Содержание
Изменение величины сетевого напряжения дает возможность управлять бытовыми электроприборами. Например, увеличивать или уменьшать яркость свечения ламп, что в ряде случаев используется для экономии электроэнергии, но чаще для создания особых световых эффектов. Такие устройства называются диммерами (затемнителями). Сегодня мы вам расскажем о том, как сделать диммер своими руками.
Способы управления величиной напряжения
Регуляторы яркости света работают на одном из двух принципов:
- Рассеивания.
- Отсекания части подаваемой электрической энергии.
Рассеивание
Заключается в использовании резистивных свойств проводника. Это довольно простые элементы, их называют реостатами. Они состоят из одного проводника, обычно скрученного в спираль, и подвижного контакта, напряжение на котором зависит от того, на каком витке спирали он расположен. Та часть энергии, которая не используется, рассеивается в виде тепла, что и является главным недостатком устройства – при напряжениях свыше 100 вольт нагрев столь значительный, что может вызвать пожар.
Этот способ универсальный, может применяться как к постоянному, так и переменному току. Он редко используется напрямую, но на его основе строятся все схемы регулирования.
Отсекание
Применяется только к переменному току, у которого можно «отрезать» часть синусоиды, получив последовательность разнополярных импульсов, частота следования и амплитуда которых зависит от момента (фазы) и длительности периода отсекания. Способ связан с меньшим рассеиванием энергии, но приводит к значительному искажению формы синусоиды, что плохо действует на потребителей с преимущественно индуктивной или емкостной нагрузкой. Например, использование диммеров для управления частотой вращения электромоторов вызывает их перегрев. Эпюры отсекаемых частей синусоиды показаны на рисунке ниже.
Способ чаще всего используется для изменения яркости свечения ламп накаливания и им подобных светотехнических устройств – галогенных и металлогалогенных ламп. Его категорически нельзя применять для управления компактными люминесцентными лампами и ограниченно – для светодиодных. В основном для тех, схемы питания которых (драйверы) поддерживают диммирование, о чем обычно пишется на их упаковке.
Реализуются с помощью так называемых ключевых схем, построенных на тиристорах, динисторах и симисторах.
- Тиристор – диод, пропускающий ток только в одном направлении в тот момент, когда на его управляющем электроде появляется отпирающее напряжение.
- Симистор – фактически двойной тиристор, пропускающий ток в обоих направлениях. Применяется для упрощения монтажной схемы.
- Динистор – диод, пропускающий электрический ток при достижении порогового значения напряжения. Используется для построения времязадающих цепочек.
Тиристорная схема
Тиристорная схема диммера на 220 вольт приведена на рисунке ниже.
Тиристоры обозначены литерами V1 и V2. Обратите внимание, что они включены встречно, поскольку каждый пропускает часть полуволны синусоиды одного знака. Напряжения отпирания динисторов V3 и V4 регулируется рассеивающим энергию реостатом R5. Схема имеет две времязадающие цепочки: V3–C1 и V3–C2. В зависимости от уровня отпирающего напряжения на переменном резисторе R5 изменяется время зарядки конденсаторов, при разряде которых открываются ключи V1 и V2. Этим и определяется фаза пропускания синусоиды. Тиристоры можно найти в силовых схемах старых бытовых приборов – телевизоров или пылесосов.
Симисторная схема
Ключевая схема на симисторе приведении на рисунке ниже.
Ее преимущество в компактности. У нее один управляющий элемент – VS1 и одна времязадающая цепочка, состоящая из VS2 и С1. Рассеивающий регулятор напряжения – переменный резистор R1. Остальные элементы обеспечивают стабильность работы схемы.
Диммеры на постоянном токе
Только светодиодные лампы с цоколем типа Е (винтовой, аналогичный лампе накаливания) имеют собственный блок питания, преобразующий переменный ток в постоянный. Остальные светодиодные источники света, среди которых и светодиодные ленты, должны снабжаться отдельным блоком питания. Диммер для светодиодной ленты также должен работать от источника постоянного тока.
Оптимальным решением будет объединение блока питания ленты и диммера. Для этого используется схема с использованием микросхемы КР 142ЕН 12А, представленная на рисунке ниже.
Сама микросхема является регулируемым стабилизатором компенсационного типа. Её вывод 1 является точкой, на которую подается опорное напряжение, определяющее его величину на выходе диммера. Регулировка производится с помощью резистора R2, который является классическим рассеивателем энергии.
Зная принцип построения схем управляющих яркостью свечения ламп, вы можете не только сделать такое устройство самостоятельно, но и произвести ремонт диммера, купленного в магазине.
Разбирал пылесос для чистки. В нём имеется такой регулятор мощности. Возможно ли его удалить, чтоб мотор работал на всю мощь, т.к. регулятором на меньшей скорости я не пользуются пылесос слабенький.Как подключить мотор на прямую?
И можно ли использовать этот регулятор в цепи для з/у аккумулятора авто?
Comments 72
Хорошая схема есть у меня, простая как 3 копейки.Транс, диодный мост, тиристор, транзистор кт117,и обвязка.Ну и амперметр.Кому надо могу скинуть схему.
Чем хороша?, что она даёт? Напряжение, силу тока регулирует?
Плату надо травить?((
Регулирует по току, напряжение на выходе трансформатора должно быть 17 вольт, естественно и диоды по току в пределах 8А, тиристор самый главный компонент(при коротком вылетает, в схеме защиты нет).
Хорошая схема есть у меня, простая как 3 копейки.Транс, диодный мост, тиристор, транзистор кт117,и обвязка.Ну и амперметр.Кому надо могу скинуть схему.
скинь пожалуйста в личку
Да что фигней страдать, полумостовая схема на 4,5 Ампер.Будет дольше заряжать, но для подзарятки хватит.
Пылесос можно без регулятора оставить, будет на максимум молотить.
можно. если этот регулятор подключить со стороны сети в "безмозглому" заряднику на железном трансформаторе
А сами пробовали?
а як же
но нужно понимать: регулировать ток оно позволит, но автоматом от этого зарядник не станет. Т.е. за напряжением/током всё равно следить придётся
Слижу и так, когда заряжаю, т.к. умной зарядки нет(
можно. если этот регулятор подключить со стороны сети в "безмозглому" заряднику на железном трансформаторе
Только такой и имею) Вот пришёл ампервольтметр с Китая, хочу воткнуть.
Т.е. ваш ответ-можно?! Будет регулировать ток?
Я сделал элементарную зарядку для акб, взяв ноутбучную зарядку на 18 вольт и соеденив последовательно с обычной лампой на 12 вольт. 8 часов и аккумулятор заряжен))))
Да, делал так, работает!)
купить норм зарядник ибо кроилово приводит к попадалову.на свалках часто видел выкинутые старые телевизоры из них тоже можно собрать зарядник и сварочный аппарат.в нете есть схемы
Почитал советы, поржал. Неторые коменты такие нелепые
И что интересно, бредовые идеи набирают море коментов
погугли в твоем городе конторы по продаже запчастей для бытовой техники, да купи там нормальный мотор для пылесоса. а идею с диммером на зарядку АКБ лучше оставь 🙂
Нормальный мотор? -А, что туда любой можно присабачить? от советского пылесоса есть у меня) На самом деле нет времени и желания вкладывать в него деньги.Пылесос включил нечайно без мешка и строительный мусор мелкий собирал, вот и разобрал почистить. . .
не любой, но на современные пылесосы практически на все продаются сменные моторы. причем в одном типоразмере они могут быть разной мощности. я сам удивился, когда у пылесоса сгорел мотор (начал подклинивать и потом завонял изоляцией), я его вынул, пошел узнать в ближайший сервис что да как, а мне показали целый каталог. там и по размерам и по маркам, и по мощности — короче, всё классифицировано и продается. если сам пылесос цел, то смысла нет его менять из-за одного мотора.
Это зарядное устройство я сделал для зарядки автомобильных аккумуляторов, выходное напряжение 14.5 вольт, максимальный ток заряда 6 А. Но им можно заряжать и другие аккумуляторы, например литий-ионные, так как выходное напряжение и выходной ток можно регулировать в широких пределах. Основные компоненты зарядного устройства были куплены на сайте АлиЭкспресс.
