных случаях располагаемая ремонтная площадь в данном году может быть увеличена на ∆Fрем за счет ускорения ввода мощности против сроков по условиям покрытия графика нагрузки (см. рис. 14.2).
При заданном (неизменном) годовом графике месячных максимумов электрической нагрузки энергообъединения и изменении длительности простоя агрегатов в ремонте меняется соотношение между располагаемой и потребной ремонтными площадями и соответственно изменяется величина эксплуатационного резерва мощности в энергообъединении. При этом изменение величины эксплуатационного резерва может иметь место как в течение всего года, так и только в отдельные внутригодовые периоды времени. Соответственно будут различными и экономические последствия изменения длительности простоя в ремонте. В первом случае заданный график электрической нагрузки энергообъединения может быть покрыт меньшей установленной мощностью при одинаковой величине эксплуатационного резерва мощности в энергообъединении.
Составление оптимального годового ремонтного плана энергообъединения — сложная и трудоемкая задача, так как при размещении во времени ремонта оборудования должны учитываться многочисленные и противоречивые требования, влияние графика ремонта на годовой баланс рабочей силы ремонтных предприятий, расход топлива и баланс мощности в энергообъединении. Эта задача может быть успешно решена на основе принятых в стране методических положений с учетом особенностей энергоремонтного производства и современных средств вычислительной техники. Под оптимальным следует понимать такой ремонтный план, который при принятой в энергообъединении организации
ремонтного обслуживания электростанций (заданном составе и размещении ремонтных подразделений, т. е. неизменных капиталовложениях в ремонтную базу) обеспечивает выполнение заданного графика нагрузки потребителей с надежностью не ниже нормативной и проведение планового объема ремонтных работ с минимальными затратами в энергообъединении (включая топливный и мощностной эффекты).
Дата добавления: 2015-08-01 ; просмотров: 4275 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Износ основных средств (фондов) – это снижение первоначальной стоимости основных средств, в результате их изнашивания в процессе производства или вследствие старения машин, а также снижения стоимости производства в условиях роста производительности труда.
Различают два вида износа основных фондов:
Под физическим износом понимают постепенную утрату основными фондами своей первоначальной потребительской стоимости, происходящая не только в процессе функционирования, но при их бездействии (разрушение от внешних воздействий, атмосферного влияния, коррозии).
Физический износ основных фондов зависит от их качества, технического совершенства (конструкции, вида и качества материалов, качества постройки зданий и монтажа станков), особенностей технологического процесса (скорости и силы резания, подачи), времени действия (количества дней работы в году, смен в сутки, часов работы в смену), степени защиты от внешних условий, качества ухода и обслуживания, от квалификации рабочих и их отношения к основным фондам [5, c. 174].
Основные фонды, подвергаясь в процессе производства физическому износу, ежегодно теряют часть своей стоимости, равную той ее величине, которая перенесена на изготовленную в течение года продукцию.
Физический износ происходит неравномерно даже по одинаковым элементам основных фондов. Различают полный и частичный износ основных фондов. При полном износе действующие фонды ликвидируются и заменяются новыми (капитальное строительство или текущая замена изношенных основных фондов). Частичный износ возмещается путем ремонта [5, c. 174].
Физический износ основных фондов может быть исчислен отношением фактического срока службы к нормативному значению, умноженному на 100.
Находящиеся на предприятиях основные фонды подвергаются не только физическому, но и моральному износу.
Износ моральный – это утрата основными фондами своей стоимости и потребительной стоимости независимо от физического состояния вследствие появления новых, более совершенных и производительных основных фондов. Износ является материально – вещественной характеристикой состояния основных фондов [6, c.60].
Под влиянием форм морального износа основные фонды становятся отсталыми по своим техническим характеристикам и экономической эффективности.
Различаются две формы морального износа основных фондов. Первая форма возникает в результате роста производительности труда в отраслях промышленности, где они производятся, и удешевления средств труда того же вида.
Вторая форма морального износа основных фондов связана с появлением новой, более производительной и экономичной техники. Широкое применение в производстве более эффективных средств труда ведет к падению относительной полезности старых объектов, и их стоимость снижается пропорционально снижению их эффективности.
Главный путь уменьшения потерь общества от морального износа основных фондов — более полное, интенсивное использование машин и оборудования.
Моральный износ основных фондов первой и второй форм отражается в соответствующем снижении цен на единицу потребительной стоимости данного вида основных фондов, учитывается при установлении норм амортизации. Современная техническая реконструкция народного хозяйства, широкое освоение в производстве новых поколений техники ускоряют моральный износ действующего оборудования, повышают требования к своевременной замене его новым, более производительным. Этим определяется курс на интенсивную замену активной части основных фондов.
Полный моральный износ означает полное обесценение машины, когда ее дальнейшая эксплуатация становится убыточной. Устаревшую машину либо разбирают на запасные части, либо списывают в металлолом. Скрытая форма морального износа подразумевает угрозу обесценения машины вследствие того, что имеется задание на разработку новой, более производительной и экономической науки.
В современных условиях все больше приобретает учет морального износа. Появление новых, более совершенных видов оборудования с повышенной производительностью, лучшими условиями обслуживания и эксплуатации часто делает экономически целесообразным замену старых основных фондов еще до их физического износа [5, c.176].
Несвоевременная замена морального устаревшей техники приводит к тому, что на ней производится более дорогая и худшего качества продукция по сравнению с изготовляемой на более совершенных машинах и оборудовании, а это совершенно недопустимо в условиях рыночной конкуренции.
И физический и моральный износ ведет к потери стоимости. Поэтому каждому предприятию следует обеспечить накапливание средств (источников), необходимых для приобретения и восстановления окончательно износившихся основных средств. Основные фонды поддерживаются в рабочем состоянии за счет частичного обновления и ремонтов (простое воспроизводство основных фондов).
Существуют различные формы простого и расширенного воспроизводства основных фондов. Формы простого воспроизводства – замена устаревшего средства труда и капитальный ремонт. К формам расширенного воспроизводства основных фондов относятся новое строительство, расширение действующих предприятий, их реконструкция и техническое перевооружение, модернизация оборудования.
Формой расширенного воспроизводства основных фондов является и модернизация оборудования, под которой понимается его обновление с целью полного и частичного устранения морального износа второй формы и повышения технико – экономических характеристик до уровня аналогичного оборудования более совершенных конструкций.
Существует три пути снижения износа:
1.Своевременный ремонт, соблюдение правил эксплуатации, диагностика;
2.Замена устаревшего оборудования на новое, более современное оборудование;
3.Модернизация существующих основных фондов (частично).
Модернизация оборудования приводиться по нескольким направлениям:
1.Усовершенствование конструкций действующих машин, повышающее их режимные характеристики и технические возможности;
2.механизация и автоматизация станков и механизмов, позволяющие увеличить производительность труда;
3.перевод оборудования на программное обеспечение.
Модернизация оборудования экономически очень эффективна, если в результате ее проведения возрастает годовой объем производства, увеличивается производительность труда и снижается себестоимость продукции.
Виды и показатели амортизации
Износ и амортизация – не тождественные понятия. Мерой потребления основного капитала предприятия выступает износ, денежным выражением которого являются амортизационные отчисления, представляющие собой часть стоимости основного капитала, переносимую на готовый продукт в каждом производственном цикле.
Амортизация – это денежное возмещение износа основных фондов путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции. Следовательно, амортизация есть денежное выражение физического морального износа основных фондов.
Амортизация в торговле и общественном питании – это плановое погашение стоимости основных фондов (по мере их износа). Она может не совпадать с размером износа в отдельные период, так как основные фонды изнашиваются неравномерно, а амортизация начисляется равными долями в течение года.
Роль амортизации – это накопление средств, для замены основных фондов к тому моменту, когда они выйдут из строя. Амортизационные отчисления осуществляются систематически (ежемесячно) и включаются в цену реализуемых товаров и услуг, в то время как натуральное возмещение основных фондов происходит лишь по окончании эксплуатации основных фондов [6, c. 60].
Амортизация решает следующие основные задачи такие как:
1.Позволяет определить совокупные общественные издержки производства. В этой роли амортизация необходима для исчисления объема и выявления динамики валового внутреннего продукта страны;
2.характеризуется в обобщенной форме степень износа основных фондов, что необходимо для планирования процесса их воспроизводства;
3. создает денежный фонд для замены износившихся средств труда и их капитального ремонта.
Амортизация бывает направлена как в прошлое (благодаря ей исчисляется себестоимость продукции и степень износа основных фондов), так и в будущее (создает фонд замещения). Первая ее сторона – расчетная, пассивная, вторая – активная, влияющая на процесс воспроизводства материально технической базы.
Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» амортизация объектов основных средств начисляется одним из следующих способов : линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме числе лет срока полезного использования [4, c.512].
В налоговом учете эти основные средства не амортизируются только при определенных условиях. Так, объекты лесного или дорожного хозяйства не амортизируются, если построены за счет бюджетных средств. Основные средства некоммерческих организаций – приобретенные за счет целевых поступлений и используемые для некоммерческой деятельности. Продуктивный скот не амортизируется, за исключением рабочего скота. А по объектам жилищного фонда, которые используются для извлечения дохода, амортизация начисляется.
Методы начисления амортизации делятся на два основных способа – линейный и нелинейный. При этом к пассивной части основных фондов может применяться только линейный метод. Предприятие выбирает конкретный метод начисления амортизации для активной части основных фондов, после чего оно не может его менять в течение всего периода начисления амортизации.
Начисление амортизации предполагает определение трех параметров:
1.Срок амортизации (Та);
2.Норма амортизации (На);
3.Сумма амортизации (Ам).
Срок амортизации определяется временем полезного использования основных фондов, с учетом их физического и морального износа. Этот срок может быть определен по техническому паспорту средства труда, а также на основе нормативных документов.
Налоговый кодекс РФ, глава 25, статья 2258 «Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)». Амортизируемое имущество распределяется по амортизационными группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Амортизируемое имущество объединяется в 10 групп по срокам полезного использования: первая группа – со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно, вторая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно и т.д., десятая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет [1, c.355].
Предприятие, определив принадлежность основных фондов к той или иной группе, конкретизирует срок амортизации внутри соответствующего временного интервала с точностью до месяца, согласует с финансовыми органами и не имеет права в дальнейшем изменять этот срок. Срок амортизации по нематериальным активам определяется исходя из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством. Если срок полезного использования нематериальных активов невозможно определить, то принимается срок амортизации (Та ) 10 лет.
Норма амортизации – это установленный в процентах от балансовой стоимости размер амортизации за определенный период по конкретному виду основных фондов. Она определяет объем ресурсов, необходимых для восстановления изношенной части основных фондов. С помощью норм амортизации регулируется скорость оборота основных фондов. Через нормы амортизации и их дифференциацию по группам основных фондов осуществляется техническая и производственная политика на предприятии.
Норма амортизации определяется в процентах к стоимости основных фондов (при линейном методе – к полной стоимости) по формуле:
* 100 % , (2)
где Та – срок амортизации.
Списание производится в течение всего срока амортизации (применительно к активной части).
Годовая сумма амортизации в рублях рассчитывается по формуле:
, (3)
где Фполн – полная стоимость основных фондов, руб.
Аг = (4)
Выше приведенные формулы описывают линейный (равномерный) метод начисления амортизации.
Достоинства этого метода :
1.простота и высокая точность расчетов;
2.пропорциональность включения суммы амортизации в затратах;
3.стабильность и равномерность поступления суммы амортизации в амортизационный фонд.
