Динамометрический ключ принцип действия

Содержание

По поводу того, нужен ли обычным автолюбителям динамометрический ключ, ведутся долгие и жаркие споры. А между тем, все в данной ситуации, в общем-то, достаточно просто. Давайте разберемся, что такое динамометрический ключ, как им пользоваться и как хранить.

Что такое динамометрический ключ

По сути своей это обычный ключ, который оснащается динамометром, и позволяет затягивать резьбовые соединения с точно заданным усилием. Другими словами, если в документации к вашему автомобилю сказано, что затяжка гаек на колесах должна производиться с усилием в 110 ньютон метров, то обеспечить данное условие вы сможете только при помощи динамометрического ключа. Именно точность момента затяжки того или иного узла или соединения, и является преимуществом, которое обеспечивают динамометрические ключи. Рассмотрим теперь основные разновидности данного инструмента.

Виды динамометрических ключей

Сверху вниз: шкальный, стрелочный, электронный и предельный динамометрические ключи

Динамометрические ключи можно разделить на два основных типа:

Индикаторные динамометрические ключи в свою очередь бывают:

Наиболее высокой точностью обладают конечно же электронные ключи, тогда как остальные два вида, не могут похвастаться высокой точностью показаний.

Что же касается предельных ключей, то нужное значение усилия здесь выставляется перед началом работы. А когда вы достигаете этого значения, ключ издает щелчки или же срабатывает другой механизм сигнализации.

В основном, те, кто пользуется подобным инструментарием, выбирают ключи предельные. Электронные ключи слишком дорогие, к тому же в быту для простого автолюбителя и не требуется идеальная точность. Кроме того, не всегда удобно контролировать показания динамометра. А с предельным ключом, все достаточно просто. Выставил нужное значение и работаешь, не отвлекаясь ни на какие шкалы, стрелки, циферблаты. Поэтому, даже опытные мастера на СТО, предпочитают именно ключи предельного типа. К тому же, придельные динамометрические ключи дольше сохраняют высокую точность работы, в сравнении с индикаторными не электронными аналогами.

Существуют так же ключи односторонние и реверсивные. Первые пригодны только для затяжки правой резьбы, а вторые могут работать и с левой нарезкой. Следовательно, реверсивные модели будут гораздо универсальнее.

Различаются динамометрические ключи и по диапазону измеряемых усилий. Самые маленькие из них работают в диапазоне от одного до шести Ньютон метров, а наиболее распространенные автомобильные динамометрические ключи могут работать в диапазоне от сорока до двухсот НМ.

Читайте также: Что такое ГБЦ в автомобиле.

Так нужен ли автовладельцу динамометрический ключ

Некоторые владельцы автомобилей и даже некоторые автомеханики утверждают, что динамометрический ключ, в общем-то для обычного автолюбителя, вещь бесполезная и ненужная. Колеса дескать, можно затянуть и без особой точности, а все остальное уже удел специалиста.

Между тем, сами эти умельцы не отрицают, что ремонт и замену многих узлов на своих автомобилях, они проводят самостоятельно. Другое дело, что со временем появляется опыт и довольно-таки точное ощущение достаточности прикладываемого усилия, особенно когда это родной и насквозь знакомый автомобиль. А что делать тем, у кого такого опыта нет? Зарваные болты, сломанные шпильки, лопнувшие гайки или головки, все это может стать результатом отсутствия динамометрического ключа. Особенно сегодня, когда в автомобилях иностранного производства, активно применяются различные сплавы и цветные металлы.

Кроме того, динамометрический ключ позволяет достигать такой важной вещи, как равномерность затяжки всех болтов или гаек, что даже на колесе будет совсем не лишним, а ведь есть ситуации, когда это обязательное условие.

Кстати говоря, динамометрический ключ, будет полезен и для современных велосипедистов. Ведь новые, облегченные модели двухколесных транспортных средств включают в себя и алюминий, карбон и другие материалы, которые при перетягивании соединений могут давать трещины, разрушаться и приходить в негодность.

Как пользоваться динамометрическим ключом

Собственно каких-то особенных отличий между работой ключом обычным и ключом динамометрическим, не существует. Вы задаете нужное усилие, если это ключ предельный, или же контролируете его зрительно, если ключ индикаторный. А далее, вы затягиваете гайку или болт, до тех пор, пока не достигнете требуемого момента, вот собственно и все.

Читайте также:  Профессиональный просекатель для металлического профиля

Единственное, что никакие удлинители плеча рычага при работе с динамометрическими ключами не допускаются. Другими словами, если на обычный ключ, вы можете надеть кусок трубы, чтобы увеличить прикладываемое усилие, то здесь такого делать нельзя. Ключ конечно же не испортится, но ни о какой точности его, речь идти не будет. Поэтому, работать придется исключительно руками. Нужные значения для усилия в той или иной ситуации, искать следует в документации к автомобилю или иному техническому средству, с которым вы планируете работать таким ключом.

Хранить динамометрический ключ, как и любой точный инструмент, следует в чистом сухом месте, а если это ключ придельного типа, то его необходимо ставить на минимальное значение усилия, чтобы пружина, которая имеется внутри такого ключа, была расслаблена. Тогда ключ прослужит вам дольше, и дольше будет сохранять точность показаний.

Читайте также: Какая компрессия должна быть в двигателе.

Видео на тему

Недавно приобрела такой ключик!
Немало водителей для установки колеса применяют баллончик, будучи уверенными в том, что данный инструмент является весьма приемлемым для этого и его будет вполне достаточно.
Однако, они не подозревают о том, что для этого можно использовать другие инструменты, и уж точно не знают о том, как пользоваться динамометрическим ключом, который очень сильно облегчает эту задачу.
А между тем, очень зря. Ведь используемые для колес гайки требуют, как, в общем-то, гайки в целом, определенных усилий для их затягивания, причем усилие это измеряется преимущественно в 100Нм.
При этом учитывать усилие следует в обязательном порядке, потому как при закручивании ее не до предела вы можете столкнуться с тем, что она попросту слетит.
Не избежать проблем и при излишнем усилии, которое может привести к срыву резьбы и шпильки.
Учитывая это, использование динамометрического ключа является наиболее целесообразным вариантом, который, однако, требует общей информированности о том, как следует его использовать, а также о том, какие свойства в целом для него характерны.
Перед тем, как пользоваться динамометрическим ключом, не лишним будет знать то, что с его помощью можно обеспечить абсолютную точность в усилии по затяжке болтов и гаек.

При работе этим инструментом только с гайками, усилие может быть определено вами в пределах 100Нм.
Регулировка на конкретно определенное усилие – это возможность, в принципе, всех ключей, однако забывать о том, что чем ближе будет непосредственно к размеру диапазона уровень регулировки, тем более точным будет само усилие.
Учитывая это, лучше, если вы приобретете ключ, интервал усилий которого составляет 40-210Нм, хотя, собственно, именно этот диапазон является наиболее распространенным в продаже.
Кроме самого ключа следует также приобрести головку – лучше, если она будет более длинной, это позволит в процессе затяжки не задевать руки и ключ.
Переходя непосредственно к использованию ключа, определим несколько основных действий для этого процесса.
Для начала следует разблокировать штопор, после чего, при одновременном вращении рукоятки, устанавливаем усилие на показатель в 100Нм.

Данное число можно получить из 98 (в виде числа на шкале) и 2 (определенного делением рукоятки). Вполне возможно, что в зависимости от варианта ключа, шкала имеет определенные отличия.
Далее необходимо установить головку – теперь ключ полностью готов к проведению работ с его помощью.
Теперь необходимо установить в такое положение «трещотку», при котором гайка будет откручиваться.
Далее гайку одеваем непосредственно на ключ, затем ослабляем ключом гайку.
Здесь, в момент равенства степени затяжки с моментом установленным ключом будет издан щелчок, уведомляющий об этом, после чего следует прекратить закручивание.
Затем процедуру следует повторить для остальных гаек.
По завершению работы в обязательном порядке следует установленный момент ослабить до минимума, хранение должно осуществляться только в таком виде.
Преимущество работы с данным ключом заключается в том, что процесс становится в целом достаточно легким, кроме того, у такого ключа удобная и длинная ручка, что также добавляет удобства в работе.

Читайте также:  Оборудование для разделки мяса

При этом, отличительной особенностью в сравнении с баллончиком является то, что для отвинчивания плотно посаженной гайки не придется прыгать, кроме того, прикладывать можно любые усилия, не сосредотачивая внимания на том, щелкнет он или не щелкнет.
Кстати, проверку гаек следует осуществлять каждый раз после достижения отметки в очередных 500км пробега.

Время на чтение: 6 минут

Огромное количество авторемонтных мастерских и шиномонтажей в каждом населённом пункте России практически полностью избавили автолюбителей от необходимости самостоятельно ковыряться в собственных автомобилях, устраняя неисправности.

Однако нередко случаются ситуации, когда на пустынной дороге срочно возникает необходимость замены колеса на запаску, и дорожный набор с минимальным количеством инструментов здесь приходится очень кстати. В комплекте вещей первой необходимости у каждого предусмотрительного водителя обязательно должен быть динамометрический ключ.

Устройство ключа

Принцип работы динамометрического ключа

Многие начинающие автолюбители часто задают вопрос — как пользоваться динамометрическим ключом? Данное устройство представляет собой универсальный инструмент, предназначенный для использования различных накидных насадок на гайки, а также внутренних шестигранников в целях откручивания или затягивания автомобильных крепежей. Ключ имеет очень простую конструкцию, и обучиться его использованию может практическим каждый автолюбитель.

Дальше в изделии идёт высокопрочный элемент, влияющий на всю работу инструмента, — квадратный стержень из закалённой стали, на который устанавливаются все рабочие насадки в наборе.

Все элементы ключа заключены в прочный корпус из стали, и на нём может быть нанесено резиновое покрытие для предотвращения скольжения инструмента в руке. Внутри ключа спрятан пружинный блок, позволяющий автолюбителю регулировать усилие.

На краю насадки стоит специальный пластиковый фиксатор, который позволяет зафиксировать нужное усилие и не сорвать гайку.

Ключ индикаторного типа

Виды динамометрических ключей

Ключи могут быть нескольких видов в зависимости от принципа работы, устройства пружинного механизма, качества, производителя и стоимости изделия. Все ключи можно разделить на следующие основные категории:

  • Индикаторного, либо стрелочного типа — содержат на корпусе динамометр со стрелочным циферблатом, что очень просто для определения усилия, а также данный инструмент имеет относительно низкую стоимость, потому что в нём нет сложных цифровых устройств. Прибор имеет и минус — при определении усилия он даёт погрешность до 6-8 % от точных показаний.
  • С электронным индикатором — принцип работы и конструкция прибора практически та же самая за исключением того, что в нём цифровая круглая шкала заменена электронным дисплеем. Прибор даёт более точные измерения, и суммарная погрешность не превышает 1 %, однако в то же время он стоит дороже и в случае падения может быстро разбиться.
  • Щелчкового типа. Этот инструмент имеет градуированную рукоять с бегунком, регулируется небольшим усилием руки, при каждом из которых раздаётся характерный звук. Погрешность данного прибора не превышает 4 %, что гораздо ниже, чем у индикаторного ключа, но больше, чем при использовании электронного изделия. По цене данный ключ находится в среднем диапазоне и является наиболее популярным.

Электронный ключ

Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового и иного типа

Чтобы правильно воспользоваться инструментом, автолюбителю не потребуется каких-либо особых навыков, достаточно лишь 2-3 раза самостоятельно затянуть или открутить гайку. Для каждого изделия надлежащего качества имеется инструкция по использованию прибора, в соответствии с которой необходимо выполнить следующие шаги:

  • Выбрать подходящую насадку, которая будет соответствовать размеру гайки.
  • На рукоятке выстраивается необходимое предельное усилие, которое требуется приложить к крепежу.
  • После настройки шкалы необходимо зафиксировать винт, который будет определять это усилие и не даст мастеру сорвать гайку.
  • Рабочий орган ключа накидывается на гайку и происходит затяжка. Автолюбитель может не переживать, что сорвёт крепёж, так как при достижении выставленного усилия прибор начнёт трещать и прокручиваться вхолостую.

Предельные усилия для затяжки болтов

Чтобы правильно затянуть автомобильные болты и гайки, не повредив их, мастер должен быть в курсе того, какие усилия являются предельными в зависимости от длины, диаметров элементов, качества стали, из которых они изготовлены. Эти данные по предельному крутящему моменту приведены в таблице.

Читайте также:  Прокладка кабеля в земле в трубах пуэ
Резьба/шаг, мм Класс прочности 4,6 Класс прочности 5,8 Класс прочности 8,8 Класс прочности 10,9 Класс прочности 12,9
5/0,8 2,1 3,5 5,5 7,8 9,3
6/1,0 3,6 5,9 9,4 13,4 16,3
8/1,25 8,5 14,4 23,0 31,7 38,4
10/1,5 16,3 27,8 45,1 62,4 75,8
12/1,75 28,8 49,0 77,8 109,4 130,6
14/2,0 46,1 76,8 122,9 173,8 208,3
16/2,0 71,0 118,1 189,1 265,9 319,7
18/2,5 98,9 165,1 264,0 370,6 444,5
20/2,5 138,2 230,4 369,6 519,4 623,0
22/2,5 186,2 311,0 497,3 698,9 839,0
24/3,0 239,0 399,4 638,4 897,6 1075,2
27/3,0 345,6 576,0 922,6 1296,0 1555,2
30/3,5 472,3 786,2 1257,6 1766,4 2121,6
33/3,5 636,5 1056,0 1699,2 2380,8 2860,8
36/4,0 820,8 1363,2 2188,8 3081,6 3696,0
39/4,0 1056,0 1756,8 3955,2 4742,4

Как правило, шкала инструмента градуирована в Нм, но иногда можно увидеть на ней показатели усилий в килограммах.

Динамометрический ключ в наборе с насадками

Правила корректного использования ключа

Чтобы динамометрический ключ служил долго и не ломался, мастера на СТО дают различные советы своим клиентам. Основные рекомендации по безопасному пользованию данного инструмента приведены ниже:

  • Не рекомендуется применять данное дорогостоящее изделие в качестве баллонного ключа или трещотки, откручивая и закручивая им все виды гаек или болтов, потому что он является лишь измерительным инструментом и прибор может быстро выйти из строя, так как у него сломается пружинный механизм.
  • Все накидные или шестигранные насадки должны быть только безударными, так как любые грубые сотрясения приведут к увеличению погрешности измерительной шкалы.
  • Лишь одна устанавливаемая на прибор штатная насадка может точно передать нужный момент на крепёж, исходя из произведения силы и плеча, заложенных в динамометре. Если же использовать какие-либо переходники, гибкие или жёсткие удлинители, то показатель на приборе будет сильно разниться с фактическим усилием.
  • Категорически не разрешается применение самодельного рычага, например, обрезка трубы. Излишнее усилие на трещотку приведёт к поломке пружинного механизма и скорому износу прибора. Допускается оказывать усилие на крепёж лишь при помощи имеющегося плеча на рукояти.
  • Один из главных принципов эксплуатации прибора — это бережное отношение к нему. Его ни в коем случае нельзя бросать, оказывать ударные воздействия на рукоять, так как циферблат обязательно собьётся.
  • Динамометрический ключ, только что приобретённый в магазине, не может сразу эксплуатироваться по назначению. Перед первой затяжкой реального болта ключом надо несколько раз поработать при холостом нагружении, то есть дать инструменту минимальное значение на шкале и провернуть 5-7 раз до характерного звука трещотки.
  • Данный инструмент почти полностью состоит из движущихся металлических деталей, и долгое его хранение без работы во влажных условиях неминуемо приведёт к коррозии. Чтобы этого не произошло, его следует всегда убирать в сухое прохладное место, при длительном хранении без использования регулярно смазывать машинным маслом, а перед новой эксплуатацией — настроить для работы.
  • Обязательна установка шкалы на ноль после использования. Это связано с тем, что при любом значении, отличном от начального, пружинный механизм всегда находится в напряжении, из-за чего прочный металл пружины может быстро «устать» и погрешность показаний существенно возрастёт.

Вечных механизмов не бывает, и пружина рано или поздно подвергается пластическим деформациям, что требует её ремонта или замены. Данная процедура выполняется в любой точке ремонта автомобильного инструмента и называется поверкой прибора. Так, после проведения данной процедуры его точность возрастает до первоначальных значений.

Станция техобслуживания

Динамометрический ключ — прибор всё-таки профессиональный, и в инструментах каждого автолюбителя иметь его вовсе не обязательно. Кроме того, надо помнить, что электронный прибор всегда более чувствителен, чем механический, поэтому он может быть использован не только при ремонте авто, но и во время эксплуатации электронных приборов или иного высокоточного оборудования.

Ссылка на основную публикацию