Чем обработать металл чтобы не ржавел

Ржавчина в состоянии целиком и полностью разрушить металл. Если своевременно не найти начавшуюся коррозию и не предпринимать меры по сохранению и защите деталей и сооружений, результаты окажутся необратимыми — в конечном результате металл рассыплется. В случае когда разговор идет о старенькой бочке на загородном участке, это одно и вовсе иное — в случае когда на карту поставлена прочность основания жилого дома. Не предоставим ржавчине ни единого шанса!

Ржавчина — продукт коррозии металла, вполне закономерного процесса, который протекает под воздействием кислорода и влаги. Если металл не защищать, то при обычных условиях он начнет окисляться, что, в свою очередь, запустит процесс ржавления.

По типу коррозия бывает сплошной, точечной, сквозной, послойной, подповерхностной, пятнами и язвами. Видов этого разрушения немало, а вот способов борьбы с ним пока изобрели не так много. Конструкционный метод предполагает максимально возможное изолирование материала от воздействия воды и воздуха. Для этого в базовых, несущих определенную нагрузку узлах и основаниях стараются применять нержавеющие и цветные металлы, легированные или кортеновские стали. Последние, по сути, уже заржавевший материал, поверхность которого принудительно окислили и получили защитное покрытие, предотвращающее доступ влаги внутрь (ржавление металла в этом случае остановлено).

Активный способ защиты металла предполагает либо распространенное сегодня анодирование (электрохимический процесс), либо нанесение двойного электрического слоя. К активным методам защиты относят также холодное цинкование и газотермическое напыление. Все эти способы доступны исключительно в промышленных условиях, для бытовых нужд подойдет пассивный метод.

Технология пассивной защиты — это применение лакокрасочных составов различного назначения — нанесенные на металл, они перекрывают доступ кислорода и влаги к его поверхности. О них и поговорим.

Решать проблему ржавления железа нужно поэтапно. Перед тем как начинать какие-либо действия, необходимо определиться, надо ли удалять темный налет (и насколько это возможно) и какой вид защитного состава подойдет в каждом конкретном случае.

Лакокрасочные материалы (ЛКМ) в зависимости от своей пленкообразущей способности (а именно она и будет препятствовать окислению металла) подразделяют на три категории.

1. Составы, которые создают барьер на пути кислорода и влаги путем механической изоляции поверхности. Чаще всего в этой роли выступает краска или грунт-краска, определенные виды которых можно наносить прямо на ржавчину. Эффективность такой защиты целиком зависит от степени адгезии краски с поверхностью — ведь даже минимальная оставшаяся трещина (царапина) позволит кислороду вновь добраться до металла, и тогда уже появится подпленочная коррозия, бороться с которой гораздо сложнее, — увы, вовремя обнаружить ее удается далеко не всегда. Различают промежуточные (чаще всего это грунты) и основные барьерные составы.

2. Лакокрасочные составы, обеспечивающие пассивацию металла. За счет химического взаимодействия его поверхности и компонентов краски металл переходит в неактивное состояние. В результате коррозия замедляется или вовсе прекращается. Эффект пассивации дают краски и грунты, в составе которых содержатся фосфорная кислота или ингибирующие пигменты.

3. ЛКМ, обеспечивающие протекторную защиту. Эти эмали и краски обязательно содержат в своей формуле порошки других металлов: цинка, алюминия, магния. Процессу окисления в этом случае будут подвергаться порошки донорских металлов, а основание останется неповрежденным коррозией.

Непосредственно окраску металла производят в соответствии с выбранной системой защиты. Но перед этим необходимо подготовить поверхность.

Металлические поверхности перед нанесением краски желательно очистить от пятен ржавчины. Чаще всего такой обработке подвергают язвенную ржавчину, точечную, в виде пятен. Очистить поверхность можно химическим и механическим способом. Для механической обработки используют пескоструйный, дробеструйный инструмент либо специальные металлические щетки или наждачную бумагу. Последний способ в быту наиболее популярен, а вот первые два требуют наличия дорогостоящего оборудования и площадей промышленного масштаба.

