Аэрограф устройство и принцип работы

Содержание

Современный мир наполнен яркими красками, которые отражаются не только в граффити на стенах, но и на автомобилях в виде завораживающих рисунков или каллиграфической надписи. Разумеется, аэрография применяется и на предметах, и даже в маникюре, но наиболее популярна в автотюнинге. Аэрография также плотно вошла в интерьер домов в качестве уникального дизайнерского стиля, так сказать, для ценителей оригинальности.

Что представляет собой аэрография

Если разобрать это понятие дословно, то «аэро» — это воздух, а «графия» означает рисовать. Под ней следует понимать технику нанесения краски на поверхность, не касаясь при этом самой поверхности. Другими словами, краска наносится на поверхность путем распыления. Чтобы получился рисунок или надпись, на поверхность раскрашиваемого объекта предварительно накладывается трафарет, а затем краска наносится на объект с помощью специального устройства для распыления или аэрографа.

История возникновения художественного стиля

Аэрография как художественный стиль начала развиваться еще в середине прошлого века. Первыми, кто использовал аэрографию на транспорте были байкеры. Постепенно она распространилась на тюнинговых версиях суперкаров. Таким образом, каждый гонщик или байкер мог выделиться и подчеркнуть свою индивидуальность. Изначально рисунки и надписи на авто и байках делали вручную профессиональные художники. Это было дорогое удовольствие и не каждый мог себе позволить.

На сегодняшний день техника воздушного нанесения рисунков доступна каждому. Благодаря специальным устройствам, которые называются аэрографами или пульверизаторами, любой желающий может самостоятельно разрисовать свой автомобиль как душе угодно. Однако, не стоит пренебрегать советами некоторых эзотериков и выбирать рисунки, отражающие негатив, в особенности: кровь, черепа, ритуальные сцены и нечто подобное. По их мнению, такие картины способны привлечь беду. И все же это лишь рекомендация.

Методы нанесения аэрографического рисунка

В настоящее время различают три основных метода нанесения рисунка:

  • классический, то есть рисунок наносится аэрографом;
  • нанесение рисунка с помощью краскопульта и трафарета;
  • оклейка поверхности виниловой пленкой.

Первый метод предполагает использование для нанесения рисунка специального инструмента — аэрографа. Он распыляет краску тонкой струей, используя энергию сжатого воздуха. Для получения более эффективного результата можно регулировать яркость, форму и толщину струи с помощью регулятора, встроенного в аэрограф, либо воспользоваться сменными блоками. Такие инструменты имеют высокую стоимость, а также требуют определенных навыков, то есть ими пользуются профессионалы. Этот метод больше подходит для тех, кто ценит искусство, подлинность и оригинальность.

В отличие от первого метода, нанесение рисунка краскопультом не требует специальных знаний и дорогостоящих инструментов. Этот метод доступен каждому. Научиться распылять краску с помощью краскопульта можно очень быстро и легко. Если профессионалы сами рисуют картины, то простые смертные, не отмеченные таким дарованием, могут использовать для этих целей трафареты.

Можно самим сделать трафарет, и неважно умеете вы рисовать или нет. К счастью, на дворе XXI век, и компьютеры плотно вошли в жизнь людей, позволяя им делать невозможное. Есть специальные программы, которые помогут нарисовать трафарет, отвечающий всем вашим требованиям.

Готовый трафарет раскладывают на поверхность объекта или авто, а затем начинают распылять краску с помощью обычного малярного краскопульта. Стоит он недорого и продается везде, а также прост в применении. Это самый лучший способ для тех, кто просто хочет подчеркнуть свою индивидуальность. Неважно профессионально или нет, но зато сделал как хотел, и сделал САМ.

Третий метод аэрографии активно применяется в маркетинге. На улицах города нередко можно встретить автобусы, повозки, грузовики и другие виды транспорта, оклеенные объявлениями и логотипами различных компаний или картинками, на которых изображена продукция. Более того, виниловую пленку используют в качестве защиты поверхности от царапин или чтобы скрыть незначительные увечья. Виниловая пленка имеет большой срок службы и доступна по цене. Поэтому этот способ очень популярен.

Стили аэрографии и технологии нанесения рисунка

Как уже было упомянуто выше, аэрография применяется для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность. А это реализуется посредством применения различных стилей. Существует три стиля в аэрографии:

  1. Объемный стиль, где рисунок наносится с использованием объемных элементов, которые затем покрываются лаком.
  2. Псевдоаэрографический стиль заключается в том, что на нанесенный рисунок наклеивают виниловую пленку с точно таким же рисунком. Она играет защитную функцию от ультрафиолетовых лучей и внешних механических повреждений. Разумеется, эту пленку можно снять в любой момент самостоятельно. Перед тем как наклеить пленку, поверхность тщательно очищают от пыли, а также обезжиривают.
  3. Люминесцентный стиль, когда рисунок наносится с использованием специальной краски, которая ничем не отличается от обычной в дневное время суток, но ночью она отражает свет. Это краска выглядит очень эффектно и отличается своей долговечностью.

Технологии нанесения аэрографического рисунка также подразделяются на несколько видов, которые зависят от сложности рисунка, наличия множества мелких деталей и других факторов:

  1. Монохромная технология нанесения представляет собой изображение рисунка на основном фоне объекта с использованием нескольких оттенков различной степени яркости и контраста.
  2. Многоцветная технология, как видно из названия, предполагает использование всей гаммы цветов, которая только доступна человеку.

Устройство аэрографа и его разновидности

Аэрограф — это небольшое красящее устройство, которое состоит из следующих конструктивных элементов:

  • коробка или корпус, похожий на пистолет;
  • бочонок, в который наливается краска для распыления;
  • сопло с крышкой — элемент, отвечающий за настройку толщины струи и диаметра;
  • пусковой рычаг управляет уровнем воздуха, создавая достаточный уровень давления для распыления;
  • игла регулирует подачу краски;
  • клапан подачи воздуха;
  • воздушный клапан, через который подает воздух в сопло.

Аэрографы бывают двух видов: одинарного и двойного действия. Аэрографы одинарного действия от двойного отличаются принципом работы, то есть они могут регулировать только воздушный поток, который может смешиваться с краской как снаружи, так и внутри, в зависимости от типа конструкции. Соответственно, в аэрографе внутреннего смешения воздух подается и смешивается с краской внутри, а в устройстве наружного смешения — снаружи.

Второй вид аэрографов применяется для равномерного покрытия больших поверхностей. В конструкции некоторых из них предусмотрен дополнительный элемент, который называется игольчатым клапаном, предназначенный для регулирования количества подачи.

Аэрографы двойного действия представляют собой устройства, в которых уровень открытия игольчатого и воздушного клапанов позволяет регулировать потоки подачи воздуха и краски одновременно. Такие аэрографы предназначены для профессионалов.

Применение аэрографии в индустрии красоты

Речь идет о нанесении аэрографии на ногти. Существуют несколько способов нанесения рисунка. Наиболее популярные из них:

  • единый рисунок разделяется и изображается на ногтях по частям, подобно пазлу, и собирается воедино, когда пальцы вместе;
  • нанесение изображения с использованием страз и специальной глиттерной краски, то есть краски из блесток;
  • рисунок наносится с помощью трафарета, затем корректируется аэрографом вручную;
  • использование рисунков в стиле 3D графики.

Преимущества использования аэрографии:

  • возможность создания уникального образа ногтей или же каждого ногтя отдельно;
  • широкий выбор дизайнов, стилей и образов;
  • возможность избежать неравномерного окрашивания;
  • простота и удобство работы;
  • возможность реализовать самые смелые фантазии;
  • фотографичность и высокое качество изображения.

Это очень скрупулезный процесс, требующий высокого уровня профессионализма. В среднем такой маникюр может затянуться минимум на полчаса, но все зависит от сложности работы и рисунка.

Аэрограф – пневматический красящий инструмент, предназначенный для нанесения краски методом распыления.

Читайте также:  Ремонт диодной лампы своими руками

Его особенность, которая бросается сразу же в глаза – миниатюрные размеры, сравнимые с шариковой ручкой или маркером.

Практически все существующие виды аэрографов используются в аэрографии – одной из техник изобразительного искусства, применяются в боди-арте, росписях на стенах зданий, для создания рисунков на различных поверхностях.

Более того, высокого результата без использования аэрографов добиться довольно сложно.

Назначение и принцип действия

Аэрограф применяется в первую очередь для выполнения тонких покрасочных работ.

Толщина линий, наносимых этим инструментом, может не превышать толщину человеческого волоса, что позволяет выполнять покраску любых поверхностей с высокой точностью нанесения фигур, элементов изображений.

Cлово «аэрография» – подразумевает нанесение рисунков при помощи воздуха, при этом существует несколько ее видов, в зависимости от цвета используемого в качестве фона и типа красок.

Аэрографы чаще всего применяют для создания рисунков на кузовных элементах автомобилей, мото и практически любой техники.

Аэрографию используют в росписи различной посуды, новогодних игрушек, смартфонов, различного размера сувениров и подобной продукции.

Ретушь, реставрация фотоснимков, создание живописных полотен, роспись ногтей, отдельных участков тела, включая макияж, да и всего тела – все это способен выполнить хороший мастер с аэрографом в руках.

А еще этот инструмент, кроме покраски, используют для грунтования соответствующими смесями на основе смол и эмали.

Аэрограф способен наносить материал тонким слоем, в чем и заключается его преимущество перед теми же краскопультами.

В работе используется метод пневматического распыления, когда воздушный поток, давление которого превышает атмосферное, при прохождении сквозь узкое отверстие, формирует струю.

Одновременно с этим вокруг струи образуется околоструйное разрежение, именуемое иначе низким вакуумом, а происходит этот процесс из-за высокой скорости движения воздушной массы.

Аэрографы для работы требуют источник сжатого воздуха, в роли которого выступает компрессор.

Возможна эксплуатация этого инструмента и без компрессора, например, с применением баллона со сжатым воздухом.

Какие материалы можно красить аэрографом?

Аэрограф активно используют для нанесения красящего состава на любые материалы, на которых краска способна удержаться.

Нанося на поверхность при помощи этого инструмента жидкое лакокрасочное покрытие, можно достичь, при сохранении полной гладкости первой, и плавные цветовые переходы, и невероятные декоративные эффекты, включая 3D.

Особенно впечатляет эффект грубой фактуры с сохранением зеркальности поверхности.

В качестве основы для аэрографии может выступать дерево и пластик, металл и стекло, текстиль, бумага и даже кожа человека.

Если в этом вопросе и есть какие-либо ограничения, то они касаются совместимости с материалом выбранной краски.

Какими красками работают аэрографы?

При работе аэрографом используют следующие группы красок:

  • Водорастворимые акриловые составы.
  • Базовые уретановые варианты.
  • Многокомпонентные мультиэтапные составы.

Популярность получили акриловые краски, изготовленные на водной основе, среди достоинств которых отмечается широкая цветовая палитра, высокий уровень укрывистости и адгезии, нетоксичность, возможность использования на любых типах поверхностей.

В роли прямого конкурента этой краски выступает нитроэмаль, которая используется при работе с автомобильными кузовами, отличается высокой скоростью высыхания.

Кроме того, с ее помощью можно создать полупрозрачную заливку или идеальную тонкую линию.

Устройство и характеристики

Аэрограф представляет собой инструмент цилиндрической формы, состоящий из следующих элементов:

  • Сопло – ровное выходное отверстие, которое, соответственно, обеспечивает ровную струю.
  • Игла – расположена по центру сопла, открывает и перекрывает выходное отверстие, а специальная втулка удерживает ее в правильном положении.
  • Бачок для краски – обычно расположен сверху или снизу инструмента.
  • Регулятор положения иглы – обеспечивает регулировку количества распыляемой краски.
  • Триггер – пусковой рычаг, приводящий инструмент в действие.
  • Клапан подачи воздуха и воздушный шланг – для подключения источника сжатого воздуха.

Отдельные детали могут отличаться как формой, так и расположением, тем не менее это никак не влияет на принцип работы инструмента.

Материал

Для изготовления корпуса аэрографа используется металл, композитные материалы.

Бачок также бывает металлическим или изготовленным из прозрачного пластика.

Вопрос хранения и транспортировки решает включенный в комплект поставки пластиковый футляр.

Игла и сопло нередко получают тефлоновое покрытие.

Иглы и сопла

Одной из важнейших характеристик аэрографов являются диаметры сопел и игл, в зависимости от которых выполняются те или иные художественные работы.

Размеры сопла могут находиться в пределах 0,15 – 0,6 мм, где:

  • 0,15 – 0,18 мм – применяют для получения высокой детализации изображений и формирования крайне тонких линий. Для этих целей подходят только мелкодисперсные краски высочайшего качества, так как в противном случае велик риск выхода из строя самого инструмента, либо же возможно искажение рисунка.
  • 0,2 – 0,3 мм – универсальные диаметры, которые одинаково хорошо применяют для нанесения фона на разные объекты и четкой прорисовки мелких деталей.
  • 0,4 – 0,6 мм – применяют для нанесения не только краски, но и лака, грунтов, подходят для масштабных художественных работ.

К характеристикам также относится тип соединения сопла с основной частью инструмента, оно бывает:

  • Фиксируемое, резьбовое.
  • Фиксируемое, конусное (коническое) самоцентрическое.
  • Фиксируемое, комбинированное самоцентрическое.
  • Плавающее самоцентрирующееся.

Размеры и вес

Общая длина аэрографа обычно составляет порядка 150 – 267 мм, ширина 41 – 144 мм, в зависимости от расположения бачка, высота 13 – 90 мм.

Весит инструмент в среднем 0,3 – 0,68 кг.

Емкость бачка около 0,0015 – 0,009 л.

Типы подачи воздуха и рабочее давление

Аэрографы, в зависимости от модели, требуют подвода сжатого воздуха под давлением от 1 до 3,5 атмосфер.

Расход этого воздуха обычно составляет от 9 до 57 литров/мин., при этом по типу прохода воздушного потока различают:

  • Проточные модели – с постоянным выходом воздушного потока наружу без регулировки его количества.
  • Запираемые аэрографы – с выходом воздушного потока наружу только при включении триггера, с регулировкой его количества.

Воздух, как правило, подводится снизу инструмента, в отличие от красочного материала.

В зависимости от расположения красочной емкости, подводка материала бывает:

  • Гравитационная – бачок расположен сверху, что позволяет красочному материалу попадать в смеситель под действием гравитации. Верхняя подача не требует высокого давления воздуха.
  • Сифонная – бачок расположен снизу, а значит, речь идет об инструменте с нижней подачей. Тут требуется давление выше, так как воздух подается в бачок и выталкивает краску наверх в смеситель. Преимущество заключается в большей вместительности бачка, если сравнивать с предыдущим вариантом.
  • Гибридная – совмещает два описанных выше варианта, то есть бачок может быть как сверху, так и снизу. В конструкции предусмотрен переключатель между ними, а некоторые модели способны и вовсе работать одновременно с двумя резервуарами.

Бывают аэрографы с бачком, расположенным сбоку (справа или слева), но они также относятся к гравитационным или сифонным вариантам.

Для краскораспылителей пневматического распыления технические условия содержатся в ГОСТ 20223-74, однако, его действие на данный момент прекращено.

Маркировка

Обычно на боковой части каждого аэрографа указывается маркировка, которая может содержать информацию о технических характеристиках, стране, дате производства и/или компании изготовителя.

Единой системы маркировки для аэрографов нет, так что расшифровку надписей на каждой конкретной модели необходимо смотреть в соответствующих таблицах производителя.

Виды аэрографов и их цена

Аэрографы делятся на виды одновременно по нескольких параметрам.

Так, например, исходя из способа смешивания воздуха с покрасочным материалом, различают следующие типы смесителей:

  • Внешний – два потока смешиваются с внешней стороны, обладают несложной конструкцией, просты в применении и настройке. С другой стороны, подобные модели подходят только для работы с большими площадями. Из-за простоты и неприхотливости такой инструмент хорош для начинающих мастеров, а потому может считаться любительским. Стоимость 700 – 1500 рублей.
  • Внутренний – подходит для покраски труднодоступных мест, отличается качественным итоговым результатом работы. Следует отметить, что конструкция с внутренним смешиванием потоков требует бережного обращения, так как не отличается серьезным запасом прочности.
Читайте также:  Маленькие цепные электропилы мини

Аэрограф внутреннего распыления – полноценное профессиональное оборудование для точных работ.

В частности, речь идет о гибридном исполнении, позволяющем устанавливать бочонок для краски в удобное для эффективной работы положение, а также обеспечивающем более высокое выходное давление.

Стоимость зачастую не ниже 1600 рублей.

По типу управления аэрографы бывают:

Одиночного (одинарного) действия

Модели, в которых реализовано внешнее распыление без иглы, внутреннее распыление и внешнее распыление с иглой.

Управление режимом работы выполняется посредством регулировки либо красочного канала, либо воздушного.

В первом случае воздушный поток дует постоянно, и остается неизменным, а красящий материал распыляется по нажатию на триггер.

Во втором случае при нажатии на курок формируется поток воздуха, создающий зону пониженного давления, в которую затягивается краска, с последующим распылением.

Именно аэрографы с регулировкой по воздушному каналу получили широкое распространение, вытеснив с рынка первоначальную конструкцию этого инструмента.

Двойного действия

Варианты плавного независимого (ручного) и фиксированного (зависимого, автоматического) действия.

В первом случае, управление осуществляется как по красочному, так и по воздушному каналам, т.е. при нажатии на триггер происходит подача только краски, а для пуска воздуха триггер нужно оттянуть слегка назад.

Во втором случае, осуществлять независимую регулировку расхода воздуха и краски невозможно, в связи с тем, что два действия соединены в одно, где при отведении триггера назад одновременно подается воздух и краска.

Независимого действия

С полностью контролируемым процессом работы, что позволяет применять некоторые дополнительные эффекты.

Считается универсальным вариантом.

По способу включения в работу аэрограф может быть:

Кнопочный

Это триггерный вариант, по форме напоминает шариковую ручку, собственно, в процессе работы точно так же удерживается в руках, при этом кнопка запуска находится сверху.

Курковый

По форме напоминает пистолет, соответственно и размерами обладает несколько большими.

Пистолетный аэрограф внешне схож с классическим краскопультом.

Аэрографы могут оснащаться механизмами предварительной настройки, по этому параметру инструмент делится на следующие виды:

Pre-set Handle Set

Это варианты с механизмом ограничения подачи красящего материала.

Конструкцией предусмотрен механизм ограничения перемещения иглы.

Line Adjustment Assembly

Здесь предусмотрена предварительная регулировка подачи материала.

Таким механизмом оснащаются только аэрографы с нижней подачей материала, однако, сам инструмент очень прост в управлении.

Также существуют модели с предварительной настройкой подачи воздуха в виде дополнительного воздушного клапана.

Наибольшего распространения получил пневматический инструмент, который требует подключения к отдельному компрессорному оборудованию с ресивером, либо какому-нибудь источнику сжатого воздуха, однако, существует электрический вариант исполнения аэрографа.

В последнем случае речь идет все-таки тоже о пневматическом приборе, но в его комплекте есть небольшой, иногда даже миниатюрный компрессор без ресивера, питающийся от обычной розетки.

Почти всегда это китайский маломощный инструмент, однако, для некоторых целей, например, для покраски ногтей, он вполне подходит.

Мини аэрограф

В основном так называют любительские модели этого инструмента, корпус которых может быть выполнен как из металла, так и из пластика.

Особых отличий от стандартных вариантов здесь нет, кроме цены и скромного комплектующего набора.

Стоимость пластмассовых экземпляров начинается примерно от 600руб. за весь комплект, по сути это хорошая игрушка для тренировки и наработки необходимых навыков.

Металлические мини аэрографы, как правило, это обычные модели, имеющие чуть меньшие размеры, цена таких вариантов выше пластмассовых примерно в 4-10раз.

Обычно аэрограф может использоваться для выполнения широкого спектра работ, однако, некоторые производители изготавливают специализированные модели под определенные задачи. В качестве примера можно привести следующие варианты:

Автомобильный

Инструмент, для работы которого требуется приобретать отдельно производительный компрессор с ресивером, предназначенный специально для покраски кузова автомобиля.

Пищевой

Кондитерский аэрограф предназначен для работы со специальными пищевыми красителями, используют его для украшения тортов и пирожных.

Аэрограф для макияжа

Диаметр игл в косметических аэрографах очень тонкий, поэтому такой специализированный инструмент более чувствителен к красящему материалу.

Так различаются модели для использования красок на водной и силиконовой основе.

Емкость для краски тоже заметно меньше, чем у обычных экземпляров, для проведения косметических процедур в бачок достаточно капнуть 3-5 капель красящего вещества.

Стоимость таких вариантов может быть более 9 т.р.

Как выбрать аэрограф?

Выбирая аэрограф, следует помнить, что новичку нет необходимости приобретать дорогостоящую модель.

Дело в том, что инструмент придется осваивать, а для этого требуется время для наработки опыта, в течение которого неизбежны ошибки.

Поэтому инструмент должно быть не жалко повредить, особенно иглу или сопло, в том смысле, что начинать лучше от простого к сложному, а не наоборот.

Вместе с инструментом придется приобретать и компрессор, для домашнего использования рекомендуется приобретать мембранную модель, среди преимуществ которой простота управления.

В продаже можно найти полный комплект вместе с компрессором.

Профессионалу, имеющему опыт обращения с аэрографами, например, для покраски автомобилей, потребуется надежный и качественный инструмент.

Модели профессионального уровня отличаются сложностью настройки и управления, наличием дополнительных опций, позволяющих выполнять работу максимально точно и эффективно.

Так, например, ограничитель подачи предотвратит образование неровностей и клякс за счет ограничения максимального размера линии.

Если выбор падает на аэрограф с регулятором давления, это исключит необходимость в процессе работы постоянно бегать к компрессору для его настройки.

Выбирать аэрограф, желательно из числа известных производителей, в специализированных магазинах, где можно получить хорошую консультацию продавца, который поможет выбрать модель под конкретные задачи, ознакомит с нюансами эксплуатации и ухода за инструментом.

Важно обратить внимание на комплектацию, условия и срок гарантийного обслуживания, так как стоимость даже отдельных элементов хорошего инструмента довольно высокая.

Что нужно знать об аэрографах?

Аэрограф является высокоточным инструментом, который требует правильного ухода и хранения.

Для очистки инструмента необходимо избавить его от остатков краски, извлечь иглу, а затем ее протереть по направлению к острому концу.

Далее в аэрограф следует залить небольшое количество чистящего раствора (можно использовать WD-40), либо просто воды, и пропустить ее по соплу, а затем продуть воздухом.

После этого протираем емкость для краски чистой и сухой тряпочкой.

Далее отвинчиваем колпак предохранения, протираем его указанным выше раствором, а затем снова завинчиваем.

В заключение чистки иглу вставляем обратно, и выполняем повторное продувание.

Иглу можно хранить как в сборе, так и отдельно.

Хранить аэрограф и его комплектующие в жидкости не рекомендуется, т.к. могут разбухнуть прокладки, чтобы этого не произошло их можно предварительно снять.

Чистка аэрографа обязательная процедура даже после кратковременного использования.

Именно это действие обеспечит длительное сохранение производительности инструмента, его долговечности и износостойкости.

Производители

Среди отечественных изготовителей внимания заслуживают аэрографы производства Зубр, Калибр, Кратон.

Читайте также:  Схема намотки якоря коллекторного двигателя

Зарубежные модели представлены такими марками, как Jonnesway, GAV, Foxweld, Abac, PATRIOT, FUBAG, HUBERTH, Quattro Elementi, JAS, Hansa, Fengda, Rich Pen.

При­вет­ствую Вас на бло­ге kuzov.info!

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

В этой ста­тье рас­смот­рим прин­цип рабо­ты аэро­гра­фа.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Аэро­граф пред­став­ля­ет собой рас­пы­ли­тель крас­ки, рабо­та­ю­щий при помо­щи сжа­то­го воз­ду­ха. В отли­чие от крас­ко­пуль­та, это более мини­а­тюр­ное устрой­ство, сде­ла­ное так, что рас­пы­ля­е­мый факел может рисо­вать линии раз­ной тол­щи­ны, а так­же рас­пы­лять пол­но­цен­ные отно­си­тель­но широ­кие слои крас­ки. Тех­ни­ка рас­пы­ле­ния поз­во­ля­ет сме­ши­вать два и боле цве­тов в про­цес­се рисо­ва­ния без замет­ных гра­ниц. Так, один цвет будет плав­но пере­те­кать в дру­гой.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —> Иллю­стра­ция из патен­та аэро­гра­фа Чарль­за Бур­ди­ка, 1896 год.

Кон­струк­ция аэро­гра­фа не так уж силь­но изме­ни­лась за послед­ние сто лет. Основ­ные изоб­ре­те­ния, бла­го­да­ря кото­рым совре­мен­ный аэро­граф так выгля­дит и име­ет такие функ­ции, были сде­ла­ны ещё в кон­це 19, нача­ле 20 веков. К при­ме­ру, Чарльз Бур­дик (Charles Burdick), изоб­ре­та­тель, полу­чил патент на пер­вый аэро­граф двой­но­го дей­ствия в 1890 году. В 1892 году этот же чело­век полу­чил патент на аэро­граф с внут­рен­ним сме­ши­ва­ни­ем.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Как работает аэрограф?

Крас­ка хра­нит­ся в бач­ке, рас­по­ло­жен­ном свер­ху, сни­зу или сбо­ку, в зави­си­мо­сти от типа аэро­гра­фа. Она идёт через канал к игле и оста­нав­ли­ва­ет­ся в месте, где игла плот­но при­ле­га­ет к выпуск­но­му отвер­стию. Попа­да­ние крас­ки в часть аэро­гра­фа, где она не долж­на быть, предот­вра­ща­ет­ся уплот­ни­те­лем иглы. Когда Вы нажи­ма­е­те на триг­гер, воз­душ­ный кла­пан откры­ва­ет­ся и пус­ка­ет воз­дух, кото­рый про­хо­дит через свой выде­лен­ный канал, после чего выхо­дит из соп­ла. Дви­же­ние иглы впе­рёд и назад изме­ня­ет зазор выпуск­но­го отвер­стия соп­ла, что регу­ли­ру­ет коли­че­ство рас­пы­ля­е­мой крас­ки. В зави­си­мо­сти от типа аэро­гра­фа, игла может дви­гать­ся отве­де­ни­ем триг­ге­ра назад в про­цес­се рас­пы­ле­ния, либо толь­ко регу­ля­то­ром на зад­ней чести аэро­гра­фа, кото­рый настра­и­ва­ет­ся до рас­пы­ле­ния. Типы аэро­гра­фов и осо­бен­но­сти их кон­струк­ции мы рас­смот­рим в этой ста­тье ниже.

p, blockquote 5,0,1,0,0 —>

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Про­хо­дя через сужен­ную часть соп­ла, воз­дух после себя созда­ёт локаль­ное сни­же­ние дав­ле­ния (эффект Вен­ту­ри, след­ствие зако­на Бер­нул­ли, или вса­сы­ва­ние), что при­тя­ги­ва­ет крас­ку. Она может сме­ши­вать­ся с воз­ду­хом внут­ри соп­ла или сна­ру­жи, в зави­си­мо­сти от типа аэро­гра­фа. Далее крас­ка, при помо­щи сжа­то­го воз­ду­ха, дро­бит­ся на очень мел­кие кап­ли и рас­пы­ля­ет­ся, фор­ми­руя факел.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Аэро­гра­фы могут иметь раз­ные иглы и соп­ла. Раз­ные раз­ме­ры исполь­зу­ют­ся в зави­си­мо­сти от вяз­ко­сти рас­пы­ля­е­мой крас­ки. Аэро­гра­фы с раз­ны­ми раз­ме­ра­ми иглы и соп­ла (от 0.1 мм до 1.5 мм) обыч­но делят­ся на три груп­пы: fine, medium и heavy. Fine (малень­кий раз­мер соп­ла) – боль­ше все­го под­хо­дит для рас­пы­ле­ния более жид­ких кра­сок, таких как водо­рас­тво­ри­мые крас­ки, чер­ни­ла, кра­си­те­ли и гуаш. Medium (сред­ний раз­мер соп­ла) – наи­бо­лее попу­ляр­ный выбор; под­хо­дит для рас­пы­ле­ния гото­вых кра­сок для аэро­гра­фии и пра­виль­но раз­ве­дён­ных акри­ло­вых кра­сок. Heavy (круп­ный раз­мер соп­ла) – под­хо­дит для кра­сок с боль­шим содер­жа­ни­ем пиг­мен­тов или более вяз­ких кра­сок, таких как эмаль, лак, раз­ве­дён­ные гла­зу­ри.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

В зави­си­мо­сти от типа аэро­гра­фы могут иметь раз­ную кон­струк­цию. Рас­смот­рим типы аэро­гра­фов и осо­бен­но­сти их устрой­ства.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Типы аэрографов

Аэро­гра­фы клас­си­фи­ци­ру­ют­ся по трём харак­те­ри­сти­кам:

p, blockquote 10,1,0,0,0 —>

  • по дей­ствию, кото­рое про­из­во­дит­ся при нажа­тии на триг­гер (курок аэро­гра­фа) ;
  • по меха­низ­му пода­чи крас­ки в аэро­граф;
  • по точ­ке, где про­ис­хо­дит сме­ши­ва­ние крас­ки с воз­ду­хом.

Аэро­гра­фы оди­нар­но­го и двой­но­го дей­ствия

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Самые про­стые аэро­гра­фы име­ют меха­низм оди­нар­но­го дей­ствия. В них нажа­тие на триг­гер при­во­дит в дей­ствие поток воз­ду­ха через аэро­граф. Поток крас­ки, в аэро­гра­фах оди­нар­но­го дей­ствия, осу­ществ­ля­ет­ся отдель­но от дей­ствия триг­ге­ра. Это дела­ет­ся пово­ро­том соп­ла на аэро­гра­фе с внеш­ним сме­ши­ва­ни­ем (к при­ме­ру, аэро­гра­фы Badger 350 или Paasche Model H) или пово­ро­том регу­ля­то­ра поло­же­ния иглы на аэро­гра­фе с внут­рен­ним сме­ши­ва­ни­ем (к при­ме­ру, в аэро­гра­фах Badger 200 или Iwata SAR ).

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Таким обра­зом, объ­ём рас­пы­ля­е­мой крас­ки, и факел под­дер­жи­ва­ет­ся на фик­си­ро­ван­ном уровне, до того как аэро­граф не будет пере­на­стро­ен. Аэро­гра­фы оди­нар­но­го дей­ствия про­ще исполь­зо­вать и их сто­и­мость ниже, но они име­ют огра­ни­че­ния, когда худож­ник хочет сде­лать что-то более худо­же­ствен­ное, чем про­сто нане­сти хоро­ший, ров­ный слой крас­ки.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

Аэро­гра­фы двой­но­го дей­ствия име­ют воз­мож­ность управ­лять одно­вре­мен­но пус­ком воз­ду­ха и регу­ли­ров­кой пода­чи крас­ки при помо­щи триг­ге­ра. Пуск воз­ду­ха осу­ществ­ля­ет­ся нажа­ти­ем на триг­гер, а пода­ча крас­ки регу­ли­ру­ет­ся сме­ще­ни­ем триг­ге­ра назад. Эта воз­мож­ность регу­ли­ро­вать поток крас­ки во вре­мя рас­пы­ле­ния аэро­гра­фа, в сово­куп­но­сти с изме­не­ни­ем худож­ни­ком рас­сто­я­ния от поверх­но­сти, поз­во­ля­ет варьи­ро­вать линии от тон­ких до тол­стых, не оста­нав­ли­ва­ясь, что­бы пере­на­стро­ить инстру­мент, как это нуж­но делать на аэро­гра­фах оди­нар­но­го дей­ствия. Это даёт боль­ший кон­троль и поз­во­ля­ет реа­ли­зо­вы­вать более широ­кую гам­му худо­же­ствен­ных эффек­тов.