1.неверно отражает степень износа;
2.не всегда достигается необходимая концентрация ресурсов, позволяющая реагировать на моральный износ.
Методы начисления амортизации
Основополагающая характеристика объекта основных средств при определении сумм амортизационных отчислений – срок полезного использования.
В России, согласно упомянутому Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, используются применяемые в международной практике бухгалтерского учета четыре способа для определений амортизационных отчислений.
Выбранный способ амортизации объекта (или группы объектов) не должен меняться в течение всего срока полезного использования. В противном случае финансовые результаты работы предприятия в конкретном периоде могут быть искажены.
Амортизацию объектов основных средств разрешено производить одним из следующих методов начисления:
3.метод ускоренной амортизации;
4.метод уменьшаемого остатка;
5.метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
6.метод списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
При линейном методе годовая сумма начисления амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной в зависимости от срока полезного использования этого объекта или группы объектов. Срок полезного использования определяется предприятием самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества на основании классификации основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Нелинейный метод в принципе может быть основан на прогрессивной шкале, предполагающей увеличение сумм начисленной амортизации по годам эксплуатации основных фондов (сторонники этого подхода считают, что именно такой способ в большей мере соответствует реальному износу основных фондов), или на регрессивной шкале, основанной на том, что суммы начислений уменьшаются с каждым последующим годом эксплуатации.
Метод ускоренной амортизации позволяет быстрее накопить средства на воспроизводство основных средств, с целью их быстрейшего обновления, с учетом их морального износа.
Существует несколько разновидностей нелинейного метода. Налоговым кодексом РФ гл.25 разрешен метод уменьшаемого остатка. В соответствие с ним устанавливается удвоенная норма амортизации, по сравнению с линейным методом.
Способ уменьшаемого остатка для определения срока полезного использования устанавливают в том случае, когда эффективность использования объекта основных средств, с каждым последующим годом уменьшается.
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией (пункт 19 ПБУ 6/01).
Норма амортизации определяется по формуле:
, (5)
где На – норма амортизации.
Годовая амортизация определяется по формуле:
, (6)
Где Фост – остаточная стоимость основного средства, руб.
При данном способе годовая норма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет, срока полезного использования объекта.
Сумма амортизации в данном методе устанавливается исходя из полной стоимости основного средства:
, (7)
При методе начисления амортизации пропорционально объему выполненных работ в отчетном периоде начисление амортизации производится исходя из показателей натурального или условно-натурального объема продукции и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного о использования данного объекта основных средств.
По некоторым видам основных средств осуществляется начисление амортизации пропорционально объему выполненных работ. Это касается тех видов машин и оборудования, которые имеют определенный ресурс полезного использования (например, автомобили рассчитаны на определенный пробег).
Срок амортизации не определяется, все подсчитывают по фактической работе. Вместо нормы амортизации используют амортизацию удельную:
, (8)
где Qнорм – норма использования основного средства.
, (9)
где Qфакт – предполагаемый объем выполненных работ.
С момента начала эксплуатации машины и оборудование подвергаются износу, который нарастает с увеличением срока эксплуатации объектов и приводит к потере ими части своей полезности, и, как следствие, определенной части стоимости.
Иными словами, износ — потеря стоимости (обесценение) собственности в процессе эксплуатации под действием различных факторов устаревания и природно-временного воздействия.
Причины износа могут относиться либо к самому объекту, либо к ближайшему окружению этого объекта (появлению более совершенных и конкурентоспособных аналогов, появлению новых технологий или изменениям в технологической цепочке, в которую включен объект), либо в областях, не имеющих непосредственного отношения к объекту, то есть внешних по отношению к нему.
В качестве основных факторов обесценения (устаревания) обычно рассматриваются физический, функциональный и внешний износ.
Физический износ — ухудшение первоначальных технико-экономических свойств, обусловленное естественным изнашиванием конкретного объекта в процессе эксплуатации и под воздействием различных природных факторов. Другими словами, это износ материалов, из которых создан объект, потеря его первоначальных качеств, постепенное разрушение конструкций и т.д.
Функциональный износ — обесценение объекта в результате несоответствия его параметров и (или) характеристик оптимальному технико-экономическому уровню. Причиной функционального устаревания может быть как недостаток в оптимальной полезности, так и ее неиспользуемый избыток.
В качестве примера функционального устаревания можно рассматривать излишек производственных мощностей, конструктивную избыточность или недостаточность, большие затраты на вспомогательное производство и т.д.
Внешний (экономический) износ — обесценение собственности, обусловленное влиянием внешних факторов, а именно: изменение в оптимальном использовании, законодательные нововведения, изменение соотношения спроса и предложения, ухудшение качества сырья, квалификации рабочей силы и т.д.
Внешний износ почти всегда считается неустранимым, поскольку величина потенциальных затрат на ликвидацию внешних элементов, вызвавших это устаревание, всегда, за редким исключением, превышает добавленную к собственности стоимость.
Поскольку любой объект может подвергаться одновременно разным видам износа, то при оценке учитывается совокупный износ.
Расчет совокупного износа предполагает определенный порядок оценки обесценивания. Обычно он имеет следующий вид: текущая стоимость минус физический износ, функциональный износ и внешний износ. Это — общепринятая последовательность вычитания этих различных элементов обесценивания из текущей стоимости. Логика последовательности получена из нормального жизненного цикла актива. Когда актив новый, оценка равна цене, по которой он фактически продается.
Наличие желания покупателя и желания продавца подразумевает предположение, что покупка этого актива экономически оправдана (т.е. имеется деловая потребность определенного вида). Как только активы покидают завод-изготовитель, они начинают обесцениваться. Обычно первым элементом обесценивания является физический износ, так как актив будет введен в эксплуатацию и использоваться по назначению. Поскольку актив продолжает эксплуатироваться, появляются два элемента ухудшения — исправимый и неисправимый износ. Исправимый износ проявляется в форме обычного ремонта, а неисправимый проявляется в таких формах, как усталость металла. Физический износ — единственный элемент обесценивания, который действует до того, пока какое-нибудь событие на рынке или в окружающей среде не вызывает функциональный или внешний износ.
Обычно изготовитель улучшает изделие постепенно через какое-то время, и, когда изготовитель объявляет о "новой и улучшенной" версии машины, появляется новый вид устаревания существующего актива. Обычно новая версия — результат некоторых технологических усовершенствований, вызывающих некоторое функциональное устаревание. При существенных изменениях в технологии функциональное устаревание становится значительным. В этот момент актив эксплуатируется, испытывает физический износ, и к нему теперь добавляется некоторый функциональный износ. По прошествию времени, внешние факторы типа уменьшенной доходности в промышленности, увеличении конкуренции, импорта иностранных товаров, сдвиги в потребностях рынка или законах и т.д. ведут к внешнему устареванию. Это обычно последний элемент обесценивания, воздействующий на актив.
Это нормальная последовательность обесценивания при использовании затратного подхода. Последовательность может измениться при определенных обстоятельствах. Важно, чтобы при использовании затратного подхода оценщик стремился выделять различные виды износа и удостоверяться в отсутствии дублирования обесценивания.
Совокупный износ объекта оценки определяется как сумма потерь стоимости под действием всех факторов устаревания (износа). Коэффициент годности, учитывающий обесценение от совокупного износа определяется по формуле:
Кв — коэффициент внешнего (экономического) износа.
Физический износ представляет собой естественный процесс ухудшения характеристик оборудования во время его эксплуатации под воздействием многих факторов, таких как: трение, коррозия, старение материалов, вибрация, флуктуации температуры и влажности, качество обслуживания и др.
Рост физического износа приводит к увеличению вероятности аварийных отказов оборудования и к снижению качественных характеристик выпускаемой с помощью этого оборудования продукции, что ведет к уменьшению остаточного срока службы всего изделия или некоторых его узлов и деталей.
Различают следующие виды физического износа:
1) механический износ, результатом которого является снижение точности (отклонение от параллельности и цилиндричности);
абразивный износ — появление царапин и задиров на сопрягаемых поверхностях;
смятие, вызывающее отклонение от плоскостности;
усталостный износ, ведущий к появлению трещин, излому деталей;
заедание, которое проявляется в прилипании сопрягаемых поверхностей;
коррозионный износ, проявляющийся в окислении изнашиваемой поверхности. По причине, вызвавшей износ, физический износ бывает первого рода и второго рода.
Физическом износом первого рода называется износ, накопившийся в результате нормальной эксплуатации.
Физическим износом второго рода называется износ, возникающий вследствие стихийных бедствий, аварий, нарушений норм эксплуатации и т.д. По времени протекания различают износ непрерывный и аварийный. Непрерывным износом называется постепенное снижение технико-экономических показателей объекта при правильной, но длительной его эксплуатации. Один из видов непрерывного износа -механический износ узлов и деталей, влияющий в основном на движущиеся части машин и механизмов.
Аварийным износом называется быстрый по времени износ, достигающий таких размеров, что дальнейшая эксплуатация объекта становится невозможной, например, пробой кабеля. По характеру протекания аварийный износ действительно моментальный, но по сути он является следствием непрерывного скрытого износа.
Аварийный износ по внешним причинам связан с ошибками персонала, резкими скачками питающих напряжений, несоответствием между требуемыми и имеющимися расходными материалами. Например, у двигателей внутреннего сгорания, рассчитанных на низкооктановое топливо, при применении высокооктановых бензинов быстро прогорают клапана, то есть наступает аварийный износ.
Скрытым износом называется износ, который непосредственно не влияет на технические параметры оборудования, но увеличивает вероятность аварийного износа.
По степени и характеру распространения различают глобальный и локальный виды износа.
Глобальным износом называется износ, распространяющийся на весь объект в целом.
Локальным износом называется износ, в разной степени поражающий различные узлы и детали объекта.
По технической возможности и экономической целесообразности восстановления утраченных потребительских свойств физический износ бывает устранимым и неустранимым.
Устранимый износ — износ, устранение которого физически возможно и экономически оправдано, т.е. износ, допускающий ремонт и восстановление объекта с технической точки зрения и оправданный с точки зрения экономической.
Неустранимый износ, т.е. износ, который невозможно устранить из-за конструктивных особенностей объекта или нецелесообразно устранять по экономическим соображениям, так как расходы на устранение (ремонт оборудования или замену деталей или узлов) превышают прирост стоимости соответствующего объекта.
По форме проявления физический износ бывает техническим и конструктивным. Техническим износом называется снижение фактических значений технико-экономических параметров объекта по сравнению с нормативными, паспортными данными. Конструктивным называется износ, под которым понимается ухудшение защитных свойств внешних покрытий.
Другим проявлением износа служит увеличение издержек на изготовление продукции в части материалов, энергии, а также расходов на техобслуживание и ремонт, значительно превышающих средний уровень затрат для аналогичного нового оборудования. Иногда с увеличением физического износа увеличения издержек не происходит и затраты остаются ниже среднего уровня. Подобная ситуация может указывать на наличие отложенного ремонта и увеличение скрытого износа.
Величина физического износа объекта в процессе эксплуатации зависит от множества факторов:
степени загрузки объекта, продолжительности работы, интенсивности использования;
качества объекта — совершенства конструкции, качества материалов и т. д.;
особенностей технологического процесса, степени защиты объекта от внешней среды;
условий эксплуатации — наличия пыли и абразивных загрязнений, повышенной влажности и т. д.;
квалификации обслуживающего персонала.
В результате физического износа снижается производительность машин и оборудования. Это вызвано в первую очередь увеличением простоев, вызванных ремонтом и обслуживанием, уменьшающих полезный фонд рабочего времени. Кроме того, износ машины с некоторого момента времени начинает сказываться и на ряде технических параметров, что также снижает выработку. Например, у металлорежущего оборудования падает точность обработки, в результате требуются более частые проверки и наладки, увеличивается выход бракованной продукции. По статистике производительность падает до 25% за 10 лет эксплуатации. У транспортных средств снижается мощность двигателя и, соответственно, грузоподъемность и скорость.
Величина физического износа зависит от срока службы и ресурса. Срок службы измеряется календарной продолжительностью эксплуатации машин и оборудования до наступления предельного состояния, а ресурс — наработкой. Для разных видов техники установлены нормативные сроки службы. Однако реальные сроки службы машин и оборудования сильно варьируются, как отмечалось выше, из-за воздействия многих факторов: интенсивности и режима эксплуатации, наличия пиковых нагрузок, качества и периодичности технического обслуживания и ремонтов, состояния окружающей среды и т.д.
Оборудование с износом до 5% условно можно отнести к новому, т.к. в таком состоянии у него еще нет видимых дефектов и практически не изменены технические параметры. Со временем технические параметры начинают заметно ухудшаться, накапливаются видимые дефекты.
При переходе в стадию предельного износа изделие не способно выполнять целый ряд функций и в любой момент может полностью выйти из строя. В нормативно-технической документации для каждого вида машин и оборудования указывается критерий предельного состояния. Характерной особенностью данной стадии является экономическая нецелесообразность ремонта изделия в случае его выхода из строя. Эта стадия отсутствует у целого ряда изделий, которые эксплуатируются по ресурсу, например, ядерный реактор демонтируют, не доводя до предельного состояния, самолет и тепловоз выводят из эксплуатации и т.д.
Работоспособное состояние любой, даже очень старой машины, можно восстановить, поэтому такие машины можно эксплуатировать значительно дольше срока их экономической жизни, заменяя выходящие из строя детали и узлы новыми.
В какой-то момент времени машина ломается и больше не может выполнять своих функций, ее стоимость резко падает до некоторого уровня — стоимости ликвидации.
В оценочной практике принято разделять прямые и косвенные методы определения величины физического износа.
Прямые методы определения физического износа основаны на осмотре объектов оценки, испытании в различных режимах работы, измерении параметров и характеристик, оценке реального износа важнейших узлов, выявлении и оценке внешних и внутренних дефектов и потери товарной стоимости. При прямом определении износа производятся различные испытания его технических параметров, при этом могут измеряться как все значимые параметры функционирования изделия, так и только основные. Например, при испытаниях станков измеряются такие параметры, как минимальная и максимальная скорость оборотов шпинделя, максимальная мощность, расход электроэнергии, сила вибрации различных узлов при различных степенях загрузки, электрическое сопротивление силовых кабелей, а также измеряются все параметры изготовленного на данном станке тестового изделия.
В оценочной практике прямые методы определения физического износа применяются крайне редко.
Косвенные методы определения физического износа основаны на осмотре объектов и изучении условий их эксплуатации, данных о ремонтах и денежных вложениях для поддержания их в рабочем состоянии. Можно выделить следующие косвенные методы определения физического износа машин и оборудования:
метод эффективного возраста (метод срока жизни);
экспертный анализ физического состояния;
метод потери прибыльности;
метод потери производительности.
Метод эффективного возраста (метод срока службы)
Это наиболее распространенный метод определения физического износа наряду с методом экспертного анализа физического состояния.
Как уже указывалось выше, реальные сроки службы машин и оборудования могут отличаться от нормативных из-за различных факторов: интенсивности работы и режима эксплуатации, качества и периодичности технического обслуживания и ремонта, состояния окружающей среды и т. д.
При использовании метода эффективного возраста применяются следующие термины и определения:
Срок службы (срок экономической жизни Тн) — период времени от даты установки до даты изъятия объекта из эксплуатации (или полный ресурс наработки).
Хронологический (фактический) возраст Т — количество лет, прошедших со времени создания объекта (или наработка).
Остающийся срок службы То — предполагаемое количество лет до изъятия объекта из эксплуатации (или предполагаемая оставшаяся наработка).
Эффективный возраст Тэ — разница между сроком службы и остающимся сроком службы (или величина наработки объекта за прошедшие годы).
Нормируемые отраслевыми стандартами для различных групп оборудования и механизмов сроки службы указывают на допустимое время эксплуатации оборудования без ощутимого изменения качества выполнения машинами своих функций. Иногда для определения срока службы используются «Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990г. №1072. При этом полагается, что условия эксплуатации будут соответствовать рекомендованным изготовителями техники, а ремонтные и регламентные работы будут производиться в срок и качественно. Следует отметить, что при оценке рыночной стоимости машин и оборудования срок службы оборудования является обычно только ориентиром для оценщика.
Сроки службы машин и оборудования имеют для оценщиков собственности только рекомендательный характер, поскольку отражают их возможности для среднестатистических условий эксплуатации. В каждом конкретном случае определения остающегося срока службы оборудования следует учитывать реально существующий на момент оценки физический износ.
Коэффициент физического износа для объектов с различным фактическим возрастом определяется по-разному.
1) Для сравнительно нового оборудования при нормальных условиях эксплуатации коэффициент физического износа определяется по формуле:
Следует учитывать, что изготовленная и временно неэксплуатируемая машина, даже находясь на складе в условиях тщательной консервации, имеет частичное ухудшение технических характеристик, а, следовательно, и потери стоимости. В этом случае стоимость оборудования на момент начала эксплуатации может ощутимо отличаться от стоимости нового оборудования, и это следует учитывать при оценке стоимости.
Так, например, реэкспортные автомашины марки ВАЗ, поставляемые на внутренний рынок Украины из-за низкого спроса за рубежом, имеют потерю рыночной стоимости от 10 до 30%. А у этих автомашин, так же как и у изготовленных только что, нулевой срок эксплуатации. Потеря рыночной стоимости происходит из-за того, что за интервал времени от момента изготовления до момента продажи реэкспортная автомашина претерпела износ как физический (по следующим причинам: усталостные процессы в материалах, окисление и адсорбция смазочных материалов, коррозия, потеря эластичности резиновых и пластмассовых уплотнителей и шлангов, старение лакокрасочных покрытий и электроизоляционных материалов и т.п.), так и функциональный.
3)Для более старого, сложного оборудования, а также оборудования, проработавшего больше срока его экономической жизни и продолжающего ещё работать коэффициент физического износа определяется следующим образом:
4)Срок службы оборудования значительно увеличивается за счет ремонтов, при которых происходит замена устаревших и износившихся узлов механизмов на новые и восстановление сопряжений в узлах трения. Особенно значимо это проявляется при капитальных ремонтах оборудования, когда заменяются основные узлы оборудования и восстанавливаются основные свойства наиболее важных частей машин.
Если объект подвергался капитальному ремонту, коэффициент его физического износа определяется следующим образом:
(5.18)
Эффективный возраст объекта в данном случае — это средневзвешенный хронологический возраст его частей. Эффективный возраст может определяться также путем взвешивания инвестиций в объект (затрат на ремонт в денежном выражении).
Пример. Задача состоит в том, чтобы определить эффективный возраст оборудования, оцениваемого в 2001 году. Мы знаем первоначальную стоимость и дату приобретения. Известно, что оборудование было приобретено новым в 1991, а в 1994 и 1996 годах были выполнены текущие ремонты. Капитальный ремонт был произведен в 1999 году с заменой некоторых агрегатов.
На первом шаге необходимо выработать соответствующую основу для сравнения, которой в этом случае является накопленная первоначальная стоимость. Она определяется путем применения соответствующего индекса стоимости (для данного примера принят равным 10% в год) к первоначальной стоимости для каждого года: