Все строительные площадки не могут обойтись без бетонного раствора. Даже деревянные строения при создании фундамента требуют применения искусственного камня, чтобы обеспечить надежность и долговечность всего сооружения.
Помимо транспортировки нужного количества бетонной смеси, необходима разгрузка и подача ее к месту использования. Для этих целей применяется бадья для бетона. Статья знакомит с видами конструкций, их особенностями и способами изготовления.
Особенности использования оборудования
Прежде чем познакомиться с видами емкостей для подачи бетона, стоит определить для чего они нужны, преимущества оборудования.
Бадьи для бетона используются:
- При разгрузке раствора из транспорта любого вида, включая автобетоносмеситель;
- При проведении заливки смеси в труднодоступные места конструкции;
- Чтобы обеспечить подачу состава при затрудненном подъезде транспорта к месту разгрузки;
- Для проведения работ на небольших площадях и отсутствии мощного крана-подъемника, бадья под бетон – лучший вариант.
Подача раствора в емкости должна производиться с соблюдением некоторых условий.
К ним относятся:
- Возможность проведения работ с относительно малой скоростью;
- Необходимость наличия оборудования для подъема бадьи;
- Возможность доставки состава к месту погрузки;
- Разгрузку этого бункера должны производить нескольких рабочих.
При монолитном строительстве своими руками не всегда нужна такая емкость — современные стационарные бетононасосы легко обеспечивают подачу раствора на сотни метров.
Даже системы с меньшей емкостью, установленные на шасси грузовика, прекрасно могут справляться с доставкой состава в опалубку, расположенную на высоте до 30 метров. Но стоимость такого процесса достаточно высокая.
Устройство и принцип действия бадьи
В составе конструкции:
- Поз. 1 – резервуар в виде конуса;
- Поз. 2 – шибер;
- Поз. 3 – рукоятка управления;
- Поз. 4 и 5 – элементы для фиксации желоба;
- Поз. 6 – желоб для подачи раствора;
- Поз. 7 – воронка;
- Поз. 8 – петля для транспортировки;
- Поз. 9 – козырек.
Чаще всего емкость выполнена в форме усеченного конуса, который соединен с цилиндрической обечайкой. Шибер служит для регулировки подачи смеси, посредством рукоятки с рычажным механизмом.
При транспортировке оборудования, желоб фиксируется фиксатором, поз. 4, а при разливе смеси через желоб фиксатором, поз. 5. Через желоб поз. 6 обеспечивается направление потока раствора. Воронка поз. 7 с фланцем предотвращает разбрызгивание состава при смешивании и при выгрузке смеси.
Совет: Для выгрузки строительной смеси в труднодоступное место, на фланец следует надеть прорезиненный рукав.
Представленная на фото емкость отличается конструкцией корпуса, который условно состоит из трех частей:
- Приемника прямоугольной формы для бетонной или растворной смеси;
- Бункера, имеющего вид усеченной пирамиды;
- Двухсекционного затвора, с помощью которого регулируется угол и интенсивность подачи бетонного раствора.
Приемник для бетона и бункер туфельки обычно изготавливаются из металлического проката. Для усиления корпуса приспособления, дополнительно сооружается продольный каркас из швеллеров, что препятствует деформации бадьи при полной ее загрузке.
Петли для транспортировки или разгрузки емкости с помощью подъемной техники крепятся на усиливающих конструкцию швеллерах. На усиливающей раме дополнительно крепятся специальные элементы, которые обеспечивают наклон емкости под требуемым углом при разгрузке раствора или бетонировании участка.
Туфелька имеет специальный затвор, у которого обе створки со своими рукоятками для управления. Такая конструкция позволяет выполнять регулировку подачи смеси. Специальные предохранительные кольца на рукоятках обеспечивают защиту бадьи от случайного открытия затвора.
Совет: Из-за особенностей конструкции смесь может быть не разгружена полностью, без дополнительного воздействия. Поэтому изделие в форме туфельки следует снабжать навесным вибратором.
При транспортировке оборудования грузоподъемный механизм крепится к бадье за транспортировочные петли. Для транспортировки сухих смесей и жестких бетонов, используется механическая вибрационная бадья. Емкость в этом случае снабжается электродвигателем, установленным на конусном резервуаре.
Помимо этого, емкость может иметь технологическую площадку, предназначенную для оператора и доставки технологического инвентаря в зону бетонирования для подъема бункера с бетоном. Конусный бункер эксплуатируется лишь в вертикальном положении. А его объем может быть v=0,75; v=0,8 м. куб.
Фундаменты и массивы могут бетонироваться с разгрузкой смеси непосредственно в опалубку или с помощью виброжелобов бетононасосов, бетоноукладчиков, бадьями с помощью кранов (рис.24).
Рис.24. Схемы бетонирования фундаментов
а – бетононасосом; б – по схеме "кран-бадья"; 1 – поворотная бадья; 2 – рабочий настил; 3 – опалубка пилона; 4 – внутренний вибратор; 5 – опалубка ступени; 6 – звеньевой хобот; 7 – приемная воронка.
При бетонировании малоармированных фундаментов применяют жесткие смеси. Для экономии цемента в такие конструкции можно укладывать камни размером. 120. 200 мм ("изюм") в Объеме 20. 25%, для уплотнения бетонной смеси применять вибропакеты. В зависимости от высоты фундамента и его массивное бетонная смесь может подаваться через верх опалубки или по периметру ступеней. Фундаменты, воспринимающие динамические нагрузки, бетонируют в непрерывном режиме. Особо тщательно проверяют отметки опорных поверхностей и расположение анкерных болтов.
Бетонные полы укладывают на бетонную подготовленную поверхность (подготовку) из тощего бетона, разделяют бетонируемую площадь на полосы шириной 3. 4 м. Бетонирование полос ведут через одну (рис.25).
Рис.25. Бетонирование а, б – бетонной подготовки и пола; в – силовой плиты: 1 – бетонная полоса; 2, 3 – поперечная и продольная доски; 4 – колья; 5 – виброрейка; 6 – бетоновод. Бетонную смесь уплотняют поверхностными вибраторами или виброрейками поверхность пола выравнивают правилом и заглаживают резиновой лентой. Могут применяться бетоноукладочные машины, которые, двигаясь, оставляют за собой готовую полосу пола. Бетонирование конструкций каркасов зданий выполняют так. Для бетонирования густоармированных колонн обычно применяют бетонные смеси с осадкой конуса 6. 8 см. Перед укладкой смеси место примыкания колонны к фундаменту очищают от строительного мусора, укладывают слой раствора или мелкозернистого бетона для того, чтобы исключить образование раковин. Колонны высотой до 5 м бетонируют сразу по всей высоте.
Колонны высотой более 5 м бетонируют ярусами высотой до 2 м – с загружением бетонной смеси и ее вибрированием через "карманы" – боковые окна в стенках короба (рис.26).
Рис.26. Бетонирование колонн
а – бетонирование сверху; б – бетонирование через хобот; в – бетонирование через карманы; 1 – опалубка; 2 – бадья; 3 – гибкий шланг вибратора; 4 – глубинный вибратор; 5 – хобот; 6 – воронка; 7 – наружный вибратор; 8 – приемный карман; 9 – мотор вибратора; 10 – съемный щит; 11 – карман.
Бетонирование прогонов, балок и плит следует начинать через 1 . 2 ч после бетонирования колонн. Уплотнение смеси производят внутренними вибраторами, при необходимости оснащенными наконечниками (виброштыками). Плиты перекрытия уплотняют поверхностными вибраторами.
Арки и своды пролетов менее 15 м бетонируют непрерывно одновременно с двух сторон от пят к замку.
За последние годы получили сравнительно широкое развитие методы возведения жилых и общественных зданий из монолитного железобетона в скользящей, объемно переставной и крупнощитовой опалубках.
Метод возведения зданий в скользящей опалубке (рис.27) наиболее экономичен для зданий, компактных в плане, высотой не менее 10. 12 этажей.
Рис.27. Бетонирование стен в скользящей опалубке с одновременным устройством перекрытий
а – подъем опалубки стен; б, г – установка опалубки перекрытий с опорами в виде стоек или ферм; в – бетонирование с применением распределительной стрелы; 1 – домкратная рама; 2 – домкрат; 3 – подвесные подмости для затирки стен; 4 – рукав-компенсатор бетоновода; 5 – распределительная стрела; 6 – поворотная платформа распределительной стрелы; 7 – бетоновод; 8 – бетононасос.
Технология возведения жилых зданий в скользящей опалубке такая же, что и при возведении других сооружений. Домкраты, опираясь на металлические домкратные стержни в теле бетона, непрерывно, без остановок поднимают опалубку по всему контуру здания. Бетонная смесь укладывается слоями 0,2. 0,25 м непрерывно по периметру. Находясь в опалубке в течение 5. 6 ч, бетонная смесь затвердевает, ее дальнейшее твердение происходит при выходе из опалубки.
Скорость подъема опалубки и, следовательно, бетонирования составляет 0,15. 0,20 , что при правильно заданных составах! бетона и режимах его укладки исключает появление разрывов и раковин.
Перекрытия зданий, возводимых в скользящей опалубке, могут устраиваться по ходу бетонирования стен монолитными или сборно-монолитными, выполняться с отставанием на 2. 3 этажа или после возведения коробки зданий.
Устройство монолитных перекрытий одновременно с бетонированием стен более технологично и повышает пространственную жесткость здания. При этом методе по окончании бетонирования стен очередного этажа скользящая опалубка поднимается так, чтобы низ внутренних щитов опалубки находился на отметке верха будущего перекрытия. После этого устанавливают инвентарную опалубку, которая опирается на перекрытие нижележащего этажа или анкеры в стене, и производят армирование и бетонирование. После укладки бетона в перекрытие начинается бетонирование стен очередного этажа и демонтаж опалубки перекрытия.
Метод бетонирования в скользящей опалубке часто применяют при возведении ядер жесткости многоэтажных зданий с центральным стволом, в котором размещены лифты, лестницы, коммуникации. Ствол при этом бетонируется в скользящей опалубке, несущие стены – в разборно-переставной, а наружные стены из сборных панелей навешиваются краном, установленным снаружи здания или в этом стволе.
Бетон может подаваться в бадье краном, передвижным автобетоносмесителем, бетононасосом в сочетании с автономной шарнирно-сочлененной стрелой для распределения бетонной смеси.
Метод бетонирования в объемно-переставной (туннельной) опалубке применяют при возведении из монолитного бетона многоэтажных зданий большой протяженности с несущими поперечными стенами. Сущность метода заключается в бетонировании несущих поперечных стен с применением инвентарных блоков туннельной опалубки, набираемых из секций или в виде укрупненных блоков на земле и переставляемых с этажа на этаж.
При возведении зданий в объемно-переставной опалубке бетонирование ведут поэтажно, каждый этаж делят на захватки, рассчитанные на суточный цикл работы. При бетонировании работы проводят в такой технологической последовательности: устанавливают вдоль продольных несущих стен монтажные подмости, монтируют из секций блоки опалубки, армируют и бетонируют стены и перекрытия. После набора бетоном в течение 12. 14 ч заданной прочности производят извлечение и перестановку секций опалубки краном (рис.28).
Рис.28. Демонтаж объемно-переставной опалубки
а – горизонтальное извлечение через проемы с помощью стропов;б, в – то же с помощью траверсы-захвата;г – вертикальное извлечение.
Разновидностью объемно-переставной опалубки является опалубка, которая по окончании бетонирования вертикально извлекается краном.
Метод бетонирования в крупно-щитовой опалубке (рис.29) обычно применяется при бетонировании зданий со смешанным конструктивным решением, например с кирпичными наружными и монолитными железобетонными внутренними стенами.
Металлические, деревометаллические и пластмассовые щиты опалубки стен и перегородок размером в комнату устанавливают в проектное положение и раскрепляют подкосами. Опалубка стен и перекрытий устанавливается раздельно.
Рис.29. Бетонирование стен в крупнощитовой опалубке PERI
Подачу и укладку бетона в различные сооружения выполняют, как правило, с применением башенных и самоходных кранов, ленточных конвейеров, бетононасосов, пневмонагревателей, бетоноукладчиков, вибротранспорта.
В настоящее время в большинстве случаев бетонирование монолитных конструкций производят по схеме «кран — бадья». Для бетонирования конструкций нулевого цикла применяют самоходные гусеничные и пневмоколесные краны, а для бетонирования конструкций, расположенных на высоте, — башенные краны соответствующих грузоподъемности и вылета стрелы.
Широкое применение кранового способа подачи бетона определяется тем, что данный способ применим для любых объемов и конструкций монолитного строительства.
Эта схема, вероятно, останется основной и в ближайшем будущем. Даже при возведении зданий высотой до 20. 30 этажей подача бетонной смеси на высоту должна производиться скоростными кранами, обеспечивающими подъем бадей со скоростью до 120 м/мин. Производительность укладки бетона в этом случае зависит от типа выбранного крана, вместимости бадьи и количества укладываемого в конструкции бетона.
Доставленная на строительный объект бетонная смесь подается кранами в бадьях и выгружается в опалубленную бетонируемую конструкцию. Основные технологические требования, предъявляемые к бадьям: герметичность, исключение потерь цементного раствора; удобство загрузки, разгрузки, очистки; минимальные масса и вертикальный размер бадьи в рабочем положении (вывешенной на кране); регулируемая выгрузка бетонной смеси, что особенно необходимо при бетонировании армированных и протяженных конструкций; правильность расположения, надежность и удобство в эксплуатации строповочных петель.
По устройству и принципу действия бадьи подразделяются на поворотные и неповоротные.
Поворотные бадьи (рис. 54) загружают на объекте. При этом их устанавливают в горизонтальном положении на ровной площадке или на дощатом настиле. Загруженная бадья краном переводится в вертикальное положение, поднимается, подается к бетонируемой конструкции.
Для бетонирования вертикальных тонкостенных конструкций, например стен зданий и сооружений, возводимых в скользящей опалубке, тонкостенных балок, ригелей, резервуаров и т. д., целесообразно применять поворотную бадью с боковой выгрузкой (см. рис. 54,6): вместимость бадьи 1 м 3 , габариты 3644X1232X1295 мм, масса бадьи 530 кг.
Бадья представляет собой емкость, выполненную из жесткого металлического каркаса, обшитого стальным листом. У выгрузочного отверстия бадьи установлен ручной секторный затвор. Рукоятки затвора расположены сбоку по обе стороны бадьи и при открывании затвора поворачиваются назад, что создает удобство при бетонировании стеновых конструкций. За секторным затвором расположен лоток, по которому бетонная смесь поступает сбоку в опалубку стеновой конструкции.
Неповоротные бадьи (рис. 55) загружаются как на бетонном заводе (при перевозке бадьевозами), так и на строительной площадке из перегрузочных бункеров, автобетоновозов и автобетоносмесителей.
Наиболее распространены бадьи с пирамидальной конической формой бункера.
Учитывая, что бадьи разрабатываются и изготовляются силами строительных организаций, целесообразно здесь привести некоторые рекомендации по выбору их технологических и конструктивных параметров.
Для обеспечения .нормальной бесперебойной выгрузки бетонной смеси из бадей при их конструировании необходимо правильно выбрать размеры выгрузочного отверстия и углы наклона граней бункера к горизонту.
Для оптимального использования бадьи и уменьшения ее высоты в транспортном положении, что важно при подаче краном, угол наклона стенок бадьи к горизонту выполняют как можно меньшим. Однако малые углы наклона стенок затрудняют выгрузку бетонной смеси из бадьи, поэтому величина угла наклона имеет свой нижний предел. Для малоподвижной бетонной смеси (с осадкой конуса 2. 6 см) угол наклона граней бадьи к горизонту можно выбрать 60. 70°, а при наличии вибрации этот угол может быть уменьшен до 45. 50°.
При выгрузке бетонной смеси из бадей часто образуются оводы. Поэтому, по ГОСТ 21807—76, размеры выгрузочного отверстия выбирают такими, чтобы исключить их образование. Наименьший размер выгрузочного отверстия превышает наибольший размер крупного заполнителя в 8. 10 раз.
Если из конструктивных соображений выгрузочное отверстие бункера меньше, чем сводообразующее, то для ликвидации образующихся сводов следует применять вибраторы, установленные в зоне образования сводов (30. 40 см от выгрузочного отверстия).
Сводообразование предупреждается также применением бадей несимметричной формы (например, с одной вертикальной стенкой) и расположением выгрузочных отверстий у вертикальных стенок. При этом крупный заполнитель, движущийся ускоренно вдоль крутых стенок бункера, способен разрушать образующиеся своды.
Внутренняя поверхность стенок бадьи должна быть гладкой и ровной, без выступающих частей, сварных швов и т. д.
На бадьях для бетонной смеси применяются, как правило, секторные и челюстные затворы, реже — клапанные. Челюстные затворы более удобны по сравнению с другими, так как позволяют обеспечить быстрое и легкое открывание и закрывание в процессе выгрузки (четкость отсечки).
Затворы снабжены ручным приводом, рычажным или винтовым, со штурвалом. Рычажный привод более прост по конструкции, удобней в эксплуатации, более быстродействующий по сравнению с винтовым, но требует от работающего затраты больших усилий. Рычажный привод должен быть снабжен стопорным устройством для предотвращения самооткрывания затвора.
Сила, прилагаемая к рукоятке затвора одним рабочим при периодической работе, не должна превышать 60—80 Н, а при кратковременной 120—150 Н.
Секторные затворы, как вогнутые, так и выпуклые, применяют как для нижней, так и для боковой выгрузки бетонной смеси, челюстные — только для нижней выгрузки.
Наиболее быстроизнашиваемые части челюстных затворов — кромки челюстей. Их усиливают твердым сплавом, например, наплавкой электродами Т-620 (ГОСТ 10051—75), увеличивающими в несколько раз износостойкость кромок челюстей.
Подача бетонной смеси в поворотных бадьях на строительной площадке производится следующим образом. В зоне действия крана укладываются настил из щитов, на котором вплотную одна к другой устанавливают поворотные бадьи. Автосамосвал, выгружаясь, равномерно заполняет бадьи бетонной смесью. Вместимость кузова автомобиля кратна вместимости бадьи, а ширина кузова кратна или равна ширине загрузочного отверстия бадьи (выполняется несколько большей ширины кузова во избежание потерь бетонной смеси при перегрузке). Вместимость бадей целесообразно приравнять объему одного или нескольких замесов бетоносмесителя. Рекомендуемая вместимость бадей для бетона приведена в ГОСТ 21807—76 «Бункеры (бадьи) переносные вместимостью до 2 м 3 для бетонной смеси. Общие технические условия».
При загрузке поворотная бадья должна заполняться на 0,65. 0,7 своего геометрического объема, а неповоротная — на 10,8. 0,85.
Для бетонирования колонн, балок, прогонов, тонких стен и других каркасных конструкций рекомендуется применять бадьи вместимостью 0,5 м 3 , а для бетонирования стыков, швов балок — вместимостью 0,25. 0,3 м 3 .
Для подачи бетонной смеси в средние и крупные фундаменты под здания и оборудование, мощные каркасные конструкции, подпорные стены и т. п. рекомендуется применять бадьи вместимостью 1 м 3 и более (табл. 31, 32).
При подъеме, перемещении и опускании бадьи краном обязательным является присутствие двух сигнальщиков, один из которых находится у места загрузки крана, а второй — на месте укладки. Если крановщик не видит рабочего места бетонщика, то должен быть поставлен сигнальщик, видящий одновременно и бетонщиков и крановщика. После каждого опорожнения бадьи очищают на месте выгрузки от остатков бетонной смеси.
Периодически, не реже одного раза в смену и при перерывах в работе Солее 2 ч, емкость для бетонной смеси очищают и промывают вне места укладки бетонной смеси. Нельзя допускать образования корки затвердевшего бетона на внутренней поверхности бадьи.
Такелажное оборудование и бадьи до начала эксплуатации испытывают в соответствии с правилами Госгортехнадзора.
Транспортировка и подача бетонной смеси в бадьях должны производиться в соответствии с требованиями СНиП III-15-76 и СНиП III-4-80.
Перед подъемом краном емкости с бетонной смесью следует проверить наличие и исправность предохранительного устройства, исключающего самооткрывание затвора при случайном его ударе об опалубку.
Высота выгрузки бетонной смеси в конструкцию не должна превышать 1 м, при большей высоте выгрузки во избежание расслоения бетонной смеси следует применять хоботы, навешиваемые у места бетонирования или на выгрузочную часть бадьи.
Ряд строительных организаций (Главкузбасстрой, Главташкентстрой и др.) применяют двух- и трехсекционные бадьи для бетона, так называемые прямоточные, которые разделены внутренними продольными перегородками на отсеки и каждый отсек снабжен самостоятельным секторным затвором. Продольные перегородки образуют при выгрузке бетонной смеси вертикальные стенки, которые облегчают вытекание бетонной смеси. При этом значительно сокращается время разгрузки, исключаются сводообразование и зависание смеси.
Облегчение эксплуатации бадей может быть достигнуто облицовкой внутренних стенок емкостей материалами с малой адгезией к бетону, например пластмассой (предложено Гипростроммашем).
При крановой укладке бетонной смеси бадьями удельный вес ручного труда довольно значителен, особенно при распределении бетонной смеси в опалубке конструкций и при подаче ее в тонкостенные вертикальные элементы конструкции, например в монолитную стену, в протяженные ленточные фундаменты, покрытия и т. д.
Процесс распределения бетонной смеси в опалубке конструкции может быть механизирован с помощью бадей, оснащенных приводными затворами или специальными питателями. Бадья с приводным затвором создана и применяется на Красногорском комбинате Культбытстрой.
Секторный затвор бадьи открывают и закрывают с помощью привода от электродвигателя, клиноременной передачи и червячного редуктора. Выходной вал червячного редуктора соединен с затвором системой рычагов. Оси затвора установлены в подшипники качения. К недостаткам этой конструкции следует отнести увеличение массы бадьи за счет привода, а также трудность регулирования выгрузки бетонной смеси. Достоинством является механизация открывания и закрывания затвора, что облегчает и делает безопасным труд.
Дальнейшим совершенствованием конструкции бадьи является оснащение ее приводным шнековым питателем. Фирма «Серрано» (Испания) применяет такие бадьи для бетонирования стенок резервуаров и колонн. Конец шнекового питателя заглубляется непосредственно в опалубку бетонируемой конструкции, например стеновой. Таким образом, отпадает необходимость в установке специальных лотков или подмостей для приемки бетонной смеси.
Поворотная бадья с вибропитателем (рис. 56) разработана ЭПКБ Главсевкавстроя. Производительность бадьи (табл. 33) при выгрузке бетонной смеси составляет 5 м 3 /ч (при наклоне питателя 5° и осадке конуса бетонной смеси 1 см), 19 м 3 /ч (при наклоне питателя 15° и осадке конуса бетонной смеси 5 см).
По ширине кузова самосвала устанавливают две бадьи.
За рубежом также широко применяется крановая подача бетонной смеси в бадьях. Так как бетонная смесь перевозится там автобетоновозами и автобетоносмесителями с достаточно большой высотой разгрузки или перегружается с помощью перегрузочных бункеров основное распространение получили неповоротные бадьи. Неповоротные бадьи, выпускаемые фирмами «Блау-Нокс» и «Литл-Джайнт» (США), значительно легче, чем поворотные, и имеют при той же вместимости меньший вертикальный габарит (при подвеске на кране).
Большинство поворотных бадей имеет шарнирно закрепленную скобу, охватывающую загрузочную часть. Скоба имеет отверстие для крюка крана, что значительно облегчает и ускоряет работу строповщика.
Фирма «Блау-Нокс» выпускает бадьи вместимостью 0,38. 6,1 м 3 . Как неповоротные, так и поворотные бадьи имеют широкие прямоугольные выгрузочные отверстия с отношением сторон 1:1,5. 1:1,7 и снабжены челюстными, реже шторными, затворами. Распространены челюстные затворы с возвратными пружинами.
Фирма «Миллер» (США) выпускает 12 моделей резиновых бадей для бетона вместимостью 0,4—1,5 м 3 , которые значительно легче металлических.
Дальнейшее совершенствование технологии крановой подачи бетонной смеси в ‘бадьях, видимо, будет развиваться в направлении создания и широкого внедрения легких неповоротных бадей, оснащенных приводными питателями и устройствами для автоматической строповки и расстроповни бадей, что обеспечит комплексную механизацию подачи и распределения бетонной смеси при возведении монолитных конструкций.
Характерными являются скорости подъема и опускания бадей при возведении высотных зданий в США. Подъем бетона осуществляется со скоростью до 120 м/мин, опускание пустых бадей — до 300 м/мин.
К недостаткам в производстве бетонных работ с помощью башенных и самоходных кранов следует отнести невозможность подачи бетона в труднодоступные места, цикличность в подаче бетонной смеси, неполное использование кранов по грузоподъемности, отсутствие дистанционного управления разгрузкой бадей.