Где взять опоку для литья

  1. Грубая поверхность отливки, тёмный цвет, трудности с отбеливанием.
    • низкая температура расплава;
    • грязный металл.
    • Вспыхивание.
      • Слишком быстро происходит процесс накрывания и давления;
      • Влажность в опоке;
      • Прогрев слишком быстро.
      • Отливка не целая, отлились только фрагменты.
        • Процесс проходит слишком быстро;
        • Присутствие влажности;
        • Недостаточно металла;
        • Температура слишком низкая.
        • Слишком много металла.
        • Металл пористый, раковины.
          • Буры слишком много;
          • Металл не чистый;
          • Температура слишком высокая;
          • Присутствие влаги.

          1. После выбора необходимой ювелирной опоки из каталогов компании Ювелин, учитывайте что вес в каталоге указан с технологическим запасом.


          рис. Установите опоку воронкой вверх на подставку из огнеупорного материала.

          2. Проверьте аппарат для плавки и топливо в нём. Убедитесь что прессовочная смесь нормальной влажности и однородная.


          рис. Нормальная вязкость пасты соответствует вязкости пластелина.

          3. Поместите необходимое количество металла в опоку, настройте пламя, прогрейте опоку со всех сторон (для больших моделей можно использовать две горелки или предварительно прогреть опоку на газовой плите).

          Затем направьте пламя на металл и нагревайте его до нужной температуры (до жидкого состояния). Для получения более качественного расплава, добавьте 1-2 крупинки буры.

          4. Когда металл окончательно расплавился, медленно вдавите прессовочную смесь в опоку (старайтесь не убирать горелку, сколько это возможно).

          Для удаления формомассы погрузите опоку в ультразвуковую ванну.

          1. Не повреждайте опоку давлением, ударами, влажностью.
          2. Уделяйте достаточное внимание прессовочной смеси: она должна быть однородной, не очень мягкой и слегка влажной.
          3. Не делайте очень сильное пламя в начале прогрева.
          4. Во время прессовки не нажимайте слишком сильно и быстро.
          5. Литье должно проходить без встрясок и вибраций.
          6. Количество металла не должно быть большим, чем указано + допуск.
          7. Для производства одного изделия идет столько опок, сколько указано номеров под каждым изделием в каталоге. Иногда требуется 2 или 3 опоки.

          Назначение ювелирных опок

          В данной статье хочу поговорить об ювелирных опоках, какие они бывают и для чего предназначены. Когда я первый раз услышал этот термин, конечно, не понял в чём дело. Что ещё за опоки, подумал я. Однако, когда я стал серьёзно заниматься ювелирным искусством, то всё стало понятно.

          На фото процесс заливки металла в одноразовую китайскую опоку

          Опока представляет собой, некий цилиндр из железа , который предназначен для литья ювелирных украшений. Внутри этого цилиндра имеется застывший гипс , а уже внутри этого гипса содержится пустота, в виде, какого – нибудь кольца или серёжек .

          Виды ювелирных опок

          Опоки бывают одноразовые и многоразовые. Одноразовые опоки производят китайцы, поэтому, как вы догадались, качеством не блещут. Очень часто изделия из таких опок выходят с дефектами, которые приходится исправлять, а иногда заново заливать в другую опоку.

          Читайте также:  Чем обезжирить кузов автомобиля перед наклейкой скотча

          На фото одноразовая китайская опока

          В то же время, кроме китайцев, никто больше их не производит, поэтому – они молодцы. Стоимость такой одноразовой опоки колеблется от 50 до 100 рублей. Её можно приобрести в любом специализированном магазине ювелирного инструмента. С их помощью хорошо увеличивается скорость выполнения работы, так как не приходится тратить время на её изготовление.

          Так выглядит каталог китайских опок

          Для того, чтобы самому её сделать, необходимо выполнить много операций. Китайцы также создали каталоги готовых изделий и под них продают опоки. Человек выбирает модель будущего изделия из каталога, а ювелир заказывает нужную опоку и заливает золото или серебро, вставляет при необходимости драгоценные камни , полирует, моет и отдаёт заказчику.

          На картинке многоразовые перфорированные ювелирные опоки различных размеров

          На первый взгляд может показаться всё очень просто, однако, на каждом этапе свои трудности. Поэтому к данному виду деятельности следует относиться очень серьёзно.

          Одноразовые опоки следует хранить в сухом месте, так как повышенная влажность разрушает гипс внутри формы. Ещё их не стоит бросать или сдавливать, чтобы не испортить внутреннюю форму будущего изделия.

          Многоразовые ювелирные опоки

          Многоразовая опока представляет собой такой же металлический цилиндр, только больше размером и с приделанным кольцом, как юбка. Она нужна для удерживания опоки при заливке в литейной машине. Многоразовые опоки используют все профессиональные ювелиры , а также крупные производители.

          На фото многоразовая опока уже залитая металлом

          Чтобы создать форму из гипса для будущего украшения в многоразовой опоке, необходимо будет выполнить определённое количество процессов. В магазинах ювелирного инструмента, вместе с одноразовыми китайскими каталогами, продаются каталоги моделей из воска будущих изделий.

          То есть приходит клиент, выбирает модель изделия из такого каталога и мастер заказывает будущее кольцо или серьги из воска . Чтобы подробнее ознакомиться с процессом изготовления опоки, я сделал небольшую видео инструкцию, которую вы можете посмотреть тут .

          На фото восковая модель кольца и уже отлитое кольцо из металла

          Такая восковая модель стоит от 40 до 200 рублей. После чего ювелир устанавливает эту восковку в пустую опоку и заливает специальным гипсом, который ещё имеет название формомасса.

          Пока формомасса, находится в жидком состоянии, опока помещается на специальный вибро — стол и накрывается специальной стеклянной колбой. Стол вибрирует, а из колбы отсасывается воздух и создаётся вакуум.

          На картинке изображён вакуумный вибро-стол для ювелирных опок

          Таким образом, из гипса в опоке выходит весь воздух, и он хорошо трамбуется. Эту процедуру необходимо выполнять, чтобы избежать крупных пор, иногда сквозных, в будущем украшении.

          После этого гипс застывает и теперь необходимо вытопить восковую модель из опоки. Её помещают в муфельную печь, нагревают и воск вытекает, оставляя пустоту для золота , серебра или платины . И вот только теперь опока готова к литью. Такая вот разница между многоразовой опокой и одноразовой. Кстати, ниже посмотрите моё видео, которое поможет вам понять данный процесс ещё лучше.

          Читайте также:  Самодельный бензогенератор на 220 вольт

          Какой сложной не была бы работа ювелира, всё равно она очень интересна, увлекательна и высокооплачиваемая, главное — это желание, стремление и не стоит бояться трудностей. Поэтому эта работа сделает любого человека счастливым.




          Но как же мы будем наплавлять парафин на кольцо, когда он невероятно текуч и непредсказуем? Оказалось, все гораздо проще. В процессе мастер понял, что парафин еще долгое время остается пластичным и его возможно деформировать как пластилин. Так и вышло. Он просто слепил нужную форму кольца и продолжил. Правда пройтись паяльником бы не помешало, для того чтобы сплавить слепленые границы. Но мастер решил этого не делать. Позже на отливки это отобразится в виде брака, но не такого страшного, чтобы нельзя было носить это кольцо.
          Теперь нам нужно обработать слепленную модель. Мастер решил это делать на наждачной бумаге, но не помнит, была эта сороковка или шестидесятка, но точно очень грубая. И опять же неспроста. Дело в том, что крупное зерно наждачки, оставляет глубокий след на парафине и придает ему текстуру. Поэтому аккуратно пройдясь по лицевой части кольца грубой наждачкой, так и оставим получившуюся текстуру для отливки. Так как парафин в любой момент мог подвести, чистовую обработку мастер решил оставить все же для латунной отливки.

          Откладываем модель в сторону и готовим основания для фиксации модели. Самое простое – сделать его из пластилина. Разминаем его и лепим полусферу, в которую в будущем будем устанавливать литники и в последующем эта сфера станет неким кармашком для плавки металла перед заливкой. Поэтому не стоит делать сферу слишком плоской. Нужно чтобы в ней поместился весь расплавленный металл. К моменту литья вы все поймете и сами увидите как это выглядит.

          В качестве опоки (металлической оправки для заливки формовочной смеси), можно взять самую обыкновенную металлическую трубу, например, в сантехническом магазине должны быть отрезки подходящего размера.

          Литники изготовим из 2-ух гвоздей. Откусываем кусачками лишнее и устанавливаем их в нашу пластилиновую сферу.
          После их установки, нам каким-то образом нужно прикрепить парафиновую модель к металлическим литникам. Для этого автор решил взять горелку и слегка нагреть гвозди, а после прислонить к ним кольцо. Горячие гвозди легко проплавят парафин и войдут в глубь модели.


          И на самом деле, вышло неплохо.
          Когда гипс окрепнет, то можно почистить форму от наплывов, и отделить пластилин с литниками.
          Теперь следует наиболее ответственный момент – момент прокалки формы. В инструкции к формовочной массе, идет тех карта, где указан цикл прокалки в 15 часов. Но так как это идёт в разрез с коленочными технологиями, то справедливо будет сократить это время до 40 минут.

          Читайте также:  Ремонт шаровых опор своими руками видео

          Это плохо и неправильно, но все же возможно. Тут главное дать плавный нагрев вначале, чтобы вода с гипса начала испаряться, а парафин начал плавно плавится и вытекать. Мастер воспользовался для этого кровельной горелкой, так как она у него была. Вы же можете обойтись бытовой горелкой, или начать можно с самой обыкновенной духовки, так будет правильнее. Только не забывайте ставить форму литниками вниз в какой-нибудь поддон, чтобы было куда стекать парафину.

          Заливать металл в домашних условиях можно несколькими способами: с помощью картошки, глины, или любого другого плотного влагосодержащего материала. Но автор этот способ так и не освоил, поэтому он будет лить металл с помощью ручной центрифуги.



          Выглядит она в виде стакана с четырьмя болтами (для более надежной фиксации опоки), цепочки и ручки из пвх трубы с подшипниками внутри (для продолжительного беспрепятственного кручения).

          Автор сварил эту штуку сам, вы же можете обойтись, к примеру, металлической кружкой.

          Греем форму до красна и готовимся к заливке латуни. В качестве исходного материала можно взять латунные сантехнические фитинги. Они отлично для этого сгодятся. Ну или если вы посмелее, можете сразу лить серебро или даже золото. В коленочных технологиях нет ограничения по металлу.




          Теперь нам нужно обработать кольцо. Автор не стал брать бормашинку, а зачистил все с помощью напильников и наждачной бумаги. Все реально, но разница лишь во времени и трудоемкости занятий.

          После черновой обработки, автор решил примерить кольцо, но оказалось, что оно не совсем подходит.

          По окончании шлифовки кольца, можно зачернить его лицевую часть для того, чтобы придать визуальную глубину нашему рельефу, оставленному крупным зерном наждачной бумаги. Для этого нам понадобится аптечная серная мазь. Наносим тонкий слой на латунную поверхность, которую хотим зачернить и нагреваем кольцо. Греем до тех пор, пока вся мазь не выгорит и после нее не останется сухой матовой поверхности.

          После чернения, снова полируем кольцо, но уже финишными абразивами и любуемся результатом.



          Как говорилось вначале, кольцо пролилось отлично. Все дефекты, что вы можете заметить, были получены на стадии моделирования. Поэтому, по-хорошему, лучше использовать более обрабатываемые материалы. Ведь чем лучше подготовлена модель, тем меньше придется работать с ней после литья.

          Благодарю за внимание. До новых встреч!

          Ссылка на основную публикацию