Вот эти компоненты:
Еще потребуется электролитический конденсатор 2200 мкФ на 50 В, трансформатор для зарядного устройства ТС-180-2 (как распаивать трансформатор ТС-180-2 посмотрите в этой статье), провода, сетевая вилка, предохранители, радиатор для диодного моста, крокодилы. Трансформатор можно использовать другой, мощностью не менее 150 Вт (для зарядного тока 6 А), вторичная обмотка должна быть рассчитана на ток 10 А и выдавать напряжение 15 – 20 вольт. Диодный мост можно набрать из отдельных диодов, рассчитанных на ток не менее 10А, например Д242А.
Провода в зарядном устройстве должны быть толстые и короткие. Диодный мост нужно закрепить на большой радиатор. Необходимо нарастить радиаторы DC-DC преобразователя, или использовать для охлаждения вентилятор.
Схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора
Сборка зарядного устройства
Подсоедините шнур с сетевой вилкой и предохранителем к первичной обмотке трансформатора ТС-180-2, установите диодный мост на радиатор, соедините диодный мост и вторичную обмотку трансформатора. Припаяйте конденсатор к плюсовому и минусовому выводам диодного моста.
Подключите трансформатор к сети 220 вольт и произведите замеры напряжений мультиметром. У меня получились такие результаты:
- Переменное напряжение на выводах вторичной обмотки 14.3 вольта (напряжение в сети 228 вольт).
- Постоянное напряжение после диодного моста и конденсатора 18.4 вольта (без нагрузки).
Руководствуясь схемой, соедините с диодным мостом DC-DC понижающий преобразователь и вольтамперметр.
Настройка выходного напряжения и зарядного тока
На плате DC-DC преобразователя установлены два подстроечных резистора, один позволяет установить максимальное выходное напряжение, другим можно выставить максимальный зарядный ток.
Включите зарядное устройство в сеть (к выходным проводам ничего не подсоединено), индикатор будет показывать напряжение на выходе устройства, и ток равный нулю. Потенциометром напряжения установите на выходе 5 вольт. Замкните между собой выходные провода, потенциометром тока установите ток короткого замыкания 6 А. Затем устраните короткое замыкание, разъединив выходные провода и потенциометром напряжения, установите на выходе 14.5 вольт.
Защита от переполюсовки
Данное зарядное устройство не боится короткого замыкания на выходе, но при переполюсовке может выйти из строя. Для защиты от переполюсовки, в разрыв плюсового провода идущего к аккумулятору можно установить мощный диод Шоттки. Такие диоды имеют малое падение напряжения при прямом включении. С такой защитой, если перепутать полярность при подключении аккумулятора, ток протекать не будет. Правда этот диод нужно будет установить на радиатор, так как через него при заряде будет протекать большой ток.
Подходящие диодные сборки применяются в компьютерных блоках питания. В такой сборке находятся два диода Шоттки с общим катодом, их нужно будет запараллелить. Для нашего зарядного устройства подойдут диоды с током не менее 15 А.
Нужно учитывать, что в таких сборках катод соединен с корпусом, поэтому эти диоды нужно устанавливать на радиатор через изолирующую прокладку.
Необходимо еще раз отрегулировать верхний предел напряжения, с учетом падения напряжения на диодах защиты. Для этого, потенциометром напряжения на плате DC-DC преобразователя нужно выставить 14.5 вольт измеряемых мультиметром непосредственно на выходных клеммах зарядного устройства.
Как заряжать аккумулятор
Протрите аккумулятор тряпицей смоченной в растворе соды, затем насухо. Выверните пробки и проконтролируйте уровень электролита, если необходимо, долейте дистиллированную воду. Пробки во время заряда должны быть вывернуты. Внутрь аккумулятора не должны попадать мусор и грязь. Помещение, в котором происходит заряд аккумулятора должно хорошо проветриваться.
Подключите аккумулятор к зарядному устройству и включите устройство в сеть. Во время заряда напряжение будет постепенно расти до 14.5 вольт, ток будет со временем уменьшаться. Аккумулятор можно условно считать заряженным, когда зарядный ток упадет до 0.6 – 0.7 А.