Содержание
Мотоблок можно встретить практически в каждом подсобном хозяйстве, где предполагаются работы на земле. Помимо основной задачи – обработки грунта, этот движитель вполне может стать транспортным средством, как минимум грузовым.
Существуют готовые конструкции, предлагаемые как производителями тяговых устройств, так и сторонними изготовителями. Телега на мотоблок превращает его в полноценное транспортное средство, которое прочно стоит на земле тремя или четырьмя колесами.
Однако, подвезти инструменты на поле, забрать урожай, заготовить в лесу дрова – с этими задачами тележка на мотоблок успешно справляется. Учитывая простоту конструкции, такое полезное приспособление легко можно изготовить самостоятельно.
Какие инструменты и материалы нам понадобятся
- Стальной профиль (квадратная труба), 20-40мм или 30-50мм, для изготовления рамы и рулевого механизма;
- Стальной уголок толщиной 3 мм, со стороной 30-40мм;
- Листовое железо 1,2-2мм, или профнастил с мелким шагом для изготовления кузова. Этот элемент можно изготовить из досок или фанеры;
- Труба стальная для изготовления оси (в зависимости от конструкции колес);
- Колеса с пневматическими шинами, соответствующие расчетной нагрузке
- Болты, гайки, и прочий крепежный инструмент;
- Заклепочник с набором заклепок разного размера;
- Угловая шлифовальная машина (болгарка) с отрезными и обдирочными дисками;
- Сварочный аппарат;
- Сверлильный станок или дрель.
Чертежи для тележки лучше разработать самостоятельно, исходя из характеристик вашего мотоблока. Мы предлагаем для ознакомления типовую конструкцию.
Иллюстрация дает общее представление об изделии. При разработке собственного проекта вы сами определите, какие элементы конструкции в каком сочетании должны присутствовать в тележке.
Основные компоненты изделия
- Рама. Изготавливается сварным способом из профтрубы;
- Кузов. Возможны различные варианты. Из досок или фанеры, закрепленных на стальных уголках. Из стальных листов, при помощи сварки. Борта могут быть фиксированными или откидными;
- Сцепное устройство (дышло). Длина подбирается исходя из удобства управления мотоблоком. Является продолжением (элементом) рамы;
- Сидение. Крепится на сцепном устройстве или в кузове, в соответствие с конструкцией мотоблока;
- Рулевой механизм. Самый сложный элемент конструкции. Должен обеспечивать горизонтальное шарнирное сочленение дышла со сцепным приспособлением мотоблока. По возможности надо обеспечить шарнир с двумя степенями свободы. Иначе на местности со сложным рельефом будут возникать дополнительные нагрузки на скручивание между рамой и мотоблоком;
- Подвеска. Может быть портальной или осевой, в зависимости от конструкции колесных дисков. Возможна установка упругих элементов, но это усложняет конструкцию и снижает грузоподъемность. При малых скоростях и достаточной высоте профиля шин – амортизаторы не обязательны.
Если мощность мотоблока позволяет, можно изготовить четырехколесную тележку. Это повышает устойчивость, и дает преимущество при перевозке габаритных грузов.
В таком варианте передняя ось выполняется на поворотной платформе. Сочленение с мотоблоком может быть жестким или шарнирным. В первом случае возрастает усилие при повороте, во втором – необходимо минимизировать люфты в шарнире.
Как своими руками сделать тележку для мотоблока, практические рекомендации
После того, как вы рассчитали размеры (для мотоблоков мощностью до 5 л/с оптимальные габариты кузова 1м * 1,5м), приступаем к нарезке профтрубы для рамы.
Собирать конструкцию следует на ровной поверхности с применением дуговой электросварки. Для размеров профиля 40-50мм, усиливающие косынки по углам не нужны. Конструкция обладает достаточной жесткостью. Главное – добиться качественного равномерного шва по всему периметру стыков.
Разумеется, швы шлифуются при помощи болгарки.
Затем свариваем обрамление бортов кузова. Для этого достаточно профиля 20-30мм. Очень важно соблюсти соответствие размеров рамы и боковых частей, иначе собрать кузов будет затруднительно.
Обшивка в данной конструкции из листового железа 1,5мм. Соединения винтовые, с резьбой в профтрубе.
Перед сборкой металл необходимо зачистить от коррозии и обработать преобразователем ржавчины с грунтующими свойствами.
Борта кузова гладкие изнутри, для удобства перевозки сыпучих грузов. Примеряем конструкцию на раме.
Перед окончательной сборкой тщательно окрашиваем элемента рамы. Можно использовать обычную масляную краску по металлу. На грунтованной поверхности адгезия будет достаточной. Если позволяют средства – используйте специальные красящие составы с полимерным наполнителем.
Такая поверхность более устойчива к истиранию. Или по окончании сезона поверхность кузова необходимо подкрашивать.
Устанавливаем настил кузова, предварительно его окрасив.
После закручивания крепежа – проходим краской по головкам болтов и местам, где покрытие повредилось при монтаже.
Из самой толстой профтрубы изготавливаем сцепное устройство (дышло).
Конструкция предусматривает кузов – самосвал. Поэтому строго посередине устанавливаем оси для откидного механизма. Здесь важно соблюсти точную ориентировку и соосность, иначе при подъеме кузова механизм будет клинить.
Втулки оси крепятся через усиливающую пластину, толщиной 5 мм. Такие же усилители навариваются на сцепное устройство, выполняющее роль основной рамы.
После окончательной сварки проверяем свободный ход механизма. Конструкция самосвала неразборная, поэтому важно правильно установить оси с первого раза, чтобы не пришлось переваривать.
Колеса вместе со ступицами взяты от старой сельхозтехники. Переходные втулки выточены своими руками на токарном станке. На ступицах заменены подшипники – просто подбирались по диаметрам.
Готовая конструкция приварена к трубе, выполняющей роль оси.
Системы подвески в классическом понимании нет. Ось на раму установлена жестко. В качестве амортизаторов выступают высоко-профильные шины.
Откидной задний борт установлен на мощных петлях для железных ворот. Створка откидывается вниз, на верхней части установлены защелки – фиксаторы борта.
Подъемного механизма не предусмотрено. Балансировка рассчитана таким образом, что пустой кузов откидывается назад под своим весом. Для фиксации на раму и переднюю часть кузова наварены втулки. В качестве замка используется стальной палец, фиксируемый шплинтом.
К изготовлению рулевого шарнирного соединения следует подойти с особой ответственностью.
Конструкция выточена из стального круга диаметром 50 мм. Использованы шпильки из закаленной стали. Подшипниковое соединение тут ни к чему, интенсивность движения шарнира низкая. Достаточно регулярной смазки.
Устанавливаем конструкцию на сцепное устройство мотоблока. Вертикальный шарнир (рулевой) установлен на штатном прицепном пальце. Втулка горизонтального шарнира выполнена съемной, и прикручивается к дышлу болтами.
Мы рассмотрели способ как сделать телегу к мотоблоку и прицеп для трактора в одном изделии. Поэтому вместо рулевого сочленения можно устанавливать стандартное шаровое сцепное устройство. И телега используется как прицеп.
Грузоподъемность в качестве прицепа рассчитана 400-500 кг. При работе с мотоблоком, без учета веса водителя можно перевозить до 300 кг. Сидение оборудовано в передней части кузова, из уголка и широкой доски. Хотя тут возможности для творчества ограничены лишь вашей фантазией.
Тележка для мотоблока своими руками – вполне реальный проект. При наличии элементарных слесарных навыков и качественных материалов, результат получается не хуже фабричного. А стоимость – в разы меньше.
Смотрите видео, как сделать тележку своими руками из того, что можно найти на свалке металлолома.
Остались вопросы, пишите. Обязательно ответим.
Пользу от телеги для используемого в хозяйстве мотоблока переоценить практически невозможно – эта конструкция, в паре с удобным сиденьем и эффективными тормозами, позволяет существенно повысить комфорт при использовании сельскохозяйственного агрегата, и перевозить на довольно большие расстояние грузы и инвентарь, общим весом до 1 т.
Какими характеристиками должна обладать телега для мотоблока?
Прицеп для используемого в хозяйстве мотоблока не обладает крайне сложной конструкцией. Благодаря этому, имея под руками электрическую дрель, болгарку и сварочный аппарат, сделать такого рода приспособление своими руками сможет каждый. Однако непосредственно перед сборкой потребуется изучить схему, которая подскажет порядок и место монтажа деталей прицепа. Помимо изучения схемы перед изготовлением крайне важно изучить характеристики будущего прицепа. При этом можно ориентироваться на заводские модели промышленного изготовления.
Один из самых важных параметром прицепов – это их грузоподъемность. Выпускаемые на заводах телеги для мотоблоков способны перевозить багаж, общим весом от 250 до 1000 кг – все зависит от класса мотоблока, с которым будет использоваться прицеп. По этому параметры имеющиеся в продаже телеги делятся между собой на легкие, средние и тяжелые конструкции.
Для эксплуатации в паре с тяжелыми сельскохозяйственными агрегатами, мощностью более 10 л. с., применяются телеги с двумя и более осями, шириной примерно 1,5 и длиной 3 м. Такой прицеп на мотоблок способен на перевозку груза, массой 500–1000 кг. Подобная двухосная конструкция также может оборудоваться скамейками для перевозки небольшой группы людей.
Средние телеги используются преимущественно для мотоблоков, мощностью от 5 до 10 л. с. Эти прицепы представляют собой одноосные конструкции, обладающие габаритами 1,2×1.6 м. Такая телега на мотоблок справиться с перевозкой багажа, общим весом не более 500 кг.
Мотоблоки, мощностью до 5 л. с. лучше всего оборудовать легкими одноосными прицепами, длиной до 1,2 и шириной до 1 м. Максимальный вес перевозимого такими телегами багажа составляет не более 300 кг. Легкая тачка считается наиболее простой в самостоятельном изготовлении, и требует минимальных затрат материалов, сил и времени.
Второй важный фактор – это высота имеющихся бортов. Легкие и средние заводские телеги комплектуются стенками, высотой не более 35 см. Более крупные по габаритам прицепы оснащены бортами, высотой до 60 см. При этом в каждой модели прицепа, независимо от его класса, предусмотрена одна откидная стенка – как правило, она располагается в задней части конструкции. Такой бортик существенно упрощает процесс погрузки и выгрузки перевозимого багажа.
Подготовка чертежей для прицепа, грузоподъемностью до 350 кг
Телега на мотоблок, способная перевозить инвентарь и багаж массой до 350–400 кг, считается универсальной для использования вместе с бытовым мотоблоком. Планировать изготовление более громоздкой конструкции, в принципе, не стоит, так как это повлечет за собой дополнительные затраты, а также потраченное время и силы.
Чтобы тележка для мотоблока получилась как можно более надежной и сбалансированной, крайне важно изучить схемы. В зависимости от материала и деталей, имеющихся в распоряжении, размеры основных и дополнительных элементов конструкции можно менять. Ниже предлагаем рассмотреть чертежи оптимальной для применение в хозяйстве тележки среднего класса.
Первая схема подробно описывает общий внешний вид прицепа с входящими в его конструкцию основными деталями и узлами.
Второй чертеж подробно описывает изготовление рамы. Основной материал для ее сборки – это круглые или прямоугольные трубы, соединенные между собой посредством сварки. Кузов такой телеги изготовлен из досок, толщиной не менее 2 см. Все имеющиеся борта соединены с рамой наглухо, и не откидываются.
На третьей схеме изображена конструкция водила. Большая часть нагрузки при его эксплуатации ложится на место крепления дышла и корпуса поворотного узла. В связи с этим для предотвращения поломки эта часть конструкции укреплена четырьмя дополнительными ребрами жесткости, указанными в чертеже на разрезе Б–Б.
Эта схема описывает конструкцию поворотного узла. Этот элемент телеги наиболее сложный в изготовлении, поэтому при его сборке потребуется проявить максимум внимания и терпения.
Наличие подробных чертежей – условие столь же необходимое, как и применение при сборке телеги прочных материалов. Только имея под рукой подходящие схемы, фермер сможет соорудить качественный прицеп, способный перевозить нужное количество груза на длительные расстояния.
Как сделать прицеп для мотоблока своими руками?
Имея под рукой схему самодельного прицепа на мотоблок, можно приступать к сбору необходимого инвентаря.
Для работы понадобится:
- уголки, швеллеры и профильные трубы из кованой стали – они понадобятся для изготовления рамы телеги;
- металлический прут, диаметром примерно 3 и длиной 107 см – с его помощью удастся изготовить надежную ось прицепа. В дальнейшем прут понадобится приварить к угловым опорам и продольному шарниру рамы;
- пара колес – их можно взять от старой сельскохозяйственной техники или от мотоцикла. Для того чтобы колеса лучше встали на свои посадочные места, под их диаметр нужно обточить имеющуюся ось;
- доски – необходимы для изготовления кузова;
- сварочный аппарат, болгарка, электродрель –обязательно нужны для сборки телеги;
- набор крепежных болтов и саморезов – с их помощью крепление досок на кузове получиться более надежным
Правильная последовательность при сборке прицепа на мотоблок выглядит следующим образом:
- Для начала необходимо сварить раму тележки. Она должна быть максимально прочной, так как именно на составляющие рамы будет взваливаться вся нагрузка от перевозимого багажа. В связи с этим места стыков труб и швеллеров нужно обязательно усилить стальными уголками;
- Непосредственно под рамой крепиться ось, играющая роль шасси. Она должна располагаться таким образом, чтобы колеса после их установки на раму не выпирали из-за краев прицепа;
- На следующем этапе к оси крепятся используемые колеса;
- Далее нужно собрать кузов телеги. Для этого следует взять доски, предварительно очищенные от заусениц, и неподвижно скрепить их между собой посредством стальных уголков. Сами доски должны обладать толщиной в 2 см. Для облегчения погрузки и выгрузки урожая один или несколько болтов прицепа нужно сделать откидными. Для изготовления днища телеги потребуется использовать обрезную доску или листовую сталь, толщиной не менее 3 мм – во втором случае конструкция получается более надежной и долговечной;
- В передней части прицепа можно установить автомобильное сиденье, закрепив его на оси;
- Сцепку телеги также очень просто сделать своими руками. Для этого нужно использовать подходящий по своим размерам кусок металла, и проделать в нем отверстие. Диаметр последнего должен быть таким, чтобы внутрь него свободно помещалась консоль. Для изготовления сцепки также потребуются подходящие по диаметру подшипники. Последние наружной плоскостью устанавливают внутрь сцепки, а во внутреннюю плоскость деталей заводят имеющуюся консоль. При этом консоль должна быть установлена без люфта. Об изготовлении прицепа в деталях также можно узнать видео.
Самосвальный прицеп на мотоблок собирается в таком же порядке. Единственная разница заключается в том, чтобы на одном из этапов между рамой и осью установить гидравлический привод с держателями. Последние должны быть рассчитаны на нагрузку в 500 кг. Такой самосвал сэкономит массу времени и сил своего владельца при разгрузке багажа.
Как сделать тормоза на прицеп к мотоблоку?
Самодельный прицеп будет удобным в эксплуатации только в том случае, если оснастить его эффективной тормозной системой. Для ее сборки и монтажа потребуется:
- мотоциклетный тормозной барабан;
- мотоциклетные колодки торможения;
- спицы от колеса мотоцикла;
- пассатижи;
- сварочный аппарат.
Равномерную проточку дисков достаточно сложно выполнить самому без подходящего оборудования, поэтому ее лучше всего заказать у специалиста. Дальнейший порядок сборки тормозов выглядит следующим образом:
- Вначале нужно снять тяги и тросики с используемых дисков. Сразу после этого необходимо проточить барабаны. Проточенные детали следует надежно закрепить на ступицах;
- После монтажа барабанов между имеющимися ребрами появится свободное пространство. Чтобы закрыть его нужно намотать на ребра прочную металлическую проволоку;
- Далее на оси необходимо установить диски, и закрепить их посредством втулок. Последние должны быть установлены в неподвижном положении, поэтому следует направить меры на исключение их сдвигов в любые стороны. С этой целью можно наварить на ось небольшой кусок металла;
- Далее на барабаны потребуется установить тросики, после чего протянуть их к месту управления водителем. Для торможение изготовленной системой понадобится отдельный рычаг с предусмотренной передачей. С этой целью можно воспользоваться рычагом автомобильного стояночного тормоза. При этом наряду с рычагом на прицеп также потребуется закрепить клапан для управления тормозной системой.
После изготовления и установки тормозов самодельная тележка для мотоблока будет мгновенно останавливаться по команде водителя. При желании управление системой можно осуществлять не только посредством рычага, но и при помощи педали. В любом случае работа с прицепом, оборудованном тормозами, будет гораздо удобнее и, что немаловажно, безопаснее.
Изготовленный таким образом прицеп с тормозной системой подойдет для эксплуатации на мотоблоках марки Нева МБ-1 и МБ-2, а также сельскохозяйственных агрегатах производства брендов МТЗ и Ока.
Трудно представить заядлого садовника без мотоблока в хозяйстве. Это незаменимая вещь, которая, прежде всего, необходима при вспахивании земли на садовом участке. Но функции мини-трактора можно расширить, присоединив к нему тачку/прицеп. Конечно, тележку для мотоблока легко купить в профильном магазине, но настоящий мужчина легко сможет смастерить прицеп на мотоблок самостоятельно.
Вариации тележек
Вариации тележек данному виду техники напрямую зависят от способности транспортировать определенный груз.
- Простая одноосная тележка. Максимальный вес подъема до 70 кг. Ее конструкция будет простой и недорогой.
- Телега для мотоблока грузоподъемностью до 110-120 кг. Наиболее универсальный вариант для использования в хозяйстве.
- Прицеп для перевозки тяжестей с весом более 120 кг. Конструкция усложняется, увеличиваются затраты на материал для рамы и облицовки. Данный вариант более дорогостоящий, но и возможности тележки значительно возрастают.
Самостоятельный монтаж мотоблочного прицепа ‒ проще не бывает
Как сделать прицеп к мотоблоку своими руками? Главное, что вам необходимо для экономии затрачиваемых сил и избегания нежелательных ошибок ‒ это правильные чертежи прицепа для мотоблока и схемы.
Подобрав точные чертежи своими руками и размеры планируемого прицепа, нужно просчитать все нюансы при изготовлении.
- Продумать, для перевозки чего изготавливается телега: будет ли это некрупногабаритный, легкий груз или, скорее всего, тяжелый. Исходя из этого, выбирать материал по прочности для каркаса и обшивки прицепа.
- Если прицеп будет самосвальным, двухосным, с большой грузоподъемностью, то есть необходимость оснащения его гидравлическим приводом. Это нужно для легкого опрокидывания.
- Для модели с одной осью (одноосный) вполне хватит устройства ручного типа.
- Для безопасности телегу, у которой грузоподъемность будет больше 350 кг, необходимо оборудовать механическим самодельным тормозом. Когда мотоблок с тележкой будет достаточно загружен, то при спуске с горки его остановить будет невозможно. Но так как сделать тормоза на прицеп к мотоблоку самостоятельно достаточно сложно, поэтому лучшим вариантом будет помощь квалифицированного человека.
Первый этап ‒ подготовка необходимых деталей и инструментов
В общем это обычное сочетание кузова, рамы, колес и сцепки. Для монтажа самодельного прицепа к мотоблоку вам нужно приобрести (а возможно, они уже есть в хозяйстве) такие детали:
- трубы диаметром 60х30 мм и 25х25 мм, обычно они должны быть железными для надежности будущего изделия;
- два колеса, возможно, у вас завалялись старые ненужные от «Москвича», а также рессоры;
- листы дюралюминиевые, их толщина должна быть около 2 мм;
- листы стали, их толщина должна быть около 0,8 мм;
- швеллер №5;
- крепежные элементы.
Конечно, вам не обойтись при монтировании тележки для мотоблока без необходимых инструментов: болгарки для резки деталей, электрического лобзика, шуруповерта и сварки.
Рама для мотоблочной телеги
Чтобы сделать прицеп для мотоблока своими руками надежным и долговечным, необходима очень прочная рама. При производстве решетки для каркаса подойдет труба 60х30 мм, в сечении должен быть квадрат (прямоугольник) и уголок для соединения 25х25 мм. Дабы сделать решетку-каркас, все детали нужно соединить 5-ю дополнительными поперечинами.
По углам решетки-каркаса к продольным трубам с помощью сварочного аппарата крепят 4 вертикальные стойки. Если тачка для мотоблока будет с откидным бортом, то рамы нужно производить отдельно и только потом устанавливать.
Варианты обшивки каркаса
Для обшивки конструкции мастера выбирают недорогой материал или тот, что есть в наличии. Цена изделия становится намного меньше.
- Деревянные доски, которые часто остаются после строительства. Основные плюсы ‒ малозатратные, минусы ‒ влагостойкие, как следствие низкая продолжительность «жизни» тачки для мотоблока. Помимо этого, для их обработки нужны дополнительные средства.
- Пластик. Плюсы ‒ стойкий к влаге в отличие от дерева, минусы ‒ не крепкий, при повреждении он сломается.
- Листы металла. Плюсы ‒ прочный материал, поэтому долговечен, минусы ‒ один из самых дорогих вариантов.
Но если телега к мотоблоку будет использоваться постоянно, то выгоднее сделать ее металлической и не тратить лишние средства на ремонт. Закрепить листы к раме можно сварочным аппаратом.
Изготавливаем ходовую часть
Для перевозки груза прицепу нужны колесные узлы, которые можно снять с ненужного транспортного средства. Для крепления колесных узлов необходимо приварить дополнительную трубу. Ступица для прицепа прикрепляется методом напрессовки. На ось надевают заднюю часть, которую перед этим вытачивают. Перекос должен отсутствовать, поэтому его нужно постоянно контролировать. Смонтированные колеса необходимо закрепить гайками и в заключение надеть колпаки.
Сцепка для прицепа мотоблока
Сцепка для прицепа мотоблока ‒ достаточно важный элемент всей конструкции. Самый лучший из вариантов ‒ это узел, когда труба соединяется с другой трубой. В изогнутую трубу с одной стороны нужно приварить еще одну небольшую часть трубы. Это необходимо делать в положении вертикально. Такая же операция проделывается и на другом краю главной трубы. В завершение для соединения с прицепом монтируется шкворень. При повороте или на неровной дороге данная конструкция обеспечит прочное сцепление.
Как избежать ошибок при изготовлении тележки к мотоблоку?
Если мотоблочный прицеп изготавливается впервые, то ошибки встречаются даже у лучшего мастера. Основные из них:
- неправильно выбранное сиденье. Оно должно быть удобным, ведь работать по хозяйству приходится часто. Лучшие сиденья в виде лавы;
- ради экономии не устанавливают тормоза. Ни в коем случае не экономьте на собственной безопасности. Пусть лучше самодельные ручные тормоза, чем ничего;
- некачественная и дешевая обшивка. И снова ради бюджетного варианта, но помните ‒ скупой платит дважды.
1 Отзыв
Да,полностью согласен с автором.Сиденье собираюсь ставить компьютерное без подручей.Лавка стояла,но очень трясет на кочках и при повороте или наклоне бывало слетал с нее.Да и посадка высокая,что не удобно при работе .Сиденье оптимально размещаю на несущей трубе,ноги на подставках,бывает и притормозить приходится ногами.Отдельный прицеп предпочтительнее,адаптер пригоден только при мощном и тяжелом мотоблоке.Мой мотокультиватор вполне прилично транспортирует груз 300кг в простом прицепе с колесами аналогичными культиватора.Качество дисков китайских колес конечно отвратительное,втулки осей колес развалились после 3й поездки.Пришлось проваривать дополнительно диски.