p, blockquote 15,0,0,1,0 —> На аэро­гра­фе двой­но­го дей­ствия нажа­тие на триг­гер пус­ка­ет воз­дух, а отве­де­ние его назад управ­ля­ет пода­чей крас­ки.

Что­бы научить­ся лег­ко управ­лять триг­ге­ром на таком типе аэро­гра­фа, тре­бу­ет­ся мно­го прак­ти­ки. Зато после нара­бот­ки навы­ка откры­ва­ют­ся новые воз­мож­но­сти для худож­ни­ка. Аэро­гра­фы двой­но­го дей­ствия (Badger Patriot 105, Paasche VL , Iwata CM ‑C – хоро­шие при­ме­ры аэро­гра­фов тако­го типа) име­ют более слож­ную кон­струк­цию, чем аэро­гра­фы оди­нар­но­го дей­ствия, и имею более высо­кую сто­и­мость.

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Система подачи краски

Крас­ка может посту­пать в аэро­граф при помо­щи гра­ви­та­ции из бач­ка, рас­по­ло­жен­но­го свер­ху (аэро­граф с гра­ви­та­ци­он­ной пода­чей крас­ки) или вса­сы­вать­ся из резер­ву­а­ра, рас­по­ло­жен­но­го вни­зу аэро­гра­фа (аэро­граф сифон­но­го типа), а так­же быва­ют аэро­гра­фы с боко­вым рас­по­ло­же­ни­ем бач­ка для крас­ки. Каж­дый тип пода­чи крас­ки име­ет свои уни­каль­ные пре­иму­ще­ства. Аэро­гра­фы с гра­ви­та­ци­он­ной пода­чей крас­ки тре­бу­ют мень­шее дав­ле­ние воз­ду­ха для вса­сы­ва­ния крас­ки, так как крас­ка сама посту­па­ет в сме­си­тель­ную каме­ру под дей­стви­ем гра­ви­та­ции. Как пра­ви­ло, аэро­гра­фы с наи­луч­шим рас­пы­ле­ни­ем и спо­соб­ные рисо­вать мель­чай­шие дета­ли, исполь­зу­ют этот тип пода­чи крас­ки, так как мень­шее дав­ле­ние поз­во­ля­ет луч­ше кон­тро­ли­ро­вать поток крас­ки и полу­ча­ет­ся мень­ше опы­ла.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

Аэро­гра­фы с боко­вым и ниж­ним рас­по­ло­же­ни­ем бач­ка поз­во­ля­ют худож­ни­ку луч­ше видеть рису­нок свер­ху (не меша­ет бачок). Бачок с ниж­ним рас­по­ло­же­ни­ем обыч­но име­ет боль­ший объ­ём, чем на аэро­гра­фах с дру­гим типом пода­чи крас­ки. Таким обра­зом, они могут быть более пред­по­чти­тель­ны­ми для мас­штаб­но­го про­ек­та.

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

Точка смешивания воздуха и краски

Аэро­гра­фы быва­ют с внут­рен­ним и с внеш­ним сме­ши­ва­ни­ем крас­ки и воз­ду­ха.

p, blockquote 19,0,0,0,0 —> Прин­цип рабо­ты аэро­гра­фа с внут­рен­ним сме­ши­ва­ни­ем

Аэро­граф с внут­рен­ним сме­ши­ва­ни­ем — крас­ка и воз­дух сме­ши­ва­ют­ся внут­ри аэро­гра­фа (внут­ри соп­ла), созда­вая хоро­шее рав­но­мер­ное рас­пы­ле­ние крас­ки и малень­кий факел. Аэро­граф с внеш­ним сме­ши­ва­ни­ем – воз­дух и крас­ка выхо­дят из аэро­гра­фа до сме­ши­ва­ния друг с дру­гом, что созда­ёт более гру­бый факел боль­ше­го раз­ме­ра. Они сто­ят дешев­ле и под­хо­дят для рабо­ты с боль­ши­ми пло­ща­дя­ми и более вяз­кой крас­кой.

p, blockquote 20,0,0,0,0 —> p, blockquote 21,0,0,0,1 —>

Ссылка на основную публикацию