Содержание
- Основные виды материала
- Типология применения графита
- Использование материала
- Состав и характеристики смазки
- Где применяется?
- Производители графитовой смазки
- Как сделать своими руками?
- Плюсы и минусы графитной смазки
- Видео «Инструкция по изготовлению смазки»
- Состав
- Использование в современных авто
- Способ нанесения
- Производители
Учитывая тот фактор, что многие детали нуждаются в смазке для поддержания работоспособности, технологи и инженеры постоянно внедряют разработки, помогающие заметно увеличить рабочий ресурс.
Одним из наиболее часто применяемых средств на производстве остается графитная смазка, которая имеет ряд преимуществ в сравнении с другими смазочными материалами:
- Формирует коллоидный каркас на деталях;
- Удерживается в местах, где масло просачивается;
- Активно применяется среди тяжелонагруженных механизмов.
Основные виды материала
Принципиальное различие видов графитной смазки – в основной роли загустителя. Сегодня налаженное производство от ООО «КГП» представлено в таком спектре:
- Органические;
- Неорганические;
- Мыльные;
- Углеводородные.
Именно за счет выбора основного загустителя удается подобрать оптимальный смазочный материал для конкретного механизма. Применение графитной смазки за счет формирования плотного коллоидного защитного слоя позволяет использовать материал, как на предприятиях, так и в быту. Плюс привлекает низкая стоимость.
Типология применения графита
Учитывая научный и профессиональный подход, графитная смазка также моет быть представлена в таких видах, как:
- Суспензия с графитом в масле (неорганический тип);
- Чистый графитный порошок, который применяется, как самостоятельный твердый материал для смазки;
- Мыльная смазка с большим содержанием графита.
Расширенная география применения смазки связана, прежде всего, с химическими особенностями материала, среди которых необходимо выделить следующие:
- Антистатичные характеристики;
- Отличный проводник тепла;
- Выдерживает высокие температуры;
- Защита от трения и ржавчины.
Использование материала
Типичная сфера применения графитной смазки – тяжелонагруженные механизмы, среди которых автомобильная техника, подвески сельхозтехники, редукторы, подшипники. На строительных площадках смазка отвечает за защиту поверхностей от трения.
Говоря о бытовом спектре применения, стоит остановиться на графитной смазке с кальцевым загустителем, которая напоминает внешне солидол, но при этом более функциональна и устойчива к перепадам температур. Средство помогает справиться со скрипом различных деталей и является достаточно экономичным в использовании.
В промышленном комплексе графитным смазкам нет замены, поскольку молекулярная структура смазки отлично взаимодействует с металлом, притягивает поверхности друг к другу, тем самым, снижая скрип и фрикционное трение. После нанесения на деталь, создается прозрачная плотная пленка, которая не теряет своих свойств длительное время, чего не скажешь о масляном типе смазок. Плюс ко всему, плотная структура материала позволяет применять смазку в запорной арматуре и открытых зубчатых передачах.
Среди промышленного использования нет равных графитной смазке на платформах по добыче нефти и газа, где смазку используют для опор буровых долот внешнего и глубокого типа.
Графит в составе смазочного материала отвечает за плавный ход простых и сложных механизмов, а также помогает деталям поддерживать устойчивость в образовании коррозийных участков. Не зря смазку использую для стартового обеспечения гладкости поверхностей, после того, как устройство или деталь вышли из конвейера.
Химическая нейтральность и повышенная термостойкость выгодно выделяет материал среди аналогичных на рынке. Смазка отлично хранится в темном помещении длительное время без образования примесей.
Графитовая смазка представляет собой вещество, изготовленное путем обработки нефтепродуктов с использованием кальциевого мыла. В итоге получается густое по консистенции средство, использующееся в разных целях, в том числе в автомобильной отрасли. Об областях применения, технических характеристиках и производителях вы сможете узнать из этой статьи.
Состав и характеристики смазки
Проводит ли ток?
Производители графитовой смазки
Как сделать своими руками?
Плюсы и минусы графитной смазки
Видео «Инструкция по изготовлению смазки»
Комментарии и Отзывы
Состав и характеристики смазки
Все свойства и особенности смазочного средства определяются химическими элементами, которые входят в его состав. Основу вещества составляет измельченный уголь. Во времена СССР, когда смазка называлась УССА, базой являлась синтетическая либо органическая жидкость (из нефтепродуктов), которая загущалась посредством добавления в основу кальциевого мыла, а также графитового порошка.
Наличие в составе продукта графита обеспечивает качественную притирку узлов и движущихся компонентов, а также плавный уход за ними. Снижение величины трения механизмов достигается благодаря присутствию в смазке частиц воды между определенными слоями графита. По внешнему виду смазочное вещество представляет собой густую массу черного цвета.
Свойства продукта отличаются в зависимости от типа средства, и показатели могут быть разными у различных изготовителей. Основной характеристикой вещества считается температура замерзания, которую выдерживает смазка. Как правило, вещество замерзает при -20 градусах. Но если речь идет о промышленных смазках, то в этом случае температура замерзания будет до -40 градусов. Когда на улице мороз, продукт сначала загустевает, что приводит к увеличению трения между отдельными компонентами двигателя.
Температурный режим не ограничивается одним только порогом застывания. Есть также наиболее высокая температура использования, при которой средство не теряет своих особенностей и свойств. В среднем этот показатель составляет +70 градусов, для промышленных смазок — +400.
Описание технических свойств вещества:
- температура каплепадения составляет более 77 градусов Цельсия;
- величина коллоидной стабильности должна быть менее 5% от выделившейся смазки;
- показатель массовой части воды в составе продукта менее 3%;
- величина прочности на сдвиг составляет более 100 Паскалей при температуре деталей 50 градусов;
- показатель вязкости — менее 100 Па.
Проводит ли ток?
Вещество может использоваться для защиты электрических соединений, поскольку смазка не создает сопротивления по сравнению с другими материалами. При необходимости в автомобиле можно мазать силовые контакты. К примеру, на разъеме подключения положительного вывода к стартерному устройству. Данный нюанс очень важен. Поскольку если не применять смазку для обработки контактов, которые плохо проводят напряжение, это может стать причиной перегрева и возгорания электроцепи.
В ролике канала Delta Moto предоставлена инструкция по обработке дверных петель и направляющих стеклоподъемников.
Где применяется?
Ниже разберем, где используется и для чего предназначена смазка. Сфера применяемости вещества достаточно распространенная. Средство находит свое назначение не только в автомобиле, но и в быту, а также промышленности.
В быту
Расходным веществом смазывают велосипедные цепи, замки, дверные петли квартир, гаражей, а также тросовые приводы тормозных систем. Благодаря густоте смазку можно смешивать с растворителями. В результате этого вещество попадает в труднодоступные места. После нанесения растворитель испаряется, а смазка остается. Средство можно использовать в обработке резиновых и пластиковых деталей, а также поверхностей, пропитанных лакокрасочным покрытием.
В производстве
В промышленности смазка нужна для обработки:
- запорной арматуры;
- тихоходных подшипниковых устройств на лентах и промышленных конвейерах;
- подвесок и ходовых частей оборудования, спецтехники, а также крупногабаритных агрегатов;
- открытых либо закрытых валов, шкивов и зубчатых передач;
- рессоров строительной техники и крупногабаритных механизмов;
- долот и буровых агрегатов.
Пользователь Антон КПД Гомель в своем ролике рассказал о разных смазочных средствах, в том числе графитовой смазке.
В автомобиле
Где применяется смазочное вещество в авто:
- обработка рулевых механизмов и узлов, помимо тех, в которых используются трансмиссионные жидкости, поскольку такие продукты обладают высокими противозадирными характеристиками;
- смазывание шаровых опор;
- обеспечение защиты контактов электрической цепи от воздействия коррозии;
- обработка шайб в рессорах.
Автовладельцы часто используют вещество для обработки направляющих суппортов. Если имеется аэрозольное средство, то им можно смазать тормозные диски, барабаны и фланцы ступиц, это позволит предотвратить возможное прикипание материала. Благодаря спрею вещество эффективно попадет в труднодоступное место и обработает поверхность обезжиривающим составом.
При сборке механизмов смазку можно нанести на резьбовую часть деталей, это позволит обеспечить более упрощенное выкручивание винтов и гаек при дальнейшем выполнении ремонтных работ. Что касается подшипников, то на данный момент при производстве устройств закрытого типа вещество не используется. Но производители регулярно работают над изготовлением новых составов, поэтому в скором будущем возможно появление на рынке специального средства, предназначенного для подшипниковых деталей. На данный момент для этой цели лучше использовать Литол.
Производители графитовой смазки
На сегодняшний день графитный смазочный материал выпускают почти все изготовители моторных жидкостей:
- Феликс. Производитель предлагает потребителям высокотемпературный продукт, а также средство общего пользования. Разница в том, что первые предназначены для обработки сильно нагруженных поверхностей, а вторые можно использовать в быту.
- Ойлрайт. Продукция этого производителя поступает на рынок в разных упаковках — от 100 грамм до 180 килограмм. Смазка отечественного изготовления позволяет эффективно защитить трущиеся узлы, механизмы машины и предотвратить их разрушение в результате воздействия коррозии.
- Агринол. Средство характеризуется высоким уровнем морозостойкости, хорошо справляется со своими функциями при повышенных нагрузках. Возможно использование для обработки рессоров и других аналогичных механизмов. Вещество Агринол устойчиво к омыванию водой и обладает хорошей адгезией.
- Юкойл. Качественная смазка, предназначенная для использования в высоконагруженных узлах и агрегатах. Своевременная обработка поверхностей этим средством позволит избежать множества проблем.
- VAG. Продукция одного из самых крупных автомобильных производителей. Допускается к применению как в машинах, так и в быту.
Как сделать своими руками?
При необходимости можно самостоятельно приготовить смазку. Для этого потребуется медный, а также графитовый порошок (подойдет один из двух вариантов). Вещество разводится с синтетической моторной жидкостью в определенной пропорции, которая устанавливается вами. Мешать компоненты смазки нужно до того момента, пока не будет получена необходимая консистенция. Как правило, пропорции составляют один к одному.
Об одном из вариантов изготовления смазочного вещества вы можете узнать из ролика, снятого каналом Сергей Лашин.
Плюсы и минусы графитной смазки
Графитная смазка благодаря своим техническим характеристикам позволяет заполнить все небольшие трещины и неровности на узлах и деталях машины. В результате этого снижается трение при функционировании механизмов. Смазка может эффективно контактировать с металлическими поверхностями, которые наиболее подвержены окислению. Также ее применение актуально при обработке изделий и механизмов из благородных металлов.
Из-за высокой устойчивости масляная пленка держится долго, а когда она разрывается, то функцию защиты от трения выполняют частицы графита.
Какими еще достоинствами обладает средство:
- Обширный температурный диапазон применения. При эксплуатации в условиях тяжело нагруженных агрегатов температура застывания может быть больше -20 градусов, поскольку в таких узлах присутствуют потери на трение. Они значительно снижают коэффициент полезного действия.
- Отличные водоотталкивающие характеристики. Можно не переживать, что на трущиеся узлы будет оказывать влияние вода, поскольку после обработки смазкой поверхность надежно защищена.
- Эффективная защита трущихся узлов от отрицательного воздействия коррозии.
- Антифрикционные свойства. Которые достигаются за счет того, что в составе вещества используются элементы, обеспечивающие появление кристаллической решетки на рабочей поверхности после обработки. Благодаря этому увеличивается порог износостойкости материала и возрастают механические параметры.
- Универсальность средства, а также большой выбор смазочных материалов от разных производителей по приемлемым ценам. Это позволяет выбрать продукт, наиболее подходящий для целей, которые вы преследуете.
Графитная смазка обладает и определенными недостатками. К примеру, речь идет об ограниченности использования средства в узлах с высокой точностью производства механизмов, а также повышенной скоростью вращения. Дело в том, что в графите присутствуют твердые частицы. Это приводит к тому, что деталь, обработанная смазкой, будет изнашиваться быстрее.
Видео «Инструкция по изготовлению смазки»
Пользователь obelix2006 снял видеоролик, в котором представлена подробная инструкция по самостоятельному изготовлению графитной смазки в домашних условиях.
Автомобиль представляет собой оду из самых сложных технических конструкций. В современных моделях сосредоточены тысячи подвижных частей и конструкций.
Сила трения как постоянное физическое воздействие преследует все эти механизмы на протяжении их работы. Это не только снижает коэффициент полезного действия, но и негативным образом сказывается на износе деталей. Для увеличения эффективности работы некоторых механических узлов автомобиля применяются различные смазочные материалы. Одним из лучших на рынке является графитовая смазка.
Состав
Графитовая смазка представляет собой продукт конечной переработки нефти в виде побочных материалов от перегонки. Некоторые автолюбители, зная точный состав заводских смазок, пытаются (и в некоторых случаях довольно успешно) собственноручно изготовить такой материал.
Для этого необходим графит в чистом порошковом виде, солидол и трансмиссионное масло (моторое масло не подойдет из-за своей вязкости). Эти ингредиенты смешиваются в определенной пропорции, что приводит к появлению графитовой смазки.
Таким способом активно пользовались во времена СССР, когда легче было достать все недостающие компоненты, чем целое изделие.
На видео- область применения в автомобиле графитовой смазки:
Ранее графитовая смазка активно применялась для смазывания рессор автомобилей. Однако от такой технологии постепенно отказались – абсолютное большинство моделей перешло на стойки, поэтому промышленное применение такого рода смазки сократилось.
Использование в современных авто
В автомобиле чаще всего применяют такую смазку для обработки подвижных частей, подверженных коррозии.
Для чего нужна графитовая смазка. По своим свойствам такая смазка хорошо взаимодействует с поверхностью металла защищая таковой от воздействия коррозии (однако применение такого материала как антикоррозионного средства неэффективно ввиду наличия более распространенных и действенных средств).
- Чаще всего графитовую смазку применяют для обработки троса стояночного тормоза автомобиля. В данном случае все полезные свойства графита приходятся «ко двору». Данный элемент в автомобиле постоянно подвергается усиленному воздействию механических повреждений от окружающей среды. Также на трос в сильной степени влияет сила трения, которая со временем приводит с ослабеванию натяжения и выходу элемента из строя. Применение графитовой смазки позволяет продлить жизнь узлу в целом и защитить его от губительного воздействия силы трения.
- Также популярным применением такого вида смазки является нанесение ее на дверные петли автомобиля. Многие машины со временем теряют в ходе эксплуатации заводскую маслянистую пленку и начинают скрипеть. Также побочным свойством является тугой ход дверных петель и соответственно дверь трудно открыть. В данном случае применение графитовой смазки является самым актуальным решением. Надежно защищая петли от появления очагов коррозии смазка уменьшает силу трения позволяя петлям свободно ходить, тем самым облегчая жизнь водителю и пассажирам.
Способ нанесения
По своей консистенции такая смазка представляет собой густое желеобразное вещество темного цвета (чаще коричневого или черного). Такой состав обусловлен способом изготовления путем добавления в продукты перегонки нефти графита и других веществ. Нанесение происходит с помощью кисти, валика или другого инструмента. На приобретение смазкой своих основных свойств необходимо несколько часов. За это время состав успевает затвердеть покрыть толстой пленкой деталь и начать эффективно работать. Поэтому сразу после нанесения на деталь смазки нежелательно использовать ее по прямому назначению, а подождать некоторое время (не рекомендуется сразу разрабатывать петли открывая и закрывая двери или натягивать трос ручника несколько раз подряд). Смазка продается в пластмассовых баллонах по весу в кг.
Производители
На рынке присутствует несколько основных производителей данной продукции, которая все еще пользуется определенной популярностью у автолюбителей:
- Азмол (Azmol) – отечественный производитель смазочных материалов. На протяжении многих лет пользуется высокой популярностью и сохраняет лидирующие позиции на рынке графитовых смазок. Продукция отличается стабильно высоким качеством и хорошими антикоррозионными свойствами. Также состав смазки от данного производителя отличается достаточно удобным способом нанесения благодаря полужидкой консистенции. Стоимость продукта зависит от линейки и модели в среднем составляя порядка 800 рублей;
- ST— компания профессионально занимается производством графитовых смазок. Имеет в своем ассортименте несколько производных от основной линейки с различным набором характеристик.
Продукция компании отличается отличными температурными качествами (минимальный порог температуры ограничен 20 градусами ниже 0, максимальный 70 градусами выше 0). Стоимость порядка 700 рублей.