Также в зависимости от степени загрязнения поверхностей (средняя или высокая) применяют химический метод очистки: с помощью преобразователя ржавчины — это состав, который содержит ортофосфорную кислоту (она превращает ржавчину в стабильные фосфаты железа) либо танин (он образует танат железа, прочно сцепляющийся со сталью). Например, для чугунных, стальных, оцинкованных и алюминиевых поверхностей подойдут такие составы, как «Фосфомет» (119руб./6,5кг; компания «КрасКо»), ИФХАН 58-ПР (240 руб./кг), грунт «Оптимист» (205 руб./Зкг); для внутренних работ — нейтральный преобразователь без запаха Metallfix (1061 руб./л; компания Rosetti). Если необходимо обработать предметы и устройства, которые большую часть года находятся на открытом воздухе (садовые скамейки, бочки, трубы, ограждение крыльца, ворота, стальные и оцинкованные крыши), применяют преобразователи ржавчины со специальными свойствами, например, «Фосфомет-зима» (167 руб./6,5 кг), «Грунт-эмаль «З в 1» (200руб./л, Новбытхим), имеющий разные цвета. Применение такого грунта позволит одновременно очистить, защитить и окрасить поверхности, например, при ремонте кровли или металлического забора.

Типы составов для ржавых поверхностей:
1 – растворитель ржавчины;
2 —краска-эмаль по ржавчине;
3—праймер (грунт) для обработки поверхности;
4 — молотковая краска;
5—защитная краска с порошком металлов (желтая)

В процессе нанесения преобразователя металл сразу же реагирует — меняет цвет. Так как все подобные составы содержат очень сильную кислоту, при работе с этими средствами необходимо соблюдать меры предосторожности, пользоваться защитной одеждой, перчатками, маской.

Читайте также:  Как варить ацетиленом и кислородом

После механического и химического удаления ржавчины приступают непосредственно к нанесению защитных составов. Здесь требуется соблюсти одно важное условие. Финишный слой должен обладать достаточной толщиной, износостойкостью, долговечностью, не разрушаться под воздействием погодных условий. Создать достаточно толстое покрытие даже в несколько слоев, используя один лакокрасочный состав, сложно. Большинство из них имеет максимально допустимую толщину нанесения, превышение которой снизит качество самого покрытия. Поэтому желательно непосредственно под защитную краску использовать подготовительную грунтовку, алкид-ную, полиуретановую или акриловую. Последняя оптимальна для работ внутри помещений, так как обладает меньшей токсичностью. Она подойдет для грунтования лестничных ограждений, решеток каминов и окон, конструкций люстр, зеркал, металлических дверных ручек. Например, можно выбрать акриловый грунт по металлу ВДАК Р-150 (225 руб./0,9 л; «Радуга»), «Аква металл и к» для черного металла (187руб./кг; «КрасКо»), грунт АК-070 (126руб./кг; «Техно-Спектр») — для алюминиевой, титановой, углеродистой стали.

Для наружных работ предпочтительны полиуретановые либо эпоксидные грунты, так как они обладают повышенной атмосферо- и износостойкостью и способны проникать внутрь поверхности, например, в случае если требуется произвести ремонт ветхих материалов (однокомпонентная грунтовка FEIDAL KG 80 — 388 руб./кг; грунтовка «Полимерон» — 189 руб./кг, «КрасКо»). Составы на основе эпоксидной смолы, как правило, менее прихотливы к подготовке поверхности.

Удаление ржавчины:
1 —зачищаем поврежденную поверхность щеткой;
2-обезжириваем и наносим грунтовку;
3-покрываем защитной краской

В отличие от акриловых грунты на основе алкидной смолы образуют более стойкое к воздействию воды покрытие, обладают прочностью и хорошей укрывистостью. Остановимся на них подробнее. Как правило, это так называемые составы «З в 1» — одновременно преобразующие ржавчину, защищающие металл как грунт и окрашивающие в нужный цвет, что сокращает процесс обработки металла. Есть эмали, которые не содержат преобразователь ржавчины, но за счет наличия определенных компонентов упрочняют поверхности как грунт и образуют плотное покрытие даже в один слой.

Алкидные эмали подходят как для внутреннего применения, так и для наружного, но поскольку они довольно токсичны, при работах внутри дома требуется хорошее проветривание. Выбирая алкидную грунт-эмаль, стоит обратить внимание, для каких металлов она подходит: одни составы предназначены для черных, другие для цветных металлов.

Особое место среди грунт-эмалей занимает молотковая краска, ее еще называют кузнечной. Прочная молотковая эмаль предназначена для окрашивания изделий художественной ковки — деталей заборов, ворот, лестниц, каминов, металлической мебели, любых других декоративных элементов из цветных металлов. Покрытые этим составом предметы вполне выдержат зимовку в наших широтах, при этом поверхности можно не грунтовать — продукт содержит преобразователь ржавчины, грунт и цветную эмаль. Но это не главное достоинство кузнечной краски. В процессе ее нанесения на поверхности образуется красивый декоративный рисунок — раковины, структуры, неровности. Даже цвета молотковых составов необычны: серебристо-серый, изумрудно-зеленый, светло-синий. Наиболее известные и распространенные предложения по молотковым краскам у HAMMERITE (например, состав молотковый золотой — 471 руб./0,75 л) и у «КрасКо» (краска «Молотекс» — 279 руб./л).

Рассматривая составы, защищающие от коррозии, невозможно обойти вниманием специальные краски по металлу. Как правило, их наносят прямо на ржавчину, но есть и такие, которым требуется предварительное грунтование. Если речь идет о предметах из металла, которые постоянно контактируют с водой (например, кованый мостик в декоративном пруду) или находятся на улице при любой погоде (как дачная кованая мебель), применяют краску на акрилполимерной основе. Эти толстослойные составы наносят без предварительной грунтовки. А когда требуется окрасить радиатор отопления, температура нагревания которого бывает достаточно высокой, используют специальные термостойкие эмали. Они различаются в зависимости от величины температуры, которую краска может выдержать без потери своих декоративных качеств (например, до 120, 160, 210 °С сухого тепла). Термостойкие эмали чаще всего поставляют в белом цвете с возможностью дальнейшей колеровки.

Защита металла от ржавчины — дело непростое. Главное — вовремя заметить и как можно раньше начать борьбу с окислением и дальнейшим разрушением металла. Если все сделано правильно, а составы подобраны с учетом характеристик поверхности, ржавчина вряд ли снова поселится на ваших любимых качелях или садовых фонариках, лестнице, зеркале в доме.

Если требуется значительная стойкость покрытия, предпочтительно использовать высоконапол-ненные двухкомпонентные Л КМ с уменьшенным содержанием растворителя. Расход этих составов небольшой, слой можно получить толще, а защиту прочнее.

На рынке есть составы, которые разрешается наносить прямо на ранее окрашенные поверхности — по ла-тексным, масляным, алкидным краскам (например, Tikkurilla).

Для восстановления поврежденных металлических поверхностей применяют специальный порошковый цементирующий грунт на алкидной основе. С его помощью можно сделать «заплатку» на металле или заполнить трещину.

Для окрашивания перил или изгородей выпускают специальную глянцевую краску, создающую на поверхности слой, похожий на чеканку. Составы называют «Краска с эффектом чеканки». Чтобы получить особо прочное финишное покрытие по металлу, надежно защищающее от коррозии, помимо других составов желательно использовать прозрачный лак на основе акриловой эмульсии. Такой лак не только способствует долговечности верхнего слоя, но и препятствует появлению царапин.

Экология познания. Усадьба: Иногда за считанные год-два, а то и меньше, казалось бы, новые металлоконструкции, могут покрываться слоем ржавчины. Для покраски таких поверхностей существуют лакокрасочные материалы, допускающие окраску без снятия заржавленного слоя металла.

Читайте также:  Электрические лодочные моторы своими руками

Одно из основных условий качественной окраски, в том числе и антикоррозионной – это тщательная подготовка поверхности под покрытие. Но зачистить и подготовить металлическую поверхность, покрытую слоем ржавчины, возможно не всегда. Существуют особые лакокрасочные материалы, допускающие окраску без снятия заржавленного слоя металла.

Ржавление металлов

Металлические конструкции подвергаются ржавлению, и происходят данные процессы ступенчато, химические реакции перетекают одна в другую. Предпосылки и условия для начала процесса ржавления: металл содержит определенные примеси (углерод и сера), к поверхности имеется доступ кислорода и вода. Углерод и сера, входящие в состав сталей как присадки, действуют как усилители коррозии – слой образованной ржавчины разрушается, оголяется новый слой металла и процесс продолжается.

Если имеется кислая среда и/или присутствуют соли, то процессы ржавление ускоряются еще больше. Кислотность повышают вещества, которые содержатся в атмосферной воде – сернистая и карбонатная кислота. Вода вызывает коррозию незащищенных поверхностей металлов независимо от агрегатного состояния – в виде паров, жидкой фазы или льда.

Когда происходит ржавление металлов, появляющийся слой ржавчины не защищает поверхность, как в случае пассивирования (создание защитной пленки на металлах) и не может препятствовать последующей коррозии. Ржавчина имеет рыхлую и гигроскопичную структуру, мгновенно накапливает влагу из воздуха и удерживает ее. Как следствие, если ржавление началось, то нарастание ржавых слоев ускоряет окислительные процессы по двум причинам: уменьшается условная толщина металла и увеличивается продолжительность контактов с влагой и кислородом воздуха.

В обычных случаях красить металлы по слою ржавчины лишено смысла. В порах рыхлой структуры накоплены влага и воздух, которых достаточно для продолжения процессов разрушения металлов под лакокрасочным слоем. Кроме того, по плотности ржавчина со сталью не сравнится, это слабый и рыхлый слой, и как следствие, под красочным слоем образуется зона напряжений – расширение корродированного металла. В итоге красочный слой покрывают сквозные трещины-кракелюры, и краска быстро разрушается и облетает с поверхности даже при локальном повреждении красочного покрытия.

При каких условия можно окрасить металлы без зачистки

Подготовка металлического элемента под окраску состоит из зачистки, шлифовки, огрунтовки за два раза и нанесения защитного красочного слоя под финишную отделку. Но зачистить металлические поверхности возможно не всегда, по разным причинам – стесненность, недоступность элемента и др. В некоторых случаях возможно, да и намного проще применить специальные покрытия. Но наличие этих особых ЛКМ конечно же, не значит, что можно обойтись вообще без подготовки под окраску. Это не так, по нескольким причинам.

Во-первых, неплотный ржавый слой поверхности накопил влагу, воздух и возможно, вещества, способные активировать коррозию даже без доступа кислорода и воды. В таком случае под слоем любой краски реакции окисления будут продолжаться, и неизвестно, как это повлияет на красочный слой – слишком экстремальными будут условия эксплуатации ЛКМ.

Во-вторых, поверхность окрашиваемого элемента может иметь разные характеристики качества. Если ржавчина образовалась равномерным слоем малой толщины, по типу порошковой присыпки, то краска сможет сцепиться с основным металлом, проникнув через ржавый слой, и адгезия будет.

В этом случае окрашенный слой будет прочным и ржавление или очень сильно замедлиться или прекратиться совсем. Но если ржавый слой вздулся, ржавчина начала отслаиваться, то с такой поверхности отстанет любая краска, даже специальная. Также гарантировано отслоение красочного слоя, если на металле имеется масляный слой (например, не обезжирили прокатный профиль). Если примеси масла имеются на поверхности остаточно, то поведение красочного покрытия предсказать сложно.

О подготовке поверхности под окраску

Все металлические конструкции требуют подготовки поверхности под окраску, хотя бы по минимуму. Способы подготовки зависят от состояния этих поверхностей:

  1. Если ржавчина проявлена в виде небольших пятен или равномерного тонкого слоя, то подготовка заключается в обезжиривании и обеспыливании. Протирают металлические поверхности ветошью с обильным смачиванием растворителями. Хорошим эффектом отличаются средства для обезжиривания в аэрозольных упаковках, в состав которых включены замедлители коррозии (ингибиторы), обеспечивающие снижение химической активности под красочным покрытием до нулевого уровня.
  2. В случаях, когда поверхность заржавлена сильно, то зачищают ручным способом, с применением шабера. Отслаивающуюся ржавчину обдирают, а потом обрабатывают металлическими щетками. Зачистка до металлического блеска не нужна, слой ржавчины может оставаться, если он плотный, прочный и сцепленный с поверхностью металла, и желательно равномерный.

Полная просушка поверхности металла под окраску является обязательным условием. При возможности изделия выдерживают под крышей в условиях, близких к нормальным – влажности до 45% и температуре 18 – 30⁰С. Для того, чтобы максимально качественно окрасить стационарные конструкции в атмосферных условиях, покраску приурочивают в теплой солнечной погоде, не менее трех дней до покраски. Важно, чтобы влага испарилась из слоев ржавчины как можно больше, это значительно снизит риски быстрого повреждения красочных покрытий.

Огрунтовка

Наносить краску без предварительного снятия ржавых слоев возможно несколькими способами, но основные технологии возможны только в заводских условиях. Тяжелые металлоконструкции проходят особую защитную обработку перед отправкой на стройплощадку. Для частного строительства возможны два способа:

  1. Пассивация поверхности составами, содержащими ортофосфорную кислоту, а затем покрытие двухкомпонентными красками. Данные краски относят к дорогостоящим, но эффект от их применения имеется. Слой, которым наносят двухкомпонентный состав, более толстый и образует прочную пленку. Такая пленка делает невозможным даже минимальный газообмен, кислород и водяные пары под покрытие не попадают. Кроме того, двухкомпонентные краски обладают эластичностью при высокой твердости покрытия, и набухающая ржавчина ограничивается, ее прослойка уплотняется и реакции дальнейшего окисления на поверхности под красочным слоем замедляются до нуля.
  2. Нанесение слоя универсальной грунтовки, при условии пригодности состава для покрытия по ржавчине, и последующее окрашивание алкидными или полиуретановыми эмалями. Данный способ относят к бюджетным. Грунт и эмаль обеспечит защиту конструкции примерно на два-три года, после чего требуется обновлять покрытие. Слои эмали повторно обезжиривают и зачищают, и наносят поверх следующий слой. Со временем суммарная толщина покрытия будет достаточна, чтобы обеспечить полную изоляцию конструкцию от атмосферной среды.
Читайте также:  Сварочный преобразователь устройство и принцип работы

Требования к краскам и нанесение

  • Для покрытия необработанной поверхности применяют лкм, обладающие свойствами:
  • Толщина образующейся атмосферостойкой пленки не меньше 150 мкм
  • Замедление коррозии под слоем окраски (состав содержит ингибиторы коррозии)
  • Модификация образованной ржавчины, частичная пассивация

Разные красочные составы дают различные толщины покрытия, а на итоговую стойкость к внешним воздействиям влияет качество и степень химической чистоты основания. Атмосферостойкие краски базируются на основах из органических растворителей, и имеют в составе различные добавки и присадки. Эти добавки могут дать различный эффект. В идеале – защитное покрытие действует так, что ржавчина деактивируется одновременно с нулевым выходом всех внесенных веществ. Реагенты должны вступить в реакцию, и все образовавшиеся в итоге вещества в идеале должны являться нейтральными соединениями.

Но подобный идеальный итог невозможен в реале, поскольку ржавчина везде немного разная – и по химсоставу и по физическим свойствам, в зависимости от условий эксплуатации окрашиваемой конструкции, марки стали и экологических условий. Оптимальную пропорцию добавок и присадок разрабатывают производители специальных красок, и точные рецепты являются секретом. Комплексный эффект дает применение веществ:

  • Пассивирующие составы и вещества, модифицирующие верхние слои ржавчины
  • Вещества, повышающие адгезию не только в зоне контакта слоя ржавчины и красочного покрытия, но и по всему объему поврежденного ржавчиной слоя, на глубину
  • Связывание проникающего под красочный слой кислорода посредством добавки активных веществ
  • Проникающие растворители и грунт, с обеспечением глубокого проникновения красочного состава в пористую структуру поврежденного ржавчиной слоя

Результаты окрашивания металлоконструкций прямо зависят от качества примененных лакокрасочных материалов. Невозможно обеспечить защиту на много лет, применив бюджетную пентафталевую эмаль.

Чтобы защитить металл, работающий под атмосферными воздействиями, от коррозии, следует использовать специальную атмосферостойкую краску. Эти данные имеются в маркировках составов: буквенные и цифровые коды содержат все сведения. Например, цифра один после дефиса говорит о том, что данный состав относится к атмосферостойким, пятерка – соответственно к специальным.

Хороший эффект защиты дает алкидная и полиуретановая эмали. Нанесение специальных эмалей регламентируется производителем – по части допустимости окраски валиками, кистями или распылителями. Упаковки ЛКМ содержат соответствующую информацию в виде пиктограмм, и можно определиться с выбором конкретного состава для обработки элементов различных размеров и форм.опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Кровлю современного частного дома невозможно представить без водосточной системы. Для обеспечения надежной защиты стен и фундамента от воздействия воды, водостоки должны быть прочными и долговечными. Именно поэтому многие люди отдают предпочтение изделиям из оцинкованного металла или железа с полимерным покрытием.

Несмотря на то, что заявленный срок службы таких водостоков равняется десяткам лет, многие из них покрываются пятнами ржавчины уже через пару сезонов. Основная причина в качестве изделий. Оцинкованные желоба ржавеют не меньше обычного железа. Правда, очаги коррозии появляются в местах повреждений цинкового покрытия. Они часто образуются в результате механического воздействия. Например, в результате небрежной перевозки или монтажа. То же самое происходит и водосточными желобами, покрытыми полимерными составами. Его толщина невелика и при грубом механическом воздействии он моментально разрушается.

Другая проблема преждевременного появления ржавчины на элементах водосточной системы, заключается в приобретении поддельной продукции. Материалы изготовления и качество окраски поверхностей у них очень плохое. Отличительным признаком таких изделий служит низкая цена.

Решить проблему появления ржавчины на элементах водосточной системы можно с помощью специальных химических средств. Для этого демонтируют поврежденный элемент. Места, в которых появились пятна ржавчины, тщательно очищают. Для этого можно использовать электрический инструмент, ручную металлическую щетку или наждачную бумагу. Затем очищенное место обрабатывают преобразователем ржавчины. Для металлических поверхностей крыш и водосточных элементов, применяют преобразователь со специальными свойствами. Он частично восстанавливает кристаллическую решетку металла, предотвращая его дальнейшее разрушение в местах образования коррозии.

Так как в состав преобразователя входит кислота, после окончания обработки его следует удалить с помощью растворителя. Затем поврежденное место сразу же грунтуют. Для этого лучше использовать грунт на основе полиуретана или эпоксидной смолы. После его высыхания, поврежденную поверхность покрывают финишным слоем краски. Она должна иметь хорошие показатели износостойкости и устойчивости к атмосферным воздействиям. Существуют специальные составы, сочетающие в себе свойства краски и грунта. Их можно наносить прямо на ржавчину.

Новые публикации выходят ежедневно на нашем канале в Яндекс.Дзене

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector