Что такое руда для детей

Новости

Виды руд

Руда – это минеральное вещество (горная порода), из которого экономически целесообразно извлекать полезные компоненты (металлы). Главным критерием для классификации руд, послужило различие в обработке и обогащении сырья в зависимости от его компонентного и химического состава.

Основные виды руд, по компонентному составу руды подразделяются на металлические и неметаллические. К металлическим относятся руды в которых полезные компоненты представлены металлами, в неметаллических, руда представлена различными минералами, и не содержит металлов. Металлы, как известно, делятся на две группы: цветные и черные, следовательно, различают руды цветных и черных металлов. Классификация руд черных и цветных металлов представлена в таблице 1.

Тип руды

Разновидность

Металлические руды

Руды черных металлов Магнетитовые кварциты Магнетитовые (скарновые) руды Гематито-магнетитовые руды Магно-магнетитовые руды Титано-магнетитовые руды Бурожелезняковые руды Марганцевые руды Хромитовые руды Руды цветных металлов Сульфидные Руды, в которых металлы находятся в форме сернистных соединений Медные руды Свинцово-цинковые руды Полиметаллические руды Кобальтовые руды Сурмяные руды и др. Окисленные Руды, в которых металлы присутствуют в форме различных кислородсодержащих соединений (оксидов, карбонатов, гидроксидов и т.д.) Алюминиевые руды Медные руды

Кобальтовые руды и др.

Смешанные Руды,в которых металлы могут находиться как в сульфидной, так и в окисленной форме. Медные руды и др. Самородные Руды, содержащие металлы в свободном состоянии Золото Серебро Платина Медь самородная и др.

Таблица 1 – Классификация металлических руд

К минералам, не содержащим металлов относятся: самородная сера, пьезокварцит, алмаз, изумруд, рубин и другие. Детальная классификация неметаллических руд представлена ниже.

Тип руды Разновидность Вещественный состав
Неметаллические руды Химическое и агрономическое сырье Галолиты (соли), апатиты, фосфориты, сера самородная, мышьяковые руды, пирит, барит, флюорит, бораты, датолит, глауконит и др.
Металлургическое и теплоизоляционное сырье Доломиты, известняки, тальковый камень, магнезит, кварциты, плавиковый шпат, кианит, огнеупорные глины, графит, хромиты, хризотил-асбест, вермикулит т др.
Техническое сырье Мусковит, флогопит, алмаз, корунд, топаз, гранаты, тальк, барит и др.
Пьезооптическое сырье Пьезокварц, турмалин, оптический флюорит, исландский шпат, оптический кварц, барит
Цветные драгоценные и поделочные камни Алмаз, изумруд, александрит, рубин, сапфир, топаз, аметист, агат, опал, обсидиан, яшма, родонит, лазурит, нефрит, жадеит, ангидрид и др.
Строительные материалы (строительные и облицовочные камни, наполнители, гидравлические добавки, минеральные краски и др.) Гравий, песок, изверженные породы, мраморы, известняки, песчаники, пемза, мел, охры и др., а также искусственные легкие напонители бетонов: керамзит, шунгизит, вспученный перлит и др.
Стекольно-керамическое сырье Стекольные пески, полевые шпаты, пегматиты, каолиниты, кварц, глины, фарфоровые камни и др.
Цементное сырье (вяжущие материалы) Известняки, мергели, глины, трассы, туфы, пуццоланы, гипс, ангидрит, опоки и др.
Сырье для новых отраслей промышленности (получение искусственных волокн и слюды, минеральной ваты, каменного литья и др.) Диабазы, базальты, глины, кварцевые пески, и др.

Металлические руды могут быть как монометаллическими (содержать только один металл), так и полиметаллическими (в которых руда представлена смесью нескольких металлов). В большинстве случаев руда содержит несколько металлов, например, медные руды часто содержат цинк, свинец и железо. Поэтому при извлечении основных компонентов из полиметаллических руд, становится экономически выгодным извлечение попутных вторичных компонентов (металлов), даже если концентрации этих вторичных компонентов довольно малы, например извлечение золота.

Кроме широко известных нефти и газа существуют и другие не менее важные полезные ископаемые. К ним относятся руды, которые добываются для получения черных и цветных металлов путем переработки. Наличие рудных месторождений – это богатство любой страны.

Читайте также:  Как очистить трубку от монтажной пены

Что такое руды?

Каждая из естественных наук по-своему отвечает на этот вопрос. Минералогия определяет руду как совокупность минералов, изучение которых необходимо для совершенствования процессов извлечения наиболее ценных из них, а химия изучает элементный состав руды, чтобы выявить качественное и количественное содержание в ней ценных металлов.

Геология рассматривает вопрос: «что такое руды?» с точки зрения целесообразности их промышленного использования, поскольку эта наука занимается изучением строения и процессов, происходящих в недрах планеты, условиями образования горных пород и минералов, разведкой новых месторождений полезных ископаемых. Они представляют собой участки на поверхности Земли, на которых вследствие геологических процессов накопилось достаточное для промышленного использования количество минеральных образований.

Образование руд

Таким образом, на вопрос: «что такое руды?» наиболее полно можно ответить так. Руда – это горная порода с промышленным содержанием в ней металлов. Только в этом случае она имеет ценность. Руды металлов образуются при остывании магмы, которая содержит их соединения. При этом они кристаллизуются, распределяясь по величине своего атомного веса. Наиболее тяжелые оседают на дно магмы и выделяются в отдельный слой. Другие минералы образуют горные породы, а оставшаяся от магмы гидротермальная жидкость растекается по пустотам. Содержащиеся в ней элементы, застывая, образуют жилы. Горные породы, разрушаясь под воздействием природных сил, откладываются на дне водоемов, образуя осадочные отложения. В зависимости от состава горных пород формируются различные руды металлов.

Железные руды

Виды этих полезных ископаемых значительно разнятся. Что такое руды, в частности, железные? Если руда содержит достаточное для промышленной переработки количество металла, она называется железной. Они различаются происхождением, химическим составом, а также содержанием металлов и примесей, которые могут быть полезными. Как правило, это сопутствующие цветные металлы, например, хром или никель, но бывают и вредные – сера или фосфор.

Химический состав железных руд представлен различными его оксидами, гидроксидами или углекислыми солями окиси железа. К разрабатываемым рудам относятся красный, бурый и магнитный железняк, а также железный блеск – они считаются самыми богатыми и содержат металла более 50 %. К бедным относят такие, в которых полезный состав меньше – 25 %.

Состав железной руды

Магнитный железняк представляет собой окись железа. Он содержит более 70 % чистого металла, однако в залежах встречается вместе с серным колчеданом, а иногда с цинковой обманкой и другими образованиями. Магнитный железняк считается самой лучшей из использующихся руд. Железный блеск тоже содержит до 70 % железа. Красный железняк – оксид железа – один из источников добычи чистого металла. А бурые аналоги имеют до 60 % содержания металла и встречаются с примесями, иногда вредными. Они представляют собой водный оксид железа и сопутствуют почти всем железным рудам. Они также удобны легкостью добычи, переработки, однако металл, получаемый из этого вида руды, невысокого качества.

По происхождению месторождения железных руд их делят на три большие группы.

  1. Эндогенные, или магматогенные. Их образование обусловлено геохимическими процессами, происходившими в глубинах земной коры, магматическими явлениями.
  2. Экзогенные, или поверхностные, месторождения создавались вследствие процессов, происходящих в приповерхностной зоне земной коры, то есть на дне озер, рек, океанов.
  3. Метаморфогенные месторождения формировались на достаточной глубине от поверхности земли под действием высокого давления и таких же температур.

Запасы железных руд в стране

Россия богата различными месторождениями. Самое большое в мире – это Курская магнитная аномалия, содержащая почти 50 % всех мировых запасов. В этом регионе магнитная аномалия отмечалась уже в XVIII веке, однако разработка залежей началась лишь в 30-х годах прошлого столетия. Запасы руд в этом бассейне с высоким содержанием чистого металла, они измеряются миллиардами тонн, а добыча ведется открытым или подземным методом.

Читайте также:  Ножницы на шуруповерт для резки металла

Бакчарское месторождение железных руд, являющееся одним из наибольших в стране и мире, открыто в 60-х годах прошлого века. Запасы руды в нем с концентрацией чистого железа до 60 % составляют около 30 миллиардов тонн.

В Красноярском крае находится Абагасское месторождение – с магнетитовыми рудами. Открыто было оно еще в 30-х годах прошлого столетия, однако разработку его начали вести только через полвека. В Северной и Южной зонах бассейна добыча ведется открытым способом, а точное количество запасов равно 73 миллионам тонн.

Открытое еще в 1856 году, до сих пор является действующим Абаканское месторождение железных руд. Сначала разработка велась открытым способом, а с 60-х годов XX века – подземным способом на глубине до 400 метров. Содержание чистого металла в руде доходит до 48 %.

Руды никеля

Что такое руды никеля? Минеральные образования, которые используются для промышленного получения этого металла, называются никелевыми рудами. Встречаются сульфидные медно-никелевые с содержанием в них чистого металла до четырех процентов и силикатные никелевые руды, аналогичный показатель которых составляет до 2,9 %. Первый вид месторождений обычно бывает магматического типа, а силикатные руды находятся в местах коры выветривания.

Развитие никелевой промышленности в России связано с разработкой их местонахождения на Среднем Урале в середине XIX столетия. Почти 85 % сульфидных месторождений сконцентрировано в Норильском регионе. Залежи на Таймыре по богатству запасов и разнообразию минералов – самые крупные и уникальные в мире, в них находится 56 элементов таблицы Менделеева. По качеству никелевых руд Россия не уступает другим странам, преимуществом является и то, что они содержат дополнительно редкие элементы.

На Кольском полуострове сосредоточено около десяти процентов ресурсов никеля в сульфидных месторождениях, а на Среднем и Южном Урале разрабатываются силикатные залежи.

Руды России характеризуются количеством и разнообразием, необходимыми для промышленного применения. Однако в то же время они отличаются сложными природными условиями добычи, неравномерностью размещения на территории страны, несовпадением региона размещения ресурсов с плотностью населения.

Рауза Тахташева
Знакомство детей старшей группы со свойствами железной руды и мела

Программное содержание: познакомить детей со свойствами железной руды и мела; формировать умение обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их особенности и свойства; дать детям представление о том, как добывают мел и железную руду, как они используются человеком; развивать сенсорные ощущения; воспитывать гордость и любовь к родному краю.

Материалы: карта России, для каждого ребёнка подносы с камнями: мелом и рудой, лупы, стаканы с водой, цветной картон для рисования мелом.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что нас окружают различные предметы. А что ещё окружает нас?

Воспитатель: А какая бывает природа?

Дети: Живая и неживая.

Воспитатель: Какие признаки живой природы вы знаете?

Дети: Растёт, размножается, двигается, дышит, питается.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Живое и неживое».

Я буду называть разные слова, а вы будете поднимать карточки, если живое – зелёную карточку, если неживое – красную.

(Игра «Живое – неживое»)

Воспитатель: Дети, сегодня на занятии мы будем говорить с вами о камнях.

Сначала я должна вам сказать, что нам пришла посылка со звуковым письмом, давайте послушаем его. (Звучит запись).

«Здравствуйте, дорогие дети! Я – хозяйка медной горы. Я слышала, что вы знаете так много о природе, вот я и решила послать вам посылку с предметами неживой природы. В конверте находятся загадки, отгадав их, вы узнаете, какие предметы я вам послала. Удачи вам!»

Читайте также:  Измельчитель садовый принцип работы

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, какие же предметы нам прислала хозяйка Медной горы? Давайте отгадаем её загадки.

С виду неприглядный камень,

Он в земле лежит пластами,

Чтоб наверх его поднять,

Надо в шахте побывать,

Под землёю огоньки –

Это в шахте горняки.

Этот, очень нужный камень. (Железная руда).

Воспитатель: Вот какой он этот камень – железная руда. (Достаёт из посылки, показывает).

Ребята, садитесь за столы. У вас на столах стоят подносы – найдите на них руду. Возьмите кусочек, рассмотрите его и расскажите, какого он цвета, твёрдый или мягкий, шероховатый или гладкий? (Ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, руда камень прочный или нет? Давайте проверим это. Я ударю по нему молотком, а вы посмотрите, что произойдёт.

(Ударяет по куску руды молотком). Железная руда – очень прочный камень. Чтобы из него получить железо, надо его расплавить в больших печах.

Давайте, опустим кусочек руды в стакан с водой. Что произошло?

Дети: Вода помутнела, пошли пузырьки. Руда не утонула.

Воспитатель: В каждом предмете есть воздух, поэтому пошли пузырьки. Руда не растворяется, запомните это. Ребята, а нужна ли руда человеку?

Дети: Нужна. Человек получает из неё железо.

Воспитатель: Правильно, руда – очень полезный камень. Он лежит под землёй и чтобы достать его люди построили шахты и карьеры.

Шахта – это огромный, тёмный колодец.

Наш край богат железной рудой. В нашем городе есть шахты, рудники, где добывают руду. Наш город Губкин называют городом горняков. Давайте подойдём к карте и покажем город, в котором мы живём. Мы обозначим его вот этим значком (прикрепляет чёрный треугольник на карте).

Воспитатель: Ребята, в конверте есть ещё загадка.

Белый маленький комочек

Он лежит в моей руке,

Им рисуют на асфальте,

Пишут буквы на доске. (Мел).

(Воспитатель достаёт кусочек мела из посылки и предлагает детям сесть).

Воспитатель: Ребята, найдите мел у себя на подносах и рассмотрите его.

(Дети рассматривают и рассказывают о свойствах мела: белый, мягкий, оставляет след).

Воспитатель: Давайте опустим мел в стакан с водой. Что произошло?

Дети: Вода окрасилась, мел растворился.

Воспитатель: Нужен ли мел человеку?

Дети: Им рисуют, пишут на доске.

Воспитатель: Правильно, ребята, мел нужен человеку. Его ещё используют на стройке, добавляют для изготовления красок. А ещё мел очищают и добавляют в лекарства, в зубную пасту.

В нашей области много мела, особенно около города Белгорода. Своё название город получил именно из-за меловых гор. Подойдём к карте отметим белым квадратиком город на карте.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали много нового о камнях, о том, какую пользу приносят они людям. Наш край богат полезными камнями. Мы все любим свой город и гордимся им. Он очень красив! Я предлагаю вам нарисовать картинку о природе, мелом.

(Дети садятся за столы и рисуют мелом осеннее дерево под музыку П. И. Чайковского).

Воспитатель: Ребята, о чём мы говорили сегодня? Что нового узнали?

Дети: О железной руде, о меле. Это полезные камни. Они нужны человеку в жизни.

«Веселые гномики». Игры по сенсорному воспитанию в первой младшей группе Программные задачи: Находить сходства и различия между предметами,формирования умения называть свойства предметов: большой, маленький,.

Педагогический проект «Профессия шахтер» Педагогический проект: "Профессия шахтер" Автор проекта: Чаплыгина Н. Н. (воспитатель подготовительной группы, детского сада №37, г. Киселёвска).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector