Содержание
Хомут
Хомут, -а, мужской род
1. Часть упряжи — надеваемый на шею лошади округлый деревянный остов с мягким валиком на внутренней стороне. Надеть на себя или повесить себе на шею х. (переносное значение : о какой-нибудь обузе; разговорное). Был бы х., а шея найдётся (поел.).
2. При-1 способление кольцевой формы для скрепления, соединения чего-нибудь, скоба (специальное).
прилагательное хомутный, -ая, -ое (к 1 зиач.).
(Слово "Хомут" может использоваться сокращённо в тексте как "Х." или "х.")
Хомут — как пишется слово, постановка ударения
правописание или как правильно написать слово, ударные и безударные гласные в нем, различные формы слова "Хомут"
Слово хомут английскими буквами(транслитом) — khomut
Слово хомут состоит из 5 букв: м о т у х
Значения слова хомут. Что такое хомут?
Хомут, основная часть конской упряжи. При дуговой запряжке с помощью гужей к Х. крепят оглобли, при дышловой — к ушкам Х. пристёгивают постромки. Стандартный Х. состоит из двух деревянных клещей, внутренней стороны которых (хомутина)…
Хому́т является важной составной частью конской упряжи. Он используется для распределения нагрузки на шею и плечи лошади и передачи усилия по перемещению того или иного сельскохозяйственного орудия, например, сохи, плуга, бороны или повозки.
Хомут одна из главных частей упряжи, надевается через голову на шею лошади и должен плотно прилегать к ее сторонам и плечам; посредством X., к которому прикрепляются постромки или оглобли, соединяющие лошадь с повозкой…
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907
Хомут — река в Республике Саха (Якутия), правый приток Индигирки. Протяженность реки составляет около 88 км. Площадь её бассейна насчитывает 618 км². Питание дождевое, снеговое, и налёдное. Замерзает в октябре, вскрывается в конце мая — начале июня.
ХОМУТ РЕССОРЫ закрытая стальная скоба, стягивающая листы рессоры в одно целое. X. р. надевается в горячем состоянии и затем обжимается. Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство.
Технический железнодорожный словарь. — 1941
Хо́мутов (чеш. Chomutov, нем. Komotau) — город в Чехии, на территории Устецкого края. Административный центр района Хомутов. Железнодорожный узел. Добыча угля (город расположен в пределах Северо-Чешского буроугольного бассейна).
Хомутов (Chomutov), город в Чехословакии, в Чешской Социалистической Республике, в Северо-Чешской области 44 тыс. жителей (i974). Ж.-д. узел. Промышленный центр в пределах Северо-Чешского буроугольного бассейна.
Хомутов (чеш. Okres Chomutov) — один из семи районов Устецкого края Чешской Республики. Административный центр — город Хомутов. Площадь — 935,30 кв. км., население составлает 129 136 человек.
Хомут для Маркиза
«Хомут для Маркиза» — художественный фильм режиссёра Ильи Фрэза 1977 года. Фильм снят по мотивам повести Николая Атарова «А я люблю лошадь. ». Драматическая зарисовка из жизни десятилетнего Родиона.
«ХОМУТ ДЛЯ МАРКИЗА», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1977, цв., 75 мин. Социально-психологическая драма. По повести Н.Атарова «А я люблю лошадь». «Мой новый герой Игнат Костыря — человек, попавший в ловушку…
ХОМУТОВ Радий Михайлович
Хомутов, Радий Михайлович (р. 2.VII.1929). Сов. химик-органик, чл.-кор. АН СССР (с 1981). Р. в Москве. Окончил Московский ун-т (1952). Работал там же, в 1956—1959 в Ин-те фармакологии и химиотерапии АМН СССР…
Большая биографическая энциклопедия. — 2009
ХОМУТОВ Радий Михайлович (р. 1929) — российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1981). Основные труды по химии и биохимии биологически активных веществ и химическим механизмам ферментативного катализа.
Большой энциклопедический словарь
Хомутов Михаил Григорьевич
Михаи́л Григо́рьевич Хомуто́в (1795—1864) — русский генерал, наказной атаман Донского казачьего войска. Родился 4 июля 1795 г. в селе Нижний Белоомут, недалеко от города Зарайска.
Хомутов (Михаил Григорьевич, 1795 — 1864) — генерал-адъютант, генерал от кавалерии. По окончании курса в пажеском корпусе участвовал во всех главнейших сражениях 1812 — 1813 гг. и в турецкой кампании 1828 — 1829 гг.
Русский биографический словарь. — 1896-1918
Хомутов Михаил Григорьевич (1795—1864) — генерал-адъютант, генерал от кавалерии. По окончании курса в Пажеском корпусе участвовал во всех главнейших сражениях 1812—13 гг. и в Турецкой кампании 1828—29 гг.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907
Хомутов, Андрей Валентинович
ХОМУТОВ Андрей Валентинович, 21.4.1961, СССР/Россия, змс, нападающий. В 1980—1990 — в ЦСКА. В чемпионатах СССР — 421 матч, 197 голов. Чемпион СССР 1981—1989, второй призер 1990. Обладатель Кубка СССР 1988.
Андрей Валентинович Хомутов (21 апреля 1961, Ярославль, РСФСР, СССР) — советский и российский хоккеист. Заслуженный мастер спорта СССР (1982). Начинал заниматься хоккеем в Ярославле.
ХОМУТОВ Андрей Валентинович. Россия, хоккей. (р. 21.04.1961, Ярославль). Выступал в 1980—1990 за ЦСКА (Москва), в 1990—1999 — "Фрибур" (Швейцария), нападающий.
Хомутов, Олег Константинович
Олег Константинович Хомутов (25 октября 1934, Усолье Пермской области — 23 ноября 1997, Москва) — парашютист-испытатель, Герой Советского Союза (1971), лейтенант. Детство прошло Ленинградской (Бокситогорск, Сланцы) и Новгородской (Пестово) областях.
Хомутов, Олег Константинович (25.10.1934—23.11.1997) — парашютист-испытатель, Герой Советского Союза (1971), лейтенант. Во время учебы в МАИ занимался парашютным спортом. С 1960 г. на испытательной работе в НИИ авиационных устройств.
Большая биографическая энциклопедия. — 2009
Морфемно-орфографический словарь. — 2002
Содержание
ХОМУТЫ В АВТОМОБИЛЕ
Хомутами в современном автомобиле герметизируют шланги и чехлы шарниров, соединяют и закрепляют трубопроводы, электрические жгуты и многое другое.
Хомуты представляют собой стяжные устройства, натяжение которых, как правило, обеспечивается с помощью специального механизма. Их часто классифицируют по:
виду стяжки — проволочные, ленточные, разъемные, неразъемные;
типу натяжного механизма 1 — шплинтовые, винтовые, червячные.
По назначению хомуты бывают герметизирующими, крепежными и специальными.
Хомуты для герметизации
Трубопроводные хомуты предназначены для соединений гибких шлангов с различными штуцерами или патрубками. По конструкции замка их делят на три основные группы.
Шплинтовые 2 — в их замке используют шплинт. На него при вращении наматывается металлическая лента, обеспечивая затяжку и достаточно равномерный обжим соединения. Технология производства ленты не предусматривает закругления ее краев, что не исключает возможность повреждения шланга. Эта конструкция считается устаревшей, поскольку такие хомуты сложно ставить и снимать. В продаже шплинтовые хомуты практически не встречаются, но благодаря низкой стоимости они еще используются некоторыми отечественными автозаводами.
Винтовые имеют в замке винт с обычной крепежной метрической резьбой, вставленный в отверстия ушек стяжки, и гайку.
Сильно затянуть такой хомут невозможно, поскольку ушки изгибаются 3 . В основном их используют для тонкостенных резиновых шлангов диаметром до 20 мм.
В винтовых хомутах в качестве стяжки может использоваться лента или проволока. Проволочные применяют в основном для толстостенных шлангов.
Недостаток таких хомутов — вероятность ослабления под действием вибрации из-за незначительности сил трения в резьбе винта.
Червячные снабжены винтом с червячной резьбой, а на ленте выполнены просечки или выступы с соответствующим шагом. При вращении такого винта происходит перемещение ленты и затягивание соединения. Его шестигранная головка “под ключ” (6, 7 или 8 мм) имеет прорези для шлицевой и (или) крестовой отвертки, что позволяет в труднодоступных местах работать разным инструментом. Ленты червячного хомута выполняются:
со сквозными просечками, обладает не очень высокой прочностью и может порваться при монтаже. Через просечки ленты продавливается резина шланга, а при сильной затяжке она повреждается;
без сквозных просечек, с двухсторонними выступами, выдавленными наружу и внутрь. При одинаковых размерах с просечной обладает большей прочностью, но также может быть причиной повреждения шланга;
без сквозных просечек с односторонними выступами только наружу и гладкой внутренней поверхностью. Наиболее совершенна, так как почти не “травмирует” резину патрубка и имеет высокую прочность.
Выпускаются универсальные наборы, включающие в себя длинную ленту с накаткой и замки, чтобы можно было самостоятельно изготавливать хомуты нужного размера.
Крепежные хомуты
Бывают металлическими, металлорезиновыми и пластмассовыми. Имеют различные размеры и конфигурацию, могут быть разъемными и неразъемными.
Резиновый вкладыш в металлическом хомуте препятствует перетиранию фиксируемых деталей, гасит колебания и обеспечивает дополнительную изоляцию электрических проводов.
Пластиковые хомуты — “ремешки” различаются размерами, формой и цветом. Используются для соединения электрических проводов в жгут или для их крепления к кузову. В автомобиле применяют в основном одноразовые хомуты из полиэтилена.
Специальные хомуты
Хомуты для пыльников шарниров равных угловых скоростей отличаются конструкцией замка от червячных и винтовых хомутов. Они не имеют выступающих частей, так как во время движения автомобиля за замок или конец ленты может зацепиться посторонний предмет и нанести повреждения чехлу. В связи с этим используют хомуты двух типов:
“зажимные” — замок стягивают и фиксируют с помощью специальных или универсальных клещей. Такие хомуты имеют определенный диаметр для установки;
с шариковым замком и лентой, затягиваемой вручную, более универсальные, так как могут устанавливаться на различные посадочные диаметры.
Хомуты для выпускных трубопроводов
имеют конструкцию в зависимости от устройства стыков труб системы выпуска:
с U-образной резьбовой шпилькой (так называемый хомут-стремянка) — наиболее простой по конструкции и дешевый. Не требует разъединения труб при установке. Фиксирует телескопическое соединение труб (внахлест), наружная труба должна иметь разрезы.
с разрезной скобой (“неразъемный хомут”) требует для установки разъединения труб. Фиксирует телескопическое соединение труб (внахлест), наружная труба должна иметь разрезы. Такой хомут обеспечивает лучшую герметичность, чем предыдущий.
разъемный хомут с двумя скобами и внутренним опорным кольцом используют для раструбного соединения труб (встык). Такие хомуты компенсируют перекосы соединяемых деталей и исключают их пригорание благодаря двухсторонней конусности наружной поверхности опорного кольца.
Рекомендации
При выборе хомутов осмотрите их внимательно — не должно быть заусенцев, острых краев ленты, механических повреждений резьбы замка и других деталей. На всех качественных изделиях (кроме некоторых специальных) указаны диаметр или диапазон размеров, для которых они предназначены, и товарный знак производителя. В продаже есть хомуты специализированных фирм, но встречается дешевый “безымянный” ширпотреб — его лучше не покупать.
Уточните способ установки, тип применяемого инструмента и величину усилия затягивания, рекомендуемую производителем. В последнее время некоторые фирмы стали наносить ее непосредственно на хомут.
При установке не следует стремиться к тому, чтобы затянуть хомут как можно сильнее. Это приводит к повреждению хомута и соединяемых деталей. Кроме того, напряжение, возникшее при перетяжке, впоследствии провоцирует появление трещин.
Для ответственных соединений лучше использовать хомуты с гладкой внутренней поверхностью ленты — они не повреждают шланг.
Примечания
1 — Особое место занимают пружинящие хомуты с ушками для разжима при установке и снятии. Они не имеют специального замка и предназначены для относительно тонких, в основном топливных шлангов. Пружинящие хомуты обеспечивают быстрый монтаж и входят в заводскую комплектацию некоторых иномарок.
В основном применяются для системы охлаждения двигателя. Там где особенно важно компенсировать тепловые расширения. В топливных шлангов применение этих хомутов не требуется и они могут быть установлены по желанию. Качественные пружинные хомуты дороже качественных червячных.
2 — Шплинтовые хомуты часто называют ленточными.
3 — Винтовые силовые (специальные) отличаются тем, что имеют цилиндрические ушки, не отгибающиеся при приложении значительного натяжного усилия.
в подготовке материала принимали участие специалисты “ПКФ “Автохомут”.