Чем можно заменить динамометрический ключ

Тапками прошу не закидывать. Тему нашёл случайно, на вражеском форуме.
"Наднях возникла необходимость в динамометрическом ключе. (Если кто не знает он нужен для того чтобы затягивать гайки нужным усилием чтобы не было недотяжек и перетяжек и как следствие сорваной резьбы или разболтаных/негерметичных соединений). Озадачился вопросом его приобритения. Походил по рынку посмотрел на цены. Был немного разочарован скудностью ассортиментом выбора и адекватностью цен.
Получается что обычному автолюбителю за то чтобы завинтить несколько гаек нужным моментом нужно отдать несколько сотен гривен. Как вариант можно конечно обратиться на СТО. Но я всегда придерживаюсь мнения что никто не может сделать лучьше если это можешь сделать сам. Цены на ключи были разные: За динамометрический ключ со стрелкой неизвестного производства с моментом затяжки 0-25 Нм просили гривен 50. Ключ с более совершенным механизмом который не позволяет перезатянуть, он щелкает и проворачивается при достижении нужного момента затяжки, стоил от 150 гривен, тоже непонятного производства и непонятно сколько он прослужит и насколько он точен к тому же диапазон моментов был от 30 и больше (до 100 кажись). Тот который был в диапазоне 0-25 Нм стоил дороже. Потом я поискал по интернет-магазинам и также не нашел ничего доступного. Нашел разного рода фирменные и электронные ключи со стрелочками и без, цена которых измеряется сотнями баксов. При этом почти ни у тех ни у других типов нет широкого диапазона измерения момента затяжки. Как правило чтобы иметь диапазон например 0-100 Нм нужно покупать аж 2 ключа или выложить много баксов за один мега ключ. В общем жаба меня задавила. Поэтому решил подойти к этому вопросу немного с другой стороны.

Теоретически 1 Н•м — это момент силы, который производит сила 1 Н на рычаг длиной 1 м.
Простым языком сила 1 Н это приблизительно усилие которое создает 0,1 Кг приложенный перпендикулярно к концу метрового рычага.

Естественно усилие 10 Н*м будет эквивалентно усилию 1 Кг * М

Получается чтобы затянуть гайку например на 10 НМ нужно взять рычаг длинной 1 М и приложить к нему усилие 1 Кг.

Теория понятна, нужен рычаг и динамометр.

Рычаг. Тянуть за рычаг 1 М чтобы завинтить гайку в автомобиле это не всегда и не совсем удобно. Нужен более короткий рычаг, следовательно прийдется прилагать немного бОльшее усилие. Во сколько раз короче рычаг во столько раз и бОльшее усилие нужно прикладывать к рычагу.

Динамометр. Обычные бытовые весы типа "кантер" которыми взвешивают овощи фрукты рыбу и т.д. в домашних условиях. У них с одной стороны кольцо потом пружина со шкалой в килограммах дальше крюк к чему подвешивать взвешиваемый груз. Предпочтительней кантер с круглым стрелочным циферблатом, потому там бОльшая точность.

Итого, реальное решение вопроса в бытовых условиях если нужно что-либо затянуть нужным моментом:
1. Рычаг – любая трубка длинной 50 См (пол метра) если пространство где находится деталь позволяет. Или 33 см (треть метра) если длинной не подобраться к детали не совсем удобно. Диаметр трубки подбираем так чтобы она одевалась на ключ (можно даже чуть большего диаметра с запасом главное чтобы ней можно было ключ поворачивать как рычагом). Или если пользуетесь трубочным ключом то чтобы трубка-рычаг налазила на вороток ключа и тоже чтобы потом можно было без соскальзывания провернуть за рычаг.

Читайте также:  Схемы регуляторов переменного напряжения

2. Динамометр – бытовой кантырь. Обычно они бывают 10 Кг или 20 кг, чем меньше максимальное количество Кг на шкале тем теоретически точнее будет измерение но это смотря с каким максимальным моментом нужно затягивать.
Для рядового пользователя обычный кантырь на 10 Кг при рычаге пол метра даст возможность затягивать гайки в с моментом от 0 до 50 Нм ((50 Нм / 10) * 2 = 10 Кг). Тот же кантырь 10 Кг при рычаге треть метра (33 См) даст возможность затягивать гайки моментом от 0 до 33 Нм ((33 Нм/10) * 3 = 10 Кг)

Для суперпродвинутых пользователей подойдет кантырь на 20 Кг со стрелкой и круглым циферблатом. При длинне рычага пол метра он позволит затягивать гайки до 100 !Нм (100 Нм/ 10 * 2 = 20 Кг).
Если силы в руках мало и нужен максимальный момент 100 Нм и одна рука не может выжать 20 Кг то можно удлиннить рычаг до 1 м, усилие возрастет пропорционально.

При длинне рычага 33 см (треть метра) и кантрыре 20 Кг получается наиболее оптимальный вариант, позволяет затягивать гайки от 0 до 66 Нм что вполне подходит для большинства задач.

Я для себя выбрал бытовой кантырь 20 Кг со стрелкой (стоил гривен 30 на базаре) и трубочный рычаг длинной 50 См и диаметром 2.5 см (налазит на большинство ключей а также при таком диаметре еще можно надевать на вороток например трубочного ключа). Эта комбинация дает запас усилий 0..100 Нм. Сколько килограм нужно надавить чтобы получить нужный момент для именно этого рычага 50 см рассчитывается просто:
10 Нм = 2 Кг
20 Нм = 4 Кг
30 Нм = 6 Кг
40 Нм = 8 Кг
50 Нм = 10 Кг
и т.д.

Также навсяк случай заготовил более компактную трубку длинной 33 См. Более оптимальный вариант на мой взгляд. Для нее действуют следующие правила
10 Нм = 3 Кг
20 Нм = 6 Кг
30 Нм = 9 Кг
40 Нм = 12 Кг
50 Нм = 15 Кг
и т.д.

Например свечи затягиваются моментом 30 Нм, тут динамометрический ключ может помочь не сорвать резьбу. Хотя этот вопрос решается и без динамометра примитивным способом – доворачиванием на нужный угол (как советуют старые свечи на 15 градусов, новые на 90 градусов). Хотя некоторые "сервисмены" затягивают свечи так что потом не открутишь или открутишь но с частью резьбы на свече или недотягивают их вообще что тоже не есть гуд. Но в других местах двигателя/кузова бывает без динамометра не обойтись.

Читайте также:  Забилась посудомоечная машина bosch

Работает это так. Один конец трубки-рычага одевается на ключ за другой конец трубки цепляется кантырь (можно дырочку в трубке просверлить для удобства крепления или какое ушко прикрутить в общем как получится) и дальле одной рукой придерживаем ключ с надетой трубкой другой рукой тянем за кантырь перпендикулярно к трубке (или другими словами по касательной к кругу по которому движется ключ вместе с трубкой); смотрим на стрелку, как только достигнут нужный момент в килограммах – останавливаемся.

Преимущества рычага-трубки перед другими конструкциями (одна из причин почему я не купил примитивный стрелочный динамометрический ключ с четырехгранником): трубка одевается на все что угодно, будь это обычный ключ, разводной ключ, шестигранный ключ, вороток трубочного ключа, боковина отвертки с т-образной рукояткой и т.д. Чего не скажешь про обычные динамометрические ключи к которым нужны переходники их просто так в бытовых условиях не оденешь на свой инструмент.

Возможно описаный выше способ пригодится еще кому-нибудь. Во всяком случае для себя эту проблемму с динамометрическими ключами и моментами затяжки я кажись решил. Для мелких ремонтов думаю этого хватит. Для крупных ремонтов где нужен большой опыт и большой обьем работ – есть СТО и от этого никуда не денешься. Покрайней мере теперь на так пугает отвинчивание гаек которые потом нужно будет завинчивать необходимым усилием в X Нм согласно инструкции. "
Пруф тут: http://www.skoda-club.org.ua/forum/s. php?t >

Думаю многие сталкивались с такой проблемой, когда надо был динамометрический ключ, а его под рукой не было, так как стоит он не малых денег, а надо он бывает раз в году. И вот есть вариант, как можно обойтись без него, но в тоже время затянуть деталь с определённым динамометрическим усилием.

Вот и я как то менял сальники клапанов и нужен был именно такой ключ, пришлось соображать и делать своими руками. Мы будем использовать обыкновенные весы.

Расчёт по формуле;
1 Нм — это сила 0.1 кг действующая на рычаг 1 метра.

Например; свечи надо затягивать с моментом 25 Нм.
То есть, если рычаг у нас 0.5 метра, то усилие должно быть 5 кг,
а если 20 см, то 12.5 кг.

Если даже у вас весы и будут врать на 100 или 200 грамм, то это всего лишь получается 0.1-0.2 Нм (погрешность), я думаю, что с такой точностью вы навряд ли закрутите вручную без всякого измерения и приспособления.P.S. Переделанный за 15 минут вазовский рассухариватель с размерами! Может кому пригодится!)Возможно кто-то и возьмёт себе на заметку, значит статья написана не зря. спасибо.

Читайте также:  Прогиб трубы на двух опорах калькулятор

Автор; Денис Балашов, Саратовская область

Не нашли подходящей темы? Задайте свой вопрос ЗДЕСЬ.

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Писатель

Группа: Пользователи
Сообщений: 225
Регистрация: 3.12.2008
Заходил: 29.4.2013
Из: Москва Ясенево
Авто: m
Комплектация:
Из:
Вставить ник
Цитата

Столкнулся на форуме с тем, что из-за отсутствия динамометрического ключа люди вынуждены "кланяться" сервису. Покупать такой ключ, если Вы не собираетесь открывать автомастерскую тоже большого смысла не имеет – таких мест в машине, когда он действительно нужен, по пальцам пересчитать.
Гораздо легче найти в хозяйстве вот такой прибор, называемый безмен:

или его современные электронные или механические аналоги:

Как им пользоваться, объясню на примере "больной" проблемы с затягиванием гайки задней ступицы.
Мануал требует: Сначала затянуть гайку моментом 20Н*м, затем отпустить на 180град, затем затянуть моментом 1Н*м.

Берём головку на 24 с трещёткой и воротком, длина ручки которого больше 20см. (сойдёт и без трещётки, просто работать будет удобнее).
Отмеряем на ручке воротка расстояние 20см от оси головки, помечаем это место.
Цепляем крючок безмена за метку и тянем с силой 10кГ перпендикулярно ручке воротка. Если ручка скользкая, можно намотать на метку изоленты или привязать кусок верёвки и тянуть за петельку.
Не забываем покручивать колесо и заканчиваем процедуру, когда усилие в 10кГ уже не сможет дальше закручивать гайку.

Отпускаем гайку на 180град.

Для создания момента 1Н*м такой "номер не пройдёт", т.к. точность безмена невелика, а требуемое усилие в этом случае составляет всего 500Г.
А тут нам и безмен не нужен! Нальем воды в пластиковую бутылочку 0,5л (её вес как раз 500Г) и привяжем на верёвке к метке. Если расположить ручку воротка в положении "3часа", то когда гайка перестанет закручиваться – это и будет нужный момент затяжки.
Разумеется, ручка воротка при таком маленьком усилии должна быть достаточно лёгкой, или уравновешиваться по весу слева и справа от оси колеса. Если ручка воротка короче 20см, то можно поставить отметку на расстоянии 10см от оси и подвешивать груз 1кГ (вес литровой бутылки).
Бывают очень точные безмены для маленького веса. Тогда можно не морочиться с грузом, а делать все безменом, как при первичном затягивании, силой 500Г (или 1кГ для метки на 10см).

Для большинства мест в автомобиле можно использовать предлагаемый метод. Расчет сделать очень просто:

Пусть требуемый момент затяжки = М (Н*м)
Сила на безмене = F (кГ)
Расстояние от оси гайки до метки на ручке воротка = L (см)
Должно выполняться условие: M = 0.1 x F x L Тянуть перпендикулярно ручке воротка